Эволюция общественно-политической сферы в 1953-1964 гг

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 13:54, реферат

Описание работы

Большинство ученых, исследовавших панславизм, склонно считать его относительно новым явлением в истории, относя его появление ко времени национального возрождения славянских народов в конце XVIII - в начале XIX. Однако, если выходить из понимания панславизма, как явления многогранного, основной чертой которого является стремление к взаимодействию и интеграции славян как отдельного органического целого в политическом и культурном отношении, то проявления панславистических тенденций можно найти на всех этапах развития славянства.

Содержание

Эволюция общественно-политической сферы в 1953-1964 гг.
Смерть И. В. Сталина и борьба за политическое лидерство 2
а) Поражение Л. П. Берии в борьбе за власть (март-июль 1953 г.) 2
б) Политическое падение Г. М. Маленкова и укрепление позиций Н. С
Хрущева (июль 1953 - февраль 1955 гг.) 5
в) Противостояние Н. С. Хрущева и объединенной оппозиции Маленкова Молотова и Кагановича (февраль 1955 - март 1958 гг.) 8
2. Политика десталинизации. XX съезд КПСС (1956 г.)

Работа содержит 1 файл

СТАНОВЛЕНИЕ ЦИВИЛИЗАЦИОННОГО САМОСОЗНАНИЯ И РЕВОЛЮЦИОННАЯ ИДЕОЛОГИЯ В РОССИИ В ПОРЕФОРМЕННЫЙ ПЕРИОД.docx

— 42.11 Кб (Скачать)

Идеи анархизма получили свое дальнейшее развитие в работах П. Кропоткина, который утверждал, что анархизм есть нечто большее, чем простой способ действия или же идеал свободного общества. Анархизм, кроме того, представляет собой «философию как природы, так и общества». Как и Бакунин, Кропоткин резко выступал против государства и «государственного социализма», считал, что трудящиеся сами в состоянии «выработать строй, основанный на их личной и коллективной свободе. Теоретик анархии считал возможным установление «безгосударственного коммунизма» на основе «союза сельскохозяйственных общин, производственных артелей и ассоциаций людей по интересам».

Этот свободный «анархический  коммунизм» в отличие от государственного авторитарного коммунизма мыслился Кропоткиным как общество равных между собой людей, целиком основанное на самоуправлении. Оно должно состоять из множества союзов, организованных для всякого рода производства: земледельческого, промышленного, умственного, художественного и т. п. Таков социалистический анархизм на практике. Речь шла о создании самоуправляющегося федерального союза свободных ассоциаций людей, отношения между которыми строились бы на принципах солидарности, справедливости и безначалия и регулировались бы в основном моральными нормами.

Проблемам нравственного регулирования  отношений между людьми П. Кропоткин  придавал большое значение. Он считал, что нравственные чувства глубоко коренятся в биологической природе людей. В процессе общественной жизнедеятельности эти их чувства получают дальнейшее развитие и обогащение, приобретают социальный смысл и значение. Таковы изначальные нравственные чувства взаимной поддержки и солидарности, лежащие в основе морали.

На Кропоткина, как и на Бакунина, оказали значительное влияние идеи Прудона о справедливости как  «высшем законе и мере человеческих деяний», способные определять направленность деятельности и поведения людей. Из идеи справедливости выводились понятия свободы и равенства. Кропоткин писал: «... принцип, в силу которого следует обращаться с другими так же, как мы желаем, чтобы обращались с нами, представляет собой не что иное, как начало равенства, т. е. основное начало анархизма». «Равенство - это справедливость».

«Равенство во всем - синоним справедливости. Это и есть анархия». И еще: «Становясь анархистами, мы объявляем войну  не только отвлеченной троице: закону, религии и власти. Мы вступаем в борьбу со всем этим грязным потоком обмана, хитрости, эксплуатации, развращения, порока - со всеми видами неравенства, которые влиты в наши сердца управителями, религией и законом. Мы объявляем войну их способу действовать, их форме мышления».

