Эпоха Петра I

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 17:39, реферат

Описание работы

Эпоха Петра I сыграла огромную роль в истории русской культуры. В начале XVIII в. происходит переход от средневековья к культуре нового времени, все сферы жизни общества подвергаются европеизации, происходит секуляризация культуры.

Содержание

Введение
3
стр.
Литература петровского времени
4
стр.
Развитие театрального искусства
8
стр.
Живопись
10
стр.
Новые веяния в архитектуре
12
стр.
Санкт-Петербург
13
стр.
Заключение
15
стр.
Список используемой литературы
18
стр.

Работа содержит 1 файл

история реферат.docx

— 40.97 Кб (Скачать)

В первой четверти ХVIII века видное место в архитектуре занимает гражданское строительство. В это  время сооружаются здания крупных  промышленных предприятий. Хомовный двор, Суконный двор, Арсенал в Москве. Оружейный завод в Туле, заводы крепости на Урале. Из зданий общественного пользования необходимо назвать Главную аптеку, "Комедийную хромину" (театр) в Москве, систему монументальных зданий в Петербурге.

В церковной архитектуре  наступил период, получивший название "московское барокко". Строятся храмы  центрической композиции, устремленные ввысь, светлые и торжественные. Башеннообразные храмы дошли до нас в основном в подмосковных барских усадьбах.

Одним из видных архитекторов того времени является И.П. Зарудный, создавший замечательную церковь  архангела Гавриила и другие сооружения. В Москве в этот период построены  прекрасные пятиглавые храмы. Появилась  и принципиально новая архитектура, основанная на системе колонн, портиков, фронтонов, ротонд и т.д. Новые тенденции  в архитектуре отразились в строительстве  жилых помещений — палат, дворцов.

 

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

Уникальным по своему архитектурному облику был Санкт-Петербург, основанный в 1703г. и ставший столицей государства  в 1712 году.

Петербург был не только любимым  детищем царя, но и символом его  царствования, выражением эпохи преобразований. От старых городов Петербург отличался  строгой планировкой улиц, каменными  домами, уличным освещением, обширными  парками, площадями и бульварами.

Основными путями сообщения была система  каналов. Петр лично вникал во все  детали архитектурных проектов строительства  города, утверждал размещение и ширину улиц, места для скверов и парков, типы зданий. Были сделаны чертежи  типов домов для "именитых", "зажиточных" и "подлых людей.

Петербург — это принципиально  новая архитектура России. В основу ее положен голландский вариант  барокко со сдержанным оформлением  и со стремлением к максимальной рациональности. Представителем этой тенденции был выдающийся архитектор Д.Терезини.

В период строительства Петербурга во всем государстве было запрещено  каменное строительство, всякий въезжающий и входящий в город обязан был  доставлять камень.

Важнейшими строениями, представляющими  архитектуру петровского времени  являются собор Петра и Павла, Адмиралтейство, Кунсткамера, Гостинные дворы, Петровские коллегии. Видными архитекторами Петровского времени были Ж.Б.Леблон, А.Растрелли, А.Д. Захаров, И.Коробов и др.

В Петербурге, прежде всего, отразилось такое новое явление русской  культуры, как скульптурные композиции. Это особенно ярко выразилось в создании дворцово-парковых ансамблей, например, в оформлении Большого каскада Петергофского дворца. Примером паркового строительства и парковой архитектуры служит Летний сад

Петербург вошел в мировую историю, как одно из чудес света. Он притягивает  массу туристов, ученых-исследователей. Даже пресыщенные, повидавшие, кажется, уже все чудеса мира туристы —  знатоки градостроительства и архитектуры, восторгаются величественностью, строгостью и красотой, пропорциями и рациональностью  сооружений петровского времени. Проспекты, каналы, мосты, парки делают честь  искусству, архитектуре, всей петровской эпохе, её мастерам, их талантам и огромному  созидательному трудолюбию. Не даром Петербург называют Северной Пальмирой.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключение следует отметить, XVIII столетие стало периодом необыкновенно интенсивного культурного развития страны, поскольку в это время. Россия открывала для себя достижения западноевропейской культуры, накопленные на протяжении столетий (начиная с эпохи Возрождения). В XVIII в. отечественная школа в литературе, театральном и изобразительном искусстве развивалась, подчиняясь общим закономерностям европейской культуры, подготавливая взлет национальной культуры в XIX в.

