Этнические процессы и развитие духовной культуры на белорусских землях в период ВКЛ

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2013 в 12:04, контрольная работа

Описание работы

В данной работе описаны этнические процессы и развитие духовной жизни на белорусских землях в период ВКЛ. Я считаю важным рассмотрение этой темы в курсе истории, т.к. для самоидентификации себя как белоруса, гражданина своей страны, важно понимать, откуда берет истоки твоя нация, культура, когда появились предпосылки для формирования государства. На мой взгляд, наша государственность, культура и национальное самосознание начинают закладываться именно в период ВКЛ.

Содержание

1. Образование белорусской народности и основные концепции происхождения названия «Белая Русь». (Стр. 3-5)
2. Культура белорусских земель 13-15 вв. (Стр. 6-10)
3. Ренессанс в Европе. Особенности Возрождения в ВКЛ. Выдающиеся деятели Возрождения: Ф. Скорина, С. Будны, В. Тяпинский, Н. Гусовский, М. Смотрицкий. (Стр. 11-18)
4. Место и роль белорусской культуры в духовной жизни восточных славян и в общеевропейской культурно-цивилизационном процессе. (Стр. 19)

Работа содержит 1 файл

Марчихин КР История.docx

— 65.77 Кб (Скачать)

Министерство образования  Республики Беларусь

УО «Витебский государственный  технологический университет»

 

 

 

 

 

 

Кафедра  истории и права

 

Контрольная работа по курсу  « Интегрированный модуль «История»  »

Тема: Этнические процессы и развитие духовной культуры на белорусских землях в период ВКЛ.

 

 

Выполнил: студент группы ЗМн-29

Марчихин Станислав Алексеевич

Проверил: ассистент кафедры истории и права

Субботин А. А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Витебск

2012

 

План:

  1. Образование белорусской народности и основные концепции происхождения названия «Белая Русь». (Стр. 3-5)
  2. Культура белорусских земель 13-15 вв. (Стр. 6-10)
  3. Ренессанс в Европе. Особенности Возрождения в ВКЛ. Выдающиеся деятели Возрождения: Ф. Скорина, С. Будны, В. Тяпинский, Н. Гусовский, М. Смотрицкий. (Стр. 11-18)
  4. Место и роль белорусской культуры в духовной жизни восточных славян и в общеевропейской культурно-цивилизационном процессе. (Стр. 19)

 

 

Введение:

В данной работе описаны этнические процессы и развитие духовной жизни на белорусских землях в период ВКЛ. Я считаю важным рассмотрение этой темы в курсе истории, т.к. для  самоидентификации себя как белоруса, гражданина своей страны, важно понимать, откуда берет истоки твоя нация, культура, когда появились предпосылки  для формирования государства. На мой  взгляд, наша государственность, культура и национальное самосознание начинают закладываться именно в период ВКЛ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Образование белорусской народности и основные концепции происхождения названия «Белая Русь».

 

