Эволюция избирательного права в Великобритании в XIX-XX вв

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 11:03, реферат

Описание работы

Цель данной работы - попытка показать процессы внутрибританского общества XVIII-XIX вв., связанные с проблемами избирательного права.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1.ПАРЛАМЕНТСКАЯ РЕФОРМА 1832 ГОДА В АНГЛИИ 5
2.РЕФОРМЫ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРАВА В 50-60-е гг. 7
3.ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ РЕФОРМЫ В КОНЦЕ XIX в. 12
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ 13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 18
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 20

Работа содержит 1 файл

ИГПЗС.docx

— 46.95 Кб (Скачать)

В 60-70-е  гг. XIX в. консервативная партия также  приступила к пересмотру своих программ и тематики работы с избирателями. И это было связано с именем Б. Дизраэли.

Действия  консерваторов по проведению парламентской  реформы 1867 г. имели для партии далеко идущие последствия по целому ряду параметров. Ее руководство не просто смирилось с участием низших сословий в политической жизни и их численным преобладанием среди электората. Оно пришло к пониманию того, что будущее партии немыслимо без определенной политики в отношении этих сословий, без постоянного воздействия на различные слои трудящихся города. Признание этого автоматически заставило тори уделять хоть какое-то внимание их нуждам, чаяниям, интересам. Символичным стало образование Национального союза консерваторов и Конституционных ассоциаций.

Вывод: Дизраэли пришел к выводу, что поддерживая  осторожные реформы, партия сможет бороться за голоса рабочих, не отталкивая в  то же время от себя бурзжуазию. Единственной картой, на которую могли поставить консерваторы для привлечения рабочего класса, было обещание социального усовершенствования общества. Этим и объяснилось появление идеи “народного торизма”, или “торийской демократии” Дизраэли.

 

3. ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ РЕФОРМЫ В КОНЦЕ XIX в.

 

В 70-е  гг. XIX в., находясь у власти (1874—1880), консерваторы не предприняли смелых шагов в социальной области. Главная причина малой продуктивности деятельности консерваторов в социальных вопросах заключалась в переориентации на буржуазию. Напуганная деятельностью I Интернационала и Парижской Коммуной, английская буржуазия усматривала в консервативной партии единство надежного защитника своих интересов. Со своей стороны тори делали все для усиления этих настроений. В итоге для консерваторов стало просто невозможно принять масштабную демократическую платформу или зайти достаточно далеко в своих апелляциях к трудящимся. Главный упор, как быстро понял Дизраэли, надо было делать на “национальную партию”, демонстрирующую общность интересов различных классов в сохранении существующего строя. Вследствие этого тори не сумели предпринять сколько-нибудь серьезную попытку заполнить вакуум, возникший в результате неспособности официального либерализма удовлетворить запросы трудящихся.

О конце XIX в. некоторые исследователи говорят  как о периоде кризиса и  упадка британского либерализма. Однако это не совсем так: с 1880 по 1915 г. консерваторы и либералы практически поровну (по 18 лет) находились у власти; правительство Асквита было коалиционным. Но британский либерализм действительно переживал не лучшие времена.

Часть либералов  покинули партию. Некоторые из них перешли под знамена обновившихся консерваторов, другие обратились к социалистическим воззрениям.

Крупнейшим  событием исследуемой эпохи стала  избирательная реформа 1884 г. На проведении очередной избирательной реформы  либералы настаивали еще с 1867 г. Они предлагали распространить право голоса и на сельские округа графств. Далее, лишить мандатов старые города, где один депутат приходился на 40 тыс. жителей, и передать их графствам, где на депутата приходилось 70-80 тыс. жителей. Реформаторы также считали необходимым более равномерно перекроить избирательные округа. Отныне обладали правом голоса и некоторые категории рабочих, в том числе шахтеры.

Вывод: Рассмотренные  сдвиги в социальной структуре английского  общества, внутри правящих кругов и политических партий свидетельствовали об определенной тенденции в 60-80-е гг. XIX в. в сторону ослабления позиций аристократических слоев, усиления и расширения роли представителей деловых кругов и интеллигенции, а также заметной активности мелкой и средней буржуазии и рабочего класса. Эти процессы потребовали от либералов и консерваторов пересмотра своих программ, поиска новых лозунгов и тактики, способных привлечь на свою сторону английских избирателей. Уже в эти годы идеи буржуазного реформизма закладывали ту основу, которая в последующие десятилетия стала фундаментом деятельности двух ведущих партий Великобритании.  

