Теория информационных процессов и систем

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 12:23, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – разработка автоматизированного комплекса «Управление себестоимостью на промышленном предприятии», который бы облегчал принятие управленческих решений, будь то поиск оптимального плана по выпуску продукции, позволяющего максимизировать прибыль предприятии, или поиск путей снижения себестоимости на единицу продукции. Также система управления себестоимости позволяет вести контроль над использованием материалов и рабочего труда, что в свою очередь является путем если не к снижению, то к удержанию себестоимости на одном уровне, а это благоприятно сказывается на деловой репутации предприятия.
В процессе достижения поставленной цели в данной работе были решены следующие задачи:
Знакомство с нормативной базой (актами) по составу затрат, включаемых в себестоимость продукции;
Изучение литературных источников по теме работы;
Разработка технического проекта комплекса задач «Управление себестоимостью на промышленном предприятии»;
Разработка программного обеспечения комплекса задач.

Работа содержит 1 файл

курсовая Теория инф. процессов и систем.doc

— 1.73 Мб (Скачать)

Нормативы:

    1. Фонд времени одного рабочего;
    2. Единый Социальный Налог;
    3. Процент отчислений на дополнительную зарплату;
    4. Карта операций;
    5. Норма расхода ресурсов на подразделение;
    6. Норма расхода ресурсов на основное средство;
    7. Норма расхода на ремонт по группам ремонтной сложности.

Плановые документы:

    1. План производства;
    2. Общехозяйственные расходы;
    3. Прогнозируемая цена производственного запаса;
    4. Задание по снижению себестоимости;
    5. Смета затрат на охрану труда;
    6. Смета затрат на опыты и исследования;
    7. Плановый свод по расчету отчислений и налогов;
    8. Ведомость распределения услуг вспомогательного производства;
    9. Плановая стоимость услуг;
    10. График ремонта.

Фактические документы:

    1. Акт на списание ресурсов;
    2. Простойный лист;
    3. Акт на списание продукции;
    4. Карточка учета МБП;
    5. Накладная на внутреннее перемещение (возвращение материалов);
    6. Ведомость расхода топлива;
    7. Ведомость расхода энергии;
    8. Лимитно - заборная карта;
    9. Требование-накладная;
    10. Авансовый отчет;
    11. Свод по расчету отчислений и налогов;
    12. Брак в цехе;
    13. Отчет о выпуске продукции;
    14. Смета затрат на подготовку и освоение новых видов продукции;
    15. Ведомость распределения услуг в производстве;
    16. Учетная карточка основного фонда;
    17. Ведомость распределения заработной платы.

Перечисленные документы  являются объектами информационной системы  управления себестоимостью.

Проведем декомпозицию объекта «график ремонта». График ремонта составляется на год по ремонтируемым объектам. Результат декомпозиции представлен в виде диаграммы классов UML на рисунке 1.4. Диаграмма содержит классы, соответствующие объектам.

Рисунок 1.4 – Декомпозиция объекта «график ремонта»

 

Проведём декомпозицию объекта «план производства». План производства составляется по каждому изделию на год по кварталам. Результат декомпозиции представлен на рисунке 1.5

 

Рисунок 1.5 – Декомпозиция объекта «план производства»

 

Проведём декомпозицию объекта «карта операции». Карта  операции содержит нормативы использования материалов на  операцию, производимую над изделием. Результат декомпозиции представлен на рисунке 1.6

Рисунок 1.6 – Декомпозиция объекта «карта операции»

Проведём декомпозицию объекта «Штатное расписание». Штатное расписание составляется по подразделениям. В нем  содержится информация количестве работников (сдельщиков, повременщиков, служащих), сгруппированных по профессии (должности). Результат декомпозиции представлен на рисунке 1.7.

Рисунок 1.7 – Декомпозиция объекта «штатное расписание»

 

Проведём декомпозицию объекта «Ведомость распределения  заработной платы». Ведомость распределения  заработной платы составляется по подразделениям для служащих, рабочих сдельщиков и повременщиков. Результат декомпозиции представлен на рисунке 1.8.

