"Золотой век" русской культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 00:09, реферат

Описание работы

Трудны и жестоки были условия, в которых развивалась передовая русская литература. Крепостнический строй накладывал свой отпечаток на все области русской жизни. В стране царил тяжелый политический гнет. Царская цензура беспощадно подавляла свободное слово. Величайшие деятели русской литературы подвергались преследованиям, многие из них кончили свою жизнь трагически.

Работа содержит 1 файл

Условия развития русской литературы.docx

— 75.34 Кб (Скачать)

 

Народ изображен во многих стихотворениях Некрасова, таких, как  «Мороз красный нос» (1863 г.), «Кому  на Руси жить хорошо» (1863—1877 гг.). Поэт показал не только страдания людей  из народа, но и их физическую и нравственную красоту, раскрыл их представления  о жизни, их вкусы. Поэт утверждает превосходство  крестьян над господами, изображает своекорыстие и жестокость бар-тунеядцев. В его поэмах выведены и образы тех, кого Некрасов называет «народными защитниками»,—-борцов за интересы народа. Лирические стихотворения Некрасова  раскрывают образ самого поэта, передового писателя-гражданина, чувствующего страдания  народа, рыцарственно преданного ему, готового пойти «на смерть за честь  отчизны».

 

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин (1826—1889)— сатирик мирового значения. Его сатира, проникнутая сознательной революционно-демократической тенденцией, направлена против общественного строя  самодержавной России, обнажает уродства этого строя, доводит их до карикатуры и гротеска. Щедрин проявляет большую  свободу в выборе форм и жанров, прибегает к сатирическому очерку и фельетону, к роману и диалогу, к комедии и памфлету. В «Истории одного города» (1869—1870 гг.) он дает обобщенное сатирическое изображение царизма, верховной власти российской империи. В романе «Господа Головлевы» (1870—1880 гг.) показан распад дворянской семьи, а в образе Иудушки воплощены  мерзость и смрад крепостничества. Свой художественный анализ Щедрин уточнил  и дополнил в «Пошехонской старине» (1887—1889 гг.), где обработал тот  же жизненный материал в форме, близкой  к мемуарной. В «Сказках» (1869—1886 гг.) Щедрин, используя условно-фантастическую форму, с исключительной силой, наглядностью и выразительностью показал социальные тины русской жизни —крестьян, чиновников, господ генералов, а также отношения  между ними.

 

Щедрин безжалостен ко всем либеральным попыткам подчистить и подправить старый крепостнический  порядок, «обличить» его второстепенные пороки, чтобы спасти основное. Насмешка над либеральными фразерами, легко  уступающими свои позиции и пресмыкающимися  перед крепостниками, составляет одну из постоянных тем Щедрина. Вместе с  тем Щедрин, неподкупный и стойкий  защитник народа, был чужд сентиментальному приукрашиванию и идеализации «мужичка». Наоборот, с горечью, гневом и беспощадной  иронией говорит он о раболепии, темноте и невежестве, которые  помогают угнетателям народа.

Островский

 

Александр Николаевич Островский (1823—1886)—исключительная фигура на фоне литературы XIX в. На Западе до появления  Ибсена не было ни одного драматурга, которого можно было бы поставить в один ряд с ним. В жизни купечества, темного и невежественного, опутанного предрассудками, склонного к самодурству, нелепым и забавным прихотям, он нашел оригинальный материал для  своих сценических произведений. Картины жизни купечества давали Островскому возможность показать важную сторону русской жизни  в целом, «темное царство» старой России.

 

Но Островский не только рисует «темное царство» невежественных купцов, взяточников-чиновников, доживающих свой век паразитов из дворян. Уже в  драме «Гроза» он вывел женский  характер, полный нравственной силы и  честности, неспособный к примирению с рабством, протестующий против него. В пьесах «Последняя жертва», «Бесприданница», «Таланты и поклонники» Островский показал трагическую судьбу женщины  в мире богатых и бедных, господ и рабов. С беспощадным презрением изображает драматург ничтожных  дворян, вынужденных отступить перед  дельцами нового типа. Победителем  оказывается цивилизованный буржуа, трезвый, умный и безжалостный. Показывая  его энергию и хватку, Островский противопоставляет ему интеллигента-разночинца, защищающего демократические идеалы.

