Школа и педагогическая мысль в России (XVIII в)

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 14:25, реферат

Описание работы

Целью данной работы является характеристика развития школ и педагогических мыслей в России в XVIII веке. Данная цель включает в себя последовательное решение следующих задач:
1. Характеристика особенностей воспитания и обучения в школах России в XVIII веке.
2. Состояние развития педагогики в России.
3. Рассмотрение педагогических идей и взглядов философов и просветителей России в XVIII веке.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………….3
Глава I Реформы в области просвещения и специальные общеобразовательные школы XVIII века.
Реформы начала XVIII века в области просвещения……………………..5
Специальные и общеобразовательные школы……………………………7
Глава II Педагогическая деятельность российских просветителей в XVIII века, характеристика учебных заведений XVIII века.
М. В. Ломоносов и его значение для развития русской педагогики и школы………………………………………………………………………..9
Учебные заведения России в XVIII веке…………………………………11
Педагогическая деятельность и взгляды величайших российских просветителей XVIII века…………………………………………………15
Заключение…………………………………………………………………...30
Список использованной литературы……………………………………..32

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 54.84 Кб (Скачать)

Содержание

Введение  ………………………………………………………………………….3

Глава I Реформы  в области просвещения и специальные общеобразовательные школы XVIII века.

  1. Реформы начала XVIII века в области просвещения……………………..5
  2. Специальные и общеобразовательные школы……………………………7

Глава II Педагогическая деятельность российских просветителей в XVIII   века,  характеристика учебных заведений   XVIII века.

  1. М. В. Ломоносов и его значение для развития русской педагогики и школы………………………………………………………………………..9
  2. Учебные заведения России в XVIII веке…………………………………11
  3. Педагогическая деятельность и взгляды величайших российских просветителей XVIII века…………………………………………………15

Заключение…………………………………………………………………...30

Список  использованной литературы……………………………………..32 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

        Воспитание и образование подрастающего  поколения является одним из  наиболее стратегически важных  вопросов формирования общества  в целом. От уровня знаний  во многом зависит успешное  развитие страны в экономическом,  техническом и культурном плане.  Поэтому образовательные процессы  являются приоритетной задачей  любого государства. 

    В XVIII веке, в русском обществе произошло большое количество преобразований. Сфера образования в России, в XVIII веке тоже подверглась реформам. В образовании XVIII века, в России впервые появилась светская школа. Были разработаны теории и методики светского образования в России, так же была предпринята попытка создания государственной системы образования. 

     Актуальность  данной работы заключается в том, что педагогическая деятельность строится на определенных общих принципах, в  основе которой, безусловно, не последнюю  роль играет становление человека как  личности. Эта актуальность является непреложной ценностью для системы  воспитания любого общества, достижению которой посвятили жизнь не один десяток учителей. Изучение их опыта  является, безусловно, необходимым  в процессе становления мировоззрения  будущего учителя, формирования системы  взглядов на решение имеющихся современных  проблем, которые возникают в  процессе воспитания.

     Целью данной работы является характеристика развития  школ и педагогических мыслей в России в XVIII веке. Данная цель включает в себя последовательное решение следующих задач:

     1. Характеристика особенностей воспитания  и обучения в школах России в XVIII веке.

     2.   Состояние развития  педагогики  в России.

     3. Рассмотрение педагогических идей  и взглядов философов и просветителей России в XVIII веке.

     Предметом исследования выступают особенности системы воспитания и обучения в России XVIII веке.

     Объектом исследования является система обучения.

     Данная  работа строилась на основе общенаучных  методов:

     1.Изучение  теоретических источников.

     2.Анализ  теоретических источников.

Данная  работа была написана на основе монографических  и публицистических источников. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава I Реформы в области просвещения и специальные общеобразовательные школы XVIII века.

    1. Реформы начала XVIII века в области просвещения

         К XVIII веку Россия превратилась в обширное многонациональное феодально-абсолютистское государство.

