Ярослав Мудрый

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2011 в 19:59, контрольная работа

Описание работы

К началу XI века четко обозначились границы Руси: на севере земли Новгорода вплотную подходили к владениям карелов по берегам Финского залива и озера Нево (Ладожского озера); на северо-западе новгородские и полоцкие земли граничили с владениями балтийских племен по среднему течению Немана и Западной Двины. На западе русско-польская граница стабилизировалась по среднему течению Западного Буга, а далее по линии Дорогичин – Берестье - Червен – Перемышль.

Содержание

Введение
Эпоха Ярослава Мудрого
Рассвет Руси при Ярославе Мудром
Церковь и религия при Ярославе Мудром. Митрополит Илларион.
Становление раннефеодальных отношений. Государственная власть. Города. Торговля. Армия.
Заключение
Список использованных источников и литературы

Работа содержит 1 файл

Ярослав Мудрый ПИ-09-25.doc

— 77.50 Кб (Скачать)

      Все указывает на то, что объединение  Руси Ярославом стало поворотным пунктом во многих отношениях. Принятие первого на Руси свода законов, упорядочение церковной организации, начало составления нового летописного свода – были теми чертами государственной, религиозной, культурной жизни Руси, которые как бы подчеркнули этот знаменательный поворот.

        «Русская Правда», если говорить  точно, не являлась абсолютно  первым российским сводом законов.  До нее существовал «Закон  Русский», который упоминается в  договорах Руси с Византией.

      Общность  норм «Закона Русского», «Русской Правды»  Ярослава и западных Правд, пожалуй, является одним их наиболее весомых аргументов в пользу того, что Ярослав создал свою «Правду», не имея в виду Новгородское общество, а всю Русь, объединенную после 1036 года. «Закон Русский» и западные Правды также апеллировали ко всему обществу. Но уже в момент создания нового свода законов, состоявшего из 17 статей, было ясно, что общество стремительно уходило вперед. Нужен был новый правовой кодекс, который бы защитил быстро складывающуюся собственность «сильных мира сего» на землю и связанные с этим материальные приобретения и разного рода общественные преимущества. И такой новый свод законов начал создаваться еще при жизни Ярослава Владимировича.

      С большим упорство и настойчивостью Ярослав Владимирович продолжал  внешнюю политику своего отца и деда. Но он расширил ее масштабы, совершенствовал методы проведения в соответствии с растущей хозяйственной, военной, политической мощью государства. Он утвердил власть Руси на западном берегу Чудского озера и вывел русские границы к Прибалтике. Здесь был основан город Юрьев (нынешний эстонский Тарту). Город получил свое название в честь Георгия-Юрия, таково было христианское имя Ярослава Владимировича. Ярослав предпринимал неоднократные походы на воинственное балтское племя ятвягов; в летописях упоминается и его походы на Литву. Тем самым Ярослав стремился обеспечить выход Руси к Балтийскому морю, укрепить безопасность ее северо-западных границ.

      Еще в 30-е годы XI века Русь продолжала успешное противоборство с Польшей. Но после того как были отвоеваны «Червенские города» Польша, испытывая влияние со стороны Германской империи и Чехии, а также прибалтийский славянских языческих племен, теперь нуждалась в поддержке со стороны Руси. Союз двух государств был укреплен династическими браками: польский король женился на сестре Ярослава Добронеге (христианское имя Мария), а старший сын Ярослава Изяслав женился на сестре Казимира I. Русь оказала Польше помощь в войнах с Чехией и прибалтийскими славянами.

      На  севере Русь связывали тесные дружеские отношения со Швецией. Ярослав был женат на дочери шведского короля Ингигерде. Добрыми были отношения и с Норвегией, куда была выдана замуж за норвежского короля младшая дочь Ярослава Елизавета.

      После долгого периода мирных отношений  с Византией Русь при Ярославе начала новую войну с великой империей. Поводом послужила расправа с русскими купцами в Константинополе.

      Большая русская рать под началом старшего сына Ярослава Владимировича двинулась  на ладьях к Константинополю. Но около  западных берегов Черного моря флот попал в бурю, которая разметала и потопила часть русских судов. Около шести тысяч воинов во главе с воеводой Вышатой высадились на сушу, другие морем двинулись обратно.

      Узнав об этом, император Константин Мономах  приказал преследовать русский флот и уничтожить русское войско. Но в морском сражении русы, нанесли поражение грекам и лишь после этого двинулись на родину.