 

Островский — народный драматург в подлинном и глубоком смысле этого слова. Его народность проявляется и в непосредственной связи его искусства с фольклором — народными песнями, пословицами  и поговорками, составляющими даже названия его пьес, и в правдивом, проникнутом демократической тенденцией изображении народной жизни, и в  необычайной выпуклости, рельефности созданных им образов, облеченных в доступную и демократическую форму и адресованных народному зрителю.

Тургенев.

 

Иван Сергеевич Тургенев (1818—1883) начал свою литературную деятельность в 40-е годы, когда в русской  общественной жизни еще окончательно не размежевались либеральная и  демократическая тенденции. Он испытал  на себе благотворное влияние идей Белинского. В очерках, которые Тургенев печатал на страницах «Современника» под общим названием «Записки охотника» (1847—1852 гг.), показано бесчеловечное  угнетение крестьян при крепостном праве. В романах «Рудин» (1856 г.) и  «Дворянское гнездо» (1859 г.) писатель изображает передового представителя  дворянства, чувствующего глубокую неудовлетворенность  окружающей его средой, но не находящего в себе энергии, чтобы порвать  с ней и стать борцом против нее. Как Пушкин в «Евгении Онегине», послужившем прообразом для этих романов, Тургенев сталкивает своего «лишнего человека» с женщиной, обладающей сильным нравственным складом. Тонкость и глубина психологического анализа, проникновенное изображение русской  природы, классическая завершенность  стиля делают эти романы превосходными  произведениями русской и мировой  литературы.

 

Тургенев не ограничился  изображением «лишних людей». В романе «Накануне» (1860 г.) он показал болгарского  революционера Инсарова, за которым  самозабвенно пошла русская девушка  Елена Стахова. Но Тургенев искал  героя, сложившегося на русской почве  и посвятившего себя служению России. Такой образ он нашел в лице разночинца Базарова, изображенного  им в романе «Отцы и дети» (1862 г.). Базаров отрицает поэзию и возвышенные  чувства, которыми гордятся представители  дворянской среды (поэтому он в их глазах — «нигилист», отрицатель), он думает, что главная задача состоит  в распространении естественных наук. Хотя некоторые черты Базарова коробят писателя, Тургенев изображает все же своего героя как глубокую и трагическую личность, истинного  гиганта рядом с мелкими фигурами образованных помещиков.

 

В последние годы своей  жизни писатель почти постоянно  жил за границей. Он выступал на Западе в роли пропагандиста русской  литературы; его собственные произведения во многом способствовали ее мировому влиянию.

Гончаров.

 

Выдающийся русский романист Иван Александрович Гончаров (1812—1891) разделял с русскими просветителями вражду к крепостному праву и  веру в то, что его уничтожение  принесет благоденствие России. Однако по своим политическим воззрениям Гончаров склонялся к либерально-консервативной позиции. Романы Гончарова «Обыкновенная  история» (1847 г.) и «Обломов» (1859 г.) появились  до 1861 г., т.е. до окончательного размежевания либеральных и демократических  тенденций. Как и Тургенев, Гончаров испытал на себе влияние Белинского. В «Обыкновенной истории» он осмеял дворянский романтизм, праздность и  беспочвенность дворянских мечтателей.

 

Лучшим созданием Гончарова  является роман «Обломов». В образах  Ильи Ильича Обломова и его слуги  Захара он воплотил типы патриархального  барина и слуги крепостной эпохи. Гончаров наделил Обломова умом, талантом, благородными намерениями, но все это  еще резче оттеняет паразитизм, инертность патриархального уклада помещичьей жизни, подавившего в конце концов все лучшие задатки героя. Последний  роман Гончарова «Обрыв» появился в 1869 г. В «Обрыве» сказалось враждебное отношение писателя к революционной демократии, но и в этой книге создан ряд ярких образов представителей старой патриархально-помещичьей России.

