Создание электронного учебного пособия «Программируем в среде Scratch» для учащихся 5-6 классов для использования во внеурочной деятельност

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 18:47, курсовая работа

Описание работы

Сегодня наука и технология развиваются столь стремительно, что образование зачастую не успевает за ними. Например, для того, чтобы успешно выступать на Российских олимпиадах по информатике, надо серьёзно заниматься, начиная с начальной школы. Ведущие вузы и фирмы, работающие в области информационных технологий, – МГУ, МФТИ, МИФИ, Intel и др. – стараются привлечь школьников к научной деятельности, причём с всё более раннего возраста. Для этого проводятся конкурсы, викторины, олимпиады и другие мероприятия.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические основы организации внеурочной деятельности по информатике
1.1. Сущность внеурочной деятельности в школе
1.2. Цель и задачи внеурочной деятельности по информатике
1.3. Содержание внеурочной деятельности по информатике
1.4. Формы внеурочной деятельности по информатике
1.5. Кружок по информатике как форма внеурочной деятельности в школе
Выводы по 1 главе
Глава 2. Создание электронного учебного пособия «Программируем в среде Scratch» для учащихся 5-6 классов во внеурочной деятельности
2.1. Описание среды программирования Scratch. Особенности программирования в среде Scratch
2.2. Структура ЭУП «Программируем в среде Scratch»
2.3. Методика работы с ЭУП «Программируем в среде Scratch»
Выводы по 2 главе
Заключение
Список литературы
Приложение 1. Описание среды программирования Scratch
Приложение 2. Программа кружка по информатике «Программируем в среде Scratch»

Работа содержит 1 файл

вся курсовая+приложение.doc

— 391.00 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки Челябинской  области

 

ГОУ СПО (ССУЗ) Челябинский педагогический колледж № 1

 

 

 

 

КУРСОВОЙ  ПРОЕКТ

 

Создание электронного учебного пособия  «Программируем в среде Scratch» для  учащихся 5-6 классов для использования во внеурочной деятельности

 

 

 

Выполнила: Лукоянова Евгения,

                                                                                 студентка 45 группы,       

                                                                                 специальность 050202

 

                                                                                       Руководитель: Мирзоян Р. В.

 

 

 

Челябинск 2012

 

Содержание

 

Введение

 

Глава 1. Теоретические основы организации внеурочной деятельности по информатике

 

1.1. Сущность внеурочной деятельности в школе

 

1.2. Цель и задачи внеурочной деятельности по информатике

 

1.3. Содержание внеурочной деятельности по информатике

 

1.4. Формы внеурочной деятельности по информатике

 

1.5. Кружок по  информатике как форма внеурочной  деятельности в школе

 

Выводы  по 1 главе

 

Глава 2. Создание электронного учебного пособия «Программируем в среде Scratch» для учащихся 5-6 классов во внеурочной деятельности

 

2.1. Описание среды программирования Scratch. Особенности программирования в среде Scratch

 

2.2. Структура  ЭУП «Программируем в среде Scratch»

 

2.3. Методика  работы с ЭУП «Программируем  в среде Scratch»

 

Выводы  по 2 главе

 

Заключение

 

Список  литературы

 

Приложение 1. Описание среды программирования Scratch

 

Приложение 2. Программа кружка по информатике «Программируем в среде Scratch»

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность  проблемы. Сегодня наука и технология развиваются столь стремительно, что образование зачастую не успевает за ними. Например, для того, чтобы успешно выступать на Российских олимпиадах по информатике, надо серьёзно заниматься, начиная с начальной школы. Ведущие вузы и фирмы, работающие в области информационных технологий, – МГУ, МФТИ, МИФИ, Intel и др. – стараются привлечь школьников к научной деятельности, причём с всё более раннего возраста. Для этого проводятся конкурсы, викторины, олимпиады и другие мероприятия.

