Эволюция избирательного права в Великобритании в XIX-XX вв

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 11:03, реферат

Описание работы

Цель данной работы - попытка показать процессы внутрибританского общества XVIII-XIX вв., связанные с проблемами избирательного права.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1.ПАРЛАМЕНТСКАЯ РЕФОРМА 1832 ГОДА В АНГЛИИ 5
2.РЕФОРМЫ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРАВА В 50-60-е гг. 7
3.ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ РЕФОРМЫ В КОНЦЕ XIX в. 12
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ 13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 18
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 20

Работа содержит 1 файл

ИГПЗС.docx

— 46.95 Кб (Скачать)

 

ВАРИАНТ 1

 

Эволюция избирательного права в Великобритании в XIX-XX вв.

 

СОДЕРЖАНИЕ:

ВВЕДЕНИЕ                                                                                                        3

1.ПАРЛАМЕНТСКАЯ РЕФОРМА 1832 ГОДА В АНГЛИИ                        5

2.РЕФОРМЫ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРАВА В 50-60-е гг.                      7

3.ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ РЕФОРМЫ В КОНЦЕ XIX в.                             12

ПРАКТИЧЕСКОЕ  ЗАДАНИЕ                                                                 13

ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                               18

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ                                                                               20

 

ВВЕДЕНИЕ.

К началу 19-го (XIX) столетия избирательная система в Англии серьезно устарела, она основывалась на архаичных, средневековых принципах  и абсолютно не соответствовала  новым социально- политическим реалиям.

Однако, несоразмерность  представительства крупных индустриальных центров и захолустных местечек, высокий имущественный ценз и  отсутствие вместе с этим широкого избирательного права приводили  к дальнейшей борьбе за демократизацию избирательной системы. Пролетариат, принимавший активное участие в  борьбе за парламентскую реформу, не получил от нее никаких результатов.

Главным итог реформы - увеличение числа избирателей почти в 2 раза за счет мелкой буржуазии и наиболее обеспеченной части рабочего класса. Сохранение неравномерности в представительстве  от индустриальных городов и небольших  селений, отсутствие тайного голосования, непредоставление избирательных прав огромной массе населения неизбежно вели к необходимости дальнейшего совершенствования избирательной системы.

В последней четверти XIX в. в Англии принимается ряд законов, предусматривающих дальнейшую демократизацию избирательного права. В 1872 г. вводится тайное голосование; в 1883 г. принимается  законопроект, предусматривающий наказание  за подкупы избирателей во время  выборов.

 Среди избирательных  законов этого периода особое  место занимают законодательные  акты 1884 и 1885 годов, составившие  третью избирательную реформу  в Англии. Существенными нововведениями  реформы явилось: 

1. Снижение и упорядочивание  имущественного избирательного  ценза - установлено единое избирательное  право для домовладельцев и  квартиронанимателей всех графств  и городов; 

2. Введение избирательных  округов с равным представительством  от одинакового количества населения.  Сохранение имущественного и полового избирательных цензов, право на несколько избирательных голосов для владельцев недвижимой собственности в различных округах, сложный порядок регистрации избирателей, отсутствие вознаграждения за депутатский труд ставили в неравное положение беднейшие слои населения и его обеспеченную часть и явились серьезными недостатками новой избирательной системы Англии.  

Цель данной работы - попытка показать процессы внутрибританского общества XVIII-XIX вв., связанные с проблемами избирательного права.

 

 

1.ПАРЛАМЕНТСКАЯ РЕФОРМА 1832 ГОДА В АНГЛИИ.

 

Движение  за реформу парламента в Соединенном  королевстве Великобритании и Ирландии получило в конце 20-х гг. XIX в. новый  импульс.

С 1829 г. движение за парламентскую реформу стало  стремительно развиваться. Характерно, что в предшествующие годы (с 1824 до 1829 гг.) вопрос о парламентской реформе практически не ставился, и в течение этого времени в парламент не было представлено ни одной петиции по данному поводу. Самый горячий поборник реформы лорд Джон Рассел в своей речи, произнесенной в палате общин 3 мая 1827 г., отметил, что к возможной реформе многие относятся с большим равнодушием. Но очень скоро это бездействие сменилось взрывом энергии народа.

В своих  записках, представляющих бесценное  свидетельство о времени борьбы в Англии за первую парламентскую реформу, Френсис Плейс1 писал: “Позорная коррумпированность парламента, сказавшаяся уже в 1793 г., еще больше усилилась в 1831 г., и народу пришлось вступить в борьбу против недостойной власти и ее проявлений... Подкуп, взяточничество, клятвопреступление, широко развитая преступность и понижение нравственного уровня, которые правительство создавало, поощряло и поддерживало во всей стране, составляли зло гораздо более ужасное, чем все другие бедствия, как бы они ни были велики, - зло, которому с трудом поверит наше потомство” 2. Описывая события того времени, Плейс говорил: “Все признавали существование крайней и повсеместной нищеты, а прения в парламенте только подкрепляли это убеждение и усиливали тревоги в обществе. Если еще присоединить сюда впечатление, производимое шумными ораторами вне стен парламента, то всего этого было более чем достаточно, чтобы в глазах людей, привыкших принимать все на веру, представить страну, стоявшую не только на краю, но уже на самом дне пропасти”3. Последствием всех этих настроений было общее и крепко укоренившееся убеждение, что страна находится накануне важного переворота.

