Теория информационных процессов и систем

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 12:23, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – разработка автоматизированного комплекса «Управление себестоимостью на промышленном предприятии», который бы облегчал принятие управленческих решений, будь то поиск оптимального плана по выпуску продукции, позволяющего максимизировать прибыль предприятии, или поиск путей снижения себестоимости на единицу продукции. Также система управления себестоимости позволяет вести контроль над использованием материалов и рабочего труда, что в свою очередь является путем если не к снижению, то к удержанию себестоимости на одном уровне, а это благоприятно сказывается на деловой репутации предприятия.
В процессе достижения поставленной цели в данной работе были решены следующие задачи:
Знакомство с нормативной базой (актами) по составу затрат, включаемых в себестоимость продукции;
Изучение литературных источников по теме работы;
Разработка технического проекта комплекса задач «Управление себестоимостью на промышленном предприятии»;
Разработка программного обеспечения комплекса задач.

Работа содержит 1 файл

курсовая Теория инф. процессов и систем.doc

— 1.73 Мб (Скачать)

 

Содержание

 

 

Введение

 

Одним из способов повышения  конкурентоспособности продукции  промышленного предприятия в  контексте рыночной экономики является снижение на неё цены. Снижения цены продукции можно достичь снижением себестоимости, что и подтверждает актуальность данной работы. Для снижения себестоимости необходим достоверный учет и анализ издержек. Необходимо отследить множество производственных операций, оценить связанные с ними затраты, сгруппировать эти затраты и создать аппарат для их анализа и корректировки. В такой сложно организованной системе необходимость создания автоматизированной системы управления себестоимостью очевидна.

Цель данной работы –  разработка автоматизированного комплекса  «Управление себестоимостью на промышленном предприятии», который бы облегчал принятие управленческих решений, будь то поиск оптимального плана по выпуску продукции, позволяющего максимизировать прибыль предприятии, или поиск путей снижения себестоимости на  единицу продукции. Также система управления себестоимости позволяет вести контроль над использованием материалов и рабочего труда, что в свою очередь является путем если не к снижению, то к удержанию себестоимости на одном уровне, а это благоприятно сказывается на деловой репутации предприятия.

В процессе достижения поставленной цели в данной работе были решены следующие  задачи:

    • Знакомство с нормативной базой (актами) по составу затрат, включаемых в себестоимость продукции;
    • Изучение литературных источников по теме работы;
    • Разработка технического проекта комплекса задач  «Управление себестоимостью на     промышленном предприятии»;
    • Разработка  программного обеспечения комплекса задач.

1 Технический  проект комплекса задач  «Управление себестоимостью на     промышленном предприятии»

1.1 Назначение комплекса

Цель решения комплекса  задач ¾ автоматизация «механизма» управления себестоимостью.

Цель автоматизации ¾ сокращение затрат временных и человеческих  ресурсов, повышение достоверности информации и увеличение скорости ее обработки. 

Комплекс задач предназначен для  использования экономистом планово-экономического отдела.

Задачи комплекса:

    • формировать  плановые калькуляции для принятия и анализа плана производства продукции;
    • установить надлежащий контроль над использованием в процессе производства материальных и трудовых ресурсов;
    • рассчитывать фактическую себестоимость изделия;
    • определить возможные источники снижения затрат и, следовательно, себестоимости. 
    • рассчитывать фактические показатели исполнения производственных планов;
    • получать сводные производственные отчеты по периодам — основу для расчета производственного баланса и осуществления управленческого учета затрат и движения ресурсов в производстве.

1.2 Характеристика себестоимости, как объекта управления.

Себестоимость продукции (работ, услуг) представляет собой стоимостную  оценку используемых в процессе производства продукции (работ, услуг) природных ресурсов, трудовых ресурсов, а также других затрат на её производство и реализацию.   Чем ниже себестоимость, тем больше экономится труд, лучше используются  основные фонды, материалы, топливо, тем дешевле производство продукции обходится предприятию. Таким образом снижение себестоимости является одним из основных направлений экономической деятельности предприятия, определяющих его конкурентоспособность.

По способу отнесения  затрат на себестоимость продукции  все затраты подразделяются на прямые и косвенные. Классификация затрат представлена на рисунке 1.1

 

К прямым затратам относят прямые материальные затраты и прямые затраты на оплату труда. Их можно отнести непосредственно на какое-либо изделие.

Косвенные затраты невозможно отнести на какое-либо изделие. Они подразделяются на две группы:

    • общепроизводственные (производственные) расходы;
    • общехозяйственные (внепроизводственные) расходы.

В зависимости от того, какие затраты включаются в себестоимость различают производственную и полную себестоимость изделия. В соответствии с международными стандартами финансовой отчетности в производственную себестоимость включаются только производственные издержки: прямые трудозатраты, прямые материальные затраты, и общепроизводственные расходы, а полная себестоимость состоит из общепроизводственной себестоимости, сбытовых и административных расходов. Процесс формирования полной себестоимости показан на рисунке 1.2

 

   Расчет себестоимости единицы конкретного вида продукции или работ называется калькулированием себестоимости продукции. Калькулирование осуществляется по следующим статьям затрат:

    1. Сырьё, основные  материалы и комплектующие изделия (за вычетом возвратных отходов);
    2. вспомогательные материалы;
    3. топливо  на технологические цели;
    4. энергия на технологические цели;
    5. основная заработная плата производственных рабочих;
    6. дополнительная заработная плата производственных рабочих;
    7. отчисление на социальные нужды по заработной плате производственных рабочих;
    8. расходы  на содержание и эксплуатацию оборудования;
    9. расходы на подготовку и освоение нового производства;
    10. цеховые расходы.

Производственная себестоимость  товарной продукции.

    1. общехозяйственные расходы;
    2. потери от брака.

Всего полная себестоимость.

Первые четыре статьи затрат – это прямые материальные затраты. Статьи 5, 6, 7 - прямые трудовые затраты. Затраты по этим статьям осуществляются непосредственно на рабочем месте и прямо относятся на себестоимость каждого вида продукции.

Все оставшиеся статьи являются комплексными, и определяются на основании следующих смет:

    • смет расходов на содержание и эксплуатацию оборудования;
    • смет расходов на подготовку и освоение новых видов продукции;
    • смет цеховых расходов;
    • сметы общехозяйственных расходов.

Сметы расходов на содержание и эксплуатацию оборудования рассчитываются по каждому цеху основного производства. В данную смету включают затраты на амортизацию производственного оборудования и транспортных средств, эксплуатацию оборудования, текущий ремонт оборудования и транспортных средств, внутризаводское перемещение грузов, износ малоценных и быстроизнашивающихся инструментов и приспособлений.

Сметы расходов на содержание и эксплуатацию оборудования  также  рассчитываются по каждому цеху основного  производства. В состав смет цеховых расходов включают затраты на управление, обслуживание и содержание цехов.

Смета общехозяйственных  расходов содержит затраты по управлению и обслуживанию общехозяйственных  нужд предприятия.

В смету расходов на подготовку и освоение новых видов продукции входят затраты на  проектирование, конструирование и разработку  технологического процесса на новое изделие; проектирование технологического процесса и затраты на изготовление специальной оснастки (инструментов, приспособлений, штампов, моделей и др.); испытание материалов, перепланировка цехов и наладка   оборудования; испытание опытных образцов (партий) изделий и др.

После оставления смет для  каждого цеха определяется процентное соотношение заработной платы производственных рабочих по всем изделиям, обрабатываемым в данном цехе. Затем  общая сумма расходов на содержание и эксплуатацию оборудования распределяется на каждое изделие пропорционально рассчитанному соотношению. Аналогично определяются и цеховые расходы. Просуммировав цеховые расходы и расходы на содержание и эксплуатацию оборудования по каждому цеху, в котором обрабатывается изделие, найдём сумму цеховых расходов (статья 10) и расходов на содержание и эксплуатацию оборудования (статья 8).

Расходы на подготовку и  освоение новых видов продукции (статья 9) в себестоимость продукции включают равными долями, в течение установленного срока. 

Общехозяйственные расходы (статья 11) распределяются относительно заработной платы основных производственных рабочих (статья 5).

Просуммировав затраты  по всем калькуляционным статьям  найдем себестоимость единицы продукции.

Различают плановую, нормативную и фактическую себестоимость продукции.

Нормативная себестоимость составляется на год по кварталам. Она определяет величину затрат на изделие по статьям исходя из действующих текущих норм, нормативов и смет. 

Плановая себестоимость калькулируется на год по кварталам на основании нормативной себестоимости и заданий по снижению себестоимости.

Фактическая себестоимость определяется на основе данных производственного  учета по истечении отчетного периода и представляет достоверную информацию о фактических затратах на производство продукции. Она служит основой для экономического анализа, прогнозирования, планирования и принятия решения на краткосрочную и долгосрочную перспективу по изготовлению, совершенствованию или замене данного вида продукции.

1.3 Система управления себестоимостью

Система управления себестоимостью предназначена для контроля над использованием ресурсов, поиска возможностей снижения себестоимости. Процесс управления себестоимостью можно разбить на две фазы: планирование себестоимости; учет затрат, фактическая калькуляция и анализ отклонений от нормативной калькуляции. Рассмотрим содержание фаз.

Первая фаза должна исполняться  до начала планируемого года. Задачами, решаемыми на данной фазе, являются:

    • Формирование плана производства, в нем указывается номенклатура и объемы выпуска продукции. План формируется вручную.
    • Формирование заданий по снижению себестоимости для каждого вида продукции, включенного в план производства. Задания вводятся вручную.
    • В соответствии с планом производства, а также с нормативами и маршрутами  прохождения изделий по производственным подразделениям формируются плановые сметы цеховых расходов и расходов на содержание и эксплуатацию оборудования.  Также формируется смета общехозяйственных расходов.
    • На основании норм расхода прямых затрат, плановых смет и задания по снижению себестоимости калькулируется плановая себестоимость единицы продукции. Косвенные расходы, рассчитанные в плановых сметах, распределяются по изделиям соответственно маршрутных карт и базы распределения.  

На второй фазе в течение всего учетного периода (месяц, квартал, год) производится учет фактических материальных, трудовых, общепроизводственных затрат, учет брака а также учет количества выпущенной продукции.

По завершении учетного периода происходит распределение затрат  по калькуляционным статьям. Распределение производится на основании данных производственного учёта, полученных на данной фазе. Сначала  рассчитываются фактические сметы цеховых и общехозяйственных расходов, расходов на подготовку и освоение новых видов производства, расходов на содержание и эксплуатацию оборудования. Затем происходит распределение косвенных расходов (рассчитанных смет) на все виды продукции, и определяются отклонения нормативной калькуляции от фактической.

Граф связи задач системы  управления себестоимостью представлен на рисунке 1.3.

Граф разделён на три области  по количеству фаз системы управления себестоимостью, для большей наглядности области выделены различными цветами:

    • розовая область - это планирование себестоимости;
    • голубая - учет затрат, фактическая калькуляция и анализ отклонений от нормативной калькуляции.

 Каждая из областей содержит  задачи, решаемые на сопоставленной области фазе.

Далее мы рассмотрим формирование выходной информации на каждой из фаз.

 

1.4 Объектная модель предметной области

Входные данные комплекса задач можно разделить на четыре группы:

    1. справочники,
    2. нормативы,
    3. плановые документы,
    4. учетные документы.

Перечислим документы входящие в группы.

Справочники:

    1. Справочник групп ресурсов;
    2. Справочник ресурсов;
    3. Справочник единиц измерения;
    4. Справочник налогов;
    5. Справочник изделий;
    6. Справочник статей затрат;
    7. Справочник видов подразделений;
    8. Справочник подразделений;
    9. Справочник услуг вспомогательных цехов;
    10. Справочник категорий;
    11. Справочник профессий;
    12. Справочник операций;
    13. Справочник групп основных средств;
    14. Справочник основных средств;
    15. Справочник групп ремонтной сложности;
    16. Штатное расписание;
    17. Тарифно-квалификационный справочник;
    18. Справочник должностей.

Информация о работе Теория информационных процессов и систем