Шпаргалка по "Истории"

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 13:18, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на 39 вопросов по дисциплине "История".

Работа содержит 1 файл

ИГПЗС.docx

— 143.17 Кб (Скачать)

В XIV в. сформировалась новая система правовых норм – «право справедливости» {«law of equity») Если истцы не находили защиты своих прав в судах общего права (например, из-за отсутствия соответствующих правовых норм), то они обращались «за милостью и справедливостью» к королю, формально перенаправлявшему их к лорду-канцлеру, который считался «проводником королевской совести». Его деятельность не была связана жесткими правилами процедуры, поэтому рассмотрение спора проходило без участия присяжных, что ускоряло судопроизводство. Лорд-канцлер применял нормы «общего» римского и канонического права исходя из «соображений справедливости». Благодаря праву справедливости получили судебную защиту такие новые институты, как доверительная собственность, ипотека.

Параллельное  существование «общего права» и  «права справедливости», основанных на прецедентах, и составляет характерную  черту так называемой англосаксонской  системы права.

Источником  английского феодального права  являются также статуты, т. е. законодательные акты центральной власти. Совокупность законодательных актов короля и актов, принятых совместно королем и парламентом, получила название статутного права.

 

  1. Источники феодального права Германии: общая характеристика.

В период X–XIII вв. Германия не знала единой правовой системы: на каждой территории со своей политической властью существовало свое право и отношения внутри каждого сословия также регулировались своими правовыми нормами. Основным источником права в этот период являлся обычай В XIII в. были предприняты первые частные попытки записать обычаи, действовавшие в некоторых районах Германии. Наиболее известным из этих записей является «Саксонское зерцало», составленное Эйке фон Репгофом во второй половине 20-х гг. XIII в. состоящее из двух частей. В первой излагается «земское право» северо-восточных областей Германии К нему относились нормы государственного, гражданского, уголовного и процессуального права. Во второй части излагается «ленное право» – нормы, регулирующие отношения между феодалами Основными идеями кодекса являются верховенство князей над императорами, независимость отдельных областей Германии. В этом смысле кодекс – достойный предшественник «Золотой буллы».

Основное содержание «Саксонского зерцала» составляют правовые нормы, регулирующие имущественные отношения. В соответствии с ними к наследованию в первую очередь призывались дети мужского пола, а затем женского. «Саксонское зерцало» без всякой системы излагает широкой круг деяний признаваемых преступными: грабеж, кража, поджог, убийство, изнасилование, причинение тяжких телесных повреждений, оскорбление и т. д. Все виды наказаний можно объединить в три основные группы: тяжкие наказания (смертная казнь в различных видах); членовредительские и телесные наказания позорящие наказания. Подавляющее большинство преступлений (колдовство, убийство, ночная кража, изнасилование и т. д.) каралось смертной казнью.

Помимо юридических  норм в Саксонском зерцале изложены теоретические правовые концепции, характерные для средневекового германского общества, а также  политико-правовые взгляды самого автора.

В различных  княжествах Германии уголовное и  уголовно-процессуальное право основывалось на принципах «Каролины» – свода законов, изданных в 1532 г., названный так по имени императора Карла V. Он содержит более 100 статей с нормами о преступлениях и наказаниях. На основе «Каролины» образовалось общее немецкое уголовное право. В этом своде законов точное определение получает преступное деяние, намечается стремление к определению отличия преступления от проступков, влекущих за собой меньшую ответственность.

Опасными преступлениями считались вероотступничество, колдовство, поджог, убийство и др. Выделялись преступления против религии, такие, как богохульство, кощунство, нарушение клятвы, подделка монеты, мер весов, предметов торговли.

Преступления против нравственности – похищения женщин, двоебрачие, прелюбодеяние, изнасилование. Государственные преступления – бунт против власти, оскорбление императорского величия злостное бродяжничество. Вплоть до XVI в. считалось преступлением анатомирование трупов.

 

  1. Источники феодального права Франции: кутюмы и королевские ордонансы.

В IX–XI вв. устанавливается принцип территориального действия права. Племенные обычаи заменяются местными – кугюмами. В период феодальной раздробленности государства кутюмы являлись основным источником права. В зависимости от источников права вся страна делилась на две части «страна писаного права» и «страна обычного права»

В XIV–XV вв. появляются сборники кутюмов отдельных селений, городов и феодальных сеньорий (землевладений). Наиболее известен сборник «Кутюмы Бовези» (сборник обычного права провинции Бовези), а также Парижские кутюмы. Сборники кутюмов. составленных как по королевскому повелению, так и в частном порядке, не создавали общего права для всего государства. Право продолжало сохранять свой партикулярный характер, обусловленный феодальной раздробленностью государства.

Источником  права было также рецепиированное римское частное право. Интерес к римскому праву объяснялся прежде всего потребностями средневекового города в нормах права, которые регулировали бы торговлю, морские перевозки, кредит, денежные отношения, охраняли бы собственность горожан В университетах с XI в. появляются глоссаторы – комментаторы и толкователи римского права. Римское право нашло поддержку и у королевской власти, которая широко использовала универсальный принцип постклассического римского права: «То, что угодно государю, имеет силу закона».

Своеобразным  источником права во Франции служили решения городских судов и муниципалитетов. Новообразованные города нередко заимствовали готовые своды норм, созданные юристами других городов. Источниками городского права были также хартии вольностей городов, выдаваемые феодалами или королем и устанавливавшие их особый правовой статус.

Нормы, выработанные Вселенскими соборами христианской церкви (каноны), акты папства (энциклики, буллы) составляли основу канонического (церковного) права. Возникшее изначально на основе изъятия из-под юрисдикции общих судов оно затем распространилось на все казусы, связанные с «грехом», – от ереси до брака, наследования и клятвенных обязательств. Наиболее известная кодификация канонического права – Свод канонического права [Corpus juris canonici) – была осуществлена в 1582 г.

