Язычество на Руси: истоки, сущность обрядность

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 14:43, реферат

Описание работы

История древних славян - это, прежде всего, часть истории Русского народа. Язычество можно назвать архаической религией, то есть прарелигией Руси. Что же такое Язычество? Слово «язычество» означает от церковно-славянского «языцы» — народы, имеющие свой собственный язык, культуру, мировоззрение, письменность — буквально, «традиции народов» или «народная традиция». Языческая вера – это вера простого народа, который естественным образом приближен к земле. Это такое волшебное знание, которое может умереть т

Содержание

I. ВВЕДЕНИЕ. История славян.
II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ. Языческая религия Руси. 1. Истоки. 2. Сущность. 3. Обрядность.
III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Периодизация развития славянского язычества.
IV. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ.

Работа содержит 1 файл

исходник история.docx

— 34.84 Кб (Скачать)

                 ТЕМА: «Язычество на Руси: истоки, сущность обрядность»

ПЛАН

I. ВВЕДЕНИЕ. История  славян.
II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.  Языческая религия Руси.                                                                               1. Истоки.                                                                                                                 2. Сущность.                                                                                                                3. Обрядность.                                                                                        
III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Периодизация развития славянского язычества.
IV. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ.

          История древних славян - это, прежде всего, часть истории Русского народа. Язычество можно назвать архаической религией, то есть прарелигией Руси. Что же такое Язычество? Слово «язычество» означает от церковно-славянского «языцы» — народы, имеющие свой собственный язык, культуру, мировоззрение, письменность — буквально, «традиции народов» или «народная традиция». Языческая вера – это вера простого народа, который естественным образом приближен к земле. Это такое волшебное знание, которое может умереть только вместе с народом. Пока народ способен жить, и осознает себя на своей земле наследником предшествующих поколений – жива и его философско-этическая система.

         Сейчас, в 21-ом веке, существует немало людей, придерживающихся языческой религии древних славян, поэтому я считаю, что данная тема достаточно актуальна. Дать полное представление о религии славян невозможно без обращения к истории. Первой частью этой работы является краткое описание истории древнего народа. Мифы и легенды русского фольклора увлекательны и интересны. Они способны отразить дух русского народа и его истинную сущность при их глубоком изучении.     

        Народная культура сохранила и донесла до нас богатое фольклорное наследие наших предков (в виде песен, сказок, заговоров и т.д.), а традиционный крестьянский быт сохранил символику вышивок и резьбы по дереву, также заключающую в себе древний языческий смысл. Даже христианство на Руси настолько впитало в себя языческую символику и обрядность наших предков, что еврейская и греческая составляющие постепенно отошли в нём на второй план.   

       Проблемы происхождения и расселения славян до сих пор остается дискуссионной, но многочисленные исследования историков, археологов, антропологов, этнографов и лингвистов дают возможность составить общую картину ранней истории Восточных славянских народов.

Ученые  утверждают что славяне возникли в первые века нашей эры на пространстве между Днестром, Припятью и Верхней Вислой. Здесь они подвергались различным культурным воздействиям: балтскому, скифо-иранскому, дако-фракийскому. Под давлением готов и других германских племен славяне были втянуты в Великое переселение народов. Одни из них двинулись на запад и распространились вплоть до Эльбы, другие направились на юг, наводнив Балканский полуостров, третьи осваивали Причерноморье и днепровские земли.

          В 6 веке нашей эры Центральную Европу ожидало новое потрясение - вторжение ираноязычных аваров, пришедших с низовьев Сырдарьи. Авары разделили земли славянства. Последние таким образом, распалось на южную, западную и восточную ветви.

        Южные славяне (предки болгар, сербов, хорватов, македонцев, черногорцев)  попали в сферу влияния цивилизации  Средиземноморья и быстрее других  приняли христианство. Западные  славяне (их нынешние представители:  чехи, словаки, поляки) дольше сохраняли  языческую традицию. Особое развитие  она получила у обитателей  южного берега Балтики. В Восточной  Европе же, осваивая необозримые  пространства, славяне сохраняли  свои наиболее архаичные черты.  Для совершения языческих богослужений  использовались холмы и рощи. Строились и специальные святилища  в виде круглой площадки. окруженной изгородью, в центре которой ставились деревянные или каменные идолы.

