Этнические процессы на Беларуси 13 - 16 век

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 15:19, контрольная работа

Описание работы

Первоначально ВКЛ представляло собой – своеобразную федерацию. Однако Витовт делает первые шаги централизации государства. В начале XV в. были образованы первые воеводства. Во главе стояли воеводы. К концу XVI в. ВКЛ была поделена на 13 воеводств, которые делились на поветы. К концу XVI в. ВКЛ являлось централизованным государством. Сначала вся верховная власть находилась у великого князя. Он возглавлял вооруженные силы, мог объявлять войну и заключать мир, был главным судьей и администратором. При князе существовала великокняжеская рада с совещательными функциями.

Работа содержит 1 файл

История.doc

— 48.00 Кб (Скачать)

     15,16. Внутренний и сословный  слой ВКЛ. Церковно  – религиозные  отношения в ВКЛ

     Первоначально ВКЛ представляло собой – своеобразную федерацию. Однако Витовт делает первые шаги централизации государства. В  начале XV в. были образованы первые воеводства. Во главе стояли воеводы. К концу XVI в. ВКЛ была поделена на 13 воеводств, которые делились на поветы. К концу XVI в. ВКЛ являлось централизованным государством. Сначала вся верховная власть находилась у великого князя. Он возглавлял вооруженные силы, мог объявлять войну и заключать мир, был главным судьей и администратором. При князе существовала великокняжеская рада с совещательными функциями. Однако по мере усиления шляхты рада стала самостоятельной, независимой от князя органом госуправления – «паны-рада». Привелей 1492 г. устанавливал, что только решения князя, принятые вместе с «паны-радой», имеют силу закона. Привилей1506 г. был еще более категоричным: все законы и распоряжения должны были выдаваться великим князем только с согласия «паны-рады». В начале XV в. появляется – Сойм. Сойм обсуждал главные вопросы внутренней политики, принимал законодательные акты, устанавливал налоги, решал судебные вопросы, выбирал великого князя. В состав сойма входили паны-радные, важнейшие чины центрального и местного управления, представители духовенства, а также по 2 депутата от шляхты с каждого повета. Все должности в ВКЛ могла занимать только шляхта, христианской веры и уроженцы ВКЛ. Административные посты считались пожизненными, лишить их можно было только за тяжкие криминальные преступления и только по решению суда. В XIV–XVI вв. в ВКЛ оформилась ограниченная сословно-представительная монархия. Особенностью внутреннего строя ВКЛ было существование «магдебургского права» – права города на самоуправление. Первыми в ВКЛ получили магдебургское право Вильно (1387 г.) и Брест (1390 г.). На протяжении XV–XVI вв. грамоты были выданы почти всем крупным городам ВКЛ. Жители этих городов были лично свободными, им гарантировалось свободное занятие ремеслом, торговлей, образование цехов. Церковно-религиозные отношения КВЛ – связаны с христианской верой. На территории Беларуси христианство распространялось в виде православия. В 1054г христианская церковь раскололась на католическую(Рим) и православную(центр - Византийская империя, город Константинополь).Константинопольский патриарх создавал митрополии( глава - митрополит).После разгрома Киевской Руси Киевский митрополит переехал в Москву. Церковь была зависима от госуд. власти и К. митрополит стал проводить проповеди, что все должны подчиняться московскому князю. В середине 15в появилась Литовская митрополия. В конце 16в в Москве создается собственное патриаршество, выбран патриарх.2 этапа распространения католичества:1) середина 13 – конец 14в. Насильственное распространение через крестоносцев. Закончился неудачно.2) конец 14в. 1385год - кревская уния. Договор между Польшей и Литвой. Ягайло распространил католичество в ВКЛ. Он сам поменял веру. Главное - превратить феодалов в католиков. 1387г- Ягайло издает грамоту: феодалы католики получают экономическое преимущество. По принятию католичества земля становилась полной собственностью. В 1413г феодалы-католики получили политические преимущества. Только католики имели право избирать великого князя, преимущество при занятии госуд. Должностей. Православные феодалы боролись. Вплоть до гражданской войны. В 30е годы ВКЛ поделилось на 2 государства. Православные и католики получили одинаковые экономич. права. Но в политической сфере они ущемлялись. Православные вместе с землями и крестьянами уходили на сторону Москвы. Это главная причина победы Москвы над ВКЛ в войнах. В 16в православные и католики были уравнены в правах но юридически это было оформлено только в 1563году.

