Эволюция информационных систем

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2010 в 22:10, реферат

Описание работы

В реферате рассказывается об этапах развития информационных систем и их использовании в системе управления, начиная с 50-х гг. XX века по наше время.

Содержание

Введение...............................................................................................................3
1 Информационные системы: сущность, виды классификаций и типы......................................................................................................................4
1.1 Виды классификаций информационных систем....................................5
1.2 Типы информационных систем...............................................................7
2 Эволюция информационных систем..............................................................9
2.1 Сравнение биологической и информационной эволюций....................9
2.2 Эволюция информационных систем.....................................................15
3 Переход от MRP к ERP и CSRP, как пример эволюционного развития информационной системы................................................................................21
3.1 Сущность MRP.............................................................................................21
3.2 Сущность ERP и CSRP................................................................................22
3.3 Переход от MRP к ERP и CSRP..................................................................24
Заключение.........................................................................................................27
Список используемой литературы и иных источников информации........................................................................................................30

Работа содержит 1 файл

Эволюция информационных систем.doc

— 141.50 Кб (Скачать)

РОССИЙСКАЯ  МЕЖДУНАРОДНАЯ АКАДЕМИЯ ТУРИЗМА 
МОСКОВСКИЙ ФИЛИАЛ 
КАФЕДРА МЕНЕДЖМЕНТА ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
 
 
 
 
 
 
 

РЕФЕРАТ

Тема: Эволюция информационных систем 
 
 
 

Выполнила                                                                                               Рыжова А. В. 

Группа: 060702 ЭМ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Москва-2010 г.

Содержание 

Введение...............................................................................................................3

1 Информационные  системы: сущность, виды классификаций и типы......................................................................................................................4

1.1 Виды классификаций информационных систем....................................5

1.2 Типы информационных систем...............................................................7

2 Эволюция  информационных систем..............................................................9

2.1 Сравнение биологической и информационной эволюций....................9

2.2 Эволюция информационных систем.....................................................15

3 Переход  от MRP к ERP и CSRP, как пример эволюционного  развития информационной системы................................................................................21

3.1 Сущность  MRP.............................................................................................21

3.2 Сущность  ERP и CSRP................................................................................22

3.3 Переход  от MRP к ERP и CSRP..................................................................24

Заключение.........................................................................................................27

Список  используемой литературы и иных источников информации........................................................................................................30

  •  

        Введение 

          Тема -  «Эволюция информационных систем».

          Актуальность  темы состоит в том, чтобы просмотреть  эволюционный процесс информационных систем.

          В реферате рассказывается об этапах развития информационных систем и их использовании в системе управления, начиная с 50-х гг. XX века по наше время.

        Интересно просмотреть насколько менялась структура и объем выполняемых  задач, ставящихся перед информационными  системами на разных этапах становления.

          Целью является рассмотрение развития, т.е. эволюции, информационных систем на различных этапах, начиная с их первого внедрения в систему управления и заканчивая  их нынешним состоянием.

          Задачи, раксрываемые в реферате:

                        1. Рассмотрение сущности информационных систем, классификаций информационных систем по различным составляющим и типов информационных систем

          2. Анализ  эволюции информационных систем

          3. Рассмотреть  эволюционное развитие информационной  системы на примере совершенствования  MRP,  ERP до CSRP.

          Объектом  исследования является эволюция информационных систем.

          Предмет исследования заключается в эфолюционном развитии информационных систем от MRP, ERP до CSRP. 
           
           
           
           
           
           
           
           
           

        1 Информационные системы:  сущность, виды классификаций,  типы 

          Термин  информационная система используется как в широком, так и в узком смысле. В широком смысле информационная система есть совокупность технического, программного и организационного обеспечения, а также персонала, предназначенная для того, чтобы своевременно обеспечивать надлежащих людей надлежащей информацией.

          Федеральный закон Российской Федерации от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» даёт следующее определение: «информационная система — совокупность содержащейся в базах данных информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий и технических средств».

          Миccия инфopмaциoнныx cиcтeм - этo пpoизвoдcтвo нyжнoй для opгaнизaции инфopмaции для oбecпeчeния эффeктивнoгo yпpaвлeния вceми ee pecypcaми, coздaниe инфopмaциoннoй и тexничecкoй cpeды для ocyщecтвлeния yпpaвлeния opгaнизaциeй.

          Пpoцeccы, oбecпeчивaющиe paбoтy инфopмaциoннoй cиcтeмы любoгo нaзнaчeния: выявить инфopмaциoнныe пoтpeбнocти; ocyщecтвить oтбop иcтoчникoв инфopмaции; ocyщecтвить cбop инфopмaции; ocyщecтвить ввoд инфopмaции из внeшниx или внyтpeнниx иcтoчникoв; выпoлнить дeйcтвия пo oбpaбoткe инфopмaции, oцeнкe ee пoлнoты и знaчимocти и пo пpeдocтaвлeнию ee в yдoбнoм видe; вывecти инфopмaцию для пpeдocтaвлeния пoтpeбитeлям или пepeдaчи в дpyгyю cиcтeмy; opгaнизoвaть иcпoльзoвaниe инфopмaции для oцeнки тeндeнций, paзpaбoтки пpoгнoзoв, oцeнки aльтepнaтив peшeний и дeйcтвий, выpaбoтки cтpaтeгии; opгaнизoвaть oбpaтнyю cвязь - пo инфopмaции, пepepaбoтaннoй людьми дaннoй opгaнизaции, ocyщecтвлять кoppeкцию вxoднoй инфopмaции.

