Язычество на Руси: истоки, сущность обрядность

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 14:43, реферат

Описание работы

История древних славян - это, прежде всего, часть истории Русского народа. Язычество можно назвать архаической религией, то есть прарелигией Руси. Что же такое Язычество? Слово «язычество» означает от церковно-славянского «языцы» — народы, имеющие свой собственный язык, культуру, мировоззрение, письменность — буквально, «традиции народов» или «народная традиция». Языческая вера – это вера простого народа, который естественным образом приближен к земле. Это такое волшебное знание, которое может умереть т

Содержание

I. ВВЕДЕНИЕ. История славян.
II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ. Языческая религия Руси. 1. Истоки. 2. Сущность. 3. Обрядность.
III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Периодизация развития славянского язычества.
IV. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ.

Работа содержит 1 файл

исходник история.docx

— 34.84 Кб (Скачать)

        Своеобразным разрядом культовых  мест являлись священные деревья  и священные рощи, «древеса» и  «рощения» по терминологии средневековых книжников, недостаточно упоминаемые в исторических источниках. Одним из почитаемых деревьев была береза, с которой связан целый ряд весенних обрядов и хороводных песен. Не исключено, что береза была посвящена берегиням, духам добра и плодородия. Срубленная березка в семик (древняя дата - 4июня) служила олицетворением какого-то женского божества и была центром всей семицкой обрядности. Вовлекаемые в языческий ритуал деревья щедро украшались лентами и вышитыми полотенцами-убрусами.

        Выполнение общеплеменных ритуальных действий («соборы», «события»),организация ритуальных действий, святилищ и грандиозных княжеских курганов, соблюдение календарных сроков годичного обрядного цикла, хранение, исполнение и творческое пополнение фонда мифологических и этических сказаний требовало специального жреческого сословия («волхвы», «чародеи», «облакопроганители», «ведуны»). 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

       В результате целого ряда сложных явлений на Руси к началу XIII в. создалось и в деревне, и в городе своеобразное двоеверие, при котором деревня просто продолжала свою религиозную прадедовскую жизнь, числясь крещёной, а город и княжеско-боярские круги, приняв многое из церковной сферы и широко пользуясь социальной стороной христианства, не только не забывали своего язычества с его богатой мифологией, укоренившимися обрядами и жизнерадостными карнавалами с их танцами, но и поднимали свою старинную, гонимую церковью религию на более высокий уровень, соответствующий расцвету русских земель в XII в.

        Несмотря на тысячелетнее господство государственной православной церкви, языческие воззрения были народной верой и вплоть до настоящего времени, проявляются в обрядах, хороводных играх, песнях, сказках и народном искусстве.

        Религиозная сущность обрядов – игр давно уже выветрилась, символическое звучание орнамента забылось, волшебные сказки утратили свой мифологический смысл, но даже бессознательно повторяемые потомками формы архаичного языческого творчества представляют огромный интерес, во-первых, как яркий компонент позднейшей крестьянской культуры, а во-вторых, как неоценимая сокровищница сведений о многотысячелетнем пути познания мира нашими отдалёнными предками. 
 
 
 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ.

  1. Толстой Н.И. Очерки славянского язычества. М., Индрик. 2010
  2. Васильев М.А. Язычество восточных славян накануне крещения Руси М., Индрик. 2010
  3. Георгиева Т.С. История русской культуры. М., 2008.
  4. Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. М.,2010.
  5. Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая степь. М., 2009.
  6. Даль В.И. О поверьях, суевериях и предрассудках русского народа. СПБ, 2010.

Информация о работе Язычество на Руси: истоки, сущность обрядность