Общественно-политическое ток-шоу

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 20:42, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – выявить жанровые особенности общественно-политических ток-шоу.
Для достижения вышеуказанной цели необходимо решить следующие задачи:
- Определить насколько связаны названия ток-шоу «Честный Понедельник» и «Справедливость» с их содержанием.
- Рассмотреть структуру и содержание программ «Честный Понедельник» и «Справедливость».
- Выявить своеобразие композиции, особенности драматургии общественно-политического ток-шоу на примере программ «Честный Понедельник» и «Справедливость».
- Выделить общие и отличительные черты программ «Справедливость» и «Честный Понедельник» как общественно-политических ток-шоу.

Работа содержит 1 файл

Введение+новый.doc

— 136.00 Кб (Скачать)

Введение 

       Разочарование и недовольство, вызванные у большинства  населения ходом реформ, определения  национальной идеи и государственной  идеологии в целом, ведут к  увеличению пропасти  между властью  и народом, что угрожает не только процессу реформирования, но и самой российской государственности, вновь обостряя и выводя на первый план проблему социальной справедливости. Средства массовой информации, выполняя свои основные функции, являются связующим звеном между народом и властью.   Наиболее эффективной формой для выражения отношений стал жанр ток-шоу. Несмотря на то, что данный жанр на телевидении возник еще в 60-х годах ХХ века и имеет свою историю развития, научной литературы о ток-шоу написано мало. Анализ конкретной журналистской практики представляет огромный интерес для тех, кто связан с телевидением: будь то работающий журналист или случайный зритель одной из программ.  Тема нашей курсовой работы звучит так «Честный Понедельник» и «Справедливость» как общественно-политические ток-шоу».

      Объектом  нашей курсовой работы выступают общественно-политические ток-шоу как элемент аналитической журналистики. Предметом исследования являются жанровые особенности общественно-политического ток-шоу. Материал исследования: выпуски программ, вышедших за период март-апрель 2011 года. Для анализа мы рассмотрим 4 выпуска ток-шоу «Честный Понедельник» и 20 выпусков ток-шоу «Справедливость».

     Цель  работы – выявить жанровые особенности  общественно-политических ток-шоу.

     Для достижения вышеуказанной цели необходимо решить следующие задачи:

   - Определить насколько связаны  названия ток-шоу «Честный Понедельник»  и «Справедливость» с их содержанием.

   - Рассмотреть структуру и содержание программ «Честный Понедельник» и «Справедливость».

   - Выявить своеобразие композиции, особенности драматургии общественно-политического ток-шоу на примере программ «Честный Понедельник» и «Справедливость».

   -  Выделить общие и отличительные черты программ «Справедливость» и «Честный Понедельник» как общественно-политических ток-шоу.

   Теоретической и методологической основой данного исследования послужили работы Г.В Кузнецова, Г.В Лазутиной, Р.А Борецкого, А.Я. Юровского, Е.П. Прохорова.

     Методы  исследования: анкетирование, контент-анализ, сопоставление, сравнение, анализ.

     Курсовая  работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и источников. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава I. «Честный Понедельник» и «Справедливость». Общее и различное.

     1.1. Характеристика программ «Честный  Понедельник» и «Справедливость».

     Системы жанров журналистики могут служить своеобразным индикатором эпохи. Так, замечено, что во время ограничения информационных свобод преобладают жанры аналитические, оценочные, назидательные. И напротив, информационная насыщенность, господство репортажа демонстрируют пору свободы слова.

     Для того, чтобы определить, в какую  эпоху мы живем, информационную или  аналитическую, необходимо рассмотреть  конкретные примеры передач, транслируемых  современным телевидением.

     Мы  попытаемся определить насколько программы  «Честный Понедельник»(НТВ) и «Справедливость»(РенТВ) соответствуют признакам общественно-политического ток-шоу.