      Еще в  XIX в. появились «польская» и  «великорусская» концепции, которые  отрицали существование самостоятельного  белорусского этноса. Их сторонники  считали белорусов частью поляков,  а белорусский язык - диалектом  польского, либо частью русских,  и соответственно белорусский  язык является диалектом русского  языка. Согласно «финноязычной» концепции предками белорусов были славяне и финны. Концепция опирается на то, что наиболее древний пласт гидронимики Беларуси финского происхождения (Двина, Свирь, Мордва). Но финноязычное население на рубеже 3-2 тысячелетия до н. э. было ассимилировано балтами, а не славянами. В современный период широко распространена балтская теория этногенеза белорусов, согласно которой возникновение белорусов в отличие от русских и украинцев объясняется тем, что на территории современной Беларуси до славян жили балты (ливы, прусы, ятвяги, жмудь и др.). Смешение славян с балтами,, имело своим результатом формирование белорусского этноса, своеобразие его культуры и языка. Балтские названия свидетельствуют о том, что в прошлом на территории Беларуси жили балты, но большинство их было ассимилировано славянскими племенами раньше, чем сформировались белорусы. От смешения данных племен и произошли белорусы. В 1950-1970 гг. доминировала древнерусская концепция происхождения белорусов. Согласно этой теории появившееся государство - Киевская Русь привело к образованию древнерусской народности. Результатом распада в XIII в. этого государства стало формирование трех новых этносов: белорусского, русского, украинского. В начале 90-х гг. XX в. разработали новую концепцию возникновения белорусов. Она считает, что в результате расселения славян и смешивания их с восточными балтами образовались не белорусы, а этнические общности кривичей, дреговичей и радимичей. Это произошло в IX-X вв. Затем в конце X - начале XI вв. вместе с другими восточнославянскими общностями кривичи, дреговичи, радимичи образовали новую общеславянскую этническую общность. Для нее характерен общий восточнославянский язык, общая материальная и духовная культура. За их землями закрепилось название «Русь». Со времени своего формирования этническая территория «Русь» не была однородной, здесь выделялись различные регионы. В середине XVI в. сформировалась белорусская народность, своеобразный комплекс культуры, этническая территория, которая с этого времени получила название «Белая Русь». Происхождение термина «Белая Русь» окончательно не выяснено. Проблема происхождения и распространения на белорусской территории термина «Беларусь» до сих пор является предметом научной дискуссии. Можно назвать следующие наиболее распространенные и популярные теории.

      Известный  русский историк XVIII в. В. Татищев  считал, что название «Белая Русь»  происходит от белого цвета  льняной одежды местных жителей.  Белорусский этнограф Е. Карский  объяснял образование термина  антропологическими особенностями  белорусов -«блондинов с голубыми или светло-серыми глазами». П. Крапивин связывал такое название с широким распространением в топонимике Беларуси, в названиях рек и озер, слова «белая». М. Ильинский считал, что г. Бельск на территории современной Польши мог дать соответствующее название всей подконтрольной себе территории. М. Драгоманов утверждал, что термин «белый» означал независимость от татаро-монгол. В. Иванов отмечал, что еще до принятия христианства в Европе существовала традиция соотносить основные цвета со сторонами света (север – черный, юг – красный, запад – белый, восток – желтый или голубой). Поэтому, по его мнению, вполне логично было бы поместить «Белую Русь» на запад от других древнерусских княжеств. Так же существует ряд мнений, что название «Белая Русь» подчеркивала автономный статус Полоцкой и Витебской земель в составе ВКЛ или преобладание христианского населения над окружающими языческими племенами.

      Сложным  вопросом является и определение  территории, которую называли «Белой  Русью», Поданным В. Татищева, в  летописях XII в. (1157 г.) термин «Белая  Русь» относится к землям Владимиро-Суздальского  княжества. В Х1П–Х1 V вв. этот термин в основном использовался в отношении Московских, Смоленских и Псковских земель. На картах и в хрониках XV – XVI вв. иностранные авторы часто называли «Белой Русью» земли Северо-Восточной Руси, Новгород, Псков, некоторые украинские земли. Вместе с тем большинство ученых признают, что это название в России гак и не получило точной локализации.

      Первое упоминание  термина «Белая Русь» относительно  территории современной Республики  Беларусь зафиксировано во второй  половине XIII в. Неизвестный миссионер-проповедник  из Англии, который в ТО время  находился среди ятвягов, в  записях отмстил, что между  Туровом и Псковом находилась  « Alba Ruscia ». Немецкий поэт П. Зухенвирт, когда описывал походы рыцарей в ВКЛ (1360 г.), локализировал Белую Русь между Псковом и Полоцком. Польский летописец Я. Чарнковский в 1381 г. называл Полоцк крепостью Белой Руси. Итальянец А. Гваньини (1578 г. ) «поместил» Белую Русь «около Киева, Мозыря, Мстиславля, Витебска, Орши, Полоцка, Смоленска и земли Северской». В 1622 г. К. дс Торрес писал, что Белая Русь протянулась от Риги до границ с Московским государством и включала Полоцк, Оршу, Витебск, Могилев, С середины XVI в. название «Белая Русь» закрепилась за белорусским Подвиньем и Поднепровьем (Полоцкое, Витебское, Мстиславское, частично Смоленское и Минское воеводства ВКЛ). В дальнейшем к ней стали присоединять и западные земли Беларуси, например, Новогрудское и Брестское воеводства ВКЛ.