Достоевский

 

Художник огромного таланта, Федор Михайлович Достоевский (1821—1881) был сложным и противоречивым писателем. Он создал непревзойденные  по силе и выразительности картины  страданий людей под гнетом капитализма, но отвергал революционный путь и  в течение многих лет вел ожесточенную борьбу против идей революционно-демократического лагеря.

 

Достоевский вступил в  литературу как представитель «натуральной школы», продолжая традиции Пушкина  и Гоголя. Его первая повесть «Бедные  люди» (1846 г.) была восторженно встречена  Белинским. В этой повести Достоевский  с глубоким сочувствием изображает страдания «бедных людей», живущих  в большом городе, защищает достоинство  простого человека, показывает его  превосходство над представителями  аристократии. Но уже в этой повести  проявились в зародыше некоторые  черты будущих воззрений Достоевского. Он не видит в «маленьком человеке»  способности к протесту и борьбе, не верит в возможность активного  воздействия на действительность.

 

Молодой Достоевский состоял  в кружке Петрашевского и был  приговорен в 1849 г. к смертной казни, замененной каторгой. После отбытия  каторги его зачислили на военную  службу рядовым. Именно в эти годы писатель пережил внутренний надлом. Он разочаровался в идеях революционной  интеллигенции, объявил революционеров людьми, далекими от народа, и призвал  обратиться к народной правде, основой  которой считал смирение, долготерпение, простодушную веру. Возвратившись из ссылки, Достоевский как публицист  и писатель неоднократно вступал  в полемику со сторонниками революционного лагеря, писал против них памфлеты, пародировал их.

 

Но и в этот период своего творчества Достоевский создает  произведения огромного критического размаха, изображает кричащие противоречия пореформенной России. Такова его  книга «Записки из мертвого дома» (1861—1862 гг.), в которой показаны страдания  людей на царской каторге.

 

Крупнейшее произведение Достоевского—роман «Преступление  и наказание» (1866 г.). В нем выведен  человек, проникнутый сознанием  своей исключительности, презрением к массе и уверенностью в своем  праве нарушать моральные нормы. Достоевский развенчивает этого  индивидуалиста и вскрывает внутренний крах его устремлений. Роман дает потрясающее по силе изображение  нищеты и страданий людей при  капитализме, показывает распад личности и семьи, унижение и поругание  человеческого достоинства.

 

Реакционные взгляды Достоевского уже отчетливо сказались в  этой книге, Писатель считает, что буржуазный индивидуализм характерен для представителей революционного лагеря и выдает индивидуалиста за революционера. Развенчивая его, Достоевский хочет развенчать в  его лице и все революционное  движение. С другой стороны, эгоизму  и «наполеоновскому» принципу подавления слабых Достоевский может противопоставить только мораль смирения, покорности и  кроткой веры.

 

Свой положительный идеал, идеал нравственно прекрасного  человека Достоевский воплотил в  романе «Идиот» (1868 г.). В этой книге  также дано изображение жестокости, эгоизма, изуверства господствующих буржуазно-дворянских кругов. Им противопоставлен положительный герой, воплощение кротости, сочувствия человеческим страданиям, с чертами Дон-Кихота. Он беспомощен в борьбе с социальным злом, но тем не менее представляет единственное начало, которое можно выдвинуть против жестокости современной жизни.

 

Творчество Достоевского получило мировое признание. Его  реакционные идеи, его высказывания о том, что в сознании человека господствуют темные, эгоистические  инстинкты, которые надо подавлять  при помощи религиозного смирения, использовались идеологами господствующих классов для реакционной пропаганды. Но, как великий реалист и страстный  обличитель капитализма, Достоевский  служит своим искусством прогрессивному человечеству.

