Этнические процессы

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 00:27, лекция

Описание работы

/Этнические процессы (теоретические аспекты)/. Э.п. - существенное изменение в ходе исторического процесса отдельных этнических элементов, частей этносов и этносов в целом, а также появление новых этнических общностей. В советской этнографической науке изучение Э.п. сформировалось в самостоятельную субдисциплину, получило теоретико-методологическое обоснование и воплощение в ряде капитальных трудов.

Работа содержит 1 файл

этнология.docx

— 56.86 Кб (Скачать)

Этнические процессы (Теоретические аспекты)

/Этнические процессы (теоретические  аспекты)/. Э.п. - существенное изменение  в ходе исторического процесса  отдельных этнических элементов,  частей этносов и этносов в  целом, а также появление новых  этнических общностей. В советской  этнографической науке изучение  Э.п. сформировалось в самостоятельную  субдисциплину, получило теоретико-методологическое  обоснование и воплощение в  ряде капитальных трудов.

Термин «этнические процессы»  был употреблен в 1920-е годы Н.Я. Марром, но развитие некоторых видов Э.п. рассматривалось еще в XIX в. Основное внимание при этом уделялось процессам  ассимиляции, возникающей при всесторонних контактах крупных и развитых этносов с попавшими в их среду  небольшими иноэтническими группами, что приводит к постепенному поглощению этих групп. Однако анализ таких процессов  был неполон, объективные факторы  их развития преуменьшались; известный  русский этнограф Н.Н. Харузин писал, например, об «ассимилятивной способности» русского народа. Некоторые связанные  с этим вопросы приобрели политическое значение, поэтому В.И. Ленин уделил им внимание, подчеркнув всемирно-историческую тенденцию капитализма к «ломке национальных перегородок, к стиранию национальных различий, к ассимилированию  наций, которая с каждым десятилетием проявляется все могущественнее, которая составляет один из величайших двигателей, превращающих капитализм в социализм» (Т. 24. С. 125).

Процессы взаимодействия сравнительно развитых этнических групп  были довольно основательно разработаны  в конце XIX - первой половине ХХ в. западными, преимущественно американскими  учеными. Кроме «ассимиляции», в  которой подчеркивались психологические  аспекты, связанные с переменой  прежнего самосознания, ими применялись  для анализа начальных этнических контактов понятия «аккомодации»  или «адаптации», для изменения  элементов культуры - понятие «аккультурации», для физического смешения этнорасовых  групп - понятие «амальгамации», для  социально-экономического единения - термин «интеграция» и т.д.

В советской этнографической  науке по существу вплоть до середины 1960-х годов изучались главным  образом процессы консолидации, т.е. объединения мелких этнических групп  в крупные этносы, преимущественно - в социалистические нации; понятие  «ассимиляции» обычно не выделялось и обозначаемые ею процессы объединялись и «слияния» людей различной  национальности; говорилось также о  «развитии» социалистических наций  и народностей, но сущность этого  термина в этническом отношении  не анализировалась. Разработка типологии  Э.п., их сущности и других методологических аспектов их исследования была начата в основном трудами В.И. Козлова  и Ю.В. Бромлея.

В разработанной концепции  Э.п. они подразделяются на эволюционные и трансформационные. Первые выражаются в значительном изменении любого из основных элементов этноса, прежде всего - языка и культуры. К этноязыковым процессам относятся изменения  языка (например, его словарного состава), расширение или сужение его социальных функций (например, создание письменного  языка у ранее не имевших его  народов, использование его в  школьном образовании и т.д.), распространение  языка другого этноса (нередко  как языка межнационального общения) и возникновение явлений двуязычия, а также полный переход на другой язык, т.е. явления языковой ассимиляции. Этнокультурные процессы можно разделить на внутри-, меж- и над-этнические. К внутриэтническим относятся процессы ослабления культурно-бытовой однородности этноса (например, в ходе его территориального распространения, заселения областей с другими природными условиями) или усиления этой однородности (например, в ходе консолидации). К межэтническим этнокультурным процессам относятся, связанные с заимствованием тех или иных элементов материальной и духовной культуры у контактирующих с ним этносов («аккультурация»).

В.И.Козлов

ЭТНИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ (теоретические аспекты) Продолжение

К над-этническим (интернациональным) процессам относятся культурно-бытовые  изменения, обусловленные вытеснением  традиционных элементов материальной культуры унифицированными промышленным изделиями (например, народной одежде - «городским костюмом»), духовной культуры - распространением профессионального (интернационального) искусства и  т.п. К эволюционным Э.п. относятся  также существенные изменения социальной (классово-профессиональной) структуры  этносов (например, в СССР в ходе индустриализации страны), изменения  демографической структуры (по полу, возрасту, состоянию в браке) и  т.п.