      Судьба  сухопутных войск была трагичной. Греки  окружили и взяли в плен отряд  Вышаты, многих из них ослепили и  отпустили восвояси для устрашения Руси. Долго еще по русским селам и городам брели несчастные слепцы, пробираясь к родным очагам.

      Лишь  в 1046 году Русь заключила новый мирный договор с Византией. В знак возобновления  дружеских связей между двумя  странами был устроен брак византийской принцессы, дочери Константина Мономаха, и четвертого сына Ярослава – Всеволода.

      В 1053 году у молодой четы родился  сын, которого назвали в честь  деда Владимиром, а в христианстве дали ему, как и деду, имя Василий. Это был будущий великий киевский князь Владимир Мономах.

      Этот  брак лишь подчеркнул, как вырос  за последнее десятилетие международный  авторитет Руси. Русь по истине стала  Европейской державой. С ее политикой  считались Германская империя, Византия, Швеция, Польша, Норвегия, Чехия, Венгрия, другие европейские страны.

      На  востоке вплоть до низовьев Волги  у нее теперь практически не было соперников. Ее границы простирались от Карпат до Камы, от Балтийского моря  до Черного.

      Рост  международного престижа Руси подтверждали и династические браки киевского княжеского дома. Все сыновья Ярослава были женаты на владетельных принцессах – Византии, Польши, Германии. Его дочери были выданы замуж за правителей разных стран.

      Старшая Анна – за французского короля Генриха  I, Анастасия – за венгерского короля Андрея, младшая красавица Елизавета – за норвежского короля Гарольда.

      Интересна судьба этих женщин. После смерти мужа Анна Ярославна во время малолетства  сына была регентшей Франции, Елизавета  после гибели на войне короля Гарольда вторично вышла замуж за короля Дании и играла большую роль в европейской политике.

      Церковь и религия при  Ярославе Мудром

      Во  времена Ярослава христианская церковь  получила на Руси более широкое распространение  и приобрела определенный вес  в обществе. Этому способствовал  и сам великий князь, который, по отзывам современников, отличался большой набожностью, знанием церковных сочинений. При жизни он получил прозвище "Мудрого».

      Ярослав заложил великокняжеский монастырь  святых Георгия и Ирины - в честь  христианских святых, своего и своей жены. Монастыри стали появляться повсеместно и в больших городах, и в сельской местности, знаменуя собой дальнейшее распространение христианства и упрочнения роли церкви в обществе.

      В середине 50-х годов 9 в. Под Киевом возник знаменитый Печенерский монастырь. У истоков его создания стоял Илларион, священник великокняжеской церкви в селе Берестов, загородней резиденции великих князей. Илларион был глубоко верующим человеком.

      Именно  Иллариону принадлежит ряд произведений, написанных в 40—50-е годы. Первое место среди них занимает блестящий памятник идеологии и культуры 9 века «Слово о законе и благодати». По существу в этом произведении Илларион излагает государственно-идеологическую концепцию Древней Руси, концепцию которую повлияла на мировоззрение других русских авторов 9 века. Именно тогда, в 40-е годы 9 века, на Руси впервые возникла концепция о закономерной связи Руси с мировой историей, с мировыми державами. Вся обстановка 9 века требовала создания таких государственно-идеологических концепций.

      Представляется, что в «Слове» Иллариона концепция о связи Руси  «мировыми державами» и трактовка Руси как наследницы Римского величия, Римского государства прозвучала совершенно слитно. Сквозь церковную фразеологию Илларион проводит мысль о равенстве и тождестве действий Владимира I с римскими апостолами.

      Таким образом, историю Руси, деятельность ее властителей Илларион рассматривает  на широком, по истине всемирном фоне. В основе политических и религиозных  импульсов Руси находятся римские  образцы. Эти же идеи и отражались в Древнем русском летописном своде, вошедшем составной частью в начальную русскую летопись. Думается, что эта близость русского летописания 30-50-х годов 9 века к кругу Иллариона и определила ту идеологическую направленность, которую летопись сохранила применительно к пониманию места Руси в тогдашнем мире и ее соотношение с историей Рима и Византии. Илларион давал ответ на ключевые запросы времени, запросы развивающейся русской государственности.

