Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 17:28, реферат
Крепостное  право зародилось на заре феодальной эпохи как альтернатива, причем более прогрессивная, рабовладельческому строю. 
В то время самой  большой ценностью  у народов была земля. И поныне фольклор доносит до нас  отголоски культа поклонения земле. Корни такого выражения, как «мать сыра-земля» и многих ему подобных, кроятся в начале феодальной эпохи. Все войны и набеги так или иначе были связаны с захватом или переделом земли, которая уже тогда рассматривалась как собственность.
1. Введение – стр.3. 
 
 
2. Начало закрепощения – судебник 1497г. – стр.7. 
 
 
3. Второй этап – судебник 1550 года – стр.9. 
 
 
4. Третий этап – соборное Уложение 1649г– стр.11. 
 
 
5. Заключение – стр.13. 
 
 
6. Последствия закрепощения  – стр.17 
 
 
7. Список использованной литературы – стр.16.
Федеральное агентство науки и образования
Государственное образовательное учреждение
Профессионального высшего образования
                              
Московский государственный открытый университет
                              
 
                  
Реферат 
По истории на тему: "Этапы закрепощения крестьян".
 
 
 
 
                
                              
                              
                              
                              
                              
                              
                              
                              
                              
 
                              
2009 г.
Содержание: 
1. 
Введение – стр.3. 
 
 
2. 
Начало закрепощения 
– судебник 1497г. – стр.7. 
 
 
3. 
Второй этап – судебник 1550 
года – стр.9. 
 
 
4. 
Третий этап – 
соборное Уложение 1649г– 
стр.11. 
 
 
5. 
Заключение – стр.13. 
 
 
6. 
Последствия закрепощения 
– стр.17 
 
 
7. 
Список использованной 
литературы – стр.16. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
      1. 
Введение 
Крепостное 
право зародилось 
на заре феодальной 
эпохи как альтернатива, 
причем более прогрессивная, 
рабовладельческому 
строю. 
В 
то время самой 
большой ценностью 
у народов была 
земля. И поныне фольклор 
доносит до нас 
отголоски культа 
поклонения земле. Корни 
такого выражения, как 
«мать сыра-земля» и 
многих ему подобных, 
кроятся в начале феодальной 
эпохи. Все войны и набеги 
так или иначе были связаны 
с захватом или переделом 
земли, которая уже тогда 
рассматривалась как 
собственность. 
Ценностью земля становится лишь в соединении с работником на земле.
Появление 
крепостного права 
явилось лишь необходимостью 
соединения и закрепления 
работника за землей. 
Города Руси были прямой 
противоположностью, 
как по внешнему виду, 
так и по внутреннему 
устройству городам 
Западной Европы: на 
Руси города являли 
собой средоточие светской 
и духовной власти. Это 
проявлялось, в частности, 
в структуре: при централизованной 
планировке городские 
улицы были широкими 
и прямыми, что поражало 
путешественников из 
Европы. 
Шло 
время, развивались 
средства производства, 
увеличивалось население. 
Одновременно растет 
дружина князя, а количество 
людей, ее кормящих, 
не увеличивается. Согласно 
Л.Н.Гумилева, любой 
набег на мирное поселение, 
завершался разграблением. 
Назревала 
необходимость заключения 
общественного договора 
в рамках формировавшегося 
феодального государства. 
Тем более, что интересы 
сторон уже были сформулированы 
предельно четко: воины 
хотят воевать, землепашцы 
же хотят спокойной 
жизни и готовы не только 
кормить воинов, но и 
покупать спокойную 
жизнь у тех, кто готов 
им ее обеспечить – 
все равно на какой ступени 
общества. 
Русь 
развивалась. По Гумилеву, 
в то время на этой 
территории происходил 
пассионарный толчок 
и бурное развитие 
явилось прямым его 
следствием. Можно 
сказать, что общее 
неприятие степных традиций 
и послужило зарождению 
общественного договора, 
названного впоследствии 
крепостным правом. 
Прикрепление 
крестьян к земле 
началось уже в XIV 
веке. В междукняжеских 
договорах записывалось 
обязательство не 
переманивать друг у 
друга чернотяглых 
крестьян. С середины XV 
века издается ряд грамот 
великого князя, в которых 
устанавливался единый 
для всех феодалов срок 
отпуска и приема крестьян. 
В тех же грамотах указывалось 
обязательство уплачивать 
за уходящего крестьянина 
определенную денежную 
сумму. Размер «пожилого» (плата 
за проживание крестьянина 
на земле господина) 
зависел от того, находился 
ли двор в степной или 
лесной полосе, и от 
срока проживания. 
 
