Шпаргалка по "Истории"

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 13:18, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на 39 вопросов по дисциплине "История".

Работа содержит 1 файл

ИГПЗС.docx

— 143.17 Кб (Скачать)
  1. Предмет и методы изучения истории государства и права зарубежных стран.

Предмет истории государства и  права зарубежных стран – это отношения социальных сил между народами, нациями, государствами по поводу суверенитета власти и прав человека.

Предмет истории государства и  права зарубежных стран включает в себя следующие положения:

1) изучение возникновения, развития и функционирования государства и права стран, оказавших существенное влияние на историю государственности;

2) анализ содержания государственно—правовых процессов, протекающих в определенной последовательности;

3) исследование присущих им причинно—следственных связей и конкретно—исторических закономерностей.

Основные методы истории государства  и права зарубежных стран:

1) исторический;

2) сравнительно—исторический;

3) системно—структурный;

4) статистический;

5) запрета;

6) обязывания;

7) дозволения;

8) императивно—властный.

Исторический  метод подходит к государству  и праву как к изменяющимся во времени, развивающимся явлениям. Данный метод выявляет основные элементы изучаемого объекта и происходящие в нем изменения с целью  раскрытия их содержания и взаимоотношений. Сравнительно—исторический метод  исходит из сопоставления исторических фактов.

При этом применяются  следующие научные приемы:

1) аналогия;

2) экстраполяция.

Аналогия применяется  в случаях изучения явлений, сведения о которых неточны, неполны или  фрагментарны.

Экстраполяцией называется распространение выводов, полученных в ходе исследования одной части процесса (явления), на другую его часть. Системно—структурный метод эффективен при исследовании самоуправляющихся систем, состоящих из множества взаимодействующих элементов, с целью изучения их внутренних и внешних связей, выявления системообразующих элементов. Статистический метод позволяет выявить закономерности возникновения, распространения, темпы развития и другие стороны определенных исторических процессов.

 

  1. Древний Египет: государственный строй и общественное развитие.

Государство Древнего Египта – одно из древнейших государств в мире. Оно сложилось к III тысячелетию до н. э. в Северо—Восточной Африке. Его расположение в долине по нижнему течению реки Нил обусловило интенсивное развитие поливного земледелия, что способствовало социальному расслоению и выделению управленческой верхушки во главе с первосвященниками—жрецами уже в первой половине IV тысячелетия до н. э.

Во второй половине IV тысячелетия до н. э. в Древнем Египте складываются первые государственные образования – номы. Они также возникли вследствие развития поливного земледелия: сельские общины объединялись вокруг храмов для совместного ведения ирригационных работ.

Ко времени образования  государства Древнего Египта на его  территории было около 40 номов.

История Древнего Египта делится на следующие периоды:

1) период Раннего царства;

2) период Древнего царства;

3) период Среднего царства;

4) период Нового царства.

В конце Нового царства  Египет приходит в упадок, его завоевывают  персы, затем римляне, которые включили Египет в состав своей империи.

Египетское государство  в период Раннего царства представляло собой древний племенной союз.

Основную массу населения  составляли свободные крестьяне—общинники. Общины владели землей на основе общинного землевладения. Государственная власть считала себя верховным собственником всей земли и взимала в свою пользу часть доходов свободного населения общин в виде налогов. Египет отличается от других древних государств тем, что здесь раньше возникло рабство, появились пленники—рабы.

Период Древнего царства  характеризовался высоким уровнем  развития экономики. На верхушке власти находился фараон за счет имеющейся  у него собственности на землю. Фараон был не только верховным правителем, но и верховным жрецом, хотя постепенно эти функции начинают разделяться. Его поддерживала рабовладельческая знать, а основной рабочей силой являлись крестьяне. Опорой царской власти были жрецы, которые обожествляли и прославляли фараонов.

Эпоха Среднего царства  характеризуется следующими чертами:

1) значительно растет рабовладение в частных хозяйствах, изменяется положение землевладельцев;

2) происходит расслоение сельских общин, появляются мелкие собственники – неджесы. Период Нового царства отличается дальнейшим развитием рабства, укрепляется тенденция возвышения жрецам, которые превращаются в замкнутую касту, усиливаются внутренние противоречия между социальными слоями общества, но продолжают развиваться ремесло, земледелие, начинается более стабильное урегулирование торговых отношений.