       Ну а к началу 9-ого века уже и сложилось огромное славяно-русское государство. Его правителем являлся летописный Дир, носивший титул “каган”. В середине же 9-ого века, однако, государство славяно-русов распалось. В это время Русь вступила в сложные и многосторонние отношения со странами Скандинавии. Викинги, появляясь в Восточной Европе, принимали в свои ряды финнов, эстов, балтов и славян и получили здесь название “варягов”. С последними связана проблема происхождения правящей династии древнерусских, а затем и московских великих князей, носящих имя “рюриковичи”. В основу их генеалогии положены летописные сведения о Рюрике, вожде варягов-руси, призванном из-за моря в Новгород неким Гостомыслом для успокоения смут. Преемнику Рюрика - “Вещему Олегу" удалось в 882 г. захватить и Среднеднепровскую “Русскую землю" вместе с Киевом, куда он перенес свою столицу. Так возникла историческая Киевская Русь.

        Общее направление европейских событий побуждало киевских князей к отходу от язычества, а крепнущие связи с Византией, равно как и тогдашнее процветание последней - к официальному принятию православия. Что и было осуществлено великим князем Владимиром в 988 году. Сам процесс перехода в новую веру длительным, растянувшись до времени монгольского нашествия. Но и после того, как Русь получила самоназвание “святая”, язычество продолжало жить в качестве фольклора и календарной обрядности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ. 

  1. Истоки.

         Древнерусское язычество прошло сложный многовековой путь от архаических, примитивных верований древнего человека до государственной "княжеской" религии Киевской Руси IX века. До эпохи христианизации язычество было универсальной системой, дающей обобщающую картину мира и пронизывающей все сферы человеческого быта. Оно занимало центральное место в культуре восточных славян этого периода. Религиозные взгляды древних славян отражали их мировоззрение и мироощущение. Они развивались, усложнялись, первоначально значительно не отличаясь от аналогичного развития религий других народов. Люди жили в мифологической картине мира. В центре ее находилась природа, к которой приспосабливался и прислушивался человек. В этой соотносилась и иерархия мифологических существ - от пантеона высших богов до сонмов низших духов. Язычество охватывало всю сферу духовной культуры и значительную часть культуры материальной, поскольку общество было проникнуто убеждённостью в постоянном присутствии и участии сверхъестественной силы во всех трудовых и бытовых процессах.                                            

        Язычество восточных славян имеет глубокие корни. Истоки его видятся за много тысячелетий до начала нашей эры. А отголоски сохранились вплоть до наших дней. Но вернемся непосредственно к язычеству. Основой языческой культуры Руси была славянская мифология. Само это понятие состоит из двух греческих слов – «миф» - что значит – сказание, предание;    «логос» - слово, мысль, разум. 
 

  1. Сущность.

        Славяне – язычники,  поклонялись стихиям, верили в родство людей с различными животными, приносили жертвы божествам, населяющим все вокруг. Особенностью славянского язычества часто является выделение у каждого племени своего главного божества, как правило, боги эти у разных племен могли быть разные.  Единых для всего славянского мира представлений о богах никогда не существовало: поскольку славянские племена в дохристианское время не имели единого государства, они не были едины в верованиях. Поэтому славянские боги не связаны родственными отношениями, хотя некоторые из них и очень похожи друг на друга. Боги язычества олицетворяли стихии природы: Перун  — громовержец, бог неба;  Даждьбог — бог Солнца; Сварог — бог огня и другие. Также наряду с ними почитались низшие демоны, духи лесов, источников — домовой, банник, аспид, леший, водяной и другие. А также Боги язычников являются их предками, отцом и матерью. Суть языческих культов — магическое воздействие на природу, общение с предками. Циклы постоянного возрождения природы, биологической и хозяйственной жизни коллектива (рода, общины) в представлении язычников были взаимосвязаны. Поэтому «календарные» сельско – хозяйственные праздники включали также «семейные» торжества — свадебные  обряды, пиршества.

      Языческая романтика придавала особую красочность русской народной культуре. Все богатырские и волшебные сказки оказываются фрагментами древних исторических мифов и героического эпоса. С язычеством связана вся орнаментика крестьянской архитектуры (коньки, громовые знаки на причелинах, "коники" у печи), утвари и одежды. Языческой магией проникнуты сложные многодневные свадебные обряды. Торжественными праздниками, всеобщими"событиями"были такие древние обряды, как встреча весны, Масленица и Купала с их ритуальными кострами, братчины по случаю нового урожая, новогодние звериные маскарады и гаданья. Значительная часть песенного репертуара проникнута языческим мировоззрением. Живой, неувядаемой формой обрядового танца, сопровождаемого музыкой и пением, являются красочные деревенские хороводы.                     