О переменах  в настроениях трудящихся масс свидетельствовали  адреса, поступавшие на имя нового короля Вильгельма IV, взошедшего на престол 26 июля 1830 г., после смерти Георга IV. Адреса и послания по случаю воцарения Вильгельма IV содержали требования радикальных реформ. Новый король в ответ отсрочил 23 июля 1830 г. заседания парламента, а затем и вовсе распустил его.

В то время  как всеобщее внимание было сосредоточено  на выборах, случилось событие, которое придало парламентской борьбе еще большую остроту, во Франции произошла революция. В июле 1830 г. правительство этой страны было низвергнуто, король изгнан из страны. Сторонники реформы в Англии сочли эту революцию счастливым предзнаменованием.

Тори  пытались сохранить свое влияние  в парламенте. Билль прошел большинством в один голос, а при обсуждении деталей билля в комитете правительство осталось в меньшинстве. Тогда правительство распустило палату и назначило новые выборы. Сопротивление со стороны торийской реакции вызвало взрыв недовольства в стране.

Промышленная  буржуазия добилась успеха, получила открытый доступ к политической власти. Широкие же слои английского народа, которые приняли самое активное участие в борьбе за парламентскую  реформу, - это прежде всего жители городов и сельской местности - избирательных прав не получили. Плодами победы воспользовались руководившие движением виги и радикалы.

Вывод: Английские историки называют парламентскую реформу 1832 г. “великой”. И действительно, ее значение велико, ибо она положила начало созданию современного гражданского общества в Великобритании, процесс которого в XIX в. был обозначен такими вехами, как парламентские реформы 1832, 1867, 1884-85, 1888 гг. Реформа 1832 г. была первым трудным шагом в этом демократическом движении.

 

2. РЕФОРМЫ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРАВА В 50-60-е гг.

 

В 50-60-е  гг. Англия занимала уникальное положение, являясь центром, “сердцем” мирового хозяйства. Лондонская промышленная выставка 1851 г. поразила современников достижениями британской промышленности. Монополия на мировом рынке, в морском судоходстве, финансах, обладание колониальной империей содействовали ускорению темпов накопления капитала, росту национального богатства. Национальный доход с начала 50-х по конец 70-х годов, увеличившись почти на треть, достиг 1 млрд фунтов стерлингов, что сказалось на росте доходов населения.

Весьма  важным показателем изменения социальной картины стало сокращение числа совершавшихся преступлений и количества нищих, бедных, которые получали помощь. Социальная структура общества претерпевала существенные изменения. Формирование классов нового, капиталистического общества сопровождалось дальнейшим ростом численности городского населения, превышавшего сельское. Характерной особенностью социально-политической жизни Великобритании в эти годы стало дальнейшее углубление тенденции ослабления позиций лендлордизма, возрастания активности средних классов, лиц интеллектуального труда и появления так называемой “рабочей аристократии”.

Вторая  половина XIX в. отмечена в Англии значительными  успехами в демократизации представительного органа власти - палаты общин английского парламента. Расширение избирательных прав англичан в ходе парламентских реформ 1867 г. и 1884 г. имело своим результатом вовлечение в политическую жизнь страны все новых слоев общества - средних, мелкобуржуазных классов и рабочих. А это, в свою очередь, не могло не отразиться на социальном составе двух ведущих политических партий - либеральной и консервативной.

Проведенная консервативным правительством Дерби-Дизраэли парламентская реформа 1867 г. знаменовала собой новый этап в отношении правящих политических партий Великобритании к избирателям, к вопросу о расширении своей социальный базы. Увеличение числа избирателей после реформы 1867 г., в том числе и от трудящихся масс, потребовало от политических партий разработки новой стратегии и тактики в отношениях с электоратом.

Политика  социальных реформ либералов связана  с именем выдающегося английского политика Уильяма Гладстона. Гладстон и либерализм - эти два понятия связаны в политической истории Великобритании второй половины XIX в. воедино. Гладстон, или “Великий старец”, как его называли современники, возглавлявший либеральную партию на протяжении последних 30 лет XIX столетия, внес заметный вклад в разработку либеральных концепций и претворение их в практику политической жизни Англии. Путь Гладстона к посту лидера либеральной партии и к своему первому премьерству (1868 г.) был сложен. Он родился в 1809 г. в Ливерпуле в семье богатого купца и владельца крупных плантаций на Вест-Индских островах. Образование получил в аристократических учебных заведениях Итона и Оксфорда. В 1832 г. он в возрасте 22 лет впервые избирается в парламент как кандидат от торийской партии, а уже в 1834 г. входит в состав консервативного правительства Р. Пиля. Гладстон не посрамил торийского знамени: он одобрял осадное положение в Ирландии, защищал институт невольничества, боролся против отмены хлебных пошлин и введения тайного голосования на выборах. В 1838 г. он опубликовал трактат в защиту государственной церкви и окончательно закрепил за собой репутацию ревностного охранителя основ.