К трансформационным  Э.п. относятся такие изменения  этнических элементов, которые ведут  к перемене этнической принадлежности: завершающим этапом их является изменение  этнического самосознания и самоназвания, отражающих реально существующие связи  между членами этноса; в случаях, когда это ведет к появлению  новых этносов, трансформационные  Э.п. охватывают и проблематику этногенеза. В СССР и других странах мира, где этническая принадлежность фиксируется  в переписях населения, такие  Э.п. прослеживаются по их влиянию на этническую структуру населения  и численность отдельных народов.

Трансформационные Э.п. делятся на процессы этнического  разделения и этнического объединения. К первым относятся процессы, при  которых прежде единый этнос делится  на несколько самостоятельных этносов, прекращая свое существование (например, древнерусский этнос - на русских, украинцев, белорусов), или от этноса отделяются части, становящиеся наряду с ним  самостоятельными народами. Этническое разделение может быть вызвано обособлением отдельных частей численно и территориально разросшегося этноса без утраты ими  соседства или миграциями частей этноса на дальние расстояния (то и  другое часто встречалось в первобытном  обществе); в классовом обществе, с возникновением государств существенную этноразделительную роль стали играть политические границы (например, при  формировании немецкоязычных народов  в Европе - немцев, австрийцев, люксембуржцев  и др., при образовании испаноязычных  наций в Латинской Америке - аргентинцев, уругвайцев, чилийцев и др.).

К объединительным  Э.п. относится слияние групп людей  различной этнической принадлежности и даже отдельных этносов в  более крупные этнические общности, что типично для нового времени  и приводит к общему сокращению числа  этносов в отдельных странах  и во всем мире. Основными видами объединительных Э.п. являются упомянутые выше консолидация и ассимиляция, а  также этнорасовая миксация и  межэтническая интеграция. Процессы консолидации сравнительно небольших  этносов в более крупные, чаще всего и с новым этнонимом, начались на поздней стадии первобытности  союзов племен, но развернулись в классовом  обществе, политико-территориальные  основы существования которого создали  базу для более широких этнических связей. Так как в процессах консолидации обычно участвовали компоненты, родственные по происхождению, близкие по языку и культуре, то их развитие было своего рода диалектическим отрицанием ранее происшедших процессов этнического разделения. Процессы ассимиляции крупными (а часто и более развитыми) этносами попавших в их среду групп этнических меньшинств, обычно существенно отличающихся по происхождению, языку и культуре, характерны для классового общества, когда в основном уже сформировавшиеся этносы продолжают расширение своих границ в ходе колонизации (например, русские с XVI в. - в Среднее Поволжье, Приуралье и в Сибирь), территориально смешиваясь с местным населением, и когда начинаются миграции отдельных групп людей за пределы коренной этнической территории, в удаленные области своей страны и за ее пределы, например, в растущие иноэтнические города. Различается естественная и насильственная ассимиляция; первая обусловлена тесными контактами этнических групп с окружающей иноэтнической средой, распространением этнически смешанных браков, а часто и желанием членов этих групп слиться со средой; вторая - ассимиляторской политикой центрального правительства и местных властей, направленной на ускорение такого процесса путем препятствий для развития языка и культуры этнических меньшинств, умалением их правового статуса и т.п.

Термином «этническая  миксация», недавно введенным Ю.В. Бромлеем, обозначаются процессы объединения  групп, существенно отличающихся не только в языково-культурном, но и  в расовом отношении, что сопровождается их физическим смешением; в западной литературе с этой целью обычно применяется  термин «амальгамация». Под межэтнической  интеграцией понимается процесс  взаимодействия уже сложившихся, более  или менее разнообразных по своим  языково-культурным и другим параметрам этносов в рамках многонациональных  государств или в межгосударственных союзах, что является начальным этапом предсказанного классиками марксизма-ленинизма  процесса «сближения и слияния наций». В СССР этот процесс выразился  в формировании новой социальной и интернациональной общности людей 0 советского народа, характеризующегося единой экономикой и идеологией, широким  распространением в межнациональном  общении русского языка, многими  чертами общесоветской культуры и быта, а также общим самосознанием, связанным с советским патриотизмом и гордостью.

/ЭТНИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ/ - раздел этнографической субдисциплины,  изучающей этнические процессы. Если под последними понимаются  любые изменения свойств и  качеств этнических общностей  на всех этапах существования  человеческого общества, прежде  всего в современных условиях, то Э.и. имеет дело с историческим  прошлым существующих ныне этнических  общностей и занимает тем самым  пограничное положение между  этнографией и историей, оставаясь  тем не менее в рамках этнографии. На это указывает, в частности,  наиболее часто применяемый ретроспективный  метод изучения Э.и., при котором  исследователь движется не в  привычном для историка направлении  естественной хронологической последовательности  событий, а исходить из современной  этнической картины и стремится  уяснить процесс ее формирования, двигаясь шаг за шагом в  глубь прошлого.

Термин Э.и. употребляется  также для обозначения самих  этнических процессов прошлого, исторических изменений этнических структур. В  связи с разработкой теории этноса в советской этнографии за последние  десятилетия большое внимание уделяется  теоретическим проблемам Э.и., ее периодизации. Был выдвинут тезис  о том, что выделение этапов Э.и. должно основываться на специфических  критериях, отражающих качественные изменения  основных характеристик этноса. Поэтому  членение Э.и. лишь определенным образом  соотносится с периодизацией  социально-экономического развития. Но не сводимо к ней. Соответственно сформулировано понятие «критические точки Э.и.», позволяющие противопоставлять ее различные периоды. К числу таких «критических точек», отмеченных существенными сдвигами в ведущем признаке этноса - этническом самосознании относится завершение процесса первоначального формирования этноса, или этногенеза.

По вопросу о  соотношении Э.и. и этногенеза высказываются  различные точки зрения. Согласно одной из них, этногенез рассматривается  как «перманентный процесс, в  ходе которого происходит хотя бы медленное  и незаметное, но непрерывное изменение  этнического облика данной группы» (Токарев. 1949). По мнению других исследователей, Э.и. не включает период этногенеза и, следовательно, начальный ее этап наступает лишь с завершением процесса сложения этноса.

К числу дискуссионных  проблем Э.и. и нардов мира относится  также вопрос о времени возникновения  этнических общностей человечества. В.П. Алексеев относит рубеж первоначального  формирования этнической структуры  к эпохе нижнего палеолита, С.А. Арутюнов - к началу мезолита; указывая на недостаточно четкую выраженность этнических признаков в донеолитическое  время, В.А. Шнирельман предложил для  обозначения общностей той эпохи  понятие «протоэтнос».

Как бы то ни было, в разработке Э.и. народов мира советскими этнографами сделано гораздо  больше, чем в зарубежной этнографической  науке.