    Усиленно  развивалось мануфактурное производство и особенно металлургическая промышленность. Международное значение страны значительно  возросло и укрепилось. Но несмотря на значительные сдвиги, страна продолжала отставать от западноевропейских государств.

    В интересах роста производительных сил и укрепления обороноспособности страны дворянское правительство Петра I осуществило различные реформы  в области культуры, науки и  техники. Эти реформы прежде всего  способствовали возвышению дворянства. В армии, флоте и государственном  аппарате все командные посты  были закреплены за дворянами. Много  было сделано и для усиления нарождающегося сословия купцов.

    Для развития педагогики и школы большое  значение имели такие просветительные  реформы, как введение гражданского алфавита и возникновение периодической  прессы, в частности издание первой газеты «Ведомости», выпуск светской оригинальной и переводной литературы, учреждение Академии наук. Крупнейшим событием культурной жизни России было открытие первых светских государственных школ.

    Школа математических и навигационных  наук была открыта в Москве в 1701 году. Это было первое реальное училище  в Европе. Другое, открытое в 1708 году в Галле (Германия) реальное учебное  заведение, называвшееся «Математическое, механическое и экономическое реальное училище», было частным, имело мало учеников (12 человек) и просуществовало  всего несколько лет. Московская школа, функционировавшая в течение первой половины XVIII века, была государственной, в ней обучалось ежегодно не менее 200, а иногда до 500 учащихся.

    В учебный план школы входили математика (арифметика, алгебра, геометрия, тригонометрия), астрономия, географические сведения и специальные науки: геодезия, мореплавание и другие светские науки. Являясь  профессионально-техническим учебным  заведением широкого профиля, школа  выпускала специалистов разных профессий.

    Сюда  принимали учащихся, «добровольно хотящих, других же паче, со принуждением». В  принудительном порядке зачислялись  дворянские дети, не желавшие учиться  вследствие косности, привычки к праздности, порождаемой у правящего сословия крепостным строем. Большое количество учащихся принадлежало к «низшим» сословиям (дети дьяков, подьячих, посадских и  солдат), заинтересованным в получении  образования и технической специальности.

    Для работы в этой школе были приглашены из Англии профессор Форварсон и  два преподавателя. Но в ней основным учителем был Леонтий Филиппович Магницкий (1669—1739), образованный математик  и прекрасный педагог, отдавший школе  все свои силы и способности.

    Были  созданы учебные пособия, среди  которых особо важную роль играла книга Л. Ф. Магницкого «Арифметика, сиречь наука числительная» (1703). В 1715 году морские классы школы математических и навигационных наук были переведены в Петербург, где на их основе открылась  Морская академия.

    В школе не было установлено определенных сроков обучения. По мере усвоения одной  науки учащиеся в индивидуальном порядке переходили к изучению другой и, таким образом, выпускались из нее в разное время в зависимости  от личных успехов, а иногда по требованию различных ведомств.

    По  окончании этой школы ее воспитанники направлялись в разные отрасли хозяйства, управления, культуры и науки, а некоторые  учителями открываемых училищ. Дворянские дети могли продолжать образование  в Морской академии, в которую  иногда попадали из «низшего чина»  люди, отличившиеся в Московской школе своими способностями и усердием. Многие питомцы школы принимали самое активное участие в экспедициях, организуемых Академией наук для изучения России. 

    1.2 Специальные и общеобразовательные школы.

    В период царствования Петра I были открыты  артиллерийские школы в Петербурге, в Москве и других крупных городах, навигацкие школы — в портовых городах, а также хирургическая, инженерная и «разноязычная» школы  в Москве.

    В начале XVIII века были созданы первые металлургические заводы по разработке уральской руды, которым нужны  были специалисты горнорудного дела.

    В 1721 году на Урале создается первая горнозаводская школа под руководством русского ученого и государственного деятеля В. Н. Татищева, который в  то время управлял уральскими горными  заводами. Позже при всех уральских  государственных заводах были открыты  арифметические школы, на некоторых  — горнозаводские школы, в Екатеринбурге—Центральная  школа, руководившая всеми арифметическими  и горнозаводскими школами Урала. Эти школы умело сочетали общеобразовательную  и специальную подготовку учащихся.