      Административно-географическое  обозначение термин «Беларусь»  впервые получил в 1796 г., когда  в Российской империи была  создана Белорусская губерния (существовала  до 1802 г., губернским городом был  Витебск). Она включала 16 уездов, вошедших  в состав России в 1772 г. В  1829–1850 гг. так же существовал  Белорусский учебный округ, в  который входили Витебская, Могилевская,  Гродненская, Вплепская губернии и Белостокская область. С 1840-х гг. название «Белая Русь» постепенно стало заменяться в официальном делопроизводстве на «Северо-Западный край», что по планам российских властей должно было сдержать местное национальное движение и ускорить процесс русификации региона. Несмотря на это, полностью вытеснить из употребления термин «Беларусь» было уже невозможно. Вместе с тем еще во второй половине XIX в. параллельно продолжали широко использоваться термины «Литва» и «литвин», в основном в отношении Западной Беларуси.

      Первоначально  термин «Белая Русь» использовался  иностранными политиками, учеными  и путешественниками, но с конца  XVI – нач. XVII в. уже и сами  жители восточных регионов ВКЛ  называли свои земли «Белой  Русью», а себя – «белорусами», или «белорусами». На все современные  белорусские земли название «Беларусь»  распространилось только во второй  половине XIX в.

      Необходимо  отметить, что формирование белорусской  народности заняло довольно продолжительное  время. Опустошение страны в  XVII - начале XVIII в., процессы полонизации  и русификации оказали негативное  влияние на развитие белорусской  культуры и значительно затормозили  процесс трансформации белорусской  народности в нацию.

Таким образом, довольно сложный  и противоречивый период формирования белорусской народности был отмечен  существенными изменениями, которые  затронули практически все сферы  общественно-политической и экономической  жизни Европы в целом и Беларуси в частности. Зарождались и активно  распространялись новые капиталистические  отношения, все более реальными  становились далекие заморские  путешествия, менялась жизнь людей  в городах, а развитие светского  искусства насытило ее новыми красками. Важно, что и белорусские земли  не выпадали из общего контекста развития Европы. Ренессанс, Реформация и Контрреформация  стали теми «мостами», через которые  белорусское общество прочно соединилось  с более развитыми западными  государствами, стало неотъемлемой частью общеевропейского политического, экономического и культурного пространства.

      Народность  — это историческая общность  людей, основанная на единстве  территории, языка, культуры и  некоторой общности хозяйственной  жизни. Она характеризуется также  наличием самоназвания, этнического  сознания, особенностям психологического  склада. Будучи исторической категорией, народность приходит на смену  роду и племени и предшествует  нации. Каждая из этих этносоциальных форм является определен ной ступенью формирования этноса — устойчивой общности людей, которая складывается на определенной территории и характеризуется единством языка, быта, культуры, черт психики ; самосознания, отраженных в одном названии и представления; о единстве происхождения.

      Когда же  возникла белорусская народность, и что стало основными причинами  ее возникновения? Ответить на  эти вопросы однозначно сегодня  нельзя, так как у историков  и этнографов нет единого мнения. И все же, как считают многие  исследователи, главную роль в  формировании белорусского этноса  и возникновении Белоруссии сыграло  политическое объединение белорусских  земель в составе одного государства  — ВКЛ. Подчинение раздробленных  восточнославянских княжеств и  земель единое власти остановило  процесс феодального дробления  и содействовало созданию условий  для укрепления социально-экономических  и этнокультурных связей между  разными частями Белоруссии, консолидации  населения и интеграции с соседями. Формировалась единая этническая  территория.

