Справочные информационные системы

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 09:37, реферат

Описание работы

Целью исследования является характеристика справочных информационных систем, существующих в РФ.
Объект исследования: Информационная система.
Предмет исследования: Анализ современных справочно-информационных систем России.
Задачи исследования:
-дать общую характеристику современных юридических информационных систем;
-сделать обзор существующих информационных систем.
-охарактеризовать экспертные системы.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1 Общая характеристика юридических информационных систем…………….4
2 Справочные правовые системы России……………………………………….6
3 Экспертные системы…………………………………………………………..18
Заключение……………………………………………………………………….24
Список литературы………………………………………………………………26

Работа содержит 1 файл

реферат справочные информационные системы.doc

— 328.50 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Содержание: 

Введение…………………………………………………………………………...3

1 Общая  характеристика юридических информационных систем…………….4

2 Справочные правовые системы России……………………………………….6

3 Экспертные системы…………………………………………………………..18

Заключение……………………………………………………………………….24

Список  литературы………………………………………………………………26 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение 

     Справочно-правовые системы (информационно-правовые системы) — особый класс компьютерных баз  данных, содержащих тексты указов, постановлений  и решений различных государственных органов. Кроме нормативных документов, они также содержат консультации специалистов по праву, бухгалтерскому и налоговому учету, судебные решения, типовые формы деловых документов и др.

     Справочно-правовые системы (информационно-правовые системы) — это особый класс компьютерных баз данных, который существует в России с 1975 года. Справочно-правовые системы это базы данных по законодательству. Кроме нормативных документов, базы данных содержат консультации специалистов по праву и бухгалтерскому учету, судебные решения, типовые формы деловых документов.

     Справочно-правовые системы существенно облегчают  жизнь специалистам (юристам, бухгалтерам, руководителям), многократно повышая  их производительность труда при  решении правовых вопросов.

     Целью исследования является характеристика справочных информационных систем, существующих в РФ.

     Объект  исследования: Информационная система.

     Предмет исследования: Анализ современных справочно-информационных систем России.

     Задачи  исследования:

     -дать  общую характеристику современных юридических информационных систем;

     -сделать  обзор существующих информационных  систем.

     -охарактеризовать  экспертные системы.

     Структура исследования состоит из введения, трех параграфов, заключения и списка литературы.  

     1  Общая характеристика юридических информационных систем 

     Автоматизированные  информационные системы - это человеко-машинные системы,  предназначенные для  автоматизации процессов сбора, передачи, обработки, хранения и выдачи информации и представляющие собой  совокупность следующих основных элементов:

     - массива входящих документов,  т.е. информации, выступающей                       в качестве объекта поиска;

     - информационно-поискового языка;

     - правил индексирования,  следуя  которым производится описание  средствами информационно-поискового языка документов и запросов для поиска нужных документов;

     - правил поиска документов;

     - комплекса технических средств,  с помощью которых реализуется  поисковая система;

     - обслуживающего персонала1.

     Юридическая информационная система - это программный комплекс, включающий в себя массив правовой информации и инструменты для работы с ним.

     Эти инструменты могут позволять  производить поиск документов, формировать  подборки документов, выводить документы  или их фрагменты на печать. Преимущества юридических ИС - доступность информации, и удобство работы с нею. Проблема, присущая таким системам, - недостаточная оперативность - может быть решена с помощью глобальной сети Интернет.

     Юридические ИС являются частью следующих типов  информационных систем (типология юридических ИС):

     -Справочно-информационные системы общего назначения, ориентированные на доступ пользователей любой профессиональной ориентации к нормативно-правовым актам. К этим системам относятся JURIUS, Консультант, Гарант, Кодекс и др. (Российская Федерация).

     -Глобальные информационные службы (хост-системы), предоставляющие доступ удаленным пользователям к библиографической, полнотекстовой или другой информации. Крупнейшей в мире коммерческой службой, обеспечивающей доступ к юридической информации, является система LEXIS (США). Начало ее разработки относится к 1967 г., когда было заключено соответствующее соглашение между коллегией адвокатов шт. Огайо и фирмой Mead Data Corp.

     Известны  другие системы данного типа:

     -JURIS GmbH (Саарбрюккен, ФРГ), которая предоставляет интерактивный доступ к правовой информации, включающей научную литературу, тексты законов, отчеты о судебной практике, а также пресс-релизы Федерального конституционного суда и других высших федеральных судов;

     -ITALGIURE/FIND (Италия), WESTLAW (США), и пр.

     -Системы информационной поддержки деятельности правотворческих органов (законодательные и конституционные собрания, конгресс, Госдума, сенат и пр.). Спецификой таких систем является необходимость хранения и поиска многих версий и редакций нормативно-правовых документов, с учетом вносимых поправок и изменений.

     -Системы автоматизации делопроизводства судов, полиции, и других правоприменительных или правоохранительных органов.

     -Прочие виды систем - автоматизация юридических библиотек и ВУЗов, консультационных пунктов, юридические экспертные системы и пр.

     Основными особенностями юридических ИС являются: - необходимость предоставления адресного  доступа к полным текстам, причем в области автоматизированных систем правовой информации основное место занимает спор между сторонниками контролируемого индексирования и поиска по ключевым словам (КС) из текста.