В 1859 г. окончательно становится ясно о переходе Гладстона на новые политические позиции, так как он входит в состав второго кабинета лорда Пальмерстона, вполне вигского по составу. Разрыв с торийской партией становится окончательным. В новом правительстве Гладстон получил пост министра финансов, занимаясь вопросами упорядочения английской налоговой системы, пересмотром тарифов, и во многом способствовал заключению торгового договора с Францией. За свой переход в либеральные ряды Гладстон лишается поддержки избирателей Оксфордского округа и во время парламентских выборов 1865 г. проходит в парламент благодаря избранию от округа Южного Ланкашира. После смерти лорда Пальмерстона в 1865 г. Гладстон становится лидером либералов в палате общин и вновь министром финансов в кабинете лорда Рассела. В 1866 г. он вносит в парламент билль о реформе избирательного права, который был провален консерваторами, и либералы уходят в отставку, уступив последним бразды правления. Им и принадлежала заслуга в принятии второй парламентской реформы в Англии (1867 г.). Как лидер оппозиции, Гладстон сыграл важную роль в изменении характера закона, внося в него либеральные поправки. После падения кабинета Б. Дизраэли в 1868 г. представители всех политических направлений в либеральной партии (виги, пилиты, радикалы) отдали предпочтение У. Гладстону, и он становится главой либерального правительства (1868-74).

Таким образом, политический путь Гладстона в ряды либеральной партии и к вершине политического триумфа - премьерству - был сложен, сопровождался сменой политической ориентации и сторонников. В лице консерваторов он приобрел серьезных противников, не забывших его политической измены их партии и не прощавших ему никаких, даже малейших, промахов во внутри- и внешнеполитической жизни Англии.

Либеральное правительство 1868-74 гг. вошло в политическую историю Англии как “реформаторское”. Работу первого кабинета Гладстона можно рассматривать как начало новой эры согласованных действий политических партий с массами в масштабах всей страны. Из наиболее значимых законодательных мероприятий либералов в рассматриваемый период можно назвать закон об отделении государственной церкви в Ирландии, ирландский земельный закон 1870 г., школьную реформу 1870 г., предоставившую детям из рабочей среды возможность получить начальное образование, закон о гражданской службе 1870 г., военную реформу 1871 г., введение тайного голосования в 1872 г., закон о легализации тред-юнионов 1871 г., закон об университетах 1873 г.

В результате досрочных парламентских выборов  в феврале 1874 г., либералы потерпели поражение. Разочарованность большинства англичан внутриполитическими мероприятиями либералов явилась одной из главных причин, обусловивших их поражение на выборах. Фактически правительство Гладстона не смогло удержаться на умеренных позициях, которые бы удовлетворяли и радикальные и консервативные круги английского общества. В 1873 г., когда основные пункты предвыборной программы либералов были выполнены, они не смогли предложить избирателям что-либо значимое. Периодический орган вигов “Edinburgh Review” отмечал, что “либеральная партия была ослаблена завершенностью своих достижений”4, а королева Виктория замечала в феврале 1874 г., что “большинство либералов с трепетом спрашивают: “А что же дальше?”5. Накануне парламентских выборов они не выдвинули конструктивной программы, которая способна была бы привлечь внимание различных слоев английского общества. Об этом свидетельствовал, например, текст манифеста У. Гладстона к своим избирателям в Гринвиче. Российский посол Ф.И. Бруннов, находившийся в это время в Лондоне, писал о “неопределенности” и “неуверенности” самого лидера либералов. “В его выступлении не было и следа авторитета, которого можно было бы ожидать от министра, возглавлявшего парламент и который чувствовал бы к себе доверие всей огромной политической партии”, - заключал посол 6.

Наличие нескольких соперничающих фракций  в самой либеральной партии сыграло не последнюю роль в отставке либерального правительства. При анализе результатов выборов 1874 г. нельзя не учитывать и тот момент, что тори во главе с Б. Дизраэли использовали оппозиционный период для собрания сил. Партийная машина консерваторов развернула работу по привлечению в свой лагерь новых избирателей из средне- и мелкобуржуазных слоев общества. Контраст между расколотой на различные группировки либеральной и единой, монолитной консервативной партиями являлся серьезным фактором в определении симпатий англичан. Необходимо также иметь в виду, что, несмотря на принятие либералами ряда законов, касающихся проблем Ирландии, ирландский вопрос был далек от своего окончательного решения. Поэтому во время выборов 1874 г. ирландские националисты выступали отдельным блоком, что, в свою очередь, ослабило позиции либералов.

Информация о работе Эволюция избирательного права в Великобритании в XIX-XX вв