Рисунок 1.8 – Декомпозиция объекта «Ведомость распределения заработной платы»

Нормативы фонд времени  одного рабочего, единый социальный налог, процент отчислений на дополнительную заработную плату включены в  качестве атрибутов в объект «трудовые нормативы». Плановый и фактический своды по отчислению налогов объединены в объект  «свод по отчислению налогов».

Учитывая сказанное, построим общую объектную модель системы. Общая объектная модель предметной области представлена на рисунке А.1 в приложении А.

 

2  Описание программного  обеспечения

2.1 Полная атрибутивная  модель предметной области

Для представления объектов, описанных в подразделе 1.5, будем в качестве структуры данных использовать реляционные базы данных. Для этого представим данные, используемые в автоматизированном комплексе как совокупность реляционных таблиц. Для каждой таблицы будем использовать  искусственный первичный ключ для идентификации данных. От использования естественных первичных ключей откажемся. Полная атрибутивная модель предметной области представлена диаграммой «сущность-связь» на рисунке А.2 в приложении А.

Состав полной атрибутивной модели данных:

    1. Справочник групп ресурсов  включает поля данных: шифр группы, наименование группы.
    2. Справочник ресурсов включает поля данных: шифр ресурса, наименование ресурса, шифр группы, шифр единицы измерения.
    3. Справочник единиц измерения включает поля данных: шифр единицы измерения, наименование единицы измерения.
    4. Справочник налогов включает поля данных: шифр налога, наименование налога.
    5. Справочник изделий включает поля данных: шифр изделия, наименование изделия.
    6. Статьи затрат (справочник статей затрат) включают поля данных: шифр затрат, наименования статей.
    7. Справочник видов подразделений включает поля данных: шифр вида подразделения, наименование вида подразделения.
    8. Справочник подразделений включает поля данных: шифр подразделения, наименование подразделения, шифр вида подразделения.
    9. Справочник услуг включает поля данных: шифр услуги, наименование услуги, шифр подразделения.
    10. Категория (справочник категорий)  включает поля данных: шифр категории, наименование категории.
    11. Профессия (справочник профессий) включает поля данных: шифр профессии, наименование профессии, шифр категории.
    12. Справочник операций включает поля данных: шифр операции, наименование операции, шифр основного средства.
    13. Справочник групп основных средств включает поля данных: шифр группы основных средств, наименование группы.
    14. Справочник основных средств включает поля данных: шифр основного средства, наименование основного средства, шифр подразделения, шифр группы основных средств, дата ввода в эксплуатацию, норма амортизации, срок использования.
    15. Группа ремонтной сложности  включает поля данных:  шифр группы, номер группы.
    16. Служащие (список служащих) включает поля данных: шифр служащих, шифр подразделения, шифр должности, количество служащих.
    17. Рабочие-повременщики (список рабочих-повременщиков) включает поля данных: шифр повременщиков, шифр подразделения, шифр тарифной ставки, количество рабочих.
    18. Рабочие-сдельщики (список рабочих-сдельщиков) включает поля данных: шифр сдельщиков, шифр подразделения, шифр профессии, количество рабочих.
    19. Тарифная ставка (тарифно-квалификационный справочник) включает поля данных: шифр тарифной ставки, размер тарифной ставки, шифр профессии, разряд.
    20. Должностной оклад включает поля данных: шифр должности, размер оклада, должность, шифр категории.
    21. Трудовые нормативы включают поля данных: шифр, фонд времени одного рабочего, ставка единого социального налога, процент дополнительной зарплаты, год.
    22. Норматив использования ресурсов включает поля данных: шифр карточки, шифр изделия, шифр норматива, шифр ресурса, количество.
    23. Карта операций включает поля данных: шифр карты, шифр изделия, шифр операции, номер операции, стоимость операции, шифр рабочих – сдельщиков.
    24. Норма расхода ресурса на подразделение включает поля данных: шифр подразделения, шифр нормы, количество ресурса на единицу продукции, шифр ресурса.
    25. Норма расхода ресурса на основные средства включает поля данных: шифр, шифр основного средства, шифр ресурса, количество.
    26. Норма ресурса на ремонт включает поля данных: шифр группы ремонтной сложности, шифр, шифр ресурса, количество ресурса.
    27. План производства включает поля данных: шифр документа, год.
    28. Строка производственной программы (план на год по кварталам) включает поля данных: шифр, шифр документа, количество за год, количество за первый квартал, количество за второй квартал, количество за третий квартал, количество за четвёртый квартал, шифр изделия.
    29. План производства на месяц включает поля данных: шифр, шифр документа, шифр строки, месяц, количество изделий планируемых к выпуску за месяц.
    30. Общехозяйственные расходы включают поля данных: шифр сметы, затраты на командировки, затраты на содержание охраны, затраты на подготовку кадров, затраты на набор рабочей силы, год.
    31. Плановая цена ресурса включает поля данных: шифр цены, цена за единицу, год, шифр ресурса.