     17. Становление фольварочно-  барщинной системы  хозяйства. Аграрная  реформа 1557 г. Юридическое оформление крепостного права

     С точки зрения технологии, с/х в 13 – 16 в не испытывало прогресса (соха, двуполье, ручной труд, маленькая урожайность). Главная производительная и налоговая  единица- крестьянское хозяйство (дым).

     С дыма брали налог феодалы. Крестьяне жили в селах( 10 домов- уже деревня).Все крестьяне одной деревни составляли грамоду (крестьянскую общину).До конца 15в основная повинность крестьян была оброк.

     С 15в формируется “фольварочно-барщинное  хозяйство”. Его 2 отличительные черты:1.Главная повинность крестьян – барщина2.Ориентация на рынке. Причиной появления является рост городов, увеличение потребности с/х продукции. Главная роль-реформа 1557г.которая называется»волочная реформа”. Она проводилась на землях государства и великого князя, в период правления Жигимонда 2.

     Цель  реформы: увеличить доход феодальных имений путем точного учета земель и обложения крестьян повинностями пропорционально занятой земле.

     По  качеству земли волоки делили на 4 категории.

     Категории крестьян:

     А)По принципу свободы:

     -похожие(имел  право уходить к др. феодалу)

     - непохожие(не имели право ухожить  к др.феодалу)

     Б) По повинности:

     - тяглые(повинность – барщина)

     - осадные (платили чинш). 1447г –  крестьяне, прожившие на земле  феодала более 10 лет, становились непохожими. Феодалы получили право судить своих крестьян.

     Статут  – сборник законов ВКЛ.1529г  – 1 статут;1566г – 2 статут(административная ответственность за укрывательство беглых крестьян или кражу);1588г – 3 статут(окончательное юридическое  закрепощение крестьян).

     18.Белорусские  города второй  половины 12-первой  половины 17 вв.Развитие  ремесла и торговли. Магдебургское право

     Продолжает  развиваться ремесло. Самое известное-ювелирное. Основные черты ремесла: ритуальность(форма  магическо-священного действия), авторитарность(необходимость ссылки в своей работе при своих действиях, божественный человеческий авторитет), устремленность на автоматизм(ремесленник должен был запомнить все свои действия до автоматизма). Самый известный рецепт-закалка стали. ( в моче козла чёрного и рыжего мальчика). Ремесленный цех – 12- 13 век. Организация ремесленников, объединение ремеслинников одного профиля. К 16 в. – создание ремесленных цехов в Беларуси. Основные функции ремесленного цеха: утверждение монополии на определенный вид ремесла, контроль над производством ремесленных изделий(забота о том, чтоб качество продукции было очень высоким. Устанавливалось точное время, если работаешь больше- выгоняют или штраф), военно-политические ремесленные цеха(ремесленный цех одновременно был и военной единицей, профсоюз.)

     Самый развитый город в начале 17 в. Могилёв. (21 цех). Основная форма торговли торги(2 раза в неделю),ярмарка (3 раза в год, несколько дней),дороги- гостинец(широкая обустроенная дорога, на которой располагались дворы), они охранялись. Денежная единица – пражские гроши( серебряная монета).. Города ВКЛ получали Магдебурское право.( система городского управления, с элементами самоуправления). Первый город – Брест.1390 года.Магд. Право в Беларуси: 1город освобождался от власти и суда госчиновников и феодалов, от воинской повинности, получал право на свободную торговлю, на значительную площадь земли вокруг города. Жители гос. Городов были лично свободными, выезжали за границу, пересилялились.

     Войт  – высший гос. чиновник назначал великий  князь. Можно было купить место за очень большие деньги. Войт назначал наместника, согласуя с наиболее богатыми гражданами. Магистрат :1.Лава(судебные вопросы).2.Рада(следила за торговлей, ремеслом).За убийство кота, собаки- запрещалось заниматься своим ремеслом.