          Внедрение информационных систем может способствовать:

            1. получению более рациональных вариантов решения управленческих задач за счет внедрения математических методов;

             2. освобождению работников от рутинной работы за счет ее автоматизации;

         обеспечению достоверности информации;

          3. совершенствованию структуры информационных  потоков (включая систему документооборота);

         предоставлению потребителям уникальных услуг;

          4. уменьшению затрат на производство  продуктов и услуг (включая  информационные). 

        1.1 Виды классификаций  информационных систем 

          Классификация — процесс группировки объектов исследования или наблюдения в соответствии с их общими признаками. В результате разработанной классификации создаётся классифицированная система (часто называемая так же, как и процесс — классификацией).

          Классификация информационных систем по архитектуре.

            По степени распределённости отличают:

          настольные (desktop), или локальные информационные системы, в которых все компоненты (БД, СУБД, клиентские приложения) работают на одном компьютере;

          распределённые (distributed) информационные системы, в которых компоненты распределены по нескольким компьютерам.

        Распределённые  информационные системы, в свою очередь, разделяют на:

          файл-серверные информационные системы (информационные системы с архитектурой «файл-сервер»). В файл-серверных информационных системах база данных находится на файловом сервере, а СУБД и клиентские приложения находятся на рабочих станциях;

          клиент-серверные информационные системы (информационные системы с архитектурой «клиент-сервер»). В клиент-серверных информационных системах база данных и СУБД находятся на сервере, а на рабочих станциях находятся клиентские приложения. Пользовательские клиентские приложения не обращаются к СУБД напрямую, они взаимодействуют с промежуточными звеньями.

          Классификация информационных систем по степени автоматизации.

          По  степени автоматизации информационные системы делятся на:

          автоматизированные информационные системы, в которых автоматизация является частичной, то есть требуется постоянное вмешательство персонала;

          автоматические информационные системы, в которых автоматизация является полной, то есть вмешательство персонала не требуется или требуется только эпизодически.

          Классификация информационных систем по характеру  обработки данных.

            По характеру обработки данных информационные системы делятся на:

          информационно-справочные, или информационно-поисковые информационные системы, в которых нет сложных алгоритмов обработки данных, а целью системы является поиск и выдача информации в удобном виде;

          информационные системы обработки данных, или решающие информационные системы, в которых данные подвергаются обработке по сложным алгоритмам. К таким системам в первую очередь относят автоматизированные системы управления и системы поддержки принятия решений.

          Классификация информационных систем по сфере применения.

         Поскольку информационные системы создаются для удовлетворения информационных потребностей в рамках конкретной предметной области, то каждой предметной области (сфере применения) соответствует свой тип информационных систем.

          Классификация информационных систем по охвату задач (масштабности).

          Персональная информационная система предназначена для решения некоторого круга задач одного человека.

          Групповая информационная система ориентирована на коллективное использование информации членами рабочей группы или подразделения.

        • Корпоративная информационная система в идеале охватывает все информационные процессы целого предприятия, достигая их полной согласованности, безызбыточности и прозрачности.
         

        1.2 Типы информационных  систем 

          Тип информационной системы зависит  от того, чьи интересы она обслуживает и на каком уровне управления. По характеру представления и логической организации хранимой информации информационные системы подразделяются на:

          фактографические

           документальные

          геоинформационные

          Фактографические  информационные системы накапливают и хранят данные в виде множества экземпляров одного или нескольких типов структурных элементов (информационных объектов). Комплектование информационной базы в фактографических информационных системах включает, как правило, обязательный процесс структуризации входной информации. Фактографические информационные системы предполагают удовлетворение информационных потребностей непосредственно, т.е. путем представления потребителям самих сведений (данных, фактов, концепций).

          В документальных (документированных) информационных системах единичным элементом информации является нерасчлененный на более мелкие элементы документ и информация при вводе (входной документ), как правило, не структурируется, или структурируется в ограниченном виде. Для вводимого документа могут устанавливаться некоторые формализованные позиции (дата изготовления, исполнитель, тематика). Некоторые виды документальных информационных систем обеспечивают установление логической взаимосвязи вводимых документов – соподчиненность по смысловому содержанию, взаимные отсылки по каким-либо критериям и т.д.

          В геоинформационных системах данные организованы в виде отдельных информационных объектов (с определенным набором  реквизитов), привязанных к общей  электронной топографической основе (электронной карте). Геоинформационные системы применяются для информационного обеспечения в тех предметных областях, структура информационных объектов и процессов в которых имеет пространственно-географический компонент (маршруты транспорта, коммунальное хозяйство).

          Таким образом, информационная система —  это взаимосвязанная совокупность средств, методов и персонала, используемых для хранения, обработки и выдачи информации в интересах достижения поставленной цели.

          Современное понимание информационной системы  предполагает использование в качестве основного технического средства переработки информации компьютера. Кроме того, техническое воплощение информационной системы само по себе ничего не будет значить, если не учтена роль человека, для которого предназначена производимая информация и без которого невозможно ее получение и представление. 
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         

        2 Эволюция информационных  систем 

        2.1 Сравнение биологической  и информационной  эволюций 

          Эволюция  — процесс развития, состоящий  из постепенных изменений, без резких скачков (в противовес революции). Чаще всего, говоря об эволюции, имеют в виду биологическую эволюцию. Биологическая эволюция — необратимое и направленное историческое развитие живой природы, сопровождающееся изменением генетического состава популяций, формированием адаптаций, образованием и вымиранием видов, преобразованием экосистем и биосферы в целом.

          Одну  весьма значимую попытку применить  эволюционный подход к информатике  предпринял футуролог Станислав  Лем еще в 1966 году в работе «Сумма Технологий».

