Русский портрет первой половины XIX века

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 21:28, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы рассказать о важности портрета, о его роли в культуре и искусстве того времени, узнать о русских портретистах начала XIX века, об их жизни и творчестве, ознакомиться с основными работами Брюллова, изучить особенности его портретной живописи.
Задача данной работы - рассмотреть искусство портретной живописи первой половины XIX века и получить ответы на следующие вопросы:
1. Что такое портрет?
2. Крупнейшие мастера русского портрета первой половины XIX века.
3. Особенности портретной живописи Карла Брюллова.
4, Влияние «Великого Карла» на творчество его учеников.

Работа содержит 1 файл

Курсовая3.doc

— 172.00 Кб (Скачать)

Содержание.

 

Введение.

      Цель  данной работы рассказать о важности портрета, о его роли в культуре и искусстве того времени, узнать о русских портретистах начала XIX века, об их жизни и творчестве, ознакомиться с основными работами Брюллова, изучить особенности его портретной живописи.

      Задача  данной работы - рассмотреть искусство портретной живописи первой половины XIX века и получить ответы на следующие вопросы:

      1. Что такое портрет?

      2. Крупнейшие мастера русского портрета первой половины XIX века.

      3. Особенности портретной живописи Карла Брюллова.

      4, Влияние «Великого Карла» на творчество его учеников.

      Желание провести исследование  данной темы возникло по следующим причинам. Во-первых, портретное искусство в первой половине XIX века  претерпело кардинальные изменения. Оно шагнуло из академической классики в романтизм, а позже достигло высот критического реализма. Очень интересно проследить все этапы перехода из одной стадии в другую искусства русского портрета той поры. Во-вторых, эта тема не утратила актуальность и в наши дни. Ученики художественных Академий и сейчас изучают художественные приемы таких портретистов, как Тропинин, Венецианов, Кипренский. И, наверняка, не один художник «родился», любуясь и восхищаясь портретами Карла Брюллова. Искусство этого великого портретиста и его влияние останутся на века.

      XIX век славился художниками- портретистами. Это был действительно «портретный век». С середины XVIII века портретный жанр являлся ведущим в русском изобразительном искусстве. В.В. Стасов писал: «Время ли было такое, вторая половина XVIII века и первая половина XIX века, особенный ли склад прежнего общества или Бог знает какие другие причины, только у нас рождалась такая порода художников, которая весь свой талант показала только в портрете. Здесь она поднялась самостоятельною, оригинальною, здесь она явилась достойной дочерью великого европейского искусства»*.

      Крупнейшие  художники – Ф.С. Рокотов, Д.Г. Левицкий, О.А. Кипренский, В.А. Тропинин, А.Г. Венецианов, К.П. Брюллов, П.Ф. Соколов и другие – работали как портретисты. Факт преимущественного обращения лучших мастеров к жанру портрета объясняется особенностями развития русской культуры первой половины XIX века.

      Чудесная  атмосфера дружбы, взаимной увлеченности окружала писателей, поэтов, артистов и художников. То время можно прямо  назвать эпохой дружбы людей искусства. В беседах, в общении находят они силы для своей дальнейшей работы, обмениваются политическими и художественными новостями. В 1803 году, например, возникает «Вольное общество любителей наук, словесности и художеств». Это были свободные, дружеские сборища художественной молодежи, которые образовывались без всякой предварительной договоренности. Сколько истинных талантов они объединяли: А.С. Пушкин, К.Н. Батюшков, А.А. Дельвиг, Е.А. Баратынский, В.А. Жуковский, О.А. Кипренский, К.П. Брюллов и другие.

      Художники, писатели,  поэты, актеры собирались на «субботах» В.А. Жуковского, литературных вечерах А.А. Дельвига или в доме президента Академии художеств А.Н. Оленина. Все очень удачно переплелось в культуре того времени. Поэты посвящали свои пиететы художникам, актерам, певцам, танцовщицам. Художники, в свою очередь, восхищенные талантом и яркой индивидуальностью поэтов, писателей, актеров писали множество их портретов, которые мы имеем удовольствие лицезреть и по сей день.

