Шаманизм

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 07:17, реферат

Описание работы

Один современный ученый сказал как-то: «Магия — это наука джунглей», И действительно, с помощью магических приемов и действий внеисторический человек пытается воздействовать на мир с целью преобразить его. Мы знаем, что в отличие от науки, полагающей, что она воздействует на мир и человека с помощью подчиненных и осознанных безличных природных явлений, магия уверена в подчинении ей личных духовных существ, которые являются «хозяевами» этих явлений. Существа эти именуются духами. Во многих древних религиозных традициях их, наравне с БогомТворцом, называют «богами» (египетское — ntr, семитское — ilum, санскритское — deva). Даже в «Новом Завете» христиан эта традиция сохраняется: «Есть так называемые боги, или на небе, или на земле, — так как есть много богов и господ много, — но у нас один Бог Отец, из Которого все».

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ИСТОРИЯ ШАМАНИЗМА 5
1.1 Историография шаманизма 5
1.2 История возникновения шаманизма 9
2. ШАМАНИЗМ В СОВРЕМЕНННОЙ КУЛЬТУРЕ 13
2.1 Городской шаманизм 13
2.2 Горловое пение как инструмент шаманов 14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 17
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 18

Работа содержит 1 файл

ШАМАНИЗМ.docx

— 52.64 Кб (Скачать)

История искусств

Шаманизм

Контрольная работа

 

Учебное заведение алматинский филиал СПБГУП

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ 3

1. ИСТОРИЯ  ШАМАНИЗМА 5

1.1 Историография  шаманизма 5

1.2 История  возникновения шаманизма 9

2. ШАМАНИЗМ В СОВРЕМЕНННОЙ КУЛЬТУРЕ 13

2.1 Городской  шаманизм 13

2.2 Горловое  пение как инструмент шаманов 14

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 17

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Один современный ученый сказал как-то: «Магия — это наука  джунглей», И действительно, с помощью  магических приемов и действий внеисторический человек пытается воздействовать на мир с целью преобразить его. Мы знаем, что в отличие от науки, полагающей, что она воздействует на мир и человека с помощью подчиненных и осознанных безличных природных явлений, магия уверена в подчинении ей личных духовных существ, которые являются «хозяевами» этих явлений. Существа эти именуются духами. Во многих древних религиозных традициях их, наравне с БогомТворцом, называют «богами» (египетское — ntr, семитское — ilum, санскритское — deva). Даже в «Новом Завете» христиан эта традиция сохраняется: «Есть так называемые боги, или на небе, или на земле, — так как есть много богов и господ много, — но у нас один Бог Отец, из Которого все».

Если в современной  науке творческий импульс овладения  природой исходит от ученого —  физика, медика, инженера, биолога, то в  магии овладевает одушевленными  силами природы, подчиняет себе духов  колдун. За этим «научным сотрудником» джунглей в современном религиоведении закрепилось название шаман.

Слово «шаман» пришло из языка эвенков и означает «тот, кто знает» или «исступленный  человек». В мире шамана все –  живое, все содержит не только видимую  часть, но и невидимую. Мир шамана - это мир духов, и чтобы получить доступ к нему, «исступленный человек» входит в особое состояние сознания. Взаимодействие с тонким миром осуществляется ради обретения исцеления, силы и  знания, которые используются на благо  себе и/или другим.

Многое сделано в плане  выделения специфических особенностей шаманства, отличающих его от других форм религий, в частности, об особом строении вселенной, состоящей из нескольких сфер, о злых и добпых существах, якобы определяющих бытие человека, об особых служителях – шаманах, выступающих посредниками между людьми и этими существами или божествами. Однако, многие стороны этого явления продолжают оставаться предметом дискуссий и требуют дальнейших исследований. О необходимости конкретно-исторического исследования шаманизма – религиозной идеологии доклассового общества – говорят многие ученые.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. ИСТОРИЯ ШАМАНИЗМА

1.1 Историография  шаманизма

 

Из обширного списка работ, вышедших за последние годы по данной теме, выделяется книга Дюбуа прежде всего тем, что автор не исследует какую-то отдельную традицию шаманизма или способы его изучения. Работа Дюбуа является полноценным введением в проблематику шаманизма, в методы его изучения, в теории, объясняющие различные его аспекты. Интересна композиция работы: открывают книгу замечания методологического характера, затем рассматривается история изучения шаманизма на Западе вплоть до середины XX в., далее идет ряд глав, в которых разбирается космология, антропология, мифология шаманизма, рассматриваются проблемы связи шамана и общины, трансовых шаманских практик, терапевтический эффект шаманских камланий, завершается работы вновь историческим обзором современного неошаманизма. Таким образом, теоретическая часть плавно встроена в историческую.