          Эволюцию очень удобно применить к процессам нелинейного развития сложных систем. Эволюция характеризуется следующими факторами:

           1. наличием «борьбы за существование» вследствие ограниченности общего ресурса для существования;

          2. наличием механизмов изменчивости, благодаря которому происходит видовое изменение (мутации);

           3.наличием механизмов отбора, который часто называют «естественным», предполагая, что «искусственный» отбор есть прихоть причудливых потребностей человека. Механизмы отбора основаны на общей организации всей совокупности организмов (среды), что крайне важно, ибо какое-то конкурентное качество не есть абсолютная характеристика, но существует только в отношении устройства среды и других организмов.

          Для объектов техногенеза и такого их элемента как информационных организмов, вышеназванные эволюционные признаки останутся без изменений. Борьба за существование будет реализована в полной мере через механизмы существования рынков, использование тех или иных ресурсов, потребления тех или иных решений. Конкурентоспособность решений будет определяться не только их внутренними качествами, но и всей совокупной инфраструктурой, другими социальными технологиями и даже субъективными факторами. Самым очевидным примером того является повсеместная критика качества решений самой крупной софтверной фирмы, но такое же повсеместное использование их. Конечно, «мутация» информационных систем происходит не настолько случайно, как это приписывается биологической эволюции. Скорее наоборот, свойства систем выбираются сознательно, в результате анализа потребностей и действующих тенденций.

          Единственное  отличие между  биологической  и информационных эволюциях - механизмы  самовоспроизводства (размножение).

          Еще большей неожиданностью оказывается  подобие биологических и информационных организмов:

          1. Состав: организмы состоят из совокупности типизированных элементов.

        Информационные  организмы имеют очень высокую  типизацию. Своим появлением вычислительные машины обязаны предположению об эквивалентности данных и программ их обработки. Информационные организмы дискретны, на нижнем уровне все элементы информационных систем раскладываются до бита (принимающего значение 0 или 1). Информационные организмы детерминированы - любая программа есть совокупность алгоритмов. Всё это дает право говорить, что типизация для информационных организмов достигает своего высшего уровня - возможности полной формализации всего информационного пространства.

        2. Организация:  организмы состоят из особых  функциональных единиц, специализированных  по строению и специализирующихся функционально.

        Организация есть центральный аспект существования  организмов, в том числе и информационных. Именно ее наличие обеспечивает все  функции жизнедеятельности, описанные  ниже. Для информационных организмов мы имеем весьма развитую организацию, которая с появлением глобальных сетей и компонентных технологий стала одним из ключевых моментов в реализации информационных систем. Современное программирование представляет собой в меньшей степени разработку алгоритмов, а в большей степени разработку интерфейсов и их архитектуры.

        3. Обмен  веществом и энергией: организмы  представляют собой открытые  системы, совершающие постоянный  обмен веществом и энергией  с окружающей средой.

        Прямая  аналогия между данными (информацией) и веществом, которая здесь напрашивается, не является вполне корректной, но достаточно уместна, особенно, если рассматривать информационные системы изолированно. Гораздо более точным образом «вещества и энергии» для информационных организмов будут те же виды ресурсов, что используются при моделировании социальных и экономических систем - финансы, материальные ресурсы, товары, труд и т.п.

        4. Раздражимость  и психические функции: организмы  имеют способность отвечать на  определенные внешние воздействия  специфическими проявлениями (реакциями). Сочетания раздражитель-реакция могут накапливаться в виде памяти.

        Под раздражимостью информационных систем можно понимать очень многие вещи. Имеет полное право взгляд на информационную систему  как на некоторую функцию, очень  сложно организованную и имеющую механизмы управления. И в качестве «реакции» на «раздражители» оказываются способности реагировать заданным образом на запросы пользователей, импликативные модули обработки, реализующие ветвления потоков в зависимости от тех или иных условий, обработка событий. А в широком смысле - любой диалог, любой интерфейс, любая процедура или модуль.

        Отдельно  хотелось бы выделить экспертные системы, семантические и нейронные сети, в которых делаются попытки имитировать  накопление «знания» о каких-то предметных областях, реализуя способность системы к развитию своих «психических» функций.

        5. Гомеостаз  (регуляторные системы): организм  поддерживает свое динамическое  равновесие с окружающей средой, он ведет себя так, словно  желает сохранить свое существование и уникальность.

        Проблема  целостности (integrity) является центральной в существовании информационных систем. На сегодняшний день не создано технологий, которые позволяют системе автоматически поддерживать свою целостность, напротив, большинство систем рождаются крайне неустойчивыми. Классическое представление о целостности определяет ее на уровне данных (особенно в реляционных СУБД), но клиент-серверные технологии распространяют это свойство выше, включая целостность бизнес-логики в корпоративных системах.

        6. Наследование: отдельные признаки (свойства) организма  передаются с помощью специальных  носителей.

        Анализируя  этот признак невозможно не указать  на то, что именно механизм «наследования» (inheritance) в объектно-ориентированном программировании создал тот уровень эффективности, который обеспечил существование информационных технологий как независимый социальный фактор. В более широком смысле под наследованием можно понимать закрепление удачных решений при версионном обновлении программ производителями.

        7. Онтогенез (индивидуальное развитие): новый организм возникает в ходе процессов индивидуального развития, при котором специализация элементов приводит к образованию различных по функциональности органов.

        Рассматривая  процесс разработки системы, особенно в проектировании, можно выделить характерные этапы, когда система, усложняясь с уровня «черного» ящика (вход - обработка - выход), обретает архитектуру, соответствующую поставленным задачам. Модули обретают специализацию, диалоги - проработанные сценарии.