Принцип равенства толкуется как  уважение к личности. Оказывая нравственное влияние на личность, нельзя ломать человеческую природу во имя какого бы то ни было нравственного идеала. Мы, подчеркивает Кропоткин, ни за кем не признаем этого права; мы не хотим его и для себя. «Мы признаем полнейшую свободу личности. Мы хотим полноты и цельности ее существования, свободы развития всех ее способностей».

Таковы теоретические и практические установки анархизма, изложенные его  российскими вождями. Они опровергают  те стереотипы в предоставлении об этом течении русской и мировой  общественной мысли, которые навязывались нам до недавнего времени официальной литературой. Последняя преподносила анархизм как явление теоретически и практически сугубо негативное, оправдывающее под флагом анархистского понимания свободы всякие беспорядки и потому в основе своей разрушительное.

Внимательное знакомство с этим течением и его объективный анализ приводят к несколько иным выводам. Хотя одна из Центральных идей «полнейшей свободы личности» - в значительной степени умозрительная и наивна, как и идея уничтожения всякого государства, ибо не дано убедительного ответа на вопрос, как это реально можно сделать (все ограничивается Умозрительными построениями на этот счет), тем не менее многие положения анархизма не лишены достоинств. Это идеи справедливости, равенства и свободы личности, самоуправления, а также идея федерального характера взаимоотношений Разных социальных союзов и организаций. Не случайно анархизм имел и имеет в настоящее время немало сторонников и последователей.

И все-таки в России анархизм не стал доминирующим течением общественной мысли, в том числе и в области социологии. Наибольшее влияние на умы людей анархизм имел в 70-х годах прошлого столетия. Затем это влияние пошло на убыль. В начале 80-х годов российская философско-социологическая мысль по сути дела отмежевалась от анархизма, а в ряде случаев открыто порвала с ним. В дальнейшем были свои приливы и отливы влияния анархизма на общественное сознание, обусловленные исторической обстановкой и, конечно же, тем, что отдельные идеи анархизма до сих пор не утратили своей привлекательности в силу их либеральной и гуманистической направленности.

 

в)П.Н. Ткачев и П.Л.Лавров - теоретики «государственного» народничества

 Все главные положения социологии народничества были заложены и развиты в конце 60-х — начале 70-х годов XIX в.

 Оно теоретически обосновывало  возможность самобытного, некапиталистического развития России, которого можно было достичь благодаря активному вмешательству в ход исторического процесса.

 Появление народничества было  обусловлено относительным спадом  общественного движения после первой революционной ситуации.

 Произошел резкий поворот  к субъективизму, появляется безграничная  вера в решающее воздействие  прогрессивно настроенной интеллигенции  на народ и в то же время  недоверие и пренебрежение к  самостоятельным выступлениям народных  масс.

 Но, несмотря на общую субъективную  основу, сложились различные теоретические течения, что было связано с индивидуальными особенностями основателей новых направлений социологии. В зависимости от того, какие свойства личности считались доминирующими, определяющими историческое развитие, сложилось различное понимание форм и способов революционной деятельности. П.Л. Лавров выделял интеллектуально-критическую способность человека и был теоретиком подготовительно-пропагандистского направления; П.Н. Ткачев — волю человека и стоял во главе заговорщического направления; М.А. Бакунин — эмоционально-действенную активность и был идейным вождем бунтарско-анархистского направления.

 Их взгляды расходились только  в вопросах подготовки и осуществления  революции.

 Объединяло революционных народников  то, что они критиковали царизм  и феодально-крепостнические пережитки,  требовали их уничтожения, отрицательно относились к развитию капитализма в России, идеализировали крестьянскую общину, считали, что она является исходным началом социализма, а также выступали за уравнительное разделение земли.

 Основные проблемы народнической  социологии в начальный период  ее развития были связаны в основном с разработкой теории социального прогресса. Хотя эта проблема решалась народниками по-разному, общим для них было утверждение о ведущей роли личности как субъекта социального действия, который отождествлялся ими с революционной интеллигенцией.

 

3. Рождение российской социал-демократии. Г.В.Плеханов и группа «Освобождение труда».