    32. Задание по снижению себестоимости включает поля данных: шифр задания, год, основные материалы, вспомогательные материалы, топливо, энергия, основная заработная плата, шифр изделия.
    33. Смета затрат на охрану труда включает поля данных: шифр сметы, год на который составляется смета, затраты на материалы, затраты на топливо, затраты на энергию, затраты на амортизацию основных фондов, зарплата основная и дополнительная, услуги цехов вспомогательного производства, отчисления на социальное страхование, шифр подразделения.
    34. Смета затрат на опыты и исследования включает поля данных: шифр сметы, год на который составляется смета, затраты на материалы, затраты на топливо, затраты на энергию, затраты на амортизацию основных фондов, зарплата основная и дополнительная, услуги цехов вспомогательного производства, отчисления на социальное страхование, шифр подразделения.
    35. Налог (свод по расчету  отчислений и  налогов)  включает поля данных: шифр, год на который составлен документ, планируемая сумма, фактическая сумма, шифр налога.
    36. Плановые  услуги цехов (ведомость распределения услуг вспомогательного производства) включают поля данных: шифр, шифр подразделения, год, шифр  услуги, планируемый объем услуг.
    37. Плановая стоимость услуги включает поля данных: шифр услуги, шифр, стоимость, год.
    38. График ремонта включает поля данных: шифр документа, год.
    39. Ремонтируемые объекты включают поля данных: шифр документа, шифр строки, количество единиц, дата начала ремонта, шифр основного средства, шифр группы.
    40. Акт на списание ресурсов включает поля данных: шифр акта, номер документа, количество продукции, причина списания, сумма, дата списания, шифр ресурса.
    41. Потери от простоев (простойный лист) включают поля данных: шифр, зарплата производственных рабочих, дата простоя, стоимость непроизводительно израсходованных материалов, стоимость непроизводительно израсходованных топлива и энергии.
    42. Акт на списание продукции включает поля данных: шифр акта, дата списания, количество списываемой продукции, стоимость списываемой продукции, шифр изделия, причина списания.
    43. Карточка учета малоценных и быстроизнашивающихся предметов включает поля данных: шифр карточки, дата, количество, стоимость, шифр затрат, шифр подразделения, шифр ресурса, номер документа.
    44. Накладная на возвращение ресурсов ( накладная на внутреннее перемещение) включает поля данных:  шифр накладной, дата, количество, стоимость, шифр затрат, шифр ресурса,  номер документа.
    45. Затраты топлива (ведомость расхода топлива) включают поля данных: шифр, месяц,  количество, стоимость, шифр затрат, шифр  подразделения, шифр  ресурса.
    46. Затраты энергии (ведомость расхода энергии) включают поля данных: шифр, месяц, количество,  стоимость, шифр затрат, шифр подразделения, шифр  ресурса.
    47. Лимитно-заборная карта включает поля данных: шифр карты, дата выдачи ресурса, количество выданного ресурса, стоимость выдаваемого ресурса, шифр ресурса, шифр подразделения, шифр затрат, номер документа.
    48. Требование-накладная включает поля данных: шифр требования, дата выдачи ресурса, количество выданного ресурса, стоимость выдаваемого ресурса, шифр ресурса, шифр подразделения, шифр затрат, номер документа.
    49. Авансовый отчет включает поля данных: шифр отчета, фамилия работника, имя работника, отчество работника, дата начала командировки, количество дней, сумма командировочных.
    50. Брак в цехе (акт о браке) включает поля данных: шифр, количество бракованных изделий, стоимость брака, дата, шифр карты, шифр изделия.
    51. Фактический выпуск продукции цехами (отчет о выпуске продукции) включает поля данных: шифр документа, шифр подразделения, шифр изделия, количество изделий, месяц, год.
    52. Подготовка и освоение новых видов продукции (смета затрат на подготовку и освоение новых видов продукции) включает поля данных: шифр сметы, затраты на проектирование и конструирование нового изделия, затраты на разработку технологического процесса, затраты на проектирование инструментальной оснастки, затраты на разработку расходных нормативов, затраты на испытание материалов, инструментов и приспособлений, затраты на перепланировку, перестановку и наладку оборудования, затраты на изготовление опытного образца или партии изделий, затраты на освоение технологии, затраты на испытания образца или партии, шифр изделия, на которое относятся затраты, процент отнесения затрат на изделие.
    53. Фактические услуги цехов (ведомость распределения фактических услуг вспомогательного производства) включают поля данных: шифр, дата оказания услуги, стоимость, объём услуги, шифр услуги, шифр подразделения.
    54. Зарплата служащих (ведомость распределения заработной платы служащих) включает поля данных: шифр зарплаты служащих, основная зарплата за месяц, дополнительная зарплата за месяц, месяц. год,  шифр служащих,.
    55. Зарплата повременщиков (ведомость распределения заработной платы рабочих-повременщиков) включает поля данных: шифр ведомости повременщиков, шифр повременщиков, основная зарплата за месяц. дополнительная зарплата за месяц,  месяц.  год.
    56. Зарплата сдельщиков (ведомость распределения заработной платы рабочих-сдельщиков) включает поля данных: шифр ведомости сдельщиков, шифр сдельщиков, основная зарплата за месяц. дополнительная зарплата за месяц,  месяц.  год.