     В информационных языках для поиска в  БД по законодательству необходим учет контекстных связей, возможность  использования в запросе предлогов и частиц (И, ИЛИ, НЕ), регламентированных прилагательных (типа «обязательный», «произвольный» и пр.), что отличает их от обычных документальных информационно-поисковых систем (ИПС)2.

     Тексты  нормативных актов должны подвергаться юридической обработке (вид аналитико-синтетической обработки), при котором тексту (или контексту) приписываются не только классификационные индексы, ключевые слова или дескрипторы (как при обычном индексировании), но и комментарии специалистов, ссылки на предшествующие версии, связанные документы, решения судов и пр.

     В наше время практически все экономически развитые страны имеют юридические  ИС. В США это "WRU", "LEXIS", "WESTLAW", "JURIS", "FLITE"; в Великобритании - "INFOLEX", "PRESTEL", "POLIS", "ENLEX"; в Бельгии - "Credos"; в Германии - Система Бундестага, "JURIS", "LEXinform", "NOMOS DATA POOL"; в Австрии - "RDB"; в Канаде - "DATUM"; в Финляндии - "Finlex"; во Франции - "IRETIV", "JURIDIAL", "JURISDATA", "SINDONI". В большинстве случаев эти системы носят негосударственный характер. 

  1. Справочные  правовые системы России
 

     На  сегодняшний день в России и СНГ  существует множество справочно-правовых систем. К государственным системам относятся:

     -Информационно-поисковая система «Закон» - база законодательства Государственной Думы РФ.

     -Научно-технический центр правовой информации «Система» - эталонный банк правовых актов высших органов государственной власти.

     -Информационно-правовая система «Законодательство России» - ГСРПА России

     -БД НЦПИ Минюста России

     -БД Министерства иностранных дел России

     Коммерческие  системы:

     -Законпрост;

     -Право.ру;

     -ГАРАНТ;

     -КонсультантПлюс;

     -Lexpro;

     -Кодекс;

     -БСС "Система Главбух";

     -Референт3.

     Компания "Консультант Плюс" была образована в 1992 году, является разработчиком компьютерной справочной правовой системы КонсультантПлюс.

     На  первом этапе деятельности образуются первые региональные информационные центры, и выпускается система Консультант  Плюс под DOS.

     С 1995 года компания "Консультант Плюс" издает ежемесячный информационный Бюллетень КонсультантПлюс. На его страницах публикуется информация о важнейших изменениях законодательства, о новых поступлениях в систему КонсультантПлюс, а также информация о новшествах системы, практические советы по применению возможностей системы КонсультантПлюс в работе.

     Общероссийская Сеть распространения правовой информации КонсультантПлюс состоит из 300 региональных информационных центров, расположенных в крупных городах, и более 400 сервисных подразделений в небольших населенных пунктах. В настоящее время клиентами КонсультантПлюс являются более 280 000 организаций во всех регионах страны.

     Компания  тесно взаимодействует с органами государственной власти и управления при помощи прямых договоров об информационном обмене. Первый такой договор был  заключен в октябре 1993 года с Библиотекой Администрации Президента РФ. Сейчас такие договоры действуют не только с федеральными министерствами и ведомствами, но и с региональными властными структурами, что способствует оперативному получению новых правовых документов и их достоверности. Документы, полученные по таким договорам, проходят юридическую обработку. Специалисты компании проводят анализ каждого вновь поступившего документа, определяют его связь с другими документами, составляют ссылки, комментарии.

     Для оперативного решения срочных вопросов пользователей в каждом региональном центре КонсультантПлюс работает "горячая линия". Операторы "горячей линии" в режиме реального времени отвечают на вопросы по работе с системой КонсультантПлюс.

     База  данных:

     Система КонсультантПлюс содержит свыше 3 380 000 документов. В числе документов, содержащихся в системе не только федеральные правовые акты, но и акты субъектов Федерации, международные правовые акты, финансовые консультации, комментарии законодательства, формы документов, законопроекты, правовые акты по здравоохранению, технические нормы и правила, документы по судебной практике. Также система содержит обзоры законодательства и справочную информацию.

     Обновление  и пополнение системы КонсультантПлюс  производится еженедельно или ежедневно. Еженедельное пополнение проводится специалистом регионального центра Сети КонсультантПлюс. Ежедневное пополнение осуществляется посредством Интернет. Во время обновления в систему КонсультантПлюс на компьютере пользователя добавляются новые документы, актуализируются имеющиеся документы, обновляются связи документов в информационном массиве.

     Система КонсультантПлюс предоставляет  широкие и удобные возможности  для поиска, анализа и применения правовой информации.

     Вся информация представлена в виде единого  информационного массива, который имеет четкую структуру. Документы включаются в информационные банки, которые образуют следующие разделы: "Законодательство", "Судебная практика", "Финансовые консультации", "Комментарии законодательства", "Формы документов", "Законопроекты", "Международные правовые акты", "Правовые акты по здравоохранению".

     Широкие поисковые возможности обеспечивают быстрый поиск необходимого документа  по всему массиву информации. Так, для поиска документов внутри определенного  раздела или информационного банка используется локальный поиск, а с помощью сквозного поиска осуществляется поиск по всему информационному массиву системы.

     Эта возможность обеспечивает значительное удобство при составлении подборки документов из разных разделов. Найденные  документы наглядно представлены в виде списка, который отображает информацию о доступных разделах и количестве документов, найденных в разных информационных банках. При построении списка документов в окне системы появляются две колонки.

Информация о работе Справочные информационные системы