Писаными  источниками права являлись акты королевской власти: указы, эдикты, ордонансы. Первоначально акты королевской власти имели реальную силу только на территории королевского домена, но по мере централизации государственной власти их общеобязательное значение распространяется на всю территорию страны. Особенно возросла роль королевских актов в период абсолютной монархии В XVII–XVIII вв. был издан ряд ордонансов в области уголовного права и процесса (ордонанс 1670 г.) гражданского права (ордонанс 1731 г. – о дарениях).

 

  1. Сословно-представительная монархия в странах Западной Европы (предпосылки возникновения и характерные черты).

СОСЛОВНО-ПРЕДСТАВИТЕЛЬНАЯ МОНАРХИИ ВО ФРАНЦИИ. ГЕНЕРАЛЬНЫЕ ШТАТЫ

В 1302 г. король Филипп IV созвал первый французский сословно-представительный орган, позже (в 1484 г.) названный Генеральными штатами. В состав Генеральных штатов входили представители всех трех сословий: феодалов, духовенства, «третьего сословия» (состоявшего из буржуазии, прежде всего городского нобилитета). Обычно сословия заседали отдельно. Вопросы, выносимые на рассмотрение Генеральных штатов, продолжительность их заседаний определялись королем. Король прибегал к созыву Генеральных штатов, когда стремился заручиться поддержкой всей нации (например, при разгроме ордена тамплиеров в 1308 г.). Чаще всего причиной созыва Генеральных штатов была нужда короля в деньгах. Генеральные штаты, в свою очередь, обращались к королю с просьбами, жалобами, протестами.

В 1357 г. Генеральные штаты выступили против короля, выдвинув Великий мартовский ордонанс, в котором устанавливалось, что Генеральные штаты должны созываться регулярно (а не по указанию короля), и только им принадлежит право контроля за государственной казной. Однако данная попытка ограничения королевской власти потерпела поражение.

С конца XIII в. создаются местные сословно-представительные органы (в основном по подобию Генеральных штатов), в XVI в. они получили название «провинциальных штатов».

Парижский парламент (члены которого с 1467 г стали назначаться пожизненно) превратился в высший суд королевства по делам феодальной знати верховную апелляционную инстанцию по всем судебным делам. С 1350 г. стала обязательной регистрация королевских ордонансов и других актов в Парижском парламенте. При этом Парижский парламент мог заявить возражение (ремонстрацию) и отказаться регистрировать тот или иной законодательный или подзаконный акт. Ремонстрация преодолевалась личным присутствием короля на заседании Парижского парламента.

 

  1. Абсолютная монархия в странах Западной Европы (предпосылки возникновения и характерные черты).

АБСОЛЮТНАЯ МОНАРХИЯ ВО ФРАНЦИИ  В XVI–XVIII вв.

К началу XVI в. Франция стала единым государством. Формой этого государства становится абсолютная монархия, которая приобрела во Франции наиболее законченную, последовательно выраженную форму. Абсолютизм характеризовался прежде всего тем, что вся полнота законодательной, исполнительной и судебной власти концентрировалась в руках главы государства – короля. Словесным символом абсолютизма, приписываемым королю Людовику XIV, является высказывание: «Государство – это я!».

Значительной  опорой короля в его постоянной борьбе против крупных феодалов стало третье сословие.

При Людовике XIII (из династии Бурбонов) фактически руководил государственной политикой Франции кардинал Ришелье, совмещавший 32 государственные должности, являвшийся председателем королевского совета в 1624–1642 гг., поэтому его нередко называют первым министром, хотя формально такой должности не существовало. Ришелье провел административные, финансовые, военные реформы, укрепляя централизованное Французское государство и королевский абсолютизм. Также кардинал Ришелье лишил гугенотов политических прав, которые были предоставлены им Нантским эдиктом короля Генриха IV. Он активно боролся с любой оппозицией сильной королевской власти. При Ришелье уже не собираются Генеральные штаты, постепенно ликвидируются старые государственные должности (например, придворная должность коннетабля была ликвидирована в 1627 г.), вместо этого создается разветвленная система чиновников разного уровня.

Завершил  становление абсолютизма король Людовик XIV (правил в 1643–1715 гг., из династии Бурбонов). В 1661 г. Людовик XIV преобразовал старинный королевский совет в Большой совет,в который входили король (председатель совета), герцоги и другие пэры Франции, министры, государственные секретари, канцлер, председательствовавший во время отсутствия короля. Этот совет рассматривал важнейшие государственные вопросы, для обсуждения внешнеполитических дел созывался более узкий по составу Верхний совет, особые функции выполняли также Совет депеш и Совет по вопросам финансов. В любом случае последнее слово всегда оставалось за королем.

Людовик XIV реформировал налоговую систему, введя капитацию – подушную подать, что значительно увеличило королевские доходы. Было введено большое количество косвенных налогов (например, налог на соль), различных королевских сборов и пошлин.

На местах при Людовике XIV была создана система интендантов – специальных правительственных комиссаров с большими полномочиями во всех областях государственного управления, от контроля за банками до борьбы с ересью.

Людовик XIV в 1668 г. лишил Парижский парламент старинного права ремонстрации.

При Людовике XIV в основном завершилось формирование единой системы королевского правосудия хотя в некоторых частях Франции сеньориальная юстиция сохранялась вплоть до XVIII в. Людовик XIV активно выкупал у крупных феодалов их судебные полномочия в свою пользу.


Информация о работе Шпаргалка по "Истории"