В.И.Козлов

§ 9.3. Этнические процессы в современном мире 3-08-2010, 15:05 |

Этническая история человечества характеризуется двумя взаимосвязанными тенденциями, одна из которых имеет  интегрирующую, а другая — дифференцирующую направленность. При этом на каждом этапе этнической истории соотношение  тенденций и формы их проявления изменяются в соответствии с различного рода детерминирующими факторами. 
Действие обеих тенденций во многом зависит от социально-экономического базиса этнических общностей и поэтому далеко не одинаково в разных этнических средах. В современных условиях особое влияние на ход этнических процессов оказывает научно-технический прогресс, в первую очередь развитие средств массовой коммуникации. Немалая роль принадлежит также политическому фактору, традиционному образу мышления и демографическим изменениям в структуре этносов. 
Реальная оценка состояния современной этнической картины мира и определяющих ее развитие факторов позволяет прийти к заключению, что отмеченные выше тенденции специфическим образом проявляются в различных регионах нашей планеты. Вполне закономерно, что наиболее активно этнические процессы идут в развивающихся странах, где процесс формирования этносов еще далек от своего завершения. 
Этнические процессы в Латинской Америке. В рамках каждой отдельной страны региона продолжается этническая консолидация основных наций, сопровождающаяся все большим выравниванием антропологического состава, снижением социальной значимости различий в расовой принадлежности и этническом происхождении. В странах Карибского региона незначительное аборигенное население в ближайшие десятилетия утратит в значительной мере свою традиционную культуру, многие индейские языки уже сегодня стали реликтовыми. Однако индейские этнические группировки еще довольно прочно сохраняют индейское самосознание, чему способствуют резервации. 
В Центральной Америке продолжается физическое смешение и социально-культурное сближение разнородных этнических групп. Несмотря на общую тенденцию к усилению аккультурационных процессов и ассимиляции индейского населения, крупнейшие этнические общности Мексики и Гватемалы продолжают сохранять свой этнокультурный облик. В других странах региона растворение негров и индейцев в испаноязычной среде протекает более интенсивно. 
В большинстве латиноамериканских государств в настоящее время формируются новые потоки миграций между странами, идет взаимопроникновение культур разных этнических групп, их сближение, уменьшение пока еще очень существенных различий. Все этнические группы интенсивно втягиваются в этот объединительный процесс как на уровне аккультурации, так и на уровне ассимиляции. 
То же самое происходит и с обособленными иммигрантскими группами (японцами, немцами и т.д.). Вместе с тем в индейских и иммигрантских этнических группах как реакция па общую ассимиляционную тенденцию наблюдается усиление этноцентризма, с культивацией своего языка, своих особых культурных ценностей. 
В целом в Латинской Америке все больше обостряется проблема сохранения этнической самобытности, нарастает противостояние североамериканской культуре, основывающееся на общности исторического прошлого большинства латиноамериканских этносов и развитии общих латиноамериканских культурных черт. С другой стороны, разнообразие аборигенных этнических групп, их культур и этнорасового состава остального населения содействует размежеванию, дифференциации этнических культур. 
Этнические npoi^eccu в Африке. Состояние этнических процессов на Африканском континенте сегодня можно характеризовать как противоречивое и запутанное. Это определяется исключительной сложностью этнического состава, контрастностью экономических условий стран, очень низким уровнем развития этнообъединитель-ных процессов. Этнологические наблюдения последних десятилетий убеждают, что этнические процессы развиваются в Африке зачастую в противоречивых и даже в противоположных направлениях: с одной стороны, консолидация родственных этнических групп в более крупные этнические общности, с другой - межэтническая интеграция в масштабах отдельных стран, а иногда - и регионов, с третьей - дивергенция этнических территорий, разделенных государственными границами. 
В Африке сосуществуют все известные виды этнических общностей: от многомиллионных этносов до небольших (несколько сотен или десятков человек) племен бродячих собирателей и охотников, сохраняющих самые архаические формы социальных отношений. Многие народы находятся на различных ступенях культурного развития, на разных стадиях развития этнических общностей. Это особенно заметно в Тропической Африке. Этносоциальные процессы последних десятилетий стимулировали там бурный процесс формирования этнического сознания, за чем последовало развитие процессов этнической консолидации (т.е. появление крупных общностей на основе близких по языку и культуре групп населения) и интеграции (сплочение различных по языку и культуре народов данной страны, укрепление их самосознания). 
В результате объединительных и разделительных процессов на этнической карте Африки оформляются и укрепляются новые этнические общности. Их утверждению содействуют развитие связей между отдельными этническими группами и формирование нового языка на основе слияния языков взаимодействующих общностей. При этом усиливается культурная общность и распространяется общее название народа, под которым он известен соседям. 
Вместе с тем современные социальные и культурные процессы, миграция населения, урбанизация быстро меняют облик этнических общностей и групп, сохраняя лишь некоторые внешние черты, в частности этническое самосознание принадлежности к той или иной группе. Идет активный процесс этнического смешения в центрах межэтнической интеграции, где в районах со смешанным населением встречаются различные культуры и разные народы. 
