Общественно-политическое ток-шоу

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 20:42, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – выявить жанровые особенности общественно-политических ток-шоу.
Для достижения вышеуказанной цели необходимо решить следующие задачи:
- Определить насколько связаны названия ток-шоу «Честный Понедельник» и «Справедливость» с их содержанием.
- Рассмотреть структуру и содержание программ «Честный Понедельник» и «Справедливость».
- Выявить своеобразие композиции, особенности драматургии общественно-политического ток-шоу на примере программ «Честный Понедельник» и «Справедливость».
- Выделить общие и отличительные черты программ «Справедливость» и «Честный Понедельник» как общественно-политических ток-шоу.

Работа содержит 1 файл

Введение+новый.doc

— 136.00 Кб (Скачать)

       «Справедливость» ведет известный  адвокат Андрей Макаров. Обсуждаются насущные проблемы, связанные с бракоразводными процессами, имущественными спорами, проблемами с работодателями и другие. «Если вы не согласны с решением суда и требуете справедливости - вам сюда» - такое предложение поступает телезрителям во время эфира. Судебных программ на современном телевидении предостаточно, но в форме ток-шоу подобным еще не занимались.

     Андрей  Михайлович Макаров родился в  июле 1954 года в Москве. В 1976 году он окончил  юридический факультет и аспирантуру  Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова. Макаров продолжил дело своих родителей: его мать была председателем Московского областного суда, а отчим – Московской городской коллегии адвокатов.

     На  протяжении десяти лет Макаров был  одним из самых заметных и успешных членов этой коллегии, а в 1992 году возглавил фонд «Культурная инициатива». Через год он был назначен начальником Управления по обеспечению деятельности Межведомственной комиссии Совета безопасности Российской Федерации по борьбе с организованной преступностью и коррупцией и был избран депутатом Государственной думы.

     На  протяжении четырёх лет Макаров  был председателем Российской шахматной  федерации, являясь международным  мастером по шахматам, но позже он отказался  от должности. На его счету посты председателя Экспертного совета по налоговому законодательству при Комитете Государственной думы по бюджету и налогам, юридического консультанта компании «ICN Россия», заместителя председателя Комитета по бюджету и налогам. Он является учредителем московского адвокатского бюро «Андрей Макаров, Александр Тобак и партнёры».

     Андрею  Макарову удалось проявить себя даже в качестве актёра – он снялся в  картине Владимира Бортко «Цирк  сгорел, клоуны разбежались» (1998).

     В марте 2010 года на экран вышел телевизионный проект «Справедливость», ведущим которого стал Андрей Макаров. Программа представляет собой ток-шоу, в студии которого обсуждаются острые и злободневные темы.

     Накануне  церемонии вручения ТЭФИ при содействии Академии Российского телевидения журналисты и критики вручали свою премию. По итогам сезона 2009/2010 проект «Справедливость» был назван лауреатом в категории «За возвращение на телеэкран живой дискуссии на актуальную тему».

     Журналист «Российской газеты» Юрий Богомолов  сказал о телеведущем в своей статье: «Его не сравнишь и с Павлом Астаховым, тоже известным юристом и общественным деятелем, имеющим свою авторскую программу на том же РЕН ТВ. Астахову проще: он – просветитель, он – на кафедре. Он в роли судьи. У Макарова в программе несколько ролей. То – следователь, то – прокурор, то – адвокат, то, наконец, судья. В иных случаях – третейский судья… С Дмитрием Быковым («Картина маслом» – 5-й канал) его сближает способность быстро реагировать на те или иные повороты дискуссий. Оба от начала до конца контролируют ход дискуссии. Просто Макарову это делать сложнее в силу социальной остроты той проблематики, что обсуждается у него в студии. Одно дело – судить да рядить по поводу фильмов, пускай и злободневных. Другое – вникать в ситуации крайне болезненные, затрагивающие такие области человеческого общежития, которые при малейшем вторжении в них вызывают острую ответную реакцию. Как, например, в случае разговора об алкозависимости человека».

     Такому  взаимовлиянию, взаимодействию формы  и ее создателя в первую очередь способствуют необходимые личностные качества: ум, находчивость, обаяние, юмор, умение заинтересованно слушать, пластично двигаться и прочее. Существенны также и внешние обстоятельства: определенное место и строго соблюдаемая цикличность, т. е. регулярная повторяемость в программе, рассчитанная на возбуждение в сознании массового зрителя состояния «нетерпеливого ожидания встречи».

      В начале выпуска и после каждого  ухода на рекламу звучит слоган социально-правового  ток-шоу на телеканале РЕН: «Это программа «Справедливость“ программа для тех, кто в неё верит! Для тех, кто готов бороться с несправедливостью». В свою очередь, в ток-шоу телеканала НТВ определенного слогана нет, после рекламы Сергей Минаев просто презентует программу и себя. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава II. «Честный Понедельник» и «Справедливость» как общественно-политические ток-шоу.

     2.1. Содержание программ «Честный Понедельник» и «Справедливость».