        8. Филогенез (эволюционное развитие): организмы представляют собой сущности, возникающие путем естественного отбора своих предшественников и дающие новые виды потомков.

          Справедливости  ради, необходимо отметить, что единой теории эволюции на текущий момент просто не существует. Поэтому применить «в лоб» какую-нибудь модель, которая могла бы считаться классической не удается. Однако, используя всю совокупность современных представлений можно с большой долей уверенности говорить, что эволюционный процесс характеризуется четырьмя основными фазами:

          1. Образование базовой ветви - появление организма, обладающего принципиально новыми свойствами и характеристиками, совокупность которых есть некоторое видовое пространство дальнейшего эволюционирования.

        Первая  фаза открылась приходом персонального компьютера известного «синего гиганта» с дисковой операционной системой другого гиганта (правда, в 90-х годах, эта фирма была еще достаточно скромной);

          2. «Взрыв» видового разнообразия - практически единовременное появление огромного количества новых видов, свойства которых существенно отличаются, но расположены в границах базового.

        Во второй фазе наблюдался невиданный взрыв разнообразия программного обеспечения, которое  предназначалось, в 99% как решения для персональных станций. Создавались российские (и уральские) аналоги программного обеспечения всех типов, начиная операционными системами, включая системы документооборота и заканчивая языками программирования. На этом этапе создавалась инфраструктура информационных технологий. Формализовывались и стандартизировались технологии, возникала организация разработки, продажи, потребления и использования программного обеспечения и аппаратных решений;

          3. Отбор наиболее жизнеспособных видов - закрепление новых видов в цепочках потребления ресурсов жизнеобеспечения, формирование некоторой новой целостности, устойчивость которой обеспечивается всеми элементами, входящими в нее.

        «Доморощенные»  программы с разным уровнем качества и функциональности некоторое время  боролись с «западным» софтом, уступая ему одну позицию за другой, пока не заняли свои специфические ниши. Сокращались и вырождались программистские фирмы. Рынок оказался поделен, его участники были определены, новая целостность воспроизводила себя на каждом такте своей жизнедеятельности;

          4. Передача эволюционного фронта как возникновение новой базовой ветви. «Революционные» процессы эволюции остановились, воцарилась гармония в форме банального равновесия. Финал этого этапа застал обрушившийся на нас милленниум.

          Все аспекты деятельности предприятия едины. Совокупность внешних объективных условий, таких как характеристики рынка сбыта, его конъюнктура, стоимость материалов, комплектующих и прочие факторы формируют задачи, требующих своих решений. Это «сверху». «Снизу» мы имеем структурную организацию, технологию производства, персоналии и многое другое, что можно именовать устройством. Организм предприятия преобразует внешние задачи среды в некоторую реакцию-решение, направленное на его сохранение.

          Система, работа которой направлена на обеспечение управления, должна быть активной, т.е. сигнализировать о состоянии тех или иных участков работы и их показателей в случае отклонения от заданного диапазона значений или нештатного поведения пользователей в системе. Таковая система будет внутри себя хранить «представление» об идеальном производственном цикле и иметь способность обработки плановых и фактических показателей работы, сравнения их, отслеживание динамического изменения каждого вида ресурса, а также возможность альтернативного моделирования развития. При наличии отлаженной инфраструктуры электронных расчетов, можно представить себе ситуацию, когда система «самостоятельно» осуществляет необходимые закупки материалов и комплектующих, по мере необходимости, производит расчеты с потребителями и платит налоги J.

          Отсюда  вытекает следующее свойство информационной системы будущего - обработка событий. Данные, поставляемые в систему, обрабатываемые системой и генерируемые системой как  результирующие, будут иметь ярко выраженную временную составляющую, логика системы будет выглядеть как структура возможных событий, с появлением в системе понятия «будущего», т.е. наличие средств моделирования Объекта, прогнозирования его развития и проработки альтернативных вариантов планирования.

          Оба этих свойства позволяют говорить о возможности нового режима работы с системой - мониторинга деятельности, когда мы имеем в системе средства отображения информационной «динамики», представляющих информацию в наиболее ясной форме, обновляющих её по мере изменения на различных участках работы. 

          1.   Эволюция информационных систем
         

            Эволюция информационных технологий тесно связана с развитием новых моделей корпоративного бизнеса. Стремление компаний повысить эффективность информационной системы стимулирует появление более совершенных аппаратных и программных средств, которые, в свою очередь подталкивают пользователей к дальнейшей модернизации информационной системы.

          Эволюция  информационных систем, связанная с  характером развития технических средств  обработки информации и достоинств информационных систем:

        1-й этап (до конца 60-х годов) характеризуется  проблемой обработки больших  объемов данных в условиях  ограниченных возможностей аппаратных  средств. Строился на базе центральных  ЭВМ по принципу «одно предприятие  — один центр обработки», а в качестве стандартной среды выполнения приложений (функциональных задач) служила операционная система фирмы IBM — MVS.

        2-й этап (до конца 70-х годов) связывается  с распространением ЭВМ серии  1ВМ/360. Проблема этого этапа - отставание  программного обеспечения от уровня развития аппаратных средств. Первые шаги к децентрализации информационной системы, в процессе которой пользователи стали продвигать информационные технологии в офисы и отделения компании, используя мини-компьютеры типа DEC VAX. Параллельно началось активное внедрение высокопроизводительных СУБД типа DB2 и пакетов коммерческих прикладных программ. Таким образом, кардинальным новшеством информационной системы этого поколения стала двух- и трехуровневая модель организации системы обработки данных (центральная ЭВМ — мини-компьютеры отделений и офисов) с информационным фундаментом на основе децентрализованной базы данных и прикладных пакетов.