    В начале XVIII века была сделана попытка  создать государственные общеобразовательные  школы. В 1714 году был разослан указ по всем церковным епархиям об открытии цифирных училищ для обучения грамоте, письму и арифметике, а также элементарным сведениям по алгебре, геометрии  и тригонометрии. В 1718 году было открыто 42 цифирных училища, в них, так же как и в школе математических и навигацких наук, зачислялись не только добровольно, но и принудительно  дети всех сословий, за исключением  крепостных крестьян.

    Наряду  с организацией светских школ была проведена реформа духовного  образования: созданы начальные  архиерейские школы и духовные семинарии, имевшие довольно широкую общеобразовательную программу. В них обучались иногда и дети податного населения. Крепостное крестьянство было лишено возможности получать образование в государственных школах. Только редкие одиночки из народа учились у дьячков и домашних учителей церковной грамоте.

    При всей своей классовой ограниченности реформы оказали большое влияние  на развитие просвещения и школы.

    В 1725 году, уже после смерти Петра I, в Петербурге была открыта Академия наук. Еще при его жизни, в 1724 году, был опубликован Устав Академии, приглашены из Западной Европы крупные  ученые, заказано оборудование, проведены  другие мероприятия по организации  Академии. При Академии были открыты  университет и гимназия, в которых  иностранные ученые должны были готовить русских ученых и специалистов.

    В Академии наук не было представлено богословие, и вся ее работа носила светский характер. В ее стенах совместно  трудились крупнейшие иностранные  ученые (Эйлер, братья Бернулли, Гмелин, Паллас и др.) и русские люди, получившие теперь возможность проявить себя в  области научного исследования. Это  были главным образом выходцы  из демократических слоев населения. Первое место среди них по праву  принадлежит М. В. Ломоносову. 
 
 
 
 
 

Глава II Педагогическая деятельность российских просветителей в XVIII   века,  характеристика учебных заведений   XVIII века.

2.1 М. В. Ломоносов и его значение для развития русской педагогики и школы.

    Изумительная  разносторонняя деятельность великого сына русского народа М. В. Ломоносова вдохновлялась его страстным  патриотическим стремлением сделать  свою любимую родину могучей, богатой  и просвещенной.

    Михаил  Васильевич Ломоносов (1711—1765), сын крестьянина-помора, учился сначала у себя в селе близ Холмогор у домашних учителей по учебникам  Смотрицкого и Магницкого. Девятнадцати лет он пешком пришел в Москву и, скрыв свое крестьянское происхождение, поступил в Славяно-греко-латинскую  академию, откуда был командирован как один из лучших учеников в академическую  гимназию в Петербург. В 1736 году был  направлен для продолжения образования  за границу, где учился у крупнейших ученых.

    В 1741 году Ломоносов становится адъюнктом  Петербургской Академии наук, затем  в 1745 году — профессором химии, а  в дальнейшем — академиком. Его  деятельность была исключительно разносторонней и эффективной; он создал ряд новых  отраслей науки. «Соединяя необыкновенную силу воли с необыкновенною силою  понятия, Ломоносов обнял все  отрасли просвещения... Историк, Ритор, Механик, Химик, Минералог, Художник и  Стихотворец — он все испытал  и все проник», — писал А. С. Пушкин.

    Ломоносов явился создателем русской классической философии, основоположником философского материализма, научного естествознания. Он открыл всеобщий закон природы  — закон сохранения материи и  движения, который лежит в основе естествознания.

    С именем Ломоносова связано создание русской грамматики и формирование в России литературного языка, что  имело огромное значение для дальнейшего развития литературы, поэзии, искусства. Ломоносов обогатил лексику русского языка научными терминами, первый из академиков читал лекции по физике и писал научные труды на русском языке.

Информация о работе Школа и педагогическая мысль в России (XVIII в)