 

Первая русская. марксистская организация, созданная группой рус. эмигрантов во главе с Г. В. Плехановым в Женеве в 1883. Плеханов и др. члены группы - В. И. Засулич, П. Б. Аксельрод, Л. Г. Дейч, В. Н. Игнатов до этого были революц. народниками (чернопередельцами). Несостоятельность революционного народничества, особенно ярко проявившаяся после убийства Александра II, заставляла искать новую революционную теорию. Вызванные развитием капитализма разложение крестьянства и рост пролетариата явно противоречили народнической теории о "самобытном" развитии России. Вынужденная эмиграция дала Плеханову и его единомышленникам возможность ознакомиться с опытом западно - европейского рабочего движения, изучить теорию научного социализма. Все это привело к коренному пересмотру собственной революционной практики и к переходу Плеханова и его соратников от народничества к марксизму. В объявлении "Об издании "Библиотеки современного социализма"" 25 сент. 1883 Г. " Освобождение труда." провозгласила свои основные цели и задачи: 1) перевод на русский язык и распространение важнейших трудов К. Маркса и Ф. Энгельса, а также их последователей; 2) критика народничества и разработка важнейших проблем рус. жизни с точки зрения теории марксизма. Еще в 1882 Плеханов перевел на русский язык "Манифест Коммунистической партии". В дальнейшем группой были переведены на русский язык и изданы работы К. Маркса: "Наемный труд и капитал" (1883), "Речь о свободе торговли" (1885), "Нищета философии" (1886), "Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта" (1894), работы Ф. Энгельса: "Развитие научного социализма" (1884), "Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии" (1892), "Социальные отношения в России" (1894). Эти произведения в 80-х - начале 90-х гг. распространялись в первых социал-демократических организациях России и сыграли большую роль в повороте русской революционной молодежи к марксизму. Важнейшее значение имели первые марксистские произв. Плеханова, излагавшие идеи марксизма в применении к России. В работе "Социализм и политическая борьба" (1883) было подвергнуто решительной критике как старо народническое анархическое утверждение о несовместимости политической борьбы с социализмом, так и узкое народовольческое понимание политической борьбы как заговора. По словам В. И. Ленина, эта работа Плеханова "...показала, как именно и почему именно русское революционное движение должно привести к слиянию социализма и политической борьбы, к слиянию стихийного движения рабочих масс с революционным движением, к слиянию классовой борьбы и политической борьбы" (Соч., т. 4, с. 264). В 1885 вышли в свет "Наши разногласия" с развернутой критикой теории и программы народников, их представлений о развитии общества, "самобытности" рус. ист. процесса, утопических взглядов на сел. общину. Анализируя с марксистских позиций рус. экономику, Плеханов доказал факт вступления России на путь капитализма. Научные выводы, к которым он пришел, в корне подрывали важнейшие устои народничества; показывали, что в России, как и в др. странах, самой передовой революционной силой является пролетариат. Революционное движение пролетариата - решающее условие демократического, а затем и социалистические преобразования России. С большой силой в "Наших разногласиях" подчеркивалось значение пропаганды теории марксизма и необходимость борьбы за создание рабочей социалистической партии в России. Важное значение в теоретическом основании русской социал-демократии имели также два проекта программы " Освобождение труда", написанных Плехановым. Первый был опубликован в 1884, второй - в 1888. Это была "...программа группы заграничных революционеров, которые сумели верно определить единственный, обещающий успех, путь развития движения, но которые в то время не видели еще перед собой сколько-нибудь широкого и самостоятельного рабочего движения в России" (там же, с. 213). Основным недостатком обоих проектов была абстрактная характеристика рус. капитализма, не учитывавшая своеобразного соотношения классовых сил в нараставшей революции. Подробный разбор второго проекта программы " Освобождение труда" сделал В. И. Ленин ("Проект программы нашей партии", Соч., т. 4). Программа " Освобождение труда " оставалась единственной опубликованной программой рус. социал-демократии до опубликования программы РСДРП, выработанной ленинской "Искрой". Она была известна почти во всех с.-д. организациях России и сыграла большую роль в пропаганде идей марксизма и подготовке к созданию рабочей марксистской партии.

В 1895 появилась работа Плеханова "К вопросу о развитии монистич. взгляда на историю". В этой книге была дана решительная критика "субъективной социологии" народничества, на огромном фактич. материале доказана несостоятельность народнич. взглядов по вопросам о роли идей, личности и нар. масс в истории.