          Первый  и второй этапы характеризуются  довольно эффективной обработкой информации при выполнении рутинных операций с ориентацией на централизованное коллективное использование ресурсов вычислительных центров. Основным критерием оценки эффективности создаваемых информационных систем была разница между затраченными на разработку и сэкономленными в результате внедрения средствами. Основной проблемой на этом этапе была психологическая проблема — плохое взаимодействие пользователей, для которых создавались информационные системы, и разработчиков из-за различия их взглядов и понимания решаемых проблем. Как следствие этой проблемы - создавались системы, которые пользователи плохо воспринимали и, несмотря на их достаточно большие возможности, не использовали в полной мере.

        3-й этап (с начала 80-х годов) - компьютер  становится инструментом непрофессионального  пользователя, а информационные системы - средством поддержки принятия его решений. Проблемы - максимальное удовлетворение потребностей пользователя и создание соответствующего интерфейса работы в компьютерной среде. Изменился подход к созданию информационных систем - ориентация смещается в сторону индивидуального пользователя для поддержки принимаемых им решений. Пользователь заинтересован в проводимой разработке, налаживается контакт с разработчиком, возникает взаимопонимание обеих групп специалистов. На этом этапе используется как централизованная обработка данных, характерная для 1-го этапа, так и децентрализованная, базирующаяся на решении локальных задач и работе с локальными базами данных на рабочем месте пользователя. Бум распределенной сетевой обработки, главной движущей силой которого был массовый переход на персональные компьютеры. Логика корпоративного бизнеса потребовала объединения разрозненных рабочих мест в единую информационную систему — появились вычислительные сети и распределенная обработка. Однако очень скоро в одноранговых сетях стали обнаруживаться первые признаки иерархичности — сначала в виде выделенных файл-серверов, серверов печати и телекоммуникационных серверов, а затем и серверов приложений. На каком-то этане возрастающую потребность в концентрации ресурсов информационной системы, ответственных за администрирование системы (организацию вычислительного процесса), поддержку корпоративной базы данных и выполнение связанных с ней централизованных приложений, удалось удовлетворить в так называемой модели «среднего калибра» за счет использования UNIX-серверов, выпускаемых IBM, DEC, Hewlett-Packard, Sun и др. Поэтому рынок серверов стал одним из самых динамичных секторов компьютерной индустрии. При развитии информационной системы третьего поколения идея чистой (одноранговой) распределенной обработки заметно потускнела и уступила место иерархической модели клиент-сервер.

        4-й этап (с начала 90-х годов) — создание  современной технологии межорганизационных  связей и информационных систем. Этот этап связан с понятием анализа стратегических преимуществ в бизнесе и основан на достижениях телекоммуникационной технологии распределенной обработки информации. Информационные системы имеют своей целью не просто увеличение эффективности обработки данных и помощь управленцу. Соответствующие информационные технологии должны помочь организации выстоять в конкурентной борьбе и получить преимущество. Проблемы этого этапа весьма многочисленны. Наиболее существенными из них являются:

          выработка соглашений и установление стандартов, протоколов для компьютерной связи;

          организация доступа к стратегической информации;

          организация защиты и безопасности информации.

        На этом этапе информационная система представляет собой прежде всего иерархическую  организацию, в которой централизованная обработка и единое управление ресурсами информационной системы на верхнем уровне сочетается с распределенной обработкой на нижнем, определяются синтезом решений, апробированных в системах предыдущих поколении. Информационные системы четвертого поколения аккумулируют следующие основные особенности:

          полное использование потенциала настольных компьютеров и среды распределенной обработки;

          модульное построение системы, предполагающее существование множества различных типов архитектурных решении в рамках единого комплекса;

          экономия ресурсов системы (в самом широком понимании этого термина) за счет централизации хранения и обработки данных на верхних уровнях иерархии ИС;

          наличие детективных централизованных средств сетевого и системного администрирования (организации вычислительного процесса), позволяющих осуществлять сквозной контроль за функционированием сети и управление на всех уровнях иерархии, а также обеспечивающих необходимую гибкость и динамическое изменение конфигурации системы;

        • резкое снижение так называемых «скрытых затрат» — эксплуатационных расходов на содержание ИС, включающих затраты, трудно выделяемые в явном виде, которые непросто предусмотреть в бюджете организации (поддержание функционирования сети, резервное копирование файлов пользователей на удаленных серверах, настройка конфигурации рабочих станций и подключение их в сеть, обеспечение защиты данных, обновление версий программного обеспечения и т. д.).
         

        Таблица 1

        Изменение подхода к использованию информационных систем

        Период времени Концепция использования информации Вид информационных систем Цель  использования
        1950 - 1960 гг. Бумажный поток  расчетных документов. Концепция "необходимого зла" Информационные  системы обработки расчетных  документов на электромеханических  бухгалтерских машинах Повышение скорости обработки документов. Упрощение  процедуры обработки счетов и  расчета зарплаты.
        1960 - 1970 гг. Поддержка основной цели Информационные  системы управления Ускорение процесса подготовки отчетности
        1970 - 1980 гг. Управленческий контроль Системы поддержки  принятия решений.

        Системы для  высшего звена управления

        Выработка наиболее рационального решения
        1980 гг. - по наст. время Информация- стратегический ресурс, обеспечивающий конкурентное преимущество Стратегические  информационные системы.