     19. Культура белорусских  земель XIII—XVI вв.

     В середине XIII—XIV вв. все земли Беларуси постепенно вошли в состав полиэтнического феодального государства - ВКЛ. Доминирующее демографическое положение Беларуси в границах ВКЛ и высокий уровень культуры белорусов определили полиэтнический характер распространения их языка. Язык белорусского народа XIV—XVIII вв. называется старобелорусским. Старобелорусский язык был в то время официальным государственным языком ВКЛ, на нем велось делопроизводство, писались статуты, грамоты, постановления сейма, летописи, хроники, литературные произведения. Он был средством общения между восточно- славянским населением и литовцами- аукштайтами, жемоитами. Наличие сильного государства гарантировало благоприятные внешние и внутренние условия жизни населения. Многие крупные города Беларуси в XV - начале XVI вв. добились магдебургского права. С общеземского привилея 1447 г. ускорился процесс законодательного оформления феодально-сословного строя. Формировались основы культурной, языковой консолидации основного населения Беларуси. Это проявлялось: 1)в формировании нового мировоззрения, ментальности, восприимчивости к новым интеллектуальным, политическим, этносоциальным и конфессиональным тенденциям; 2) в утверждении нового уклада жизни; 3) в возрождении античного наследия в культуре для утверждения новых идеалов и взглядов. В конкретных сферах духовной жизни Беларуси эти тенденции отражались прежде всего в книгопечатании, светской литературе, общественно-политических взглядах, общегосударственном праве, образовании, изобразительном искусстве, монументальной архитектуре; в социально-культурном смысле - в ренессансных формах жизни и быта, формировании новых центров городской культуры, меценатстве, расширении международных культурных связей, овладении науками, языками и рыцарским искусством. Основание белорусского книгопечатания связано с деятельностью выдающегося белорусского деятеля, мыслителя-гуманиста Франциска Скорины (ок. 1490-1551 гг.). Он издал в Праге 23 книги Ветхого завета на литературном белорусском языке. Позже в Вильно он организовал первую на белорусской земле и во всей восточной Европе типографию и издал 2 книги: в 1522 г. -«Малую подорожную книжицу», в 1525 г. - «Апостол». Скорина понимал народ как целостную общность, объединенную происхождением, исторической судьбой, языком. По его мнению, в понятие идеального гражданина входит мужество, справедливость, высокая духовность. В 50-60-е гг. XVI в. типографии были основаны в Бресте, Несвиже, Заблудове, Вильно, Полоцке, Минске, Могилеве, Слуцке. Пинске и др. Расширяется языковое своеобразие книжной продукции. Вторая половина XVI в. - время пробуждения общественной мысли в Беларуси. Сымон Будный издал напечатанные на белорусском языке учебные и полемические произведения «Катехизис» , «Об оправдании грешного человека перед богом» и др.В последние десятилетия XVI в. основным центром белорусского книгопечатания стал Вильно, где более-менее регулярно стали работать типографии братьев Мамоничей и главного белорусского Свято-Троицкого братства. Бесспорное главенство в издании польскоязычной и латинской продукции для всего ВКЛ принадлежало Виленской иезуитской академии. Одновременно с возникновением белорусского книгопечатания в первой половине XVI в. зарождалась светская латиноязычная литература. Н. Гусовский в издал на латыни поэму «Песня про зубра».В эпоху Возрождения продолжается летописание. С течением времени в летописях все больше места отводится художественной фантазии, в результате они стали напоминать исторические повести. Это «Хроника Великого княжества Литовского» (1520), «Хроника Быховца» (1530-?).Во второй половине XVI в. хроники и летописи постепенно вытесняются собственно историческими и историко-полемическими произведениями На белорусский язык переводились произведения европейских народов, что свидетельствует о расширении культурных связей. На территории Беларуси стали возводить строения в готическом стиле. Наиболее известными готическими памятниками Беларуси являются Троицкий костел XV в. в д. Ишкольдь (Барановичский район), храмы первой половины XVI в. в д. Сынковичи (Зельвенский район), д. Мурованка (Шучинский район), костел в д. Гнезно (Волковысский район) и др.

Информация о работе Этнические процессы на Беларуси 13 - 16 век