Государственное регулирование и управления в области информации, информатизации и защите информации

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 21:03, контрольная работа

Описание работы

защита информации – комплекс правовых, организационных и технических мер, направленных на обеспечение целостности (неизменности), конфиденциальности, доступности и сохранности информации;
информатизация – организационный, социально-экономический и научно-технический процесс, обеспечивающий условия для формирования и использования информационных ресурсов и реализации информационных отношений;
информация – сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления.

Содержание

Государственное регулирование и управления в области информации, информатизации и защите информации.
Правовое регулирование общественных отношений в сфере информатизации.
Список используемой литературы.

Работа содержит 1 файл

Правовая информатика.docx

— 38.99 Кб (Скачать)

     Основным  разработчиком данного законопроекта  выступило Министерство связи и  информатизации Республики Беларусь.

     III. 27 декабря 2002 года в целях дальнейшего развития процессов информатизации Совет Министров Республики Беларусь утвердил Государственную программу информатизации Республики Беларусь на 2003 – 2005 годы и на перспективу до 2010 года «Электронная Беларусь» (далее – Программа), созданную в целях формирования и дальнейшего совершенствования единого информационно-правового пространства, государственной системы правовой информатизации Республики Беларусь как одного из направлений развития государственной правовой системы в условиях формирования информационного общества.

     IV. 10 ноября 2008 года был принят Закон Республики Беларусь «Об информации, информатизации и защите информации» (далее – Закон Республики Беларусь), вступивший в силу 27 мая 2009 года.

     Положения Закона Республики Беларусь направлены на регулирование общественных отношений  в сфере информации, информатизации и защиты информации.

     Принятие  Закона Республики Беларусь позволило  решить следующие задачи:

     1. реализация положений статей 28 и  34 Конституции Республики Беларусь;

     2. согласование с гражданским законодательством  Республики Беларусь законодательства  об информации и информатизации (вопросы правового режима информации  как объекта гражданских прав  и др.);

     3. реализация положений государственных  программ и концепций в сфере  информации и информатизации (Концепции  государственной политики в области  информатизации, одобренной Указом  Президента Республики Беларусь  от 6 апреля 1999 г. № 195 «О некоторых  вопросах информатизации в Республике  Беларусь», Концепции национальной  безопасности Республики Беларусь, утвержденной Указом Президентом  Республики Беларусь от 17 июля 2001 г. № 390, Государственной программы  информатизации Республики Беларусь  на 2003 – 2005 годы и на перспективу  до 2010 года «Электронная Беларусь»,  утвержденной постановлением Совета  Министров Республики Беларусь  от 27 декабря 2002 г. № 1819 «О Государственной  программе информатизации Республики  Беларусь на 2003 – 2005 годы и  на перспективу до 2010 года «Электронная  Беларусь»;

     4. восполнение имеющихся пробелов  законодательства об информации  и информатизации (в частности,  по вопросам порядка и условий  доступа граждан к открытой  информации публичного характера,  вопросам информационной безопасности  государства, граждан и организаций,  включая защиту персональных  данных, информационного взаимодействия  государственных органов и информационного  обмена);

     5. модернизация отдельных институтов  информационного права с учетом  развития информационных технологий  и изменения в информационных  отношениях;

     6. устранение иных, в том числе  терминологических, недостатков,  излишней декларативности норм  ныне утратившего силу Закона  Республики Беларусь «Об информатизации»;

     7. унификация законодательства Республики  Беларусь в сфере информации, информатизации и защиты информации  с законодательством в указанной  сфере в рамках СНГ.

     В реализацию положений Закона Республики Беларусь принят ряд нормативных  правовых актов, в частности:

  • постановление Совета Министров Республики Беларусь от 26 мая 2009 г. №  675 «О некоторых вопросах защиты информации» (далее – постановление № 675).

     Постановлением  утверждены:

     Положение о порядке защиты информации в  государственных информационных системах, а также информационных системах, содержащих информацию, распространение и (или) предоставление которой ограничено.

     Положение о порядке аттестации систем защиты.

     Положение о порядке проведения государственной  экспертизы средств защиты информации.

  • постановление Совета Министров Республики Беларусь от 26 мая 2009 г. № 673 «О некоторых мерах по реализации Закона Республики Беларусь «Об информации, информатизации и защите информации» и признании утратившими силу некоторых постановлений Совета Министров Республики Беларусь» (далее – постановление № 673).

     Постановлением  № 673 урегулированы вопросы государственной  регистрации информационных ресурсов и систем, а также порядок ведения  Государственного регистра информационных ресурсов и Государственного регистра информационных систем.

     Во  исполнение постановления № 673 принято  постановление Министерства связи  и информатизации Республики Беларусь от 5 августа 2009 г. № 32 «О некоторых вопросах государственной регистрации информационных ресурсов и информационных систем и  о признании утратившим силу постановления  Министерства связи и информатизации Республики Беларусь от 28 ноября 2007 г. № 51».

     Вышеуказанным постановлением утверждены Инструкция о порядке заполнения формы заявки на государственную регистрацию  информационного ресурса и формы  свидетельства о государственной  регистрации информационного ресурса  и Инструкция о порядке заполнения формы заявки на государственную  регистрацию информационной системы  и формы свидетельства о государственной  регистрации информационной системы. Также приложены и утверждены четыре формы:

  • заявка на государственную регистрацию информационного ресурса;
  • заявка на государственную регистрацию информационной системы;
  • свидетельство о государственной регистрации информационного ресурса;
  • свидетельство о государственной регистрации информационной системы.