        Автоматизированные  офисы

        Обеспечение выживания  и процветание организации
         

          Итак, эволюция — процесс развития, состоящий  из постепенных изменений, без резких скачков. Единственное отличие между  биологической и информационных эволюциях - механизмы самовоспроизводства (размножение).

          Эволюция  информационных технологий тесно связана  с развитием новых моделей  корпоративного бизнеса. Стремление компаний повысить эффективность информационной системы стимулирует появление  более совершенных аппаратных и программных средств, которые, в свою очередь подталкивают пользователей к дальнейшей модернизации информационной системы.

          Первые  информационные системы появились  в пятидесятых годах. Они были предназначены для обработки  счетов и расчета зарплаты, а реализовывались на электромеханических бухгалтерских счетных машинах. Это приводило к некоторому сокращению затрат и времени на подготовку бумажных документов.

          Шестидесятые  годы знаменуются изменением отношения  к информационным системам. Информация, полученная из них, стала применяться для периодической отчетности по многим параметрам. Для этого организациям требовалось компьютерное оборудование широкого назначения, способное обслуживать множество функций, а не только обрабатывать счета и считать зарплату.

          В семидесятых – начале восьмидесятых годов информационные системы начинают широко использоваться в качестве средства управленческого контроля, поддерживающего и ускоряющего процесс принятия решений.

          К концу восьмидесятых годов концепция  использования информационных систем вновь изменяется. Они становятся стратегическим источником информации и используются на всех уровнях организации любого профиля. Информационные системы этого периода, предоставляя вовремя нужную информацию, помогают организации достичь успеха в своей деятельности, создавать новые товары и услуги, находить новые рынки сбыта, обеспечивать себе достойных партнеров, организовывать выпуск продукции по низкой цене и многое другое.

          Таким образом, информационные системы необходимы в управлении организацией. Они занимают важное место в организационном процессе. И значительно облегчают работу предприятий, что видно из этапов эволюции информационных систем.

        3 Переход от MRP к  ERP и CSRP, как пример  эволюционного развития  информационной системы 

            3.1  Сущность MRP 

          MRP (англ. Material Requirement Planning — планирование потребности в материалах) — система планирования потребностей в материалах, одна из наиболее популярных в мире логистических концепций, на основе которой разработано и функционирует большое число микрологистических систем. В России как правило представлена различными программными продуктами иностранного производства. Появление более развитой концепции MRP II и развитие программ класса ERP, снижение их стоимости, привело к тому, что программные продукты класса MRP можно встретить очень редко, как правило, в составе устаревших информационных систем предприятий.

          MRP-система применяется при работе с материалами, компонентами, полуфабрикатами и их частями, спрос на который зависит от спроса на специфическую готовую продукцию, т. е. спрос на исходные материальные ресурсы сильно зависит от спроса потребителей на конечную продукцию. Также MRP-система может работать с широкой номенклатурой материальных ресурсов.

          Система MRP была разработана в США в середине 1950-х годов, однако широкое распространение получила лишь с развитием вычислительной техники в 1970-е годы. Микрологистические системы, подобные MRP, разрабатывались примерно в эти же годы и в СССР, но первоначально применялись в военно-промышленном комплексе.

          Обычная практика использования MRP в бизнесе связана с планированием и контролем процедур заказа и снабжения (закупок) материальных ресурсов, как правило, большой номенклатуры, для промышленных предприятий по изготовлению машиностроительной продукции.

          Основные  проблемы, возникающие при внедрении  системы MRP относятся к разработке информационного, программно-математического обеспечения расчётов и выбору комплекса вычислительной и оргтехники, т. е. те проблемы, которые являются типичными для автоматизированных систем управления производством и технологическими процессами.

          Основные  цели:

          1. удовлетворение потребности в  материалах, компонентах и продукции  для планирования производства  и доставки потребителям;

          2. поддержка низких уровней запасов;

          3. планирование производственных операций, расписаний доставки, закупочных операций.

          Система MRP позволяет определить сколько и в какие сроки необходимо произвести конечной продукции. Затем система определяет время и необходимые количества материальных ресурсов для удовлетворения потребностей производственного расписания. 

          1. Сущность  ERP и CSRP
         

          ERP-система  (англ. Enterprise Resource Planning System — Система  планирования ресурсов предприятия)  — это интегрированная система  на базе ИТ для управления  внутренними и внешними ресурсами предприятия (значимые физические активы, финансовые, материально-технические и человеческие ресурсы). Цель системы — содействие потокам информации между всеми хозяйственными подразделениями (бизнес-функциями) внутри предприятия и информационная поддержка связей с другими предприятиями. Построенная, как правило, на централизованной базе данных, ERP-система формирует стандартизованное единое информационное пространство предприятия.

            ERP-система состоит из следующих элементов:

          1. модель управления информационными потоками (ИП) на предприятии;

          2. аппаратно-техническая база и  средства коммуникаций;

          3. СУБД, системное и обеспечивающее  ПО;

          4. набор программных продуктов,  автоматизирующих управление ИП;

          5. регламент использования и развития  программных продуктов;

          6. IT-департамент и обеспечивающие службы;

          7. собственно пользователи программных  продуктов.

          Основные  функции ERP систем:

          1. ведение конструкторских и технологических  спецификаций, определяющих состав  производимых изделий, а также  материальные ресурсы и операции, необходимые для их изготовления;

          2. формирование планов продаж и  производства;

          3. планирование потребностей в  материалах и комплектующих, сроков  и объёмов поставок для выполнения  плана производства продукции;

          4. управление запасами и закупками: ведение договоров, реализация централизованных закупок, обеспечение учёта и оптимизации складских и цеховых запасов;

          5. планирование производственных  мощностей от укрупнённого планирования  до использования отдельных станков  и оборудования;

          6. оперативное управление финансами, включая составление финансового плана и осуществление контроля его исполнения, финансовый и управленческий учёт;

          7. управления проектами, включая  планирование этапов и ресурсов.