Дюбуа рассматривает шаманизм в очень широком контексте, при этом, не стараясь дать ему четкое определение и ограничить его временными или географическими рамками. «Шаманизм воспринимался ранее как ряд элементарных компонентов, потенциально совместимых со всеми религиями... Из-за децентрализованного характера шаманских традиций… кажущегося недостатка элементов знакомых нам по Западным религиям — профессионального духовенства, догматов, определенной внутренней политики — шаманизм, казалось, с трудом можно было определить как религию». Такая проблема возникала в первую очередь из-за желания рассмотреть религию с онтологической позиции, т. е. определив ее ядро и на его основе выстроив всю остальную систему1.

Ярким примером такого подхода  может служить теория концентрических кругов Ф. Хайлера. Религиоведение эпохи постмодерна может позволить себе отказаться от столь жесткой системы. Согласно теории Ниниана Смарта, «не доктринальное единообразие формирует единство, его создают элементы ежедневного поведения, повседневной практики… ответы на общественные проблемы, такие как вражда, болезни, смерть и неудача». В таком контексте религиоведение является наукой, изучающей религиозное поведение, а «религия» является культурной компонентой практической деятельности человека. Исходя из вышесказанного, Дюбуа пишет: «В последующих главах я буду рассматривать шаманизм как совокупность практик и представлений о космосе, духах и человеческих нуждах. Шаман — профессионал, признаваемый общиной, который выстраивает личные отношения с духами для удовлетворения практических потребностей общины: исцеления, предсказания и управление удачей». Именно в контексте этого определения следует понимать и воспринимать всю информацию, собранную в работе Дюбуа2.

Свой исторический обзор  взаимоотношений шаманизма и  западного мира автор начинает еще с эпохи Средних веков, отмечая, что в «Истории Норвегии» (1178–1220) мы встречаем первое описание религиозного ритуала саами, в котором без труда можно увидеть элементы шаманизма. Подобные свидетельства не были единичными в Средние века, в ту эпоху на оценки шаманизма значительно влияли процессы над ведьмами и колдунами, проходящие в европейских странах, шаманы средневековыми авторами описывались чаще всего как локальные проявления всеобщего феномена ведьмовства. В Новое время отношение к шаманизму меняется. Уже в воспоминаниях Габриэля Сагарда («Долгое путешествие в страну гуронов»), увидевших свет в 1632 г., племенные колдуны воспринимались как ловкие шарлатаны, вводящие в заблуждение своих близких. Такая точка зрения будет доминирующей среди западных авторов вплоть до начала XX в. В эти же годы впервые появляется и тунгусский термин «шаман», его в своем жизнеописании приводит протопоп Аввакум, а к концу XVII в. благодаря датскому путешественнику Николасу Витсену, этот термин попадает на Запад и становится общеупотребительным.

Среди исследователей до сих  пор идет серьезный спор, можно ли употреблять локальный термин «шаманизм» для обозначения типологически сходных практик, существующих в разных концах света, среди разных народов. Такое употребление вполне возможно, более того ни что не мешает нам объединить с его помощью не только верования сибирских, индейских и азиатских племен, но и, например, греческий дионисийский культ и отдельные ритуальные практики, описанные еще в Ригведе. Считается, что, благодаря современным археологическим находкам, сегодня можно с уверенностью говорить о существовании различных форм «палеошаманизма» в Евразии уже несколько тысяч лет назад.

Историки разбирают космологию шаманизма, историю шаманского призвания, учение о духах и другие элементы теории и практики шаманизма.

В целом данные подобного  рода на русском языке вполне доступны и не вызывают особого интереса. Более важным представляются разделы, в которых рассматриваются психологические интерпретации феномена шаманизма.

Многие исследователи  считали шаманов одержимыми истерией, эпилепсией, шизофренией, мереченьем и т. п. Все эти диагнозы были призваны объяснить уникальный феномен шаманского транса. Одним из самых известных трактовок шаманизма является теория Мирча Элиаде, утверждающая центральной его характеристикой технику экстатического визионерства, которая и находит свое воплощение в трансе. Согласно Дюбуа, многие современные исследователи оспаривают такой подход. Дело в том, что созерцание иных миров, путешествия в духовную реальность, не являются единственной задачей шамана. Л. Бэкман и А. Хульткрантц отмечали, что опасным является ограничивать определение шаманского транса и ценность самого сеанса только моментом потери сознания шаманом. Существует другая форма шаманского опыта, которую не включает в себя определение Элиаде, это просвещение шамана через общение с духами-помощниками. Множество сеансов с предсказанием судьбы и исцелением проходят в состоянии экстаза, но без того, чтобы душа шамана оставляла его тело3. В таком контексте, по мнению ряда авторов, предпочтительнее было бы говорить об энстазе, чем об экстазе3.

Совсем непростыми представляются взаимоотношения шамана и общины. Если в ранних религиоведческих и околорелигиоведческих работах начала XX в. шаману присваивалась некая власть в рамках племени, то, исходя из современных данных, очевидно, что шаман не обладает непререкаемым авторитетом, мало того, если он не может выполнить возложенную на него племенем миссию, то может быть подвергнут остракизму. Также зачастую к людям, вступившим в контакт с миром духов, формируется настороженное и негативное отношение вплоть до того, что шаманы могут не выдержать его и покончить жизнь самоубийством, как это иногда происходит среди женщин-шаманок в Китае.

Отдельно ученые анализируют терапевтическое значение шаманских камланий. Первым желанием западных исследователей было обвинить шаманов в шарлатанстве, а их практики признать глупыми и ненаучными, но с годами отношение к шаманскому сеансу как к терапии стало меняться. Прежде всего, необходимо понять, что само здоровье в обществах с распространенным шаманизмом понимается не только и не столько как телесное здоровье. В традиционных обществах болезнь опознается только по симптомам, и для членов этих сообществ более важным является вопрос, почему человек заболевает, а не чем на самом деле является болезнь. Именно прояснить причины болезни должен шаман, при этом далеко не обязательно, что он может устранить симптомы болезни, помощь шамана осуществляется на уровне духовного мира, состояние души в котором гораздо важнее для человека, чем состояние его тела в материальном мире. Но это не значит, что шаманский ритуал не может способствовать физическому выздоровлению. Многие исследователи указывали на эффект плацебо, на который очевидным образом направлено множество действий шаманов, например высасывание болезни в образе червя из тела человека (при этом сами шаманы учат друг друга фокусническим трюкам, с помощью которых данную процедуру нужно проделывать). Сам по себе шаманский сеанс требует соучастия в нем множества членов общины, близких для больного людей, это всеобщее соучастие также может помочь организму справится с болезнью при помощи внутренних ресурсов. Кроме всего прочего, шаманы были одними из первых фармацевтов, экспертов в области действия различных трав. Как отмечает Дюбуа, «много других медицинских практик извлечено ныне из арсенала шаманизма и других целительских традиций, распространенных по всему миру, адаптировано западной медициной… и превращено в нейтральные фармацевтические процедуры»4.

К середине XX в. шаманизм был изгнан на обочину цивилизации, но в этот период как раз и начинается его возрождение. Благодаря работам Элиаде, Кастанеды и Кемпбелла появляется неошаманизм, а благодаря его популярности к концу XX в. происходит реставрация старого шаманизма в отдельных племенах и сообществах

1.2 История возникновения  шаманизма

 

Шаманизм в строгом  смысле — это, прежде всего сибирское и центральноазиатское религиозное явление. Это слово пришло к нам через русский язык от тунгусского шаман. В других языках Центральной и Северной Азии соответствующими ему терминами являются якутское ойун, монгольское боге (в диалектах — бо) и удаган (существуют также бурятское и якутское удаган как обозначение женщины-шаманки), тюркско-татарское кам (алтайское кам, гам, монгольское ками и т.д.). Были попытки объяснить тунгусский термин палийским самана, и к этой возможной этимологии (она относится к обширной проблематике индийских влияний на сибирские религии) мы вернемся в последней главе книги. На всей огромной территории Центральной и Северной Азии магико-религиозная жизнь общества сосредоточивается вокруг шамана. Это, конечно, не значит, что он является единственным, кто имеет доступ к сакральному, или же что он взял на себя контроль за всей религиозной деятельностью. Во многих племенах наряду с шаманом существует также жрец-жертвоприноситель, не считая того, что каждый глава семьи является также главой домашнего культа.

Шаманизм - древнейшая религия, возникшая на этапе развития воззрений  древнего человека на Вселенную как  на двучастную систему и связанная с представлением о Небе - божестве и некой небесной сущности, ниспадающей в виде "дождя", (семени, манны небесной, дара небесного) и являющейся основой и источником Жизни. Нет еще названия той форме религии, когда небесная благодать испрашивалась или "ниспадала" без участия посредника. Как только появляется фигура посредника - появляется "шаман"5.

Шаман - посвященный, т.е. человек, владеющий определенными знаниями, а, следовательно, силой, способный  общаться с божеством ( позднее с божествами) и обращаться к нему от имени сородичей. Через шамана небесное божество осуществляет свои функции дарителя, наблюдателя, судьи и вершителя.

Отсюда следует, что шаман  в первую очередь является первым жрецом обожествленного Неба, а шаманизм - начальная стадия всех последующих  форм религии.

Предпринятый анализ космогонических  воззрений аборигенов Якутии - эвенков  и, в особенности, юкагиров, сохраняющих  многие элементы культуры архаической  эпохи в силу присваивающего характера  производства, еще раз доказывает уникальность этого источника для  исследования ранних форм религии.

Предложенная гипотеза позволяет  пролить свет на истоки рождения шаманизма  на "черный" и "белый". Различные  версии, в том числе определение "черного" шаманизма как тунгусского, в "белого" как тюркского, не выдерживают  критики.

Информация о работе Шаманизм