«Новый курс» Франклина Делано Рузвельта

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 08:03, курсовая работа

Описание работы

За годы I мировой войны экономический потенциал Соединённых Штатов Америки и их доля в мировом хозяйстве значительно возросли. Однако экономический кризис, разразившийся в 1929-1933 гг., охватил все основные капиталистические страны (Великобритания, Германия и Франция). США оказались в его эпицентре и в полной мере ощутили его последствия:
сокращение объёма производства – промышленное производство в США понизилось до 56 %;
расстройство финансовой системы - национальный доход сократился на 48 %;
разорение и банкротство промышленных, торговых и финансовых фирм - обанкротилось 40 % банков;
массовая безработица – потеряли работу около 17 млн. человек.

Содержание

Введение 2
Политическая карьера Ф.Д. Рузвельта 4
Великий кризис 1929-1933 гг. 12
«Новый курс» Ф.Д.Рузвельта 22
3.1 Мероприятия в области регулирования кредита и денежного
обращения 24
3.2 Мероприятия в области регулирования промышленности и сельского
Хозяйства 28
Социальная политика 34
4. Подъём рабочего движения и сдвиг в политике «нового курса» 40
Заключение 49

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 253.50 Кб (Скачать)

На путь решительной  борьбы против монополистического гнева  вступили и широкие слои фермерства. Главным средоточием фермерского  недовольства стал Национальный фермерский союз, который защищал интересы не только аграрной буржуазии, но и в известной мере мелкого фермерства. Весной 1932 г. Национальный фермерский союз призвал фермеров прекратить продажу сельскохозяйственной продукции до тех пор, пока не будет достигнут более высокий уровень цен. Для руководства движением бойкота была создана специальная организация во главе с лидером фермеров Айовы Милы Рено. По призыву стачечной ассоциации в августе 1932 г. началась фермерская забастовка. Против фермеров были брошены крупные полицейские силы. На подступах к городам завязались настоящие сражения фермеров с полицией и охранными отрядами, созданными крупными предпринимателями. Стачка продолжалась до октября 1932 г.

Страна положительно превращалась в гигантский пороховой  погреб, миллионы американцев пока ощупью начинали искать выход из бедственного положения. Социальная система, обрекавшая народ на неслыханные бедствия, вызывала величайшее возмущение. Перед правящими верхами встала сложная задача по выработке рецептов преодоления ударов и последствий кризиса.

Г. Гувер уже в ноябре 1929 г. провёл серию консультаций с  лидерами делового мира, призывая их на добровольной основе не свёртывать производство, не увольнять рабочих и даже не сокращать им заработную плату. С  углублением кризиса и роста  безработицы Г. Гувер создал один за другим 2-а консультативных комитета по вопросам занятости. Но перед этими органами не ставилось никаких задач по борьбе с безработицей. Они могли лишь выступать с призывами к предпринимателям и организациям активизировать меры помощи безработным, не свёртывать занятость.

Трудящиеся массы требовали  введения федеральной системы пособий  по безработице. Правительство и  Конгресс упорно сопротивлялись этому. Вместо прямой помощи безработным монополии  предложили план «разделения работы». Он был одобрен национальной экономической конференцией летом 1932 г. и стал претворяться в жизнь в нескольких отраслях промышленности, особенно в сталелитейной. Но вскоре он показал полную несостоятельность и перестал применяться. Тем не менее, уяснение смысла этого плана полезно, т.к. профбюрократы в США по сей день носятся с подобного рода проектами. Суть проекта состоит в следующем: если 100 рабочих не имеют работы, а другие 100 рабочих работают по 10 часов в день, было бы идеально, если бы вместо этого 200 рабочих работали бы по 5 часов в день, причём каждый из них получал бы за 5-часовой рабочий день ту же дневную плату, какую первые 100 рабочих получали  за 10 часов работы. Но сокращение рабочего дня не является настоящим средством устранения безработицы. Конечно, оно может привести к её сокращению на короткое время. Единственное реальное средство покончить с безработицей – это устранить её причины, а именно монополистический капитализм.(3)

Не отвечала требованиям  момента и аграрная политика. Ещё  в июне 1929 г. специальная комиссия Конгресса под давлением фермерства приняла закон о сбыте сельскохозяйственных товаров. В соответствии с ним  было создано Федеральное фермерское управление, которое на достижение своей основной задачи, а именно, добиться стабилизации цен, не допуская их слишком большого падения, путём скупки излишков продукции, получило 500 млн. долл. Операции по скупке сельскохозяйственных товаров были, однако,

____________________

  1. Яковлев Н. Н. Новейшая история США. М., 1961. С. 188

прекращены в июне 1931 г. Израсходовав средства на поддержку верхушки фермерства, управление не смогло выполнить задачу повышения цен. Наоборот, цены катастрофически упали. Когда же со второй половины 1931 г.оно, неся колоссальные убытки, начало массовую распродажу накопленных товаров, это привело к полной дезорганизации аграрного рынка и к ещё большему ухудшению положения мелких и средних фермеров. В декабре 1930 г. президент разрешил ассигновать 45 млн. долл. для спасения скота бедствовавших фермеров штата Арканзас, но воспротивился выделить 25 млн. долл. для оказания продовольственной помощи фермерам и их семьям. Когда Конгресс всё же вотировал помощь, Гувер добился, чтобы она была оформлена как заём, а не как дар.