 В скобках указываются  имена объектов соответствующие наименованиям документов.

2.2 Меню АРМ экономиста планового отдела.

Основным пользователем  проектируемой системы является экономист планового отдела. В  его обязанности входит работа с  нормативными, плановыми и справочными  данными. Фактические данные заполняются сотрудниками других отделов. Также в его обязанности входит

 Рассмотрим варианты  использования им программного  комплекса.

Рисунок 2.1 – Варианты использования программного комплекса  экономистом планово-экономического отдела

 

В соответствии с вариантами использования разработано меню экономиста планового отдела (рисунок 2.2).  Вариант использования «формирование выходных документов» разбит на два подпункта и реализован в пункте меню «планирование»  и пункте меню «учет».

 

Рисунок 2.2 – Меню АРМ экономиста планового отдела

 

Структура пунктов меню АРМ приведена на следующих рисунках.

На рисунке 2.3 приведена  структура пункта меню «справочники».

 

Рисунок 2.3 – Структура  пункта меню «справочники»

На рисунке 2.4 приведена  структура пункта меню «нормативы».

 

Рисунок 2.4 – Структура  пункта меню «нормативы»

На рисунке 2.5 приведена  структура пункта меню «планирование».

 

Рисунок 2.5 – Структура  пункта меню «планирование»

На рисунке 2.6 приведена  структура пункта меню «учет».

 

Рисунок 2.6 – Структура  пункта меню «учет»

 

2.3 Характеристика программного обеспечения.