     Государственную регистрацию информационных систем, формирование и ведение Государственного регистра информационных систем осуществляет Научно-инженерное республиканское  унитарное предприятие «Институт  прикладных программных систем».

     V. 28 декабря 2009 года Президент Республики Беларусь подписал Закон Республики Беларусь «Об электронном документе и электронной цифровой подписи»  (далее – Закон «Об электронном документе и ЭЦП»), вступающий в силу через год после официального опубликования.

     Со  вступлением в силу Закона «Об  электронном документе и ЭЦП» ныне действующий Закон Республики Беларусь от 10 января 2000 года «Об электронном  документе» утратит силу.

     Проект  рассматриваемого законодательного акта был разработан Министерством связи  и информатизации Республики Беларусь с участием специалистов широкого круга  заинтересованных государственных  органов и организаций и использованием результатов анализа отечественного законодательства и практики его  применения, законодательства иностранных  государств, научных публикаций и  иной информации, относящихся к предмету правового регулирования Закона «Об электронном документе и ЭЦП», проведенного, в том числе в рамках разработки в 2008 году концепции проекта Закона Республики Беларусь «Обэлектронном документе и электронной цифровой подписи».

     Необходимость разработки Закона «Об электронном  документе и ЭЦП» была вызвана  следующим: до настоящего времени требования, предъявляемые к технологии электронной цифровой подписи (ЭЦП) определялись стандартом, устанавливающим только требования, предъявляемые к процедурам выработки и проверки ЭЦП. Наряду с этим также имела место несогласованность применяемых различными государственными органами и иными организациями способов, правил и решений, используемых при распространении открытых ключей, что не позволяло получить должный эффект применения ЭЦП и, более того, в перспективе могло привести к технической сложности (а в некоторых случаях и невозможности) взаимодействия между отдельными системами электронного документооборота. К тому же, в связи с отсутствием в Республике Беларусь должной законодательной регламентации деятельности удостоверяющих центров (в терминологии Закона – поставщики услуг по распространению открытых ключей), их широкое распространение и эффективная эксплуатация были затруднены. Внесение изменений в Закон Республики Беларусь от 10 января 2000 года “Об электронном документе” не решило бы указанных проблем, поэтому и было принято решение о разработке нового законодательного акта.

     Законом «Об электронном документе и  ЭЦП», согласно преамбуле, предусмотрено  “установление правовых основ применения электронных документов, определение основных требований, предъявляемых к электронным документам, а также правовых условий использования электронной цифровой подписи в электронных документах, при соблюдении которых электронная цифровая подпись в электронном документе является равнозначной собственноручной подписи в документе на бумажном носителе”.

     Применение  электронной цифровой подписи представляется важным в построении и функционировании систем, в основе которых лежат  информационно-коммуникационные технологии, поскольку ее применение влияет и  на безопасность всей технологии и  документооборота в целом.

     Задачи, связанные с распространением открытых ключей проверки подписи, решаемы путем  создания систем, составляющими которых  будут являться удостоверяющие и  регистрационные центры. Однако в  связи с отсутствием в Республике Беларусь должной законодательной  регламентации деятельности названных  центров их широкое распространение  и эффективная эксплуатация затруднены.

     Установление  предусматриваемых Законом «Об  электронном документе и ЭЦП» норм позволит урегулировать применение технологии электронной цифровой подписи, создаст условия для развития электронного документооборота, в том  числе представленного электронным  декларированием, повысит эффективность  механизмов реализации принципа "одно окно", позволит значительно экономить  время и средства, ускорит бизнес-процессы.

     В то же время следует отметить, что  использование электронного документа  и электронной цифровой подписи  не станет повсеместно и в одночасье  использоваться субъектами общественных отношений в своей деятельности. Для этого нужен определенный период времени.

     Однако, усовершенствовав правовую базу для  развития электронного документооборота и электронной цифровой подписи  в республике, мы создадим основу, на которой будет строиться благосостояние нашего государства в XXI веке.

     Реализация  норм Закона «Об электронном документе  и ЭЦП» позволит урегулировать существующие трудности, связанные с эффективным  применением технологии ЭЦП, а также  создаст условия для дальнейшего  развития электронного документооборота, в том числе представленного  электронным декларированием, повысит  эффективность механизмов реализации принципа “одно окно” и предоставления государственных электронных услуг  в целом.

     Технология  электронной цифровой подписи является важнейшим элементом в построении и полноценном функционировании современных систем, основанных на информационно-коммуникационных технологиях, при том, что такая технология включает в себя совокупность взаимосвязанных элементов, надежность каждого из которых существенно влияет на безопасность всей технологии. Вместе с тем, правовое регулирование такой технологии на республиканском уровне осуществляется стандартом, установившим только требования, предъявляемые к процедурам выработки и проверки электронной цифровой подписи.

     Наряду  с этим, имеет место несогласованность  применяемых различными государственными органами и иными организациями  способов, правил и решений, используемых при распространении открытых ключей проверки подписи, что не позволяет получить должный эффект применения электронной цифровой подписи и, более того,  в перспективе приведет к невозможности (технической сложности) взаимодействия между отдельными системами электронного документооборота.

     Решение задач, связанных с распространением открытых ключей проверки подписи, осуществимо  путем внедрения систем, составляющими  которых являются удостоверяющие и  регистрационные центры. Однако в  отсутствие в Республике Беларусь должной  законодательной регламентации  деятельности названных центров  их широкое распространение и  эффективная эксплуатация затруднены.

Информация о работе Государственное регулирование и управления в области информации, информатизации и защите информации