Важнейшим последствием кризиса было усиление государственно-монополистического капитала в США. Правительство ещё  теснее сомкнулось с ведущими монополиями. Опасность полного краха финансовой системы к осени 1931 г. заставила правящую верхушку страны действовать. Было решено создать национальную кредитную корпорацию и кредитную корпорацию для железных дорог. Этот план основывался на утопической посылке, что более сильные в финансовом отношении банки и монополии протянут руки слабым, дав им кредиты. В январе 1932 г. Конгресс создал Финансовую корпорацию по реконструкции с капиталом в 2 млрд. долл., 500 млн. из которых ассигновало правительство. Корпорации надлежало предоставить краткосрочную финансовую помощь промышленности, сельскому хозяйству и банкам.

До марта 1933 г. через  эту организацию были распределены кредиты на сумму в 1,8 млрд. долл. Предполагалось, что данная фирма  увеличит производство и наймёт новых  рабочих. Беда, однако, заключалась  в том, что львиная доля средств  оседала в сейфах монополий и не достигала тех, кому была необходима помощь,- рядовых тружеников. Эксперимент с Финансовой корпорацией по реконструкции не мог ликвидировать тяготы кризиса для миллионов американцев.

Все меры, предпринятые Г. Гувером  и его правительством, не принесли существенных изменений и не улучшили ситуацию в экономике. К 1932 г., наконец, начали вызревать «гроздья гнева», движение безработных приобретало грозные очертания, фермеры готовили национальную забастовку. На четвёртом году мирового экономического кризиса ресурсы слов истощились. Трудящиеся ждали действий, а при дальнейшей инертности правителей страны, в соответствии с принципами народоправия, они готовы были выступить. Однако страна сделала паузу – 1932 г. нёс очередные президентские выборы. Народ ждал 32-го президента как спасителя. Ф. Рузвельт прекрасно понимал это и, принимая бразды правления, считал нужным брать высокооптимистические, уверенные ноты во всех своих публичных выступлениях и в успокоительных «беседах у камина», передававшихся по национальному радио. Рузвельта – президента Америка запомнила с фразы: « Единственно, что должно внушать нам страх, - это сам страх».(4) У нового правительства не было другого выбора, кроме энергичной деятельности с целью хотя бы как-то затормозить разрушительную поступь продолжавшегося кризиса.

____________________

  1. Сивачёв Н. В., Язьков Е. Ф. Новейшая история США. М., 1980. С. 91

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. «Новый курс»  Ф. Рузвельта

 

На президентских выборах  в ноябре 1932 г. Ф. Рузвельт одержал победу благодаря своим обещаниям вывести страну из кризиса и провести в целях оздоровления экономики «новый курс», именно на него он призвал народ возложить все свои надежды.

Что же означал этот термин? Едва ли сам Рузвельт мог тогда дать ответ. Происхождение названия «новый курс» поучительно для понимания политической жизни в США. Американских государственных деятелей отличает крайний прагматизм, а Рузвельт отнюдь не был исключением. Теоретические экскурсы в хаос капиталистической экономики обычно приносят мало пользы, и он знал это. Просто нужна была звонкая  фраза для президентской кампании. В списке подготовки первой речи как кандидата на пост президента эта фраза случайно всплыла в памяти Рузвельта и его советников: времени не хватало, нужен был конец речи. И в наброске написали: «Я клянусь, что буду проводить новый курс для американского народа. Американские историки, специально исследовавшие этот вопрос, отмечают, что термин был заимствован из одной из любимых книг Рузвельта - «Янки при дворе короля Артура» Марка Твена, где говорилось: «Я стал, так сказать, акционером в корпорации, в которой 994 члена давали все деньги и производили всю работу, а другие выбирали сами себе постоянным правлением и забирали все дивиденды. Мне казалось, что для 994 обманутых нужен новый курс». Вот и вся подоплёка происхождения термина «новый курс».