     Как в любых ток-шоу в обеих программах в студии присутствуют зрители. В  программе «Честный Понедельник», кроме  того, что зрители имеют право  высказать свое мнение и задать вопрос, также предусмотрена возможность подключения телезрителей к разговору  по телефону и «громкой связи» в студии. Телезрителей привлекают также при помощи интерактивного голосования, предлагая им ответить на самый острый и актуальный вопрос.

     «Классическое ток-шоу представляет собой треугольник: ведущий - приглашенные собеседники (эксперты) - зритель в студии. Ток-шоу соединяет приемы журналистики и сценические приемы. И каждый из

участников  ток-шоу, какова бы ни была его служебная  функция внутри программы, одновременно является персонажем с заданной ему авторами ток-шоу ролью».1 Схема жанра довольно проста - герои, зрители, ведущий, вопросы и ответы. Но многие специалисты этого жанра считают, например, что залог успеха ток-шоу - юмор. В нашем случае это практически исключено, потому что обсуждаются самые серьезные и самые острые проблемы современного общества.                             
 Вартанов А.С. отмечает, что задача жанра ток-шоу - активизировать восприятие содержания, заключенного в передаче с помощью формы диспута, острых вопросов, высказывания различных точек зрения. Долгое время хитрость российского ток-шоу заключалась в том, что при внешней форме свободной дискуссии, на самом деле зрителям втолковывалась какая-нибудь одна-единственная, строго ограниченная в своих параметрах позиция.2 Можно заметить, что рассматриваемые нами ток-шоу от этого отходят. Ведущие сами стараются разобраться в проблеме, раскрыть ее со всевозможных разных сторон и добраться до истины. 
 Авторы современных учебников по курсу тележурналистики сходятся во мнении, что в настоящее время ток-шоу является одним из наиболее распространенных на российском телевидении жанров, как бы ни анонсировалась соответствующая передача. Так называемая «телевизионная пресс–конференция» на самом деле принадлежит жанру ток–шоу уже потому, что ведущий сам же задает большинство вопросов, приготовив заранее сценарий или сценарный план. При такой организации передачи практически исключается возможность в ней политической игры, непредсказуемости вопроса и выявление неожиданной информации для компетентного человека, происходит лишь актуализация уже существующей в недрах аудитории информации. Элементы ток–шоу почти всегда имеются в информационно–аналитических программах, что является характерной особенностью российского телевидения. 
 С появлением ток-шоу на американском телевидении возникла и особая должность – модератор ток-шоу. Это человек, который занимается «подогревом» аудитории. Перед началом программы он рассказывает о роли зрителей, пытается призвать людей к диалогу, спрашивает, кто из присутствующих хочет высказаться на предложенную тему, учит обращаться с пультами для голосований, если их используют в программе. Организаторы ток-шоу на российском телевидении активно пользуются услугами модераторов. Помимо общения с аудиторией до начала программы, этот человек присутствует в зале на протяжении всей передачи. Он следит за ходом ток-шоу и первым начинает аплодировать в местах наибольшего эмоционального подъема беседы, он помогает сформулировать мысли желающим рассказать свою историю. Тем самым позволяет говорить о таком  элементе современного ток-шоу как режиссура программы. 
 В телекомпании НТВ с 1999 года существует специальный отдел по работе с публикой, он возник, когда на канале появилась первая программа жанра ток-шоу. В отделе работает штат редакторов и модераторов, за каждым из которых закреплена своя программа. Они и приглашают зрителей в студию. Большое значение для организации работы имеет компьютерная и печатная база данных по публике, которая позволяет подобрать зрителей по определенным критериям для каждой программы. Таким образом, зрителями в студии становятся люди, заинтересованные в обсуждении тех или иных тем. Однако стать участником программ, можно просто позвонив в редакцию.  
 В «Честном понедельнике», ток-шоу, идущем в прямом эфире, активно участвуют телезрители, которые могут дозвониться в студию по телефону и «громкой связи», высказать собственное мнение с помощью SMS и интернет-голосований.

