Русский портрет первой половины XIX века

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 21:28, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы рассказать о важности портрета, о его роли в культуре и искусстве того времени, узнать о русских портретистах начала XIX века, об их жизни и творчестве, ознакомиться с основными работами Брюллова, изучить особенности его портретной живописи.
Задача данной работы - рассмотреть искусство портретной живописи первой половины XIX века и получить ответы на следующие вопросы:
1. Что такое портрет?
2. Крупнейшие мастера русского портрета первой половины XIX века.
3. Особенности портретной живописи Карла Брюллова.
4, Влияние «Великого Карла» на творчество его учеников.

Работа содержит 1 файл

Курсовая3.doc

— 172.00 Кб (Скачать)

      С каждым годом позиции официального академизма становились все менее  прочными, в среде художников пробивалась  свободная творческая мысль.  Для начала XIX века характерны романтические портреты, которые показывали широкую гуманистическую концепцию. Романтики любили не человека вообще, а личность конкретную, особенную. Они стремились передать ее неповторимое обаяние всеми красками богатой романтической палитры. Ярким примером романтизма были портреты Кипренского и Брюллова. Романтизм модели несколько успокаивается в портретах Тропинина и Венецианова. У них присутствует большая жизненная правда, народность. Их романтизм уже замешан на реальности быта, сияет ореолом тишины, умиротворения.

      Нельзя  однозначно охарактеризовать творчество самого яркого и плодовитого представителя  портретного жанра той эпохи  Карла Брюллова. Метод, которым раскрывает Брюллов облик своего современника, двойствен. В его творчестве имеет  место реалистическая характеристика портретируемого, дающая непосредственное изображение внешнего облика человека и сущности его внутреннего мира. В то же время Брюллов создает романически героизированные образы, акцентируя в человеке черты, приближающие его к определенному идеалу. Трудно определить «удельный вес» в искусстве Брюллова-портретиста романтических тенденций и характер их взаимоотношения с реализмом. В основе своей портретное творчество Брюллова реалистично. Но романтические тенденции присущи Брюллову-портретисту на всем протяжении творческого пути. Таким образом, двойственность метода Брюллова дает возможность отнести его творчество к числу тех явлений русского реалистического искусства первой половины 19 века, где реализм выступает в тесной слитности с романтическими элементами.

      30-е  и 40-е годы XIX века были важным периодом в развитии русского живописного портрета. Новые тенденции развития общества влекут за собой отличное от прошлого понимание портрета. В портрете окончательно формируется метод подхода к действительности. Появляются такие истинные мастера критического реализма, как Шевченко, Агин, Федотов. Лучшие портреты этих художников показывают трагический и комический аспект думающей, чувствующей личности. Романтический ореол вокруг личности пропал вовсе. Современный человек перестал быть для художника носителем отвлеченных свойств романтического героя.

      Из  всего вышесказанного напрашивается  следующий вывод: деятельность таких  портретистов как Тропинин, Брюллов, Федотов непосредственно подготовила  реалистический портрет следующей эпохи. Искусство движется вместе со временем, оно не имеет ничего общего с застывшими формами. «Оно живое, вечно меняющееся»*. Этими словами Ивана Николаевича Крамского хотелось бы завершить свою работу.

       

 

       Список используемой литературы.

  1. М. Ракова, Брюллов-портретист, «Искусство», М., 1956.
  2. Г.К. Леонтьева, Карл Брюллов, изд. «Искусство», Ленинградское отделение, 1976.
  3. А.В. Корнилова, Карл Брюллов в Петербурге, «Лениздат», 1976.
  4. В.П. Старк, Портреты и лица. XIX-сер. XIX вв, Санкт-Петербург, «Искусство-СПБ», 1994.
  5. Г. Островский, Рассказ о русской живописи, 2-е издание, М., «Изобразительное искусство», 1990.
  6. В. Стручин, Портреты русских писателей в русской живописи XIX века, М., «Просвещение», 1970.
  7. Л.Н. Волынский, Лицо времени, «Детгиз», М., 1962.
  8. В.И Порудоминский, Жизнь замечательных людей. Брюллов, М., «Молодая гвардия», 1979.
  9. А.С. Пушкин, Полное собрание сочинений в одном томе, М., 1983.

Информация о работе Русский портрет первой половины XIX века