Критика языческой картины мира на примере шаманизма

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 00:32, реферат

Описание работы

Языческое религиозное сознание характеризуется политеизмом с сопутствующим ему представлением о том, что самое главное божество пантеона, своего рода верховный Бог-Творец мира, очень далек от человека. В силу этого первостепенное внимание тех, кто пытается проявить свое религиозное чувство и вступить в контакт с нематериальными силами, привлекает мир низших духов. Жрецы языческих культов пытаются установить взаимоотношения именно с ними. Вера в высшего Бога не отсутствует – она просто отодвинута на задний план и забыта. В качестве средства для установления контактов с духами и для воздействия на них используется магия.

Работа содержит 1 файл

Критика языческой картины мира на примере шаманизма.doc

— 44.50 Кб (Скачать)

Критика языческой картины  мира на примере шаманизма. 
 

        Языческое религиозное  сознание характеризуется политеизмом  с сопутствующим ему представлением о том, что самое главное божество пантеона, своего рода верховный Бог-Творец мира, очень далек от человека. В силу этого первостепенное внимание тех, кто пытается проявить свое религиозное чувство и вступить в контакт с нематериальными силами, привлекает мир низших духов. Жрецы языческих культов пытаются установить взаимоотношения именно с ними. Вера в высшего Бога не отсутствует – она просто отодвинута на задний план и забыта. В качестве средства для установления контактов с духами и для воздействия на них используется магия.

  Во  многих языческих культах существует представление о верховном Боге, который, якобы, когда-то жил среди  людей и удалился от них по причине их неадекватных поступков. Следовательно, этот Бог характеризуется как положительный субъект. Тем не менее, по причине удаленности от Него и забвения о Нем, центром всей языческой системы мира становится человек.          Проанализировать картину мира, сформированную в язычестве, можно разобрав одно из наболее ярких его проявлений – шаманизм. И если, как уже сказано выше,  человек становится центром всей языческой системы мира, духи приобретают положительный или отрицательный статус относительно человека, а не относительно Высшего Бога. Об этом так пишет известный камчатский миссионер, митрополит Несторнисимов): "Коряк-язычник точно так же верует в Великого Светлого Бога, обитающего на небесах, почитая Его единым Богом всех народов. Но язычник считает себя бессильным молитвенно или жертвенно повлиять на Светлого  Бога, определяющей в загробной жизни бытие каждой души человеческой. В оправдение приносимых темным духам жертв туземец говорил, что у каждого народа, в каждой отдельной стране есть свой всесильный дух-покровитель, невидимый властелин над телом и душой человека, покровитель животного мира и повелитель над грозными стихиями природы. А потому он умилостивляет и как бы подкупает этого духа кровавыми жертвами в надежде таким путем получить богатство, здоровье и благополучие в земной жизни. Шаманизм, таким образом, ведает только материальной стороной жизни, а нравственного начала в себе не несет"1.    Из этих слов митрополита мы видим, что люди, при общении с высшим миром, сталкиваются с духами и бывают вынуждены предпринимать действия, которые бы позволили   не гневить потусторонние силы. Часть из духов отвечают за причинение или непричинение людям болезней, другие – содействуют или препятствуют при добывании пищи на охоте или рыбалке и т.д. При этом местом пребывания духов является и земля и небо и вода и преисподняя. Естественно, такая зависимость от потусторонних сил и опасность быть наказанным в результате недолжного обращения с ними породили потребность появления особой группы людей – специалистов в этом вопросе, основным занятием которых стало бы общение с духами. Такими людьми и стали шаманы. При этом удивительна схожесть шаманских представлений и культов у народов, населяющих самые отдаленные уголки мира – от Сибири до Южной Америки и Австралии.

      Важно отметить, что в шаманизме духи – это не души умерших предков, а совершенно особые существа. Их добрая или злая сущность не связана с  тем, обитают ли они на небе или  на земле и с ними можно договариваться. С духами можно бороться и с помощью других духов, ставших помощниками человека. С духами связана и душа человека.   Для шаманизма немаловажное значение имеет личность самого шамана, через которого человек надеется воздействовать на внешний мир. Шаман, являясь как бы "проводником" между двумя мирами, должен быть посвящен в определенные ритуалы, своего рода механизмы управления этими мирами. Более подробное видение мира с точки зрения шаманизма можно найти у известного исследователя в этой области Мирчи Элиаде: "Шаманская техника по существу заключается в переходе из одной космической сферы в другую: с Земли на Небо или с Земли в Ад. Шаман знает тайну прорыва уровней. Переходы между космическими зонами возможны благодаря самой структуре Вселенной. Действительно… Вселенная задумана в виде трех этажей – Неба, Земли, Ада, – соединенных между собой серединной осью. Символизм, выражающий единство и связь между тремя космическими сферами, довольно сложен и иногда противоречив…Однако основная схема, несмотря на всевозможные влияния, остается прозрачной: существуют три большие космические страны, через которые можно последовательно проходить, поскольку они соединены серединной осью. Эта ось проходит, разумеется, через некое "отверстие", "дыру": именно через эту дыру боги нисходят на Землю, а умершие – в подземный мир; через нее же может в экстазе возноситься – или спускаться – и душа шамана во время путешествий на Небо или в Ад"2.   

      Профессор А.И. Осипов в своем труде "Путь разума в поисках истины" обрисовывает восприятие мира шаманизмом как магическое, при чем чуждое религиозности как таковой; если понимать религию как связь с Богом. Он пишет: "Магическое миропонимание рассматривает мир как нечто безусловно статическое и детерминированное и не оставляет места для свободы ни богам, ни духам, ни силам природы. Все и вся подчинены извечно существующим оккультным законам. Отсюда, нашедший "ключ" к ним становится подлинным властелином богов, людей и мира. Одна из индийских поговорок так и гласит: "Весь мир подвластен богам. Боги подвластны заклинаниям. Заклинания - брахманам. Наши боги - брахманы". Поэтому в отличие от религии, усматривающей существо жизни человека в должном устроении его духа по отношению к Богу, магия основное внимание обращает на правильность совершения ритуала. Точное его исполнение имеет принципиальное значение в магии".3       Таким образом, очевидно, что шаманизм только лишь условно может быть назван религией в полном смысле этого слова. Как и все языческие верования, шаманизм, являясь наиболее характерным из них, выдает при внимательном изучении прагматичный и посюсторонний характер самого язычества; он является как бы инструментом для решения совершенно "мирских" проблем. И в этом смысле в высшей степени к нему применимы следующие слова прот. Павла Флоренского, которые он писал относительно язычества в целом: "Язычество... лжерелигиозно и лжедуховно. Оно - искажение, извращение, растление истинной веры, присущей человечеству изначала, и, вместе, мучительная попытка выбраться из духовной смуты, так сказать "духовное барахтанье". Язычество - это прелесть".4  

      
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Список  использованной литературы: 
 
 

  1. Нестор (Анисимов), митрополит. Моя Камчатка. Записки православного миссионера. Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 1995г. 

  2. Осипов А. И. Путь разума  в поисках истины. М., 2002. 

  3. Флоренский П.А. Столп и утверждение истины. М., 1914. 

  4. Элиаде М. Шаманизм. Архаические  техники экстаза. "Шаманизм и  космология". www.jungland.ru/Library/Shamanism.htm. 
 
 

Информация о работе Критика языческой картины мира на примере шаманизма