За 4 месяца со дня избрания Рузвельта и до вступления его  в должность 4 марта 1933 г. экономическое  положение страны круто изменилось к худшему. Банковская система была парализована. 14 февраля 1933 г. закрылись банки в штате Мичиган. Правления банков по всей стране поторопились объявить, что у них дела идут хорошо, как никогда. Однако цепную реакцию, начавшуюся в Мичигане, уже нельзя было остановить. Если за годы кризиса до начала 1933 г. обанкротились 5096 банков, то за февраль и март 1933 г. по меньшей мере, треть из оставшихся 18 тыс. банков либо обанкротилась, либо ограничила платежи. Федеральная резервная система увеличила количество денег в обращении на 860 млн. долл. Никогда в истории США в мирное время за столь короткий срок не выбрасывалась такая масса денег. Но это сильнодействующее средство не помогло – к субботе 4 марта 1933 г. все банки в стране закрыли свои двери.

Новый министр внутренних дел Г. Икес иронически писал о  положении в Вашингтоне в эти недели: «Великие и могучие делового мира собрались здесь толпой, и я не мог отделаться от мысли, что многие из этих великих и могучих на брюхе приползли в Вашингтон, чтобы просить правительство вести их дела за них». Буржуазия в панике требовала, чтобы Конгресс временно отказалась от своих  конституционных полномочий, чтобы был назначен диктатор, облечённый всей законодательной и исполнительной властью. В первом обращении к стране Рузвельт многозначительно заметил: «Если мы хотим идти вперёд, мы должны двигаться, как обученная и дисциплинированная армия, желающая принести жертвы во имя блага общей дисциплины, иначе не может быть прогресса и невозможно никакое руководство. Мы все, я знаю, готовы и хотим подчинить свою жизнь и собственность такой дисциплине». Конгресс, собравшийся на чрезвычайную сессию, действовал стремительно: был принят закон, предоставивший президенту на 2 года такие чрезвычайные полномочия, каких «Вильсон не имел во время войны». От Рузвельта ждали быстрых и эффективных мер. Уже в первые 3 месяца с небольшим, получившие название «100 дней», Рузвельт заложил основы своей внутренней политики. За первые 11 дней президентства Рузвельта Конгресс принял больше законов, чем за все предшествующие 70 лет, начиная с Гражданской войны. «Народ Соединённых Штатов, - с оттенком мессианства и несколько напыщенно заявил Рузвельт, вступив в должность, - …требовал  дисциплины и указания, дороги вождём. Он сделал меня высшим орудием своей воли». Как уместно отмечает биограф Рузвельта: «Это была вольная интерпретация итогов выборов, которые говорили скорее об оппозиции Гуверу, чем о поддержке Рузвельта».(5)

 

 

3.1 Мероприятия  в области регулирования кредита и денежного обращения

 

Вся беда современного капитализма, по мнению Ф. Рузвельта, состояла в производстве товарной продукции. Однако причину данного перепроизводства он видел в расстройстве сферы обращения. Поэтому в системе «нового курса» главными мероприятиями являлись: оказание поддержки пошатнувшейся финансово-банковской  системе и гибнущим промышленным и торговым предприятиям при помощи крупных займов и субсидий, стимулирование частных капиталовложений, а также попытки поднять резко упавшие цены путём девальвации доллара и усиления инфляционных тенденций.

Прежде всего, Ф. Рузвельту пришлось заняться банками, т.к. в начале марте банковская система страны перестала функционировать. К моменту вступления Ф. Рузвельта в должность 4 марта 1933 г. в 47 штатах банки или были закрыты, или работали чисто символически. 6 марта, не дожидаясь открытия чрезвычайной сессии Конгресса, назначенной на 9 марта, Рузвельт провозгласил чрезвычайное положение в стране и закрыл все банки. Президент приказал не открывать ни одного банка без предварительного обследования счетов. Был запрещён экспорт золота. В первые же часы своей чрезвычайной сессии Конгресс принял банковский закон (от 9 марта 1933 г.), который давал президенту право принимать «во имя общественных интересов» такие меры в отношении банков, какие он сочтёт необходимыми. Рузвельт мог национализировать всю банковскую систему, что ему и предлагали сделать

____________________

  1. Яковлев Н. Н. Новейшая история США. М., 1961. С. 198

некоторые деятели более  радикального толка, но он остался верен  системе частного предпринимательства  и не пошёл на этот шаг. Президент  издал 10 марта указ, по которому открытию подлежат только» здоровые банки», а остальные подвергались «реорганизации». Свыше 2 тыс. коммерческих банков не получили разрешение на продолжение деятельности и были закрыты. Разумеется, к числу «здоровых» были отнесены крупнейшие банки. Важным рычагом этой перестройки стала гуверовская Финансовая корпорация по реконструкции, операции которой значительно расширились. К началу 1934 г. её капитал составлял 4450 млн. долл. С её помощью крупные банковские и финансовые учреждения встали на ноги, задавив массу мелких и средних банков. Хотя контроль правительства над финансовой системой усилился, банкиры вздохнули с облегчением: это не была национализация банков, что страшило и повергало в смятение Уолл-стрит. «Никто из «ростовщиков» не был изгнан из своих цитаделей. Напротив, банки получили поддержку государственного кредита».