     Чтобы увидеть сходства и различия в  тематике рассматриваемых ток-шоу, приведем несколько примеров вышедших в эфир ток-шоу в 2010-2011 годах.

     Ток-шоу  «Справедливость»:

  1. Кровавая драма разыгралась в Нижнем Тагиле 24 августа. В 9 утра в здании фонда социального страхования раздались выстрелы. Инвалид застрелил двух сотрудников учреждения юриста и директора. Затем покончил жизнь самоубийством.
  2. Ток-шоу посвящено последствиям трагедии в "Хромой Лошади" Нескольких родственников пострадавших и близких к теме журналистов пригласили на съемки ток-шоу для того, чтобы они высказали свое непредвзятое мнение.
  3. Справедливость искал Владимир Жириновский, который требовал вынести тело Ленина из московского музея. Выясняли надо ли это делать, взвешивали все за и против, роль Ленина в истории России.
  4. Пропала девочка, гуляющая с тетей, через неделю нашли в лесу их трупы. Родителей собираются привлечь к уголовной ответственности. На программе обсуждали, нужно ли это делать, и кто, действительно, виноват в этой трагедии.

    Ток-шоу  «Честный Понедельник»:

  1. Уроки духовности в российских школах. С 1-го апреля для школьников четвертых классов вводится религиозное образование. Это воспитание, или эксперимент на наших детях.
  2. Годовщина аварии на ЧАЭС. 26 апреля исполнилось 25 лет со дня аварии на Чернобыльской АЭС. Культ прогресса обошелся только нашей стране в 60 000 квадратных киллометров зараженной земли! Европейские страны тогда заявляли, что на их реакторах такое невозможно и продолжали использовать и строить атомные электростанции. Однако после аварии на японской АЭС "Фукусима-1" многие страны стали пересматривать свои энергетические программы.
  3. Борьба с наркотиками. Тема программы - борьба с наркотиками, которую утром обсуждали на Госсовете в Иркутске, и на котором Дмитрий Медведев предложил несколько радикальных подходов к решению проблеммы. Гости студии - Владимир Жириновский, Евгений Ройзман (уральский фонд "Город без наркотиков") и тележурналист Аркадий Мамонтов.
  4. Десталинизация. Рабочая группа по исторической памяти совета по правам человека при президенте РФ обнародовала свой антитоталитарный план. В нем правозащитники предложили запретить находиться на госслужбе чиновникам, которые отрицают преступления тоталитарного режима в СССР, захоронить тело Ленина, а также внести изменения в закон о топонимике, "запрещающего увековечивать память лиц, несущих ответственность за массовые репрессии и другие тяжкие преступления против прав и свобод граждан". Действительно ли вопрос с советским прошлым стоит настолько остро в современной России?

     Приведенный примеры доказывают, что исследуемые  ток-шоу имеют аналитический, публицистический характер (от лат. publicus – общественный, народный) – род произведений, посвященных актуальным проблемам и событиям текущей жизни; играет важную роль, влияя на деятельность социальных институтов, служа средством общественного воспитания, способом организации и передачи социальной информации. Основополагающим признаком в данных программах является – актуальность тематики и масштаб осмысления конкретных проблем и событий окружающего мира.

     Возникновение такого рода творческих подразделений, площадок для обсуждения общественно-политических тем, занимающихся телевизионной публицистикой напрямую зависит от общественных функций, степени осмысления этих функций, социально-политических задач, выдвигаемых временем, запросов, потребностей, интересов всей аудитории и различных демографических и социальных групп, входящих в нее.

     Журналистика, которой занимаются команды, выдающие в эфир программы «Справедливость» и «Честный Понедельник» – это сплав общественно-политической деятельности и творчества, предполагающего необходимый уровень профессионального мастерства. Первое непосредственно влияет на содержание журналистских сообщений, выбор проблем и конкретной тематики, а также на понимание социальной значимости информации. Мы видим, что круг тем, затрагиваемых в исследуемых ток-шоу, широк, четких границ в них мы не видим, потому что то, о чем говорят в этих программах, касается общественных проблем, конфликтов и напрямую связанно с политической ситуацией в стране. Второе влияет на форму, в которую облекается содержание, на выбор жанра и необходимых изобразительно-выразительных средств.

     Объектом каждого выпуска обеих программ является группа причинно связанных фактов, тенденции в жизни общества, а методом – исследование, анализ, авторская оценка ведущего. Они не обходят стороной и информационные жанры, призванные отвечать на вопросы: что? когда? где? В программах нередки случаи показа новостных сюжетов и каждый выпуск обязательно опирается на конкретные факты действительности, что придает ток-шоу актуальность проблематики. А публицистика, вскрывающая причинно-следственные связи между явлениями, дающая им социально-политическую оценку, отвечает на вопросы: как? почему? с какой целью? Значит, в первом случае факт, событие – не только объект, но и цель, во втором – факты становятся еще и средством обоснования позиции журналиста, аргументами в цепи выстраиваемых им доказательств. Принцип «отделения фактов от мнений» исходит из того, что информация (факты), – это объективная картина жизни, и каждый волен сам судить о том, что происходит.