          CSRP (Customer Synchronized Resources Planning) - планирование ресурсов, синхронизированное с покупателем. CSRP включает в себя полный цикл - от проектирования будущего изделия с учетом требований заказчика, до гарантийного и сервисного обслуживания после продажи. Суть CSRP состоит в том, чтобы интегрировать покупателя в систему управления предприятием. При этом не отдел продаж, а сам покупатель размещает заказ на изготовление продукции, сам отвечает за правильность его исполнения и при необходимости отслеживает соблюдение сроков производства и поставки. Предприятие же может очень четко отслеживать тенденции спроса на его продукцию.

          3.3 Переход от MRP к  ERP и CSRP 

          В сентябре 1975 года, в журнале Harvard Business Review была опубликована статья, знакомящая с концепцией и выгодой планирования потребности в материалах (MRP). Согласно авторам статьи (Miller and Sprague), MRP называлось той концепцией управления производством, для которой пришло время. Экономическая ситуация в1975 году и быстрое понижение стоимости ЭВМ стали толчком для запуска идеи управления производством в свет. Нестабильный процент прибыли, ограниченность запасов материалов, увеличение количества готовой продукции на складах, отмена заказов, влияние неэффективного планирования на прибыль, выявили необходимость тщательного управления производством.

          Производители согласились. В течение следующих  20 лет, концепция MRP и последующая за ней концепция ERP (планирование ресурсов предприятия) стали основной бизнес моделью, которую использовали производители для достижения производственной эффективности. К 1994 году более 48 тысяч из 60 тысяч американских промышленных предприятий использовали ту или иную модель MRP.

          Благодаря очевидности и действенности  преимуществ системы планирования ресурсов, ведущие современные производители  продолжают активно внедрять приложения MRP и ERP уже в течение более чем 25 лет после того, как они стали коммерчески доступны. Согласно AMR, мировой рынок систем ERP предполагает ежегодный 30% прирост до конца десятилетия, приблизительно от 5.2 млрд. долларов в 1996 году до отметки 19 млрд. долларов в 2001 году.

          Применение  ERP стало стандартным. Производители, которые надеются иметь успех при возрастающей конкуренции на рынке, должны активно использовать ERP просто для того, чтобы соответствовать производственной эффективности конкурентов.

          Все больше и больше производителей внедряют системы ERP, и так как покупатели требуют большего, то очевидно, что двадцатипятилетние правила ERP не дают чистого и продолжительного конкурентного преимущества. Производительность все еще требуется, но ее явно не достаточно.

         Система планирования производства этого десятилетия должна иметь два фокуса — на производственной эффективности и на создании покупательской ценности. Эта новая парадигма планирования и есть планирование ресурсов, синхронизированное с покупателем — CSRP.

          CSRP использует проверенную, интегрированную  функциональность ERP и перенаправляет  производственное планирование  от производства далее, к покупателю.

          Для внедрения CSRP необходимо:

          1. Оптимизировать производственную  деятельность (операции), построив эффективную производственную инфраструктуру на основе методологии и инструментария ERP;

          2. Интегрировать покупателя и сфокусировать  на покупателе подразделения  организации, с основными планирующими  и производственными подразделениями;

          3. Внедрить открытые технологии, чтобы создать технологическую инфраструктуру, которая может поддерживать интеграцию покупателей, поставщиков и производственные приложения.

          Таким образом, всего лишь пятнадцать лет  назад эра больших ЭВМ и  технологий централизованных вычислений были в расцвете. Интеграция означала разработку приложений, которые использовали один и тот же код, исполняемый на одной машине. Как результат, приложения для предприятий, такие как MRP, были ограничены требованиями к аппаратуре, часто ограничивались поддержкой единственной платформы, были трудно сопровождаемыми и поддерживаемыми. Возможности аппаратных средств определяли разработку программных систем.

          В начале 80-х годов, смотрящие вперед разработчики приложений, перешагнули ограничения на разработку приложений, диктуемые возможностями аппаратных средств, и начали использовать преимущества только что разработанных операционных систем, которые могли использовать различные аппаратные платформы.

          Способность интегрировать множество технологий с множеством приложений критичны для успеха CSRP. В настоящее время стало возможно собрать отдельные приложения, разработанные различными производителями в одно унифицированное приложение для управления производством. Для производителей (предприятий) появилась возможность дать служащим те технологии, которые могут удовлетворить их специфические бизнес требования и в то же время могут быть интегрированы с основными приложениями предприятия. Производство, управление, продажи, обслуживание покупателей, техническое обслуживание и другие, ориентированные на покупателя бизнес функции, могут выполняться соответствующими подразделениями с использованием программного обеспечения, разработанного специально для этих подразделений, при этом эти приложения могут предоставлять и получать критичную для бизнеса информацию из центральной бизнес-системы, основанной на CSRP и используемой другими подразделениями организации.

          Технологии  открытых систем сделали возможным  создание новых стратегических инициатив  таких, как CSRP. CSRP утверждает что, интеграция информации о покупателях в процессы производственного планирования и развития, будет приводить к конкурентному преимуществу. Использование преимуществ открытых технологий для доведения предпочтений и требований покупателей в процесс планирования — неотъемлемый элемент CSRP. 
         
         
         
         
         
         

        Заключение 

          Информационная  система — это взаимосвязанная  совокупность средств, методов и  персонала, используемых для хранения, обработки и выдачи информации в  интересах достижения поставленной цели.

