Алгоритм решения изобретательских задач

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2011 в 19:42, реферат

Описание работы

Программа АРИЗ представляет собой последовательность операций по выявлению и разрешению противоречий (см. основную линию решения задач по АРИЗ), анализу исходной ситуации и выбору задачи для решения, синтезу решения, анализу полученных решений и выбору наилучшего из них, развитию полученных решений, накоплению наилучших решений и обобщению этих материалов для улучшения способа решения других задач.

Содержание

1 Введение

2 Основные понятия и определения АРИЗ

2.1 Понятие о противоречиях

2.1.1 Поверхностное противоречие

2.1.2 Углубленное противоречие

2.1.3 Обостренное противореиче

2.1.4 Цепочка противоречий

2.2 Идеальный конечный результат

2.2.1 Идеальная техническая система

2.2.2 Идеальное вещество

2.2.3 Идеальная форма

2.2.4 Идеальный процесс

2.3 Основная линия решения задач по АРИЗ

2.4 Логика АРИЗ

2.5 Вспомогательные понятия АРИЗ

2.6 Практика по формулированию противоречий

2.6.1 Условия задач

2.6.2 Разбор задач по основной линии АРИЗ

3 Структура АРИЗ

3.1 Общие сведения

3.2 Первая часть

3.3 Вторая часть

3.4 Третья часть

3.5 Четвертая часть

3.6 Пятая часть

3.7 Шестая часть

3.8 Седьмая часть

3.9 Восьмая часть

3.10 Девятая часть

4 Анализ задачи

4.1 Основные понятия и структура первой части АРИЗ

4.2 Формулировка мини-задачи

4.3 Формулировка конфликтующей пары

4.4 Формулировка углубленного противоречия

4.5 Выбор конфликтующей пары

4.6 Усиление конфликта

4.7 Формулировка модели задачи

4.8 Представление вепольной модели задачи

5 Анализ модели задачи

5.1 Основные понятия и структура второй части АРИЗ

5.2 Определение оперативной зоны

5.3 Определение оперативного времени

5.4 Определение вещественно-полевых ресурсов

6 Определение ИКР и ОП

6.1 Основные понятия и структура третьей части АРИЗ

6.2 Формулировка идеального конечного результата - ИКР

6.3 Усиленная формулировка ИКР

6.4 Формулировка обостренного противоречия

6.5 Формулировка ИКР-2

6.6 Применение системы стандартов

7 Мобилизация и применение вещественно-полевых ресурсов

7.1 Основные понятия и структура четвертой части АРИЗ

7.2 Применение метода ММЧ

7.3 Шаг назад от ИКР

7.4 Применение преобразованных ВПР

8 Применение информационного фонда

8.1 Основные понятия и структура пятой части АРИЗ

8.2 Использование системы стандартов

8.3 Использование задач-аналогов

8.4 Использование типовых преобразований

8.5 Применение технологических эффектов

9 Изменение и / или замена задачи

10 Анализ способа устранения ОП

10.1 Основные понятия и структура седьмой части АРИЗ

10.2 Контроль решения

10.3 Оценка решения

10.4 Определение новизны и подзадач

11 Развитие полученной идеи

11.1 Основные понятия и структура восьмой части АРИЗ

11.2 Согласование полученного решения

11.3 Использование полученной системы по новому назначению

12 Литература

13 Ссылки

14 Авторство

15 См. также

16 Ссылки

Работа содержит 1 файл

Алгоритм решения изобретательских задач.doc

— 409.00 Кб (Скачать)

ИКР: А, Б 

Обостренное противоречие (ОП) определяется путем выявления  противоречивых свойств "С" и "анти С" (например, физических), которыми должен обладать элемент системы, не справляющийся с требованиями ИКР. Для этого необходимо определить, каким свойством "С" должен обладать элемент, чтобы обеспечить требование B, т.е. чтобы устранить нежелательный эффект. Одновременно этот же элемент должен обладать противоположным свойством (анти-С), чтобы сохранить положительное требование A. Таким образом, элемент должен обладать свойством "С", чтобы удовлетворить требованию B, (обозначим это С→Б), и свойством "анти-С", чтобы сохранить требование A (обозначим это "анти С→А").

ОП: С → Б, анти-С → А 

Дальнейшее обострение противоречий осуществляется выявлением более глубинных свойств "C1", которые необходимы для создания (обеспечения) выявленных ранее свойств "C".

C1 → С 
 

В некоторых  случаях при решении сложных  изобретательских задач, необходимо выявить  еще более глубоко причинно-следственные связи в системе. Для этого приходится выявлять еще более глубинные свойства С2, С2, …Сn. Следующее по номеру свойство определяет, причину возникновения предыдущего свойства, т.е. что необходимо для выполнения этого свойства.

C2 → С1

C3 → С2

..............

Cn → Сn-1 
 
 

В таких случаях  выявляют несколько обостренных  противоречий (ОП1, ОП2, ОП3 …ОПn). Схематически это можно изобразить:

ОП1: C1 → С, анти-C1 → анти-С

ОП2: C2 → С1, анти-C2 → анти-С1

ОП3: C3 → С2, анти-C2 → анти-С2

.............................................................