Программный комплекс построен по технологии «клиент-сервер», которая подразумевает, что  пользовательская схема и  данные хранятся на сервере, а доступ к данным осуществляется с клиентских станций. В качестве сервера  используется сервер баз данных Oracle 8i.

Пользовательская схема  содержит взаимосвязанные таблицы  и последовательности. Взаимосвязанные  таблицы представляют собой физическую реализацию логической модели данных под сервер баз данных Oracle 8i, которая учитывает типы данных сервера баз данных Oracle 8i и его специфику. Физическая модель приведена в приложении А на рисунке А.3 Каждой таблице поставлена в соответствие последовательность (SEQUENCE), которая обеспечивает генерацию первичного ключа для неё.

Для того чтобы получить доступ к пользовательской схеме, нужно  пройти аутентификацию на сервере Oracle 8i. Аутентификация проводится средствами самого сервера баз данных.

Клиентская часть –  это пользовательская программа. Программа реализована средствами Delphi 6. Для написания программы был использован дополнительный компонент для доступа к СУБД ORACLE-ODAC.

 

2.4 Состав и структура модулей программного обеспечения

 

На рисунке 2.7 приведен состав и структура модулей, реализующих формы программного обеспечения.

 

Рисунок 2.7 – Состав и структура модулей программного обеспечения

 

Модули данных DataModulePlan, DataModuleNormi, DataModuleSpr, DataModuleUchet содержат компоненты содержащие запросы для просмотра, правки, удаления плановых, нормативных, справочных и фактических данных соответственно, а также обработчики событий BeforeDelete и AfterPost для данных компонентов.  DataModuleSpr содержит также компонент OraSession1 для доступа к Oracle. Модуль данных DataModulePlan содержит компоненты содержащие запросы для выборки данных в выходные документы, а также функции по формированию выходных документов.

 

Заключение

В ходе работы был разработан автоматизированный комплекс «Управление  себестоимостью на промышленном предприятии». В процессе разработки была изучена предметная область системы управления себестоимостью.

По результатам изучения информационной и организационной  систем управления себестоимостью были выделены требования к проектируемой системе.

С учетом выделенных требований была спроектирована модель базы данных и разработана диалоговая программная  система, построенная по технологии «клиент-сервер», которая позволяет  учитывать издержки на производство продукции, рассчитывать плановую и фактическую себестоимость и анализировать отклонения.

Тем не менее, данная разработка не решает всех проблем, возникающих  при управлении себестоимостью на промышленном предприятии. Данная  система не является полностью законченной  и закрытой, в  дальнейшем возможно дополнение и расширение ее  возможностей.

 

Список использованных источников

 

  1. Справочник проектировщика систем автоматизации управления производством, под ред. Смилянского Г.Л., М.: Машиностроение, 1976.
  2. Климов, А.Н. и др., Организация и планирование производства на машиностроительном заводе / А.Н. Климов. -  Ленинград: Машиностроение, 1979.
  3. Гофман, В. Delphi 6 в подлиннике. БХВ /В. Гофман, А. Хомоненко – Петербург,  2002.
  4. Бухгалтерский учёт, под ред. Безруких П.С.,  М.: Бухгалтерский учет, 1996.
  5. Трубочкина, М.И. Управление затратами предприятия / М.И. Трубочкина. - М.: Инфра-М, 2004.
  6. Состав и учет затрат, включаемых в себестоимость. – М.:  Приор, 2001.
  7. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций. Приказ министерства финансов Российской Федерации от 31 октября 2000 г. №94н.- М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2003.
  8. Вахрушина, М.А. Бухгалтерский управленческий учет / М.А. Вахрушина.- 3-е изд. доп. и пер. – М.: Омега-Л, 2004.
  9. Экономика предприятия: Учебник под ред. проф. Н.А. Сафронова. – М.: Юристъ, 2003.
  10. Конноли, Т. и др. Базы данных: проектирование, реализация и сопровождение. Теория и практика / Т. Конноли. - 2-е изд.: Пер с англ. – М.: Вильямс, 2001

Информация о работе Теория информационных процессов и систем