Как мы уже отмечали, процессы этнического развития протекают не изолированно. Они тесно переплетаются с языковыми, расовыми н религиозными отношениями, осложняет их также политическая борьба, построенная нередко по этническому или племенному принципу. Все это определяет и, очевидно, еще долго будет определять ход этнических процессов на континенте, часто обостряя межэтнические огн о ш е и и я. 
Этнические процессы в Азии. Практически не меньшей сложностью и противоречивостью характеризуются этнические процессы в многонациональных государствах Азии. Здесь сегодня продолжает интенсивно развиваться процесс консолидации доминирующих этносов и ассимиляции с ними небольших этнических групп и меньшинств как коренного, так и пришлого (иммигрантского) происхождения. Однако этнические процессы этого региона отличаются устойчивым стремлением крупных иммигрантских общностей сохранить свою этническую принадлежность (китайцы, тамилы). Этнические же меньшинства, не относящиеся к иммигрантским и сознательно не идущие по пути ассимиляции, консолидируются и добиваются соответствующей их численности этнической автономии. В этом процессе принимают участие не только однородные этнические общности (белуджи Пакистана), но и объединенные общим ме-жэтпическим сознанием весьма разнородные и разноязычные группы. 
Кроме того, сегодня наметился процесс формирования этнического самосознания в среде тех этнических групп, где он практичен ски отсутствовал (хиндоязычное население Индии). Все большее распространение языка пилипино и английского, интенсивные внутренние миграции создали благоприятные условия для консолидации большинства этнических групп Филиппин в один этнос. Однако этническая обособленность мусульманских народностей юга Филиппин при этом значительно усиливается. 
Даже в такой высокоразвитой стране, как Япония, где японцы составляют 99% населения, можно наблюдать процесс этнической консолидации, который выражается в стирании этнокультурных различий между собственно японцами и рюкюсцами, в ослаблении кастовой сегрегации «японских неприкасаемых». Однако коренное айнское население и иммигранты-корейцы даже при переходе на японский язык сохраняют свою этническую принадлежность и усиливают этнозащитпые действия. 
В то же время рыночная экономика и индустриализация большинства стран Азии существенно меняют этническую карту Азии. Она становится более однообразной в тех областях, где бурно развиваются процессы модернизации, и сохраняет свое разнообразие на окраинах, труднодоступных п экономически малоперспективных территориях, где и по сей день проживают этнические группы, еще не достигшие в своем развитии уровня народностей. 
Этнические процессы в США. Неуклонно растущая мобильность всего американского общества, солидная имущественная и профессиональная база новых иммигрантов, способствующая более быстрому включению в американскую культуру, ускоряют этнические процессы в США, развивающиеся по пути консолидации и ассимиляции. Опережающими темпами, как свидетельствуют наблюдения и исследования, растут этнокультурная роль иснаноязычного населения и удельный вес выходцев из Юго-Восточной Азии (и их потомков) в общей демографической структуре населения. В этих процессах наблюдаются противоположные тенденции: 1) повышается престиж этнических ценностей каждой группы; 2) отчетливо сохраняется культурное своеобразие социально ассимилированных групп (китайцев, японцев, армян); 3) при относительно большом количестве межэтнических браков, профессиональном успехе, языковой ассимиляции, устойчиво сохраняется этническое самоназвание. В целом же иммигранты отличаются большей социальной адаптацией при сохранении основных элементов своих этнических культур (как правило, без утраты общеамериканского сознания). 
Этнические процессы и Западной Европе. Этнические процессы в странах Западной Европы менее сложны, чем в других частях нашей планеты. Продолжаются процессы внугриэт нической консолидации, выражающиеся в дальнейшем стирании локальных диалектов и этнографических вариантов. Вместе с тем интенсивно развиваются процессы интернационализации каждой этнической культуры, распространяется английский язык как средство международного общения. В странах, где имеются коренные этнические меньшинства, оба процесса дополняются процессом ассимиляции таких меньшинств. При этом этническая ассимиляция в каждой стране идет своим путем, определяясь преимущественно историческим опытом и традициями. 
Влияние иммиграционных потоков на этнические процессы здесь также неоднозначно. Иммигранты из европейских стран, как правило, довольно активно ассимилируются с основной этнической средой через принятие гражданства и смешанные браки. Неевропейцы, отличающиеся от местного населения по расовой принадлежности, языковым, культурным и религиозным признакам, ассимилируются с большим трудом. Однако, несмотря на эти трудности, численность внеевропейских иммигрантских этнических групп растет довольно быстро и перекрывает по этому показателю прирост населения титульных этносов. Тем самым иммигрантские этнические группы становятся устойчивыми этническими меньшинствами соответствующих ст pai i. 
Этническая картина мира по-прежнему остается многообразной.? несмотря на всю сложность, противоречивость и неоднозначность этнических взаимоотношений. Сохранение человеком своей этнической принадлежности является его родовой потребностью, поскольку помогает ему более четко определить свое место в окружающем мире. 
 
 
ЛИТЕРАТУРА 
Агеев B.C. Межгрупповое взаимодействие. Социально-психологические проблемы. М., 1990. 
Арутюнов С.А. Народы и культуры: развитие и взаимодействие. М., 1989 
Вролией К).В. Этносоциальные процессы: теория, история, современность. М., 1987. 
Кочетов В.В. Психология межкультурных различий. Саратов, 1998. 
Орлова Э.А. Введение в социальную и культурную антропологию. М., 1994. 
Сикевич З.В. Социология и психология национальных отношений. СПб., 1999. 
Скоринов СИ. Основы этнологии. Хабаровск, 1998. 
Салдатова Г.У. Психология межэтнической напряженности. М., 1997. 
Этнические процессы в современном мире. М.. 1987. 
Этносы и этнические процессы / Отв. ред. В.А. Попов. М., 1993.

Информация о работе Этнические процессы