      С именем Илларион связан и первый церковный  Устав Ярослава, т.е. система церковной юрисдикции, отнесение к ведомству церкви ряда дел, связанных с семейным и брачным правом. Это были нормы, которые помогали формированию семьи, укреплению моногамии в противовес языческому множеству, освещению частной собственности, повышению авторитета  центральной власти. Устав вводит запрет на умыкание невест, защищал честь девушки, строго наказывал родителей за принуждение детей к вступлению в брак. Новый  церковный судебник защищал честь девушки, давал ей более широкое представление в суде. Церковь выступала в Уставе защитником христианской нравственности, призывала к гуманизму, умеряла жестокости тех ранних веков русской истории. В 1051 году на общем собрании русских епископов Илларион был избран митрополитом.

      Ярослав Мудрый вошел в историю не только как крупный государственный деятель. Он показал себя и как человек, сумевший преодолеть самого себя. Не обладая физической силой, будучи хромым, Ярослав, был бесстрашным воином и бесстрашно вел войско в бой. Родившись еще в языческой семье, он стал настоящим христианином. Великий князь в то же время показал себя человеком исключительно разносторонним.

      Ярослав остался в истории как крупный  градостроитель. При нем в Киеве  был построен новый «Ярослав горд»  и Киев намного расширил свои пределы. Были воздвигнуты многочисленные церкви. В то время в Киеве насчитывалось около 400 церквей. В честь победы над врагами Ярослав выстроил так называемые «Золотые ворота», поражавших иностранцев своим великолепием. Его строительный размах выходил далеко за пределы русской столицы. Он основал города на Волге и берегах Балтики, на южный границах Руси.

      Ярослав был ревностным поборником образования, открытия школ, развития грамотности. При нем были созданы первые библиотеки, получила признания и поддержку переводческая деятельность. Многие книги древних авторов, сочинения византийских отцов церкви и историков были переведены на славянский язык.

      Заключение

      Летописные  данные по поводу смерти Ярослава противоречивы; считается, что он скончался 20 февраля 1054, однако, многие исследователи называют иные даты. Перед смертью Ярослав завещал киевский престол старшему из оставшихся в живых сыновей, новгородскому князю Изяславу, наказывая сыновьям жить в мире.

      Прозвище  «Мудрый» закрепилось за Ярославом  в официальной российской историографии лишь во второй половине 19 века.

      Правление Ярослава снискало ему на Руси большую  славу и любовь; за его ум и  начитанность ему дали прозвище Мудрого. Ярослав очень любил читать книги  и собирал их. Для него переводили книги с греческого языка и покупали книги славянские. Собрание книг, устроенное Ярославом при главном Киевском храме св.Софии, служило на пользу общую и было доступно всем любившим книжную мудрость. Ярослав, по словам летописца, «насеял книжными словесами сердца верных людей»: он устраивал школы, строил церкви и приказывал духовенству учить людей, наставляя их в новой христианской вере. Так Ярослав являлся просветителем Руси.

         Он был и её крепким защитником, деятельно охраняя границы государства  от внешних врагов. Ему удалось наголову разбить печенегов и навсегда отогнать их от Киева (1034). Значение этой победы Ярослава над печенегами не было помрачено даже неудачею предпринятого при нём набега на Византию (1034). 3-х летняя война с греками, вызванная этим набегом, была последним столкновением Руси с Византией и окончилась освобождением русских пленных, захваченных греками во время набега.

      Вывод

      Киевское  государство при Ярославе, несомненно, окрепло и процветало. Ярослав  обладал, большими богатствами, позволявшими ему предпринимать обширные и великолепные постройки. В Киеве  он выстроил замечательный храм Св.Софии и  несколько других каменных  храмов и монастырей. Для своих построек Ярослав выписал из Греции мастеров и строительные материалы. Всё это он делал не щадя средств и поэтому добивался блестящих результатов. При Ярославе торговля на Руси связывалась тесными отношениями с Германией, Францией, Венгрией, Польшей и скандинавскими странами.

 

Список  использованных источников и литературы:

  1. Карамзин.Н.М. И что была тогда Россия, Харьков 1990 г. – 524с.
  2. А.Н. Сахаров, В.И. Буганов. История России с древних времен до конца XVII века, Москва 1998 г. – 304с.
  3. Янин В. Л. Таинственный XI век // Знание-сила. 1969. №3.
  4. Костомаров Н. И. Великий князь Ярослав Владимирович // Костомаров Н. И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. М. Книга, 1990. Кн. 1. С. 9-21.
  5. Филист Г. М. История «преступлений» Святополка Окаянного. Минск, 1990.
  6. Ильин Н. Н. Летописная статья 6523 года и ее источники: Опыт анализа. М.: Изд-во АН СССР, 1957.

Информация о работе Ярослав Мудрый