Преобразования в области культуры были органичной частью реформирования страны. Реформы культуры, с одной стороны удовлетворяли насущные требования других преобразований и с другой стороны нередко сами служили импульсом ускорения изменений. Необходимо подчеркнуть также, что реформы Петра I были глобальными. История России до Петра и после него знала немало реформ. Главное отличие петровских преобразований от реформ предшествующего и последующего времени состоит в том, что они охватывали все стороны жизни народа, в то время как другие внедряли новшества, касающиеся лишь отдельных сторон жизни общества и государства.

В результате реформ и активной военной политики страна получила выход  к Балтийскому морю, было покончено  с политической и экономической  изоляцией, укрепился международный  престиж России, она стала великой  европейской державой.

Наиболее долговечным  осталось культурное наследие Петра I, сохранились многие учреждения культуры, памятники искусства и архитектуры, которыми страна гордится и сегодня.

Петр I по праву считается  одним из ярких исторических деятелей мирового масштаба. Много исторических исследований и художественных произведений посвящено преобразованиям, связанным  с его именем. Историки и писатели по-разному, порой прямо противоположно оценивали личность Петра I и значение его реформ. Уже современники Петра разделились на два лагеря: сторонников и противников его преобразований. Спор продолжается, и по сей день.

В ХVIII М.В. Ломоносов славил Петра, восторгался его деятельностью, считал его идеальным монархом, лишенным каких-либо недостатков. Для Радищева, декабристов Петр был поистине Великаном  с большой буквы.

Личность Петра I занимает особое место в творчестве А.С. Пушкина. Поэт относился к Петру I с глубоким уважением. Петру I посвящены такие  произведения, как "Полтава", "Медный всадник", "Арап Петра Великого". Пушкин был намерен написать историческое исследование о Петре I. Но вместе с  тем поэт видел и жесткость  царя, который "уздой железной Россию поднял на дыбы".

Ф.Энгельс называл Петра I действительно великим человеком. В.И. Ленин высоко ценил не только преобразовательную деятельность, но и личность Петра I, хотя и называл его метод преобразования страны жестоким и варварским.

Деятельность Петра подвергалась сомнениям и критике, а подчас и жестокой хуле. Известный и авторитетный историк Карамзин обвинял Петра I в измене «истиннорусским» началам  жизни, его реформы он называл  «блестящей ошибкой». Можно было бы привести немало примеров негативного  отношения к Петру I у славянофилов, ряда писателей последующего периода. Но наиболее интересно отметить взрыв, всплеск противоречивых оценок Петра I и его реформ в современных  условиях. Казалось бы, в период реформ его деятельность должна быть примером, однако находится немало политических деятелей и представителей творческой интеллигенции, отрицательно относящихся  к этому реформатору.

Однако, как бы ни старались  очернители Петра I, в истории его  дела оцениваются как прогрессивные.

Мы, люди конца XX века, не можем  в полной мере оценить взрывной эффект Петровских реформ в России. Люди прошлого, XIX века воспринимали их острее, глубже. Вот что писал о значении Петра  современник Пушкина историк  М. Н. Погодин в 1841 году, т. е. почти  полтора столетия после великих  реформ первой четверти XVIII века: "В  руках (Петра) концы всех наших нитей  соединяются в одном узле. Куда мы ни оглянемся, везде встречаемся  с этой колоссальною фигурою, которая  бросает от себя длинную тень на все наше прошедшее и даже застит нам древнюю историю, которая  в настоящую минуту все еще  как будто держит свою руку над  нами, и которой, кажется, никогда  не потеряем мы из виду, как бы далеко ни ушли мы в будущее".

Созданное в России Петром пережило и поколение Погодина, и  следующие поколения. Например, последний  рекрутский набор состоялся в 1874 году, т. е. спустя 170 лет после первого (1705). Сенат просуществовал с 1711 по декабрь 1917 г., т. е. 206 лет; синодальное устройство православной церкви оставалось неизменным с 1721 по 1918 г., т. е. в течение 197 лет, система  подушной подати была отменена лишь в 1887 г., т. е 163 года спустя после ее введения в 1724 г.

Иначе говоря, в истории  России мы найдем немного сознательно  созданных человеком институтов, которые просуществовали бы так  долго, оказав столь сильное воздействие  на все стороны общественной жизни. Более того, некоторые принципы и  стереотипы политического сознания, выработанные или окончательно закрепленные при Петре, живучи до сих пор; подчас в новых словесных одеждах  они существуют как традиционные элементы нашего мышления и общественного  поведения.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Всемирная история — М.: 2007г.
  2. В.О.Ключевский. Курс русской истории. М.:1989 г. т.4

3. Мавродин В.В. Рождение новой России. – М.: 2003 г.

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://ru.vikipedia.org/

 


Информация о работе Эпоха Петра I