В пропаганде идей марксизма  принимали участие и др. члены  группы. Кроме серии "Библиотека научного социализма", группа выпустила  серию "Рабочая библиотека" (1884-94), рассчитанную на рабочую интеллигенцию (С. Дикштейн, "Кто чем живет?", предисл. Плеханова, 1885; П. Аксельрод, "Рабочее движение и социальная демократия", 1885; Речь Петра Алексеева, предисл. Плеханова, 1889; В. Засулич, "Варлен перед судом исправительной полиции", 1890, и др.). В 1888 Г. "О. т." издала лит.-политич. сб. "Социал-демократ", а в 1890-92 - лит.-политич. обозрение "Социал-демократ" (4 кн.), в к-рых пропагандировались революц. идеи марксизма, подвергалось критике народничество и освещалась деятельность рус. и междунар. социал-демократии. Г. "О. т." установила связь с с.-д. группами в России. Нелегальная транспортировка изданий группы шла через Минск, Вильно, Ригу, Одессу. Прочный характер эти связи приобрели с кон. 80-х гг.

Считая себя частью междунар. рабочего с.-д. движения, Г. "О. т." имела контакты и с с.-д. партиями и орг-циями Германии, Франции, Англии, Польши, Болгарии, Швейцарии, Австрии, Венгрии. Чл. Г. "О. т." были лично знакомы с Ф. Энгельсом и с виднейшими марксистами 80-х и 90-х гг. - П. Лафаргом, Ж. Гедом, А. Бебелем, В. Либкнехтом, К. Цеткин, Э. Эвелингом, Элеонорой Маркс, В. Адлером и др. Плеханов участвовал в междунар. рабочих социалистич. конгрессах: в 1889 в Париже, в 1893 в Цюрихе, в 1896 в Лондоне и т. д. Оказывая всемерную поддержку Г. "О. т.", Ф. Энгельс высоко оценивал ее деятельность. "...Я горжусь тем, - писал он в 1885, - что среди русской молодежи существует партия, которая искренне и без оговорок приняла великие экономические и исторические теории Маркса и решительно порвала со всеми анархическими и несколько славянофильскими традициями своих предшественников. Сам Маркс был бы так же горд этим, если бы прожил немного дольше. Это прогресс, который будет иметь огромное значение для развития революционного движения в России" ("Переписка К. Маркса и Ф. Энгельса с рус. политич. деятелями", 1951, с. 309).

О деятельности Г. "О. т." и первых марксистских трудах Плеханова  В. И. Ленин знал еще в казанский и самарский периоды своей деятельности. В мае 1895 в Швейцарии Ленин установил непосредств. связь с Плехановым и договорился о совместном издании с 1896 в Женеве сб. "Работник". Среди работ Плеханова, направленных против народников во 2-й пол. 90-х гг., самой крупной была книга "Обоснование народничества в трудах г-на Воронцова (В. В.)", вышедшая под псевд. A. Волгин в 1896 в Петербурге. В ней дан подробный критич. разбор социологич. и политико-экономич. взглядов одного из гл. теоретиков либерального народничества. Большинство лит. выступлений Плеханова на рубеже 19-20 вв. посвящено борьбе с ревизионизмом, гл. обр. немецким. Плеханов и его группа сыграли серьезную роль в борьбе с "экономизмом". В спец. сб. "Вадемекум" был напечатан составленный В. И. Лениным в ссылке протест 17 социал-демократов против ""кредо" экономистов". В мае 1900 Г. "О. т." вышла из заграничного Союза социал-демократов, в к-ром стали преобладать "экономисты". В результате соглашения В. И. Ленина с Г. "О. т." об издании "Искры" и "Зари" образовалась рус. революц. орг-ция "Социал-демократ". Внутри редакции "Искры" обнаружились разногласия между Лениным и членами Г. "О. т." по ряду вопросов (о либералах, агр. вопросе) и по проекту программы РСДРП. На II съезде партии группа прекратила свое существование


Информация о работе Эволюция общественно-политической сферы в 1953-1964 гг