      Главную  роль в ее формировании играли  экономические связи. На основе  торговых связей складывалось  более-менее тесное, хотя и недостаточно  прочное территориальное единство  белорусских земель. Консолидации  этнической территории содействовали  также мероприятия по централизации  верховной власти в ВКЛ и  выработке единого законодательства. Кроме политических, экономических  и юридических факторов, этноконсолидирующую функцию играл также и конфессионный фактор. До середины XVI в. большинство населения Белоруссии исповедовало православие. Перечисленные факторы содействовали развитию других этнообразовательных процессов в формировании белорусского этноса, в первую очередь, выработке единства языка и культуры. В формировании белорусского этноса приняли участие отдельные группы западнославянского (польского), балтского и тюркского населения. Но его основу составляло восточнославянское население, а не восточнославянские группы, которые были только дополнительным компонентом этой этнической общности, внесшей сравнительно небольшой вклад в формирование лексического  фонда белорусского языка. Он трансформировался из общеславянского древнерусского языка. Его быстрому распространению и закреплению на всей этнической территории Белоруссии содействовало то, что он был официальным государственным языком в ВКЛ, куда входили белорусские земли.

  Одновременно с формированием белорусского языка в XIV — первой половине XVI в. шел процесс нивелировки материальной и духовной культуры белорусского народа. Наибольшее количество новоформирований в области культуры относится к XV — XVI вв. В это время возникли и расширились новые формы и способы обработки земли, организации земледелия. Социально-экономические условия развития, климатические особенности, Традиции, полученные в наследство от предков, породили характерные только для белорусов типы поселений: местечки, фольварки, застенки, околицы и т.д.

 

 

 

 

 

2. Культура белорусских земель 13-15 вв.

 

      XIII век —  период тотального оборонного  зодчества. Основным видом монументального  строительства становятся замки  князей и магнатов с мощными  стенами и башнями, возведенными  из громадных валунов и большемерного  кирпича, опоясанные валами и  рвами (сохранились башня–донжон  в Каменце, замки в Лиде, Крево,  Мире, Несвиже, Гродно). Православные  церкви превращаются в маленькие  крепости, фланкированные на углах  боевыми башнями. В них в  случае военной опасности собиралось  все окрестное население. Середина XVI века — появляется стиль  барокко, который будет господствовать  в течение двух веков. Первое  произведение архитектуры барокко  — костел в Несвиже (центр  владений князей Радзивиллов). Этот храм стал тем ростком, из которого выросла самобытная архитектура белорусского барокко.

       В XIV —  первой половине XVI в. появилась  характерная белорусская народная  одежда, своеобразная национальная  кухня. В процессе формирования  народности складывались и развивались  особенности духовной белорусской  культуры, в частности устно-поэтическое  народное творчество. В это время  возник и расширился новый  эпический жанр — исторические  песни и оказания о наиболее  близких и волнующих народ  событиях. Их главной темой была  борьба белорусского народа с  иноземными завоевателями. Несмотря  на суровые преследования и  запреты церкви, которая стремилась  искоренить остатки язычества,  широкое распространение получила  обрядовая поэзия, связанная с  важнейшими вехами в жизни  человека. Наряду с обрядовыми  Песнями в XIV — XVI НБ. з Белоруссии  были широко известны лирические  песни на социальные и семейно-бытовые  темы, пословицы, поговорки, загадки

 Постепенно развивалась  и литература. Важным явлением  белорусской культуры явилась  историко-хроникальная литература. Наиболее известными произведениями  этого жанра стали «Летописец  великих князей Литовских», «Хроника  Великого княжества Литовского  и Жемойтского», «Хроника Быховца», «Хроника польская, литовская, жемойтская и всей Руси» М. Старыйковского. Во второй половине XVI в. на смену традиционному летописанию пришла историко-мемуарная литература: «Письма» оршанского старосты Ф.Кмиты-Чернобыльского, мемуары новогрудского судьи Ф. Евлашевского, «Баракулабская хроника». Поскольку Витовт оставил яркий след в истории ВКЛ, он и стал центральной фигурой всех литовско-белорусских летописей. Ему даже посвящено панегирическое произведение «Похвала Витовту», которое в той или иной редакции входит во все известные списки летописных сводов.

Информация о работе Этнические процессы и развитие духовной культуры на белорусских землях в период ВКЛ