       С течением веков славянское язычество все более становилось выражением народного мировосприятия. Христианство, с его международной культурой богословской литературы, живописи, храмоздательства и торжественно-театрального литургического действа, стало, прежде всего, выразителем феодальной идеологии. Язычество же удержалось в деревне, и было формой проявления народных, крестьянских воззрений, существовавших на своих тысячелетних исконных основах. Русская народная культура и по сей день традиционна, и эта традиционность уходит корнями в языческую старину. Значительная часть народного творчества связана с язычеством.

            В целом славянская мифология была дробной и аморфной, т.е. неоформленной в какую-то единую систему, а потому при формировании централизованного государства, и прежде всего государства Киевской Руси, она не могла отвечать его задачам и целям. Поэтому возникла настоятельная потребность в замене мифологического мировоззрения на религиозное.  Следует отметить, что и принятием христианства элементы язычества остались в российской культуре. Это прежде всего вера в колдовство, гадания, приметы, талисманы, сглазы и т.д. 
 
 
 
 

3. Обрядность.                                                                                        

            Славяне делили мир на три яруса. Верхний ярус - небо, мир богов. Средний ярус - мир людей. Нижний, подземный ярус - мир духов, теней. Каждый ярус имел цифровое обозначение (1,2,3) и символизировался птицами (небо), волком и медведем (земля) и змеем (подземный мир). Нижний ярус включал в себя несколько частей, проникнуть под землю и вернуться обратно можно было через колодцы, реки, озера и моря.                     Все три яруса объединяло мировое древо, или древо жизни: корнями оно уходило под землю, ствол и дупло в нем - в мире людей, а ветви - в небе. По мнению ученых, у славян мировым древом был дуб. С образом дерева связывают букву "Ж". Солнце, двигаясь вокруг мира людей по своему пути ("путь Хорса"), посещает и небо, и подземное царство (ночное Солнце). Особое место занимают моменты восхода и захода Солнца (образы вечерней и утренней Зари).

    Славяне выделяли четыре или восемь сторон света. Наиболее значимыми были запад, как ориентация тела усопшего в могиле, и северо-восток, как ориентация храмов на точку восхода солнца в день летнего солнцестояния.

       Связующим элементом для славян был огонь. Его использовали при принесении жертв, на похоронах, на праздниках, в охранительных целях и т.д. Огонь был символом вечности. Персонификацией огня был Сварог. Исследователи называют Сварога богом вселенной.

      Происхождение людей восточные славяне связывают с Дажьбогом, сыном Сварога. Все славяне верили в жизнь после смерти, верили в бессмертие. Считалось, что после сожжения, душа умершего попадала в рай. По мнению некоторых исследователей, славяне верили в реинкарнацию. Идея реинкарнации, перевоплощения основывалась на представлении об особой жизненной силе, существующей раздельно с человеком: один и тот же физический облик принадлежит и живомy человеку, действующему, двигающемуся, видящему, думающему, и мертвому человеку, трупу, внешне неотличимому от живого, но недвижному, бесчувственному - жизненная сила, ("душа") отделилась от него куда-то. Первобытные охотники помещали отлетевшую душy где-то поблизости, в своем плоскостном мире, среди тех разнообразных живых существ (в том числе и человека), которые окружали их. Идея кремации, разумеется, тоже связана с представлениями о жизненной силе, о её неистребимости и вечности, но теперь ей находят новое местожительство - небо, куда души умерших попадают вместе с дымом погребального костра.

         Так же древние славяне очень почитали души предков, думая что они находятся где-то в среднем небе «аере» - «Ирье» и очевидно, содействуют всем небесным операциям (дождь, туман, снег) на благо оставшимся потомкам. 
Когда в дни поминовения предков их приглашали на праздничную трапезу, то «деды» представлялись летающими по воздуху.

          Готовые же продукты - каша и хлеб испокон веков были ритуальной пищей и обязательной частью жертвоприношения таким божествам плодородия, как рожаницы. Существовали специальные виды каши, имевшие только ритуальное назначение: «кутья», «коливо» (из пшеничных зерен). Варилась кутья в горшке и в горшке же или в миске подавалась на праздничный стол или относилась на кладбище в «домовину» при поминовении умерших. Имелись дома мертвых, как место общения с благожелательными предками.

         Этнография знает много поверий об оборотнях - вурдалаках 
(вовкодлаках), приуроченных главным образом к территории Белоруссии и 
Украины, т.е. к тем местам, где известна милоградская культура. Ходили поверия, что раз в год они становились волками на несколько дней и затем снова возвращались в прежнее состояние.

Информация о работе Язычество на Руси: истоки, сущность обрядность