Уже в младшем  школьном возрасте интересы многих ребят  претерпевают существенные изменения, и большинство из них сильно удаляются от учебной деятельности вообще и научно-познавательной – в частности. Это можно объяснить разными причинами (что и делают психологи и педагоги), но одной из наиболее серьёзных таких причин, несомненно, является неуспешность наших детей в учебной деятельности или боязнь такой неуспешности. Как показывают исследования психологов, боязнь потерпеть неудачу в школе дети ставят на второе место (по силе стресса), сразу после смерти родителей. В такой ситуации одной из важнейших задач педагогов следует считать создание комфортной учебно-воспитательной среды, в которой возможна наиболее полная самореализация ребёнка.

Другой причиной снижения интереса учеников, имеющей  отношение собственно к информатике, является очень небольшое количество часов, предусмотренное федеральными образовательными стандартами на изучение данного предмета. Более того, стандарты второго поколения вообще не включают дисциплину «Информатика», заменяя её «Информационными технологиями». Основной акцент предполагается сделать на приобретении учениками информационной грамотности, подразумевающей общие навыки обработки информации различных видов. В рамках ФГОС второго поколения ………… Теоретическая же подготовка по информатике вынесена во внеурочную деятельность и, таким образом, носит факультативный характер. В современной школе информатика отсутствует как отдельная дисциплина, она входит в модуль математики, технологии и т.д. Но современное общество ежедневно претерпевает интенсивную информатизацию, поэтому информатика, даже как факультатив или кружок, необходима в образовании.

На сегодняшний день к данной проблеме обращались такие ученые-педагоги, как П. Лапчик, И.Г. Семакин, Е.К. Хеннер.

На основе актуальности проблемы нами была выбрана тема исследования: «Создание электронного учебного пособия «Программируем в среде Scratch» для учащихся 5-6 классов для использования во внеурочной деятельности».

Для раскрытия  темы мы определили задачи исследования:

  • на основе анализа психолого-педагогической литературы описать методические аспекты и формы организации внеурочной деятельности по информатике в школе;
  • познакомиться со средой Scratch, с ее возможностями и характеристиками;
  • обобщить материалы теоретического исследования и наметить перспективы работы по выбранной теме. 

При написании  курсового проекта были использованы следующие методы теоретического исследования:

    • анализ изученной литературы;
    • систематизация материала;
    • классификация.

Методы  эмпирического исследования:

    • конструирование сборника;
    • формирование программы кружка «Программируем в среде Scratch»

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические основы организации внеурочной деятельности по информатике

1.1. Сущность внеурочной деятельности в школе

Понятие внеурочная деятельность широко и неоднозначно. Оно включает в себя различные по содержанию, назначению, методике проведения, формам и способам руководства занятия. Например, заседание предметного кружка, внеклассное чтение, проведение школьных праздников и вечеров относятся к внеурочной деятельности. Но в одних случаях (кружок, внеклассное чтение) ею руководит учитель, в других (организация досуга и развлечений) она приобретает характер деятельности учащихся на основе самоуправления.

В связи с  этим возникает необходимость в  дифференциации понятия "внеурочная деятельность", для чего в педагогической литературе и практике используются термины "внеучебная работа" и "внеурочная работа".

Согласно Малееву В.В. внеурочная деятельность - это организация педагогом различных видов деятельности школьников во внеучебное время, обеспечивающих необходимые условия для социализации личности ребенка [20, с. 27].

Лизинский В.М. пишет, внеурочная деятельность - это различные воспитательно-образовательные мероприятия, выходящие за рамки обязательных учебных программ и проводимые школой во внеурочное время [12, с. 69].

В своем исследовании мы придерживаемся определения Малеева  В.В.

Внеурочная  работа по целям, содержанию и методам примыкает к учебному процессу, являясь его продолжением во внеурочное время, и не всегда носит добровольный и самодеятельный характер [22, с. 75].

Определяющая  роль в ее планировании и организации  принадлежит педагогу. Примером тому может служить работа, которую ведут учителя-предметники как по расширению и углублению знаний программного материала со способными учащимися, так и в целях коррекции знаний слабоуспевающих.

Внеучебная  работа - это те внеклассные занятия, которые ведутся главным образом в ученических коллективах на основе самоуправления, активности и самодеятельности учащихся при направляющей роли учителей, классных руководителей [22, с. 35].