      В данной работе использовались труды  В.П. Старка «Портреты и лица», Г. Островского «Рассказ о русской живописи», В. Стручина «Портреты русских писателей в русской живописи XIX века», Л.Н. Волынского «Лицо времени». В этих книгах раскрыта тема общего развития русского портрета, его особенности и изменение жанров. Авторы затрагивают в своих трудах актуальные темы по данному вопросу, дают жизнеописание знаменитых художников первой половины XIX века, рассматривают подробно их творчество.

      Во  время работы над главами, касающимися  особенностей портретной живописи Карла Брюллова, использовалась литература, где изучается творчество данного художника: М. Ракова «Брюллов портретист», А.В. Корнилова «Карл Брюллов в Петербурге», Т.К. Леонтьева «Карл Брюллов», В.И. Порудоминский «Жизнь замечательных людей. Карл Брюллов». Из этих работ были взяты подробности жизни Брюллова, глубокий анализ его творчества и выводы о влиянии великого портретиста на дальнейшее развитие русского портретного искусства. В работе также использовались произведения А.С. Пушкина, т.к. он был современником и другом Брюллова.

      Данная  работа не заменит непосредственного  знакомства с оригиналами – главного источника понимания и познания искусства, радости общения  с  ним. Но если она пробудит и укрепит желание этого общения, то можно будет считать свою задачу выполненной.

 

       1 Глава. Искусство  портретной живописи.

      Искусство портрета возникло в глубокой древности; еще за много веков до н. э. оно  было в большом употреблении у  египтян - деревянные и каменные статуи, найденные в значительном числе  в погребальных постройках этого народа тому подтверждение.

      В V веке до н. э. впервые появились  у греков настоящие портретные гермы  и статуи, а именно в числе произведений Димитрия Алопекского, жившего во времена  Перикла. Широкий расцвет живописного, скульптурного и графического портрета происходит в эпоху Возрождения, проявляясь в значительной степени искусстве Италии. Такие скульпторы как Дезидерио да Сеттиньяно, Мино да Фьезоле, Антонио Росселлино, Л. делла-Роббиа, Донателло быстро достигли блестящих результатов в своем стремлении воспроизводить человеческое лицо.

      Художественное  видение портретиста эпохи Возрождения  во многих случаях идеализировало модель, но непременно следовало из необходимости  постичь её сущность. Изображая своего персонажа в определённой земной среде, художник свободно располагал модель в пространстве. Коренные общественные, идеологические и научные сдвиги в жизни западноевропейских стран в конце XVI - начале XVII вв. повлияли на возникновение новых форм портрета.

      Портрет – значительный и важный жанр в искусстве. Само слово «портрет» в переводе со старофранцузского означает: изображение черта в черту. В русском языке слову «портрет» соответствует слово «подобень». В изобразительном искусстве под портретом подразумевается изображение определенного конкретного человека или группы людей, в котором передан, воспроизведен индивидуальный облик человека, раскрыты его внутренний мир, сущность его характера. Портрет может считаться вполне удовлетворительным, когда переданы интимно-личностные черты изображенного человека, когда воспроизводят оригинал в точности, со всеми чертами его внешности и внутреннего индивидуального характера, в наиболее привычной ему позе, с наиболее свойственной ему экспрессией.

      Изображение человека - основная тема живописи. Изучение ее начинается с этюдов головы. Все формальные картины подчинены созданию образа, передаче психологического состояния человека. В живописи изображение человеческой головы с натуры должно отвечать нашему привычному объемному видению и пониманию окружающего мира.

      Приемы  живописи головы в русской академической  школе первой половины ХIХ века продолжают традицию лепки формы с помощью  сильных и горячих теней. Мы можем  судить об академических методах, рассматривая работы О. Кипренского, К. Брюллова, А. Иванова. Нельзя считать академические приемы чем-то одинаковым у всех художников, но общее для воспитанников академии  - дисциплина формы.

      В портретном образе отражается не только модель, но и сам художник. Поэтому  автора и узнают по его произведениям. Один и тот же человек выглядит совершенно различно в портретах разных художников. Ведь каждый из них вносит в портрет свое отношение к модели, к миру, свои чувства и мысли, свою манеру видеть и ощущать, свой душевный склад, свое миросозерцание. Художник не просто копирует модель, не только воспроизводит ее облик – он сообщает свои о ней впечатления, передает, выражает свое представление о ней.