     Как видим, главным, определяющим признаком  публицистичности здесь служит обращенность сразу к множеству людей (публичность). Но «Справедливость» и «Честный Понедельник» имеют различия в форме и методах их создания, у каждой программы есть свои особенности журналистской работы. Не смотря на то, что они выполнены в одинаковых жанрах.

     В общей теории журналистики проблема деления публицистических сообщений  на жанры рассматривается, во-первых, по своеобразию предмета (объекта) познания, отображения; во-вторых, по познавательно-воспитательным задачам; в-третьих, по широте освещения действительности, т.е. по масштабу выводов и обобщений; наконец, в-четвертых, по своим выразительно-изобразительным средствам.

     Предмет и объект обсуждения в обеих программах относится к общественно-политической сфере. Но если в «Честном Понедельнике» персонификация может принадлежать одному, нескольким героям, иногда складывается впечатление, что героем является сам Сергей Минаев, то в «Справедливости» всегда в центре один герой, со своей персональной проблемой, готовый бороться с несправедливостью. То есть, можно сделать вывод, что в «Справедливости» объект всегда или почти всегда уже и конкретнее, чем в «Честном Понедельнике».

     Еще одним отличием можно назвать  присутствие фото- и кинемато (видео) графического сопровождения. Если в «Честном Понедельнике» оно может быть, может не быть, то в «Справедливости» оно обязательно имеет место быть. Более того каждый выпуск этого ток-шоу начинается с информационного сюжета с элементами аналитики. Если в первом ток-шоу суть проблемы нам излагает Сергей Минаев, то в «Справедливости» в курс дела зрителя вводит заранее подготовленный журналистский материал, сообщение, в котором автор анализирует реальные факты, явления в соответствии со своей творческой задачей. При этом композиция сообщения зависит не от фабулы события, а от замысла автора.

     В журналистской практике на выбор  жанра нередко влияет не только характер изображаемого объекта, но и место  будущего материала в эфире, в  рамках сложившейся рубрики, т.е. реальная производственная задача. Поэтому в вводном сюжете программы. Понятно, что исходная направленность работы, сам характер журналистского поиска у автора сюжета и Андрея Макарова будет различным. Отражать жизнь, констатируя факты, не так уж и сложно; куда труднее отбирать среди них такие, за которыми стоит явление. Но тем и отличается публицист от информатора, что умеет видеть типическое, в любой теме найти общечеловеческое, социальное, волнующее всех и каждого.

     Именно  на основе методов осуществляется процесс формирования понятий, суждений и умозаключений. Анализ – мысленное расчленение предмета или явления, выделение его отдельных частей, признаков, свойств.

     К информационным жанрам относят оперативные  устные сообщения, видеосюжеты, короткие интервью и репортажи; к аналитическим – то, что в практике часто называют «передача». Здесь можно выделить видеокорреспонденцию, беседу, комментарий, обозрение, дискуссию, пресс-конференцию, ток-шоу. Художественная документалистика включает в себя зарисовки, очерки, эссе, фельетоны, памфлеты.

     Специфика аналитических жанров, используемых в «Справедливости» и в «Честном Понедельнике» – в их нацеленности на доказательное изложение идеи и отстаивание авторской позиции. Новость передается через систему мнений, ожидаемых читателем. Аналитические жанры отличаются глубокой, детальной проработкой причинно-следственных связей, оценочных отношений предмета, основательностью аргументации. Предметным основанием таких жанров выступают социальные ситуации, проблемы, конфликты. В сферу исследования действительности вовлечены методы обобщения, анализа, синтеза. Основное требование к аналитическим жанрам – взвешенность фактов, доказательность выводов и четкая авторская позиция. Комментарий – основа аналитических жанров, он представляет собой общий композиционный и стилистический метод отражения и отображения действительности. В ходе исследования действительности Сергей Минаев и Андрей Макаров часто ставят перед собой задачу, связанную с определением будущего состояния заинтересовавшего их явления. Это называется прогнозированием. В журналистике формируются прогнозы нескольких видов: прогноз – обязательство, прогноз – уверенность, прогноз желание, прогноз предложение, прогноз информация, прогноз сомнение.

     Рассматриваемые программы относятся к такой разновидности аналитических жанров, как общественно-политическое ток-шоу. В данном виде программы ведущий задает вопросы по актуальной на сегодняшний день теме приглашенным – известным политическим и общественным деятелям, они высказывают свою точку зрения, соглашаются друг с другом, возражают, вступают в полемику. В число участников исследуемых программ могут быть включены и обычные люди, как-то связанные с обсуждаемой проблемой, например, родители заблудившейся в лесу девочки – при разговоре о системе и порядке работы полиции в оказании помощи при поиске пропавших людей. В студии присутствуют пассивные наблюдатели - зрители. В ток-шоу часто используются телерепортажи с мест событий, организованы телемосты, нередко комментарии чиновников даются по телефону.

Информация о работе Общественно-политическое ток-шоу