Внеурочная  деятельность представляет собой совокупность различных видов деятельности, обладает широкими возможностями позитивного воздействия на учащихся и является самостоятельной сферой учебно-воспитательной работы учителя, осуществляемой во взаимосвязи с работой на уроке.

Важно отметить, что внеурочная деятельность по информатике может иметь межпредметный характер в силу разнообразия возможностей и средств, предоставляемых компьютером и информационными технологиями. Компьютерные методы могут с успехом применяться во внеурочной деятельности по информатике, физике, иностранным языкам, изобразительному искусству, географии и т.д. Специфика таких видов внеурочной деятельности заключается в том, что соответствующие занятия объединяют учащихся с разными интересами, а ведут их учителя информатики и соответствующего предмета, поскольку обычно учителя-предметники не владеют в достаточной мере информационными технологиями [22, с. 37].

 

1.2. Цель  и задачи внеурочной деятельности  по информатике

Являясь составной  частью воспитательной работы в школе, внеурочная деятельность направлена на достижение общей цели обучения и воспитания - усвоения ребенком необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей.

Внеурочная  деятельность направлена на решение следующих задач [12, с. 27]:

1. Создание благоприятных условий для накопления опыта коллективной жизни, навыков сотрудничества. Учебный труд в силу его специфичности не может служить такой благоприятной основой сплочения коллектива, какой является внеурочная деятельность. Здесь учащиеся вступают в многосторонние взаимоотношения между собой.

В различных  формах внеурочной деятельности учащиеся не только проявляют свои индивидуальные особенности, но и учатся жить в коллективе. При этом внеурочная деятельность обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определенном аспекте, что в своей совокупности дает большой учебно-воспитательный эффект [12, с. 30].

2. Формирование потребности в продуктивной, социально-одобряемой деятельности через непосредственное знакомство с различными видами деятельности, формирование в соответствии с индивидуальными наклонностями интереса к ним, необходимых умений и навыков.

Во внеурочной деятельности создаются условия для формирования умений включаться в продуктивную, одобряемую обществом деятельность и при необходимости самостоятельно ее организовывать. Этот момент особенно актуален в связи с ростом количества подростков, ведущих антиобщественный образ жизни (преступность, наркомания, алкоголизм и т.п.).

3. Развитие познавательного интереса. Данная задача внеклассной работы отражает преемственность учебной и внеучебной деятельности, так как внеурочная деятельность связана с учебно-воспитательной работой на уроке и, в конечном счете, направлена на повышение эффективности учебного процесса.

4. Воспитание интересов учащихся в процессе внеурочной деятельности связано с решением важной задачи - выбором школьниками профессии и подготовкой их к труду. Известно, что различные виды внеклассных занятий являются одним из основных источников возникновения профессиональных интересов и профессиональной осведомленности учащихся, помогают им приобрести специальные знания, умения и навыки, проверить свои силы в избранной области деятельности [с. 91].

5. Организация свободного времени учащихся. В настоящее время очень важно удлинить сроки организованного педагогического влияния, чтобы предупредить отрицательные последствия детской безнадзорности.

Установлена зависимость  между поведением учащихся и тем, как они проводят свободное время. Педагогически запущенные учащиеся в большинстве своем не занимаются в кружках, не имеют общественных поручений, не интересуются жизнью класса и школы. По мере увеличения свободного времени проблема культуры его использования приобретает все большее значение в обществе [15, с. 39].

Существует мнение, что неуспевающих учеников не следует отвлекать от учебных занятий. Это неверно, так как именно им надо помочь правильно использовать свое свободное время. Информатика предоставляет огромные возможности и для слабоуспевающих учащихся.

Перечисленные задачи определяют основные возможности и направления внеклассной работы в достижении ее основной цели и носят характер общих положений. В реальной воспитательной работе они конкретизируются в соответствии с особенностями класса, самого педагога, с общешкольной внеучебной работой и т.д.

Цель и задачи внеурочной деятельности определяют ее функции - обучающую, воспитательную и развивающую.

Информация о работе Создание электронного учебного пособия «Программируем в среде Scratch» для учащихся 5-6 классов для использования во внеурочной деятельност