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

 

Вариант I

 

Казус 1

Древнейшим  источником права в Индии был  обычай. С развитием государства все большее значение приобретают законы, издаваемые царями. Отличительной особенностью древнеиндийского права является огромное влияние религии. В большинстве случаях судьями являлись слушатели церкви.

Наиболее известный из них сборник  — Законы Ману (II век до нашей эры - II век нашей эры) - представляет собой объемный свод религиозных, этических и юридических норм. Эти нормы - наставление можно разделить на три группы:

  • религиозные предписания брахманов;
  • нормы, регулирующие организацию государственной власти;
  • нормы гражданского и уголовного законодательства.

Сборник делится на 12 глав, каждая из которых состоит из стихов (шлок).

Законы Ману составлены в период острой борьбы между брахманизмом и  буддизмом. При Ашоке (272—232 гг. до нашей эры) буддистская религия стала государственной. Брахманизм уступил союзу буддизма и государства, но продолжал оказывать сопротивление и вел борьбу за существование путем создания сборника, содержащего предписания "прародителя людей Ману".

Праву Древней Индии были известны преступления против государства, личности, имущественные преступления и преступления против чести и другие. За государственные преступления виновные подвергались смертной казне: а) Преступления против личности. б) Преступления против собственности. в) Преступления против семьи:

Законы Ману не содержат упоминания о кровной мести. Она была вытеснена  системой наказаний и денежных взысканий, налагаемых органами государства.

Основные виды наказаний: заключения; заковывание в кандалы; разного вида телесные наказания; денежные взыскания. Эти взыскания дополнялись другими мерами воздействия.

Смертная казнь применялась  к государственным преступникам и к лицам, виновным в прелюбодеянии, к ворам и причинившим умышленно  вред имуществу других. К членовредительным наказаниям относились отрезание пальцев, рук, ног, губ. Этот вид применялся к преступникам, совершившим преступление против представителей высшей варны. Тюремное наказание применялось в сочетании с другими видами наказания. Денежные взыскания назначались за небольшие проступки и преступления, и были самой распространенной формой.

Наказание в Древней Индии  зависело от варны наказуемого. К примеру, за оскорбление словом или действием равного себе по положению или представителя низшей варны накладывался штраф, но то такое же преступление шудры в отношении «дваждырождённых» влекло за собой телесное наказание и членовредительство.

Согласно ст. 267 гл. VIII Законов Ману,  Кшатрий, обругав брахмана, подлежит штрафу в сотню (пан); вайшия – в две с половиной (сотни пан), но шудра подлежит телесному наказанию, а если же шудра поносил ужасной бранью «дваждырожденных», то он заслуживает отрезания языка, ведь он – самого низкого происхождения, так гласит ст.270 Законов Ману. В этой части наказание шудры зависит от того, насколько сильно был обруган брахман: либо шудра будет подвергнут телесному наказанию, либо у небо будет отрублен язык.

В отношении того, что шудра ударил брахмана рукой по  голове, не нанеся сильной травмы, ст.279 гл.VIII Закона гласит: «Тот член, каким человек низший ударит высшего, – именно он – у него должен быть отрезан, таково предписание Ману». Следовательно, за то что шудра ударил брахмана рукой по голове, ему отрубят руку. В большинстве случаев тот, что совершал преступление против лица высшей варны, подлежал членовредительскому наказанию.

 

 

 

Казус 2

Решение:

Французский гражданский кодекс был  принят в 1804 году и вошел в историю  под названием Кодекса Наполеона. При составлении кодекса  его  авторы опирались на юридическую  доктрину, активно использовали революционное  законодательство, сохранили некоторые  положения французского обычного права  и, конечно же не забыты были нормы римского права.

Кодекс  провозгласил юридическое равенство, устанавливая, что каждый француз  пользуется гражданскими правами. Осуществление  гражданских прав не зависит от качества гражданина. Вместе с тем, полной реализации этот принцип не получил, поскольку  лица иностранного происхождения, замужние женщины не обладали полной правоспособностью.

Полновластие  мужа и отца, ограниченная правоспособность замужней женщины – вот принципы, на которых в 1804 году под влиянием обычного права создавалось семейное право.

Взаимоотношения между мужем и  женой строились на основе власти и подчинения. До 18.02.1938 года ст. 213 гласила: “Муж обязан оказывать покровительство  жене, а жена – послушание своему мужу”.