Особенность государственного строя Древнего царства заключается в централизации управления.

Законодательная, исполнительная и судебная ветви власти сосредоточились  в руках фараона. Все важные дела государства (мероприятия по орошению, суд, назначения и пожалования, наложение  повинностей и освобождение от них, военные походы, государственное  строительство) проводились под  его общим руководством.

Авторитет фараона укреплялся при помощи религиозной идеологии  обожествлении царя и его деяний.

Члены царского дома занимали важнейшие должности в государстве – верховных сановников, военачальников, хранителей сокровищ, начальников работ, верховных жрецов.

После царя главным лицом  в государственном управлении был  верховный сановник – везир. В его компетенцию входили управление деятельностью верховных судебных органов, руководство государственными мастерскими, всеми работами царя. Он также ведал различными государственными хранилищами.

Начало эпохи Среднего царства характеризуется почти  неограниченной властью монархов, но вскоре происходят ограничение фараонами  власти монархов и замена независимых  правителей новыми подчиненными царской  власти. В этих реформах опорой царя были придворные, служивая знать, а также воинство, охранявшее царя.

Основной чертой государственного строя в период Нового царства  становится укрепление системы централизованного  бюрократического управления. Административные округа делились на номы. Города и крепости возглавляли начальники, которых назначал фараон.

Регулярной армии в  Древнем царстве не существовало.

В случае проведения военных  операций армия создавалась из ополченцев. В период Среднего царства возникает  кадровое офицерство, начинают формироваться  царская гвардия и личная охрана царя.

В Новом царстве идет расширение границ государства за счет соседских  территорий, и в связи с активизацией военной политики создается постоянная армия из земледельцев—египтян, мелких и средних горожан, находящихся  на полном содержании фараона. Армия  пополнялась за счет юношей—новобранцев и отрядов наемников.

Полицейские функции сначала  выполняла армия, а в эпоху  Нового царства – специальные  полицейские отряды, которые несли  охрану столицы, каналов, зернохранилищ, храмов.

 

  1. Преступления и наказания по законам Хаммурапи.

Рабовладельческая сущность ЗХ становится более очевидной  при анализе норм о преступлениях  и наказаниях. По сравнению с законами шумеров, ЗХ ужесточает наказание, заменяя  в большинстве случаев штрафы телесными наказаниями или смертью. Вместе с тем родоплеменные воззрения  на преступление и наказание полностью  не утратили своего значения. К таким  пережиткам относится ответственность  общины за грабеж, если виновный не был  схвачен и скрылся (ст. ст. 23, 24), изгнание из общины и отцовского дома человека, совершившего кровосмесительное преступление (ст. ст. 154, 158).

Кровная месть  отменена, но ее эквивалентом стал принцип  талиона – «равное за равное». Однако он применялся по отношению к лицам равного общественного положения, состоящим в одном сословии.

Если строитель  построил дом, а он рухнул и в результате погиб хозяин, то предается смерти подрядчик (ст. 229). Если жертвой стал сын хозяина, будет умерщвлен  сын строителя. Если же задавили насмерть раба хозяина, подрядчик должен отдать своего раба, то есть возместить ущерб. Эти статьи устрашали бракоделов. Такое же наказание грозило ростовщику, если он дурным обращением довел до смерти сына своего должника, отданного в долговую кабалу.

Если лекарь, цирюльник, снимая бельмо у авилума с глаза, повредил его, то ему отрубали кисть руки. За такое же повреждение, нанесенное рабу, лекарь мог отделаться штрафом. Следовательно, принцип талиона в ЗХ нашел более полное отражение, чем в каком-либо другом памятнике права той эпохи. Его происхождение ведет свое начало от законов шумеров.

Анализ преступлений и наказаний по ЗХ показывает явное  неравенство социальных групп, их откровенно классовый, рабовладельческий характер, привилегированное положение авилум. Если раб сказал своему хозяину: «Ты не мой господин», – то господин может отрезать ему ухо (ст. 283).