      Портретному жанру принадлежало большое место  в системе академического обучения, поскольку педагоги начала XIX века видели именно в изображении человека путь непосредственного обращения художника к натуре. Как бы ни были значительны достижения русских художников во всех других областях, конец XVIII и начало XIX века в живописи – это век портрета.

      История портрета показывает движение человека через века в будущее. Понимание портрета переживало свою эволюцию. 19 век убеждает, что портрет – общественно активное явление. Таким он остается и по сегодняшний день. И это лучшая традиция русского портретизма вообще.

 

       2 Глава. Русские  портретисты первой половины XIX века.

      § 1. Орест Адамович Кипренский (1782-1836).

      Мать  его была крепостная, а отец –  помещик. Получив вольную, учился в  петербуржской Академии художеств. Первый портрет его приемного  отца А.К. Швальбе – выделяется своим эмоциональным колоритом. С картин Кипренского принято начинать историю романтизма в русском изобразительном искусстве. Портреты Кипренского проникнуты особой сердечностью, особой простотой, они полны его высокой и поэтичной любовью к человеку. В портретах Кипренского всегда ощутимы черты его эпохи. Это присуще каждому из его портретов – и романтическому образу юного В.А. Жуковского, и умудренному Е.П. Растопчину (1809), портретам Д.Н .Хвостова (1814), мальчика Челищева (1809), Е.В. Давыдова (1809).

      Портреты  Кипренского предстают перед нами сложными, задумчивыми, изменчивыми в настроении. Открывая различные грани человеческого характера и духовного мира человека, художник всякий раз использовал разные возможности живописи в своих ранних романтических портретах. О.А. Кипренский был общим любимцем творческого общества той поры. Его облик соответствовал представлениям о живописце-романтике. Его интересовала личность духовно богатая и свободная. Прославленный портретист переписал своей кистью все ближайшее окружение: Жуковского, Батюшкова, Вяземского, Гнедича, Пушкина. Портрет Пушкина кисти Кипренского был признан лучшим из всех созданных при жизни поэта.

      «Любимец  моды легкокрылой,

      Хоть  не британец, не француз,

      Ты  вновь создал, волшебник милый,

      Меня, питомца чистых муз –

      И я смеюся над могилой,

      Ушед  навек от смертных уз.

      Себя, как в зеркале, я вижу,

      Но  это зеркало мне льстит.

      Оно гласит, что не унижу

      Престрастья важных аонид.

      Так Риму, Дрездену, Парижу

      Известен  впредь мой будет вид»*.

      Эти строки Пушкин написал Кипренскому в благодарность за свой портрет. Пушкин дорожил своим портретом, и портрет этот висел в его кабинете.

      Бесценная часть творчества Кипренского –  графические портреты, выполненные  в основном карандашом с подцветкой пастелью, акварелью, цветными карандашами. Он изображает генерала  Е.И. Чаплица, П.А. Оленина. В этих образах перед нами Россия, русская интеллигенция от отечественной войны 1812 года до декабрьского восстания.

      Особый  раздел составляют автопортреты Кипренского (с кистями за ухом, 1808 и др.), проникнутые  пафосом творчества. Мастер был виртуозным графиком; работая преимущественно итальянским карандашом, он создал ряд замечательных бытовых типажей (вроде Слепого музыканта, 1809).

      Дарование Кипренского раскрылось в годы отечественной  войны и декабристского движения. На своих портретах он показывает человека как цельную и значительную индивидуальность, но, как правило, романтически взволнованного, приподнятого над обыденностью. Перед нами предстает личность, исполненная сознания собственного достоинства и высокого предназначения. Таким образом, можно считать Ореста Кипренского основателем романтизма русского изобразительного искусства.

      § 2. Василий Андреевич Тропинин (1776 – 1857).

      Яркий представитель романтизма в русском  изобразительном искусстве, мастер портретной живописи – В.А. Тропинин был родом из крепостных. Художник своим творчеством внес много нового в русскую живопись первой половины XIX века. Получил звание академика и стал самым известным художником московской портретной школы 20-30х годов.

Информация о работе Русский портрет первой половины XIX века