 
 
 
Развитие 
крепостного права 
происходило в 
три этапа, рамки 
которых можно 
ограничить следующими 
документами: 
1. 
Судебник 1497 года, установивший 
в ст.57 «правило 
Юрьева дня»; 
2. 
Судебник 1550 года, во 
время действия 
которого введены    
«заповедные лета»; 
3. 
Соборное Уложение 1649 
года, отменявшее 
«урочные лета» 
и устанавливающее 
«бессрочность сыска». 
Прикрепление 
развивалось двумя 
путями – внеэкономическим 
и экономическим (кабальным). 
В XV веке существовало 
две основные категории 
крестьян – старожильцы 
и новоприходцы. Первые 
вели свое хозяйство 
и в полном объеме 
несли свои повинности, 
составляя основу феодального 
хозяйства. Феодал стремился 
закрепить их за собой, 
предотвратить переход 
к другому хозяину. Вторые, 
как вновь прибывши, 
не могли полностью 
нести бремя повинностей 
и пользовались определенными 
льготами, получали 
займы и кредиты. Их 
зависимость от хозяина 
была долговой, кабальной. 
По форме зависимости 
крестьянин мог быть 
половинником (работать 
за половину урожая) 
или серебряником (работать 
за проценты). 
По 
законодательным 
актам XIV-XV столетий 
все разряды крестьян 
землевладельцев 
– черные, дворцовые, 
боярские, вотчинные. 
Поместные по отношению 
к землевладельцам делились 
на три неравные категории: 
1. 
крестьяне тяглые, 
государственные, 
обложенные определенными 
государственными 
податями и повинностями, 
не имевшие права 
перехода. Они составляли 
преобладающую массу 
государственного народонаселения; 
2. 
крестьяне частновладельческие,
3. 
вольные крестьяне-колонисты 
на чужих землях, 
государственных 
и частных, освобожденные 
от податей и 
повинностей на определенный 
льготный срок, по истечении 
которого зачислявшиеся 
в разряд крестьян черных 
или частновладельческих. 
Помещики 
и вотчинники были 
судьями своих 
крестьян по всем делам 
за исключением дел 
уголовных. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
      2. 
Начало закрепощения 
– судебник 1497 года. 
Судебником 1497 года при царе Иване III впервые в общегосударственном масштабе было ограничено право крестьянского выхода: их переход от одного владельца к другому теперь разрешали только раз в году, в течение недели до и недели после Юрьева дня осеннего (25 ноября) после окончания полевых работ. Кроме того, выходцев обязывали плотить владельцу пожилое – деньги за утрату рабочих рук, за «двор» - хозяйственные постройки. Так было положено начало созданию общегосударственной системы крепостного права. Судебник
1497 
года, однако, не получил 
широкого распространения. 
До нас дошел 
всего один список 
Судебника, и этот 
факт – не только 
результат пожаров, 
безжалостно уничтожавших 
государственные 
и личные архивы. 
Потребность в 
общегосударственном 
своде законов была 
еще не столь велика 
как полвека спустя, 
когда появился новый, 
так называемый царский 
судебник 1550 года. 
Судебник, ограничивая власть кормленщиков, устанавливал как должен происходить суд, и притом у участием выборных представителей от верхов местного населения. Судье запрещалось брать взятки, использовать суд с цель. Мести и т.п. Это было положительной стороной централизации. Но
«судебник» 
призван был в 
первую очередь, обеспечить 
классовые интересы 
феодалов. Смертная 
казнь вводилась 
для многих «лихих дел», 
связанных с посягательством 
на феодальную собственность 
и порядок. За перепашку 
межи били кнутом и брали 