     Ведущие еще до начала программ знают, кого и о чем можно спросить. Кто из присутствующих сможет сказать интересно и эффектно. Они четко формулируют свои вопросы заранее.

     В ток-шоу обыгрываются типичные ситуации и проблемы, знакомые большинству зрителей. Герой или подтверждает универсальное правило, или демонстрирует нечто уникальное, контрастирующее с привычным положением дел. В шоу не просто конструируются отношения между этими типами, проговариваются варианты возможных психологических, этических и других конфликтов, но и строго проверяются заранее все факты действительности.

     Герои и героини программ могут отвергать длинную аргументацию, предпочитая мотивировать поступки соображениями «мне это не нравится», «так хочется», не стремясь во всех случаях быть логичным в суждениях. Так например, Жириновский отвергает аргументацию о том, что тело Ленина должно лежать в «Мавзолее», отец убийцы утверждает, что жертвы вовсе не жертвы, что по справедливости «нужно было поступить именно так, а не иначе». Ток-шоу реабилитируют чувства, предлагают познавать и действовать с их помощью. В ряде программ эта мысль иллюстрируется преувеличенно бурными эмоциями, но не выходящими за рамки приличий. Обратимся снова к отцу убийцы. Он не сдерживает своих эмоций, когда говорит о том, какой его мальчик был хороший, эмоции переходят в слезы. Во время программы Андрей Макаров, чтобы не мучить и так горюющего старика, при первом же диалоге, уводит его от трибуны с микрофоном и сажает на стул.

     В ток-шоу, помимо ведущих, выступают  гости («герои») – люди, чем-то прославившиеся или просто интересные своими поступками, мыслями, образом жизни. Обязательно присутствие в студии нескольких десятков «простых зрителей», возможно и наличие компетентных экспертов. Зрители не всегда вовлекаются в разговор. Иногда их участие ограничивается аплодисментами, смехом, возгласами удивления – это создает особую атмосферу публичности, дает «эмоциональную подсказку» телезрителям.

        На сайте РенТВ в разделе  программы «Справедливость» есть  объявления для тех, кто хочет  поучаствовать при съемках очередного выпуска. Заранее оговаривается круг тем, это дает нам основание полагать, что приглашают не просто «поглазеть», а людей с активной жизненной позицией, способных поделиться своим мнением, своей точкой зрения на ту или иную проблему:

«Нам  нужны мнения и истории по темам:

— Маршрутки (небезопасность маршруток)

— Традиционная и нетрадиционная медицина

— Диеты

— Материнский  капитал

Съемки  будут проходить 16 и 17 апреля.

Вопросы и запись по телефону: 8 905 580-73-50 Юлия»

     И в «Честном Понедельнике», и в  «Справедливости» героем может стать любой человек независимо от пола, возраста, расовой или национальной принадлежности, языка, отношения к религии, профессии, места жительства и работы, а также оттого, какие у него политические убеждения. В студию со своей общественно-значимой проблемой приглашаются как простые люди, так и известные популярные личности, занимающие высокие посты, находящиеся у власти. Последние могут быть и жертвами общественной несправедливости, но в большинстве случаев выступают в качестве экспертов, специалистов в той или иной области, помогают разобраться в проблеме.

     Главным отличием «Честного Понедельника»  от «Справедливости» является то, что  в первом равнозначных героев может  быть несколько, как правило, от трех до шести. Например, программа об уроках православия в школах. Героями этой программы стали представители главных религиозных конфесий, представители культуры, журналисты: иеромонах Дмитрий Першин, один из авторов пособия по основам православной культуры, Игорь Еморенко, директор департамента государственной политики образования министерства образования в России, Владимир Легойда, председатель синодального информационного отдела русской православной церкви, Марат Муртазин,  заместитель председатели совета муртиев в России, Константин Ринчуков, главный редактор «Независимой» газеты и, Сергей Доренко, главный редактор русской службы новостей. Они играют роль одновременно и героев, каждый со своей точкой зрения, а так как эти точки зрения профессионалов, компетентных в этих вопросах, то герои одновременно выступают и как эксперты.

