Шпаргалка по "Информатика"

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 15:21, шпаргалка

Описание работы

Ответы по билетам по информатике ученикам 9 класса

Работа содержит 1 файл

Билет1.doc

— 40.50 Кб (Скачать)

Билет№1.

  1. Понятие информации. Виды информации. Роль информации в живой природе и в жизни людей. Язык как способ представления информации: естественные и формальные языки. Основные информационные процессы: хранение, передача и обработка информации.
 

       Понятие информации – одно из фундаментальных в современной науке. Наряду с такими понятиями, как вещество, энергия, пространство и время, оно составляет основу современной научной картины мира. Однозначно определить, что такое информация невозможно, так же, как невозможно это сделать для понятий «время», «энергия» и пр.

       В быту под информацией понимают сведения, которые нас интересуют, а заинтересовать нас могут только те сведения, которые мы восприняли и осознали. Поэтому восприятие извне сигналов и их интерпретация – основа превращения этих сигналов в информацию для нас.

       (Два  человека вместе идут по улице,  но видят ее по-разному. Один замечает, т.е. воспринимает и осознает, все проезжающие мимо автомобили, а второй обращает внимание на собак и котов. Если попросим их рассказать, что они видели, то услышим описание совершенно различных «улиц»).

       В журналистике под информацией понимают не любые сообщения, а только те из них, которые обладают новизной.

       В технике связи под информацией принято понимать любую последовательность сигналов, которая хранится, передается и обрабатывается с помощью технических средств, не учитывая смысл этих сигналов.

       Под информацией в теории информации понимают не любые сведения, а лишь те, которые снимают полностью или уменьшают существующую до их получения неопределенность. Информация – это снятая неопределенность.

       В кибернетике (теории управления) под информацией понимают ту часть знаний, которая используется для ориентирования, активного действия, управления, то есть  в целях сохранения, совершенствования, развития системы (Н. Винер).

       Под информацией в семантической теории (смысл сообщения) понимают сведения, обладающие новизной.

       Под информацией в документалистике понимают все то, что зафиксировано в знаковой форме в виде документа.

       В информатике информацию можно рассматривать как продукт взаимодействия данных и методов их обработки, адекватных решаемой задаче.

         (Идея друга, которой он с нами поделился, с бытовой точки зрения является для нас информацией, если мы ее поняли.  С точки зрения технического подхода это не информация. С точки зрения новизны – информация. Согласно подходу к информации как снятой неопределенности, рассказ друга будет для нас информацией, только, если он содержит неизвестные до сих пор нам ответы на некоторые вопросы).

       Информацию можно классифицировать по:

    • Способу восприятия: визуальная, звуковая, обонятельная, тактильная, вкусовая.
    • По форме представления: текстовая, числовая, графическая, звуковая.

      Свойства  информации:

      • Объективность (не зависит от чьего-либо мнения или суждения)  - необъективность.
      • Достоверность (отражает истинное положение дел) – недостоверность.
      • Полнота (достаточна для принятия решения) – неполнота (недостаточность или избыточность).
      • Актуальность (своевременность) – неактуальность (устаревшая или преждевременная).
      • Полезность (ценность, возможность решить определенные задачи) – бесполезность
      • Понятность (выражена на языке, доступном для получателя) – непонятность.

       В соответствии с поставленной задачей выбирается способ представления  информации:

    • Текстовая – устное общение, текст в учебнике, прогнозы погоды и т.д.
    • Числовая – таблица умножения, статистические данные о населении страны и т.д.
    • Графическая – рисунки, схемы, чертежи, фотографии, наиболее наглядна и доступна для восприятия и осознания.
    • Звуковая – речь, музыка, звуковые сигналы. Данный вид информации важен в процессе коммуникации. Звуковые сигналы привлекают наше внимание (звонок на перемену, вой сирены), пробуждают чувства (музыкальное произведение), создают определенный настрой (тембр голоса собеседника.

      Наиболее  эффективно сочетание текста, чисел  и графических изображений.

      В настоящее время в вычислительной технике основной формой представления  информации становится мультимедийная (многосредовая, комбинированная). Цветная графика сочетается в этих системах со звуком и текстом, с движущимися изображениями и трехмерными образами.

       Для обмена информацией с другими  людьми человек использует естественные языки. Основу любого языка составляет алфавит (набор символов, которые различаются по начертании.). Основные объекты языка – слова.

       Наряду  с естественными языками существуют и разработанные человеком формальные языки – нотная азбука, языки программирования и др. Это языки какой-либо профессии.

       Информационный  процесс – это совокупность последовательных действий, производимых над информацией для получения какого-либо результата (достижения цели).

       К основным информационным процессам  в информатике относятся: поиск, отбор, хранение, передача, кодирование, обработка и защита информации.

    • Сбор информации. Поиск - непосредственное наблюдение, общение со специалистом, чтение соответствующей литературы, просмотр видео и телепрограмм, работа в библиотеках и архивах,  запрос к информационным системам и т.д. Отбор – оценка найденной информации по степени полезности, актуальности, достоверности и выбор информации, полезной для решения поставленной задачи.
    • Хранение информации зависит от ее носителя. Для человека основным хранилищем информации является память, в том числе генетическая. Для общества – библиотеки, видеотеки, фонотеки, архивы и т.д. Компьютерные хранилища: базы и банки данных, информационно-поисковые системы, электронные энциклопедии, медиатеки и т.д.

      (Угринович,  стр. 119-121).

    • Передача – от источника к приемнику по каналам связи. В процессе передачи информация может кодироваться и  декодироваться. Могут возникать помехи.

      Пример. При телефонном разговоре:

      • Источник сообщения – говорящий человек.
      • Кодирующее устройство- микрофон – преобразует звуки слов (акустические волны) в электрические импульсы.
      • Канал связи – телефонная сеть.
      • Декодирующее устройство – та часть трубки, которую подносим к уху, здесь электрические сигналы снова преобразуются в слышимые звуки.
      • Приемник -  слушающий человек.

        Информацию  передают друг другу не только люди, но и животные и растения (стыдливая мимоза).

        Устройства  передачи информации: телеграф, телефон, радио, телевизор, телекоммуникационные сети на базе вычислительных систем.

    • Обработка (преобразование) – процесс изменения формы представления информации или ее содержания.

      Пример №1. Отгадывание слова в игре «Поле чудес».

      • Входная информация – количество букв в слове и тема.
      • Правило преобразования – формально не определено.
      • Выходная информация – отгаданное слово.

      Пример  №2. Постановка диагноза болезни.

      • Входная информация - жалобы пациента и результаты анализов.
      • Правила преобразования - знания и опыт врача.
      • Выходная информация - диагноз.

      Обработка информации по принципу «черного ящика» - процесс, в котором пользователю важна и необходима лишь входная и выходная информация, а правила, по которым происходит преобразование информации, его не интересуют (компьютер, где обработка информации осуществляется процессором).

Информация о работе Шпаргалка по "Информатика"