Толстой

 

Лев Николаевич Толстой (1828—1910) занимает выдающееся место в ряду деятелей мировой культуры. Толстой  происходил из высшей дворянской знати, но он порвал со своим классом и  выступил как выразитель идей и настроений многомиллионного русского крестьянства, воплотив в своем творчестве и  его ненависть к господствующему  помещичье-буржуазному режиму, и  его незнание путей борьбы, политическую неразвитость, апелляцию к богу, наивные представления о возможности  «непротивления злу». В биографической трилогии «Детство, отрочество и юность» (1851—1856 гг.) главный герой Николенька Иртеньев принадлежит к числу  тех нравственно чутких людей  из господствующего класса, которые  остро чувствуют социальную несправедливость и ложь окружающей жизни. Образ такого человека, мучительно ищущего правды, желающего разобраться в происходящем, проходит через все творчество Толстого.

 

Служба в армии на Кавказе  и в Крыму, участие в героической  обороне Севастополя сблизили Толстого с народной массой, с крестьянами, одетыми в солдатские' шинели. В  ряде произведений, посвященных войне  на Кавказе, и в своих замечательных  «Севастопольских рассказах» (1855—1856 гг.) Толстой нарисовал картины войны, свободные от фальшивой батальной  героики, и изобразил величие  русского солдата, выполняющего свой долг просто и спокойно, без позы и  громких фраз.

 

Роман «Война и мир» (1863—1869 гг.) — грандиозная эпопея народной войны против Наполеона, величайшее произведение не только русской, но и  мировой литературы. Толстой показал  здесь все русское общество, создал широкую картину русской жизни. Изображая титулованную аристократию, Толстой обрисовал ее эгоизм и  карьеризм, лицемерие и паразитизм, преданность суетным делам. Он противопоставил  ей тех представителей дворянства, которые чувствуют связь с  национальными основами народной жизни  или пытаются понять сложные противоречия действительности и найти свое место  в дни великого народного бедствия.

 

Толстой вывел в своем  романе многочисленных русских людей, мужественно и скромно совершающих  великие подвиги. Эти люди представляют народную Россию, которая бесконечно далека от фальшивой жизни господствующих классов. Величие полководца Кутузова Толстой также видит в его  отчужденности от узких интересов  господствующих верхов и в близости к народу. Россия победила в войне 1812 г. потому, что война эта носила патриотический, общенародный характер.

 

Но в «Войне и мире»  сказались и реакционные стороны  воззрений Толстого. Защищая мысль  о невозможности активного и  сознательного руководства военными операциями, он приписывает Кутузову фаталистическую пассивность и невмешательство в стихийный ход событий. Ложная идея Толстого проявилась и в том, что образ Кутузова внутренне связан в романе с образом крестьянина Платона Каратаева, олицетворяющего смирение и христианскую покорность судьбе.

 

Толстой — гениальный психолог, мастер изображения народной жизни—уже  в рассматриваемый период представляет собой одну из вершин, до которых  поднялась мировая литература.

Литература народов России.

 

Вследствие высокой идейной  насыщенности и глубокой народности передовая русская культура оказывала  могучее революционизирующее воздействие  на культурное развитие других народов  России. Его прежде всего испытали те народы, которые издавна были объединены с русским народом  в одном государстве и развивались  с ним в рамках общей экономической  системы. При этом единство революционных  устремлений и совместное участие  в освободительном движении во многом способствовали укреплению культурных связей между народами России. Приобщение к передовой русской культуре вдохновляло и морально поддерживало прогрессивную национальную интеллигенцию. Русская классическая литература являлась для национальных писателей и  поэтов сокровищницей идей и образов, школой художественного реализма, примером беззаветного служения народу. Особенно плодотворным было культурное общение  русской и украинской интеллигенции.

Информация о работе "Золотой век" русской культуры