денежный штраф. Он содействовал 
дальнейшему развитию 
феодальных отношений. 
Внеэкономическая зависимость в чистом виде проявилась в институте холопства. Оно значительно изменилось со времен Русской Правды: были ограничены источники холопства (отменено холопство по городскому ключничеству, запрещено холопить «детей боярских»). Участились случаи отпуска холопов на волю. Закон отграничивал поступление в холопство
(самопродажа, 
ключничество) от 
поступления в 
кабалу. 
Развитие 
кабального холопства (в 
отличие от полного 
холопа кабальный 
не мог передаваться 
по завещанию, его 
дети не становились 
холопами) привело 
к уравниванию 
статуса холопов 
с крепостными. 
Выделялась особая категория больших, ли докладных, холопов, т.е. княжеских или боярских слуг, ведавших отдельными отраслями хозяйства – ключников, тиунов, огнищан, конюших, старост, пашенных. В имениях своих господ они выполняли регулярные функции: административные, финансовые, судебные и полицейские (приставы, доводчики и т.п.). Эти функции часто приобретали наследственный характер. Оформление их холопьего статуса носило вполне формальный характер, требовалось составление грамоты, участие свидетелей и т.д. Вся процедура называлась «докладом». Значительная часть
«больших 
« холопов переходила 
в разряд свободных 
людей, а в конце XVI 
века в период опричнины 
некоторые из них 
садились на прежние 
земли бояр, получив 
наименование «новых 
худородных господ». 
Юридическое оформление 
докладного холопства 
сократилось в начале XVII 
века. 
      3. 
Второй этап – 
судебник 1550 года. 
Народные выступления и боярский произвол в период малолетства Ивана
IV, 
а также общая 
тенденция к централизации 
страны и государственного 
аппарата повлекли за 
собой издание этого 
нового свода законов. 
Взяв за основу судебник 
Ивана III, составители 
нового судебника внесли 
в него изменения, связанные 
с усилением центральной 
власти. Его характерной 
чертой стало стремление 
улучшить отправление 
правосудия. Правда, 
старая система управления 
и суда в лице наместников 
и волостелей сохранилась, 
но с существенными 
поправками, суть которых 
сводилась к усилению 
контроля над ними со 
стороны местного населения 
и центральных властей. 
Население страны было обязано нести тягло-комплекс натуральных и денежных повинностей. Установлена единая для всего государства единица взимания налогов – большая соха. В зависимости от плодородия почвы, а также социального положения владельца земли, соха составляла (400-600 га) земли.
Таким 
образом, неместническая 
система управления, 
сложившаяся в 
период ликвидации уделов 
и вошедшая в сильное 
противоречие с требованием 
времени сначала 
была ограничена. А 
затем, в силу своей 
коренной непригодности, 
упразднена. 
Вместе 
с тем происходило 
сокращение холопства. 
По судебнику 1550 года 
холопам – родителям 
было запрещено холопить 
своих детей, рожденных 
на свободе. С 1589 года 
ставиться под 
сомнение холопство 
свободной женщины, 
вышедшей замуж за 
холопа. Судебники XV-XVI 
веков в качестве источников 
холопства уже не упоминали 
наказание за бегство 
закупа, разбойное убийство, 
поджог и конокрадство (как 
это было в Русской Правде). 
Вместе с тем усложнялась 
процедура отпуска холопов 
на волю – выдача грамот 
осуществлялась в ограниченном 
числе городов. Требовалась 
усложненная форма выдачи 
документа (судом с боярским 
докладом).