Слабые банки постигла незавидная участь, с марта по конец мая 1933 г. примерно 2350 банков с вкладами в 2,7 млрд. долл. были ликвидированы. Несколько позднее была создана федеральная организация, дававшая гарантии вкладчикам банков. На 4 марта на руках у населения находилось 1,5 млрд. долл. золотой валюты. Это вносило неопределённость во все финансовые расчёты. Последовало чрезвычайное распоряжение президента: немедленно сдать всю золотую валюту свыше 100 долл. под страхом заключения в тюрьму на 10 лет и штрафа в 10 тыс. долл. К 1 мая 2/3 золотой монеты было собрано в хранилищах банка, а специальное ведомство занялось розыском оставшихся на руках золотых долларов. Изъятие из обращения твёрдой валюты свидетельствовало о подготовке инфляции. 22 марта была разрешена свободная продажа спиртных напитков, «сухой закон» отменялся. 1 апреля было объявлено о снижении заработной платы всем федеральным служащим на 15 % и уменьшении пенсии ветеранам войны во имя политики «трёх Р» (помощи, восстановления и реформы).

Закон Гласса – Стигалла, согласно которому инвестиционные и  депозитные функции банков разделялись, подвёл черту под банковским законодательством 1933 г. Он расширял функции Федеральной резервной системы (государственного органа, созданного в 1913 г. для  контроля за банковскими операциями) таким образом, чтобы она могла пресекать чрезмерную спекуляцию. Этот же статут предусматривал страхование банковских депозитов размером до 5000 долл. Деятельность же фондовых бирж  регулировалась Законом об обращении ценных бумаг, принятым в 1934 г. и предусматривавшим предоставление всем участникам  торгового рынка равных условий, гарантирующих свободный доступ к важнейшей информации о деятельности компаний. На основании этого закона была создана Федеральная комиссия по ценным бумагам и биржам (ФЦКББ), наделённая правом регистрации всех ценных, выпускаемых в обращение. Она также строго следила за предоставлением инвесторам всех интересующих сведений о деятельности компаний и пр.

За годы кризиса серьёзно обострилась проблема задолженности. В долгу находилось 90 % населения, в том числе практически всё фермерство. Встал вопрос о рефинансировании задолженности, что было выгодно не только должникам, но и кредиторам, в качестве которых выступали в первую очередь крупные банки, ибо в условиях массового банкротства их долговые  обязательства могли остаться мёртвым грузом. Правительство развернуло деятельность в 2 направлениях. Во-первых, оно взяло на себя рефинансирование долгов, успокоив тем самым обе стороны и вторгнувшись в святая святых частного предпринимательства, и, во-вторых, провозгласило отказ от золотого стандарта, сделав бумажный доллар единственным средством всех денежных трансакций, а несколько позднее, девальвировав доллар. Девальвация доллара и запрещение свободного обмена бумажных денег на золото создавали механизм инфляционного развития американской экономики, результаты которого в полной мере сказались лишь после 2 мировой войны. Девальвацией доллара правительство улучшило позиции американских монополий на внешних рынках, т.к. основные капиталистические страны к этому времени уже девальвировали свою валюту. Вместе с тем был облегчен доступ к доллару и на внутреннем рынке, что несколько ослабляло долговой гнёт и стимулировало деловую активность.

В исторической перспективе  самым главным во всех отмеченных банковско-финансовых мероприятиях «нового  курса» было вторжение государства  в частнопредпринимательские сферы. Энергичные меры в области финансов, восстановившие кредит, показали буржуазии, что у власти стоит сильный и способный человек. Один из крупнейших дельцов, известный всей стране, заметил по поводу первых шагов Рузвельта: «Я голосовал за Гувера, но, надеюсь, бог простит моё прегрешение, ибо Франклин Д. Рузвельт – величайший вождь со времён Иисуса Христа». (6) Ближайший советник Рузвельта Р.Моли вспоминал об этих днях: «Следует со всей силой подчеркнуть, что политика, с помощью которой был ликвидирован кризис, была с начала до конца консервативной политикой. Единственное отступление от консерватизма заключалось в быстроте и смелости. Люди, задумавшие и выполнившие её, стремились, прежде всего, завоевать доверие консервативных промышленников и банкиров страны… 5 марта 1933 г. был тем днём, когда всё висело на волоске: неортодоксальность могла бы лишить капитализм его последних сил. Капитализм был спасён за 8 дней». (7) Система «встроенных стабилизаторов», внося определённый порядок в частную стихию, одновременно свидетельствовала, что буржуазия бессильна даже руководить собственным хозяйством, которое уже явно переросло частные рамки.

Информация о работе «Новый курс» Франклина Делано Рузвельта