          Современное понимание информационной системы  предполагает использование в качестве основного технического средства переработки  информации компьютера. Кроме того, техническое воплощение информационной системы само по себе ничего не будет  значить, если не учтена роль человека, для которого предназначена производимая информация и без которого невозможно ее получение и представление.

          Эволюция  информационных технологий тесно связана  с развитием новых моделей  корпоративного бизнеса. Стремление компаний повысить эффективность информационной системы стимулирует появление более совершенных аппаратных и программных средств, которые, в свою очередь подталкивают пользователей к дальнейшей модернизации информационной системы.

          Первые  информационные системы появились в пятидесятых годах. Они были предназначены для обработки счетов и расчета зарплаты, а реализовывались на электромеханических бухгалтерских счетных машинах. Это приводило к некоторому сокращению затрат и времени на подготовку бумажных документов.

          Шестидесятые годы знаменуются изменением отношения к информационным системам. Информация, полученная из них, стала применяться для периодической отчетности по многим параметрам. Для этого организациям требовалось компьютерное оборудование широкого назначения, способное обслуживать множество функций, а не только обрабатывать счета и считать зарплату.

          В семидесятых – начале восьмидесятых  годов информационные системы начинают широко использоваться в качестве средства управленческого контроля, поддерживающего  и ускоряющего процесс принятия решений.

          К концу восьмидесятых годов концепция  использования информационных систем вновь изменяется. Они становятся стратегическим источником информации и используются на всех уровнях организации  любого профиля. Информационные системы этого периода, предоставляя вовремя нужную информацию, помогают организации достичь успеха в своей деятельности, создавать новые товары и услуги, находить новые рынки сбыта, обеспечивать себе достойных партнеров, организовывать выпуск продукции по низкой цене и многое другое.

          Всего лишь пятнадцать лет назад эра  больших ЭВМ и технологий централизованных вычислений были в расцвете. Интеграция означала разработку приложений, которые  использовали один и тот же код, исполняемый  на одной машине. Как результат, приложения для предприятий, такие как MRP, были ограничены требованиями к аппаратуре, часто ограничивались поддержкой единственной платформы, были трудно сопровождаемыми и поддерживаемыми. Возможности аппаратных средств определяли разработку программных систем.

          В начале 80-х годов, смотрящие вперед разработчики приложений, перешагнули ограничения на разработку приложений, диктуемые возможностями аппаратных средств, и начали использовать преимущества только что разработанных операционных систем, которые могли использовать различные аппаратные платформы.

          Способность интегрировать множество технологий с множеством приложений критичны для  успеха CSRP. В настоящее время стало возможно собрать отдельные приложения, разработанные различными производителями в одно унифицированное приложение для управления производством. Для производителей (предприятий) появилась возможность дать служащим те технологии, которые могут удовлетворить их специфические бизнес требования и в то же время могут быть интегрированы с основными приложениями предприятия. Производство, управление, продажи, обслуживание покупателей, техническое обслуживание и другие, ориентированные на покупателя бизнес функции, могут выполняться соответствующими подразделениями с использованием программного обеспечения, разработанного специально для этих подразделений, при этом эти приложения могут предоставлять и получать критичную для бизнеса информацию из центральной бизнес-системы, основанной на CSRP и используемой другими подразделениями организации.

          Технологии открытых систем сделали возможным создание новых стратегических инициатив таких, как CSRP. CSRP утверждает что, интеграция информации о покупателях в процессы производственного планирования и развития, будет приводить к конкурентному преимуществу. Использование преимуществ открытых технологий для доведения предпочтений и требований покупателей в процесс планирования — неотъемлемый элемент CSRP.

          Таким образом, информационные системы необходимы в управлении организацией. Они занимают важное место в организационном процессе. И значительно облегчают работу предприятий, что видно из этапов эволюции информационных систем. 

          
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         

        Список  используемой литературы и иных источников информации 

        1. Годин  В.В., Корнеев И.К. Управление информационными  ресурсами: 17-модульная программа для менеджеров "Управление развитием организации". Модуль 17. - М.: ИНФРА-М, 2000. - 352 с

        2. Интернет-ресурсы:

        http://alephegg.narod.ru/Method/EvolutionIS.htm – А. Егоров «Эволюционный подход в информационной политике», 2001 г.

        http://www.interface.ru/mrp/csrp.htm — Катерина Де Роза (компания SYMIX) «Эволюция развития информационных систем. Методология CSRP.

        http://www.managment.aaanet.ru/infor/5.php — Портал теории и технологии менеджмента «Информационные системы»

        http://masu-inform.ru:8888/index.php/CSRP_(Customer_Synchronized_Resource_Planning) — Факультет информатики «CSRP (Customer Synchronized Resource Planning)»

        http://ru.wikipedia.org/wiki/ERP — Википедия. Статья «ERP»

        http://ru.wikipedia.org/wiki/MRP — Википедия. Статья «MRP»

        http://ru.wikipedia.org/wiki/Информационная_система — Википедия. Статья «Информационная система»

        http://ru.wikipedia.org/wiki/Классификация — Википедия. Статья «Классификая»

        http://www.studcode.ru/archiv/evolyuciya-informacionnyx-sistem/ - Лекция «Эволюция информационных систем»

        http://www.tspu.tula.ru/ivt/old_site/umr/infosystem_net/infosystem_index.htm — Логвинова Е. И., Персианов В. В. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Информационные системы», Тема 1 «Определение и классификация информационных систем». 
         
         
         

    Информация о работе Эволюция информационных систем