Данная статья являлась базовой  по отношению ко всем другим статьям, определяющим отношения супругов. Именно следствием власти мужа определялась ограниченная правоспособность и практически  полная недееспособность жены. Статья 215 устанавливала невозможность участия замужней женщины в суде без согласия мужа, даже если бы она не обладала общностью имущества или была установлена раздельность имущества, изъятие из этого правила устанавливалось ст. 216 ФГК и касалось только полицейских и уголовных дел.  Согласно ст. 217 ФГК, жена … даже при наличии раздельности имущества с мужем, не может дарить, отчуждать, закладывать, приобретать по безвозмездному или возмездному основанию без участия мужа в составлении акта или без его письменного согласия. Без согласия мужа она могла только составить завещание в отношении своего имущества (ст. 226 ФГК).

При решении  данного казуса нужно руководствоваться  ФГУ 1804 года, а именно вопросами семейного  и имущественного права, регулирующими  отношения между супругами.

Во-первых, согласно ст. 215 ФГК 1804 г. муж имел право определять место жительства для семьи, жена была обязана следовать за своим мужем. Следовательно суд должен будет обязать жену Мари Лебран вернуться в их общий дом.

Во-вторых, неравноправие женщины проявилось также в ее имущественном положении  в семье. Согласно ст. 217 ФГК, жена …  даже при наличии раздельности имущества  с мужем, не может дарить, отчуждать, закладывать, приобретать по безвозмездному или возмездному основанию без  участия мужа в составлении акта или без его письменного согласия. Поскольку муж не участвовал в составлении акта дарения (также отсутствовало его письменное согласие Софи Сезанн должна возвратить подаренный ей перстень.

В-третьих, без согласия мужа Мари Лебран могла составить завещание в отношении только своего имущества. Ст. 226 ФГК позволял жене без согласия мужа составить завещание в отношении только своего имущества. Следовательно,  в этой части иска об аннулировании завещания мужу  будет отказано, поскольку земля принадлежит ей по наследству.

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

 

В общем к концу XIX в. реформаторский потенциал был в значительной степени утрачен либералами. Они начали терять голоса там, где раньше преобладали. Закоснелые остатки вигизма помешали партии установить более тесные связи с электоратом; мидлтонские речи Гладстона остались исключением.

Что можно  сказать об эволюции консервативной партии в рассматриваемый период? Прежде всего надо отметить, что в идеологии и практике тори произошли радикальные изменения. Причем причины этой трансформации лежали глубже, чем сокрушительное поражение на выборах 1880 г. или уход из политики, а затем и из жизни Б. Дизраэли.

Теперь  о месте, которое консерваторы отводили государству. Они рассматривали последнее как органичный продукт исторической эволюции. Ответственность за продвижение цивилизации возлагалась на сравнительно небольшую элиту. С тем чтобы не произошла узурпация власти, при определенных условиях консерваторы были готовы допустить вмешательство государства в экономику.

Многие  исследователи подчеркивают весомый  вклад консерваторов в трансформацию конституционной демократии в действительную реальность. Итак, в отношении консерваторов к государству прослеживаются две тенденции - стремление к сохранению устоев и допущение возможности ряда реформ.

Традиционное  место в идеологии и практике консерваторов отводилось роли личности и индивидуума. Свобода рассматривалась  как социальная и формообразующая концепция. Это - право, которое индивидуум получает и использует в социальном контексте.

Растет  и движение за независимое представительство  рабочих, зародившееся на севере Англии.

Независимая рабочая партия, окончательно сформировавшаяся к 1900 г., имела ряд важных особенностей. Во-первых, это была партия с социалистической программой. Она выступала с требованиями обеспечения коллективной собственности на средства производства, распределения и обмена. Во-вторых, лейбористы выступили сторонниками особых и конкретных целей, а не развития теорий классовой борьбы. Это положение прагматического свойства было явно унаследовано ими от тред-юнионов.

И все  же - начало значительнейшим переменам  в британском обществе XIX в. английские историки называют парламентскую реформу 1832 г. “великой”. И действительно, ее значение велико, ибо она положила начало созданию современного гражданского общества в Великобритании, процесс которого в XIX в. был обозначен такими вехами, как парламентские реформы 1832, 1867, 1884-85, 1888 гг. Реформа 1832 г. была первым трудным шагом в этом демократическом движении.

Информация о работе Эволюция избирательного права в Великобритании в XIX-XX вв