       А во втором главный герой один, остальные же выполняют второстепенную роль. Помогают разрешить конфликт главного героя с обществом, ответить на его вопросы: бросающий вызов ВладимирЖириновский или папа, заблудившейся в лесу девочки.

     Немаловажное  звено ток-шоу – это эксперты. Их роль – давать объективную оценку ситуации, руководствуясь специальными знаниями, которыми они обладают, связанные  с тем, чем они занимаются. Это  могут быть психологи, астрологи, экономисты, политики и другие. В большинстве случаев и в одном, и в другом ток-шоу в качестве экспертов выступают представители российского бизнеса, исполнительной и законодательной власти, силовых структур. Например, когда в «Справедливости» обсуждали дело об убийстве двух сотрудников фонда социального страхования, в качестве экспертов присутствовали: заместитель начальника контрольно-ревизионного отдела филиала №3 ФСС г.Нижний Тагил, Михаил Виноградов, Криминалист-психолог, руководитель Центра правовой и психологической помощи в экстремальной ситуации, Максим Лернер, заместитель руководителя департамента аппарата председатель ФСС.

     Таким образом, определение жанра должно быть основано на его разговорной  природе. Мы в дальнейшем под ток-шоу  будем понимать разговорный телевизионный жанр, строящийся в вопросно-ответной форме с непременным участием харизматичного ведущего, зрителей в студии, компетентных экспертов и гостей с интересной историей. 
 
 
 

     1.2. Роль ведущего в общественно-политическом ток-шоу.

     Данные  программы синтезирует признаки интервью, дискуссии, игры и концентрируется вокруг личности ведущего: Сергея Минаева и Андрея Макарова. Это максимально персонифицированные экранные формы телепередач. Если обратить внимание на ведущих ток-шоу, то можно заметить, что они достаточны популярные и известные личности.

     Дискуссию «Честного Понедельника» направляет в нужное русло ведущий шоу  Сергей Минаев — известный писатель и публицист, автор романов-бестселлеров «Духless» и «Media Sapiens». Как пишет  о себе сам Сергей Минаев на официальном сайте программы: «Родился и живу в Москве с 25 января 1975 года. Занимаюсь винным бизнесом, публицистикой и литературой (если позволите). Высшее образование получил в Историко- архивном институте (РГГУ). Практического применения оно, к сожалению, не получило, но зато позволяет мне время от времени проводить исторические параллели и совершать в беседе исторические экскурсы, что, несомненно, делает меня интересным собеседником.

     То, о чем беседую практически  еженедельно, отражается в моей авторской колонке для одного интернет-издания и в эфире радио «Маяк». В основном это мой собственный взгляд на наиболее значимые события, происходящие в медиа, бизнесе, политике и обществе.

     В какой-то момент из записок на ресторанных  салфетках, колонок и коротких эссе родился роман «Духless». В биографиях принято писать о хобби, политических взглядах, увлечениях и привычках. Я не состою ни в одной политической партии и ни в одном общественном движении. Единственное движение, в котором я участвую, — это движение вперед, чтобы стать лучше. Из привычек и увлечений отмечу лишь курение и ведение онлайн-дневника.

     В общем, я такой же, как многие из вас.»

     Из  автобиографии Сергея Минаева видно, что он имеет достаточный опыт и знания в общественно-политической области, его мнению доверяет телезритель. Последняя фраза: «В общем, я такой же, как многие из вас» предполагает, что он позиционирует себя, как равный всем гражданам России, таким образом, завоевывает еще большее доверие народа.

Информация о работе Общественно-политическое ток-шоу