В перечне мер  наказания главной объявлялась  смертная казнь, которая предусматривалась  по 30 составам преступлений. Она могла  быть простая и квалифицированная: утопление, сожжение, повешение, посажение на кол. Допускается замена телесного наказания уплатой штрафа. В перечне наказаний по ЗХ много наказаний членовредительских, превращавших осужденного в инвалида. Так, кормилица, виновная в смерти ребенка, лишалась грудей.

Испытания водой (ордалии) также означали гибель человека, так как подозреваемый, как правило, тонул. Если жрица вошла в питейное заведение, по закону ее следовало сжечь (ст. 110).

Содержательницу кабака, постоялого двора, если она не схватила преступников и не привела их к властям, надлежало убить (ст. 109). В данном случае в качестве преступников, вероятно, рассматривались заговорщики, смутьяны, бунтовщики.

Таким образом, можно сделать вывод, что ЗХ преимущественно  защищали права господствующего  класса рабовладельцев.

 

  1. Правовое положение социальных групп по Законам Хаммурапи.

Социальный состав очень  сложен. Особенно трудно его определить внутри 2-х групп - авилум и мушкенум. Общество состояло из 2-х основных классов - рабовладельцев и рабов (пленные о долговые рабы до 3-х лет ). Господствующий класс - царь, его приближенные, жрецы, военачальники, старосты (в общинах) и др. Авилум “сын мужа” - это полнопоравный человек. Ему посвящена большая часть законника.

Угнетенный класс - это  рабы, рядовые общинники, мушкенум. Мушкенум - свободный человек, но он имел сво права пока находилсся на гос-службе и выполнял свои обязанности. По сравнению с авилумом у него приниженное положение (это проявлялось в ответственности за преступления). Вардум (рабы) - занимали самое низкое положение. Их было несколько видов - царские, общинные и частновладельческие. Раб имел небольшое имущество (которое после его + переходило к его хозяину), раб мог стать свободным, мог оспорить свое рабство. Долговое рабство было ограничено 3 годами. Рабов использовали для уплаты долга. Кража и укрывательство рабов, а также снимание “рабского знака” и подстрекательство к этому каралось очень жестоко.

 

  1. Регулирование имущественных отношений по Законам Хаммурапи.

Во времена  правления Хаммурапи частная  собственность достигла полного  развития. В Вавилоне существовали различные виды земельной собственности: были земли царские, храмовые, общинные и частные. И царским и храмовым хозяйством управлял царь и это был  важнейший источник дохода. Во времена  Хаммурапи царская земля раздавалась  в пользование издольщикам. Значение царского хозяйства было велико и  в области торговли и обмена. Царствование Хаммурапи отмечено интенсивным  развитием частной собственности  на землю, чему в немалой степени  способствовало расширение царем Хаммурапи  сети каналов. Частное землевладение  было различным по своему объему, крупные  землевладельцы использовали труд рабов  и наемных рабочих, мелкие - сами обрабатывали свою землю. Развитие частной  собственности на землю вело к  сокращению общинных земель, упадку общины. Земли свободно могли продаваться, сдаваться в аренду, передаваться по наследству, о каких - либо ограничениях со стороны общины источники не упоминают. Омельченко О. А. Всеобщая история государства  и права. - М., 1988. - Том 1. - С. 37. «Землевладельцами могут быть, как свободный человек, так и казенный раб и раб вольноотпущенника, последние - под условием права господина на половину их имущества после их смерти (ст.176). Земельная собственность нередко приобреталась сообща несколькими лицами (ст. 42-44; 53-58; 60-65; 253-256).

Не менее  надежною защитою закона пользуется и движимая собственность.

Форма заключения договора купли-продажи, как и всех вообще видов договоров времен Хаммурапи, - только письменная в присутствии  свидетелей». Волков И. М. Законы вавилонского царя Хаммурапи. - М, 1914. - С.63.

В Законах Хаммурапи  имеется ряд статей, регулирующих аренду земли, игравшую, очевидно, большую  роль в земельных отношениях того времени. Законодательство, определяющее отношения между хозяином земли  и арендатором способствовало развитию хозяйства. Если арендатор не обрабатывал  взятую землю, то он должен был уплатить хозяину поля исходя из объема урожая, выращенного соседями.

Информация о работе Шпаргалка по "Истории"