ОПn: Cn → Сn-1, анти-Cn → анти-Сn-1 

Решение задачи (РЗ) состоит в разрешении обостренного противоречия, например, путем разделения противоречивых свойств C …Cn.

P: C | анти-C

C1 | анти-C1

....................

Cn | анти-Cn 

Типовые способы  разделения противоречивых свойств  представлены в учебном пособии  по АРИЗ [14]. 

Полностью логическую схему решения задач по АРИЗ показана на рис. 23.

 

Рис. 23. Логическая схема АРИЗ 

Причем основа основ ("изюмина") методики состоит в последовательном определении УП, ИКР, ОП, которая показана в виде цепочке (2): 
 

Проиллюстрируем изложенное на примере. 

Задача 1.14. Перекачка  газа 

Необходимо перевести  весь газ из транспортного баллона (на рис.24а большой баллон – 200 л) в два пустых (рабочих)баллона (на рис.24а маленькие баллоны слева по 100 л каждый). Емкость каждого из них равна половине емкости транспортного баллона. 

Известны два  способа перекачки газа (рис. 24).

 

Рис. 24. Перевод  газа из транспортного в два рабочих  баллона. а) исходное состояние; б) непосредственное соединение транспортного баллона с рабочим; в) соединение через компрессор. 

Первый способ (рис. 24 б) состоит в том, что транспортный баллон прямо подсоединяют к рабочим. В этом случае во всех баллонах устанавливается одинаковое давление и половина газа останется в транспортном баллоне. Второй способ (рис. 24 в) намного сложнее: газ перекачивается из большого баллона в два других при помощи компрессора. Так можно перевести весь газ, но необходимо использовать специальное оборудование компрессор высокого давления. Задача заключается в том, чтобы найти способ полностью переводить газ из транспортного баллона в рабочие без применения дополнительного оборудования (компрессоров). 

С такой задачей  приходится сталкиваться при "зарядке" баллонов глубоководных аппаратов на судне-базе. Сжатый воздух там, в частности, используется для продувки цистерн при всплытии [15] . Кроме того, такая же задача стояла при закачке газа в рабочие баллоны самолета [16].

Разбор задачи 

1. Краткая формулировка  задачи 

Найти простой  способ перевода всего газа из одного баллона в два других. 

2. Формулировка  поверхностного противоречия (ПП)

ПП: анти-B 

Часть газа остается в баллоне. 

Нежелательный эффект: НЕПОЛНАЯ (анти-B) перекачка газа. 

3. Определение  углубленного противоречия (УП) 

В данной задаче перекачка газа возможна с применением  и без применения компрессора:

с компрессором

УП1: В – анти-А 

Газ переводится  весь (B), но при этом усложняется (анти-A) система. 

УП1: Полная перекачка  газа - Сложность. 

Весь газ можно  перевести из транспортного баллона  в рабочие, используя компрессор, что усложняет систему.

без компрессора

УП2: А – анти-В 

Система не усложняется (A), но газ переводится не весь (анти-B). 

УП2: Простота - Потери газа. 

Используя простой способ (прямое подсоединение), но при этом теряем половину газа. 

4. Выбор УП. 

Выбираем УП2, так как эта формулировка нацелена на использование простого способа (см. краткую формулировку п.1) 

Примечание: Этим шагом мы выбрали способ перевода газа только непосредственным соединением одного баллона с другим. 

5. Формулировка  ИКР

ИКР: А, В 

Газ "сам" полностью - (В) (с тем же давлением и в  том же количестве) переходит из одного баллона в два других, без  использования (А) дополнительного  оборудования (компрессоров). 

ИКР: Простота - Весь газа. 

6. Формулировка  обостренного противоречия (ОП).

ОП: C→А , анти-С→В 

Чтобы система  не усложнялась, необходимо к баллону  с газом непосредственно присоединить пустой (рабочий) баллон, но это увеличивает  общий объем емкости, в которой находится газ (уменьшая его давление), что не позволяет газу перейти полностью. Таким образом, "лишний" объем (свойство "C") должен быть, чтобы система была простая "A", и не должен быть (свойство "анти-С"), чтобы газ перешел весь "B". 

Примечание: напомним, что основное свойство газа - занимать весь предоставленный ему объем. Поэтому при присоединении рабочих  баллонов газ расширяется, занимая  весь объем баллонов, а давление уменьшается. 

7. Формулировка  обостренного противоречия 1 (ОП1).

ОП1: C → С1, анти-С → анти-С1 

Чтобы не было лишнего  объема "С" рабочий баллон не должен быть пустым (должен быть заполненным) "С1", и чтобы был объем  для перевода газа "анти-С" рабочий  объем должен быть пустым "анти-С1". 

Подсоединяемые  баллоны должны быть заполнены, чтобы газ не расширялся, и не должны быть заполнены (должны быть пусты), чтобы их можно было заполнить необходимым газом. 

Примечание: На этом шаге мы точно сформулировали задачу. 

8. Решение задачи (разрешение ОП). 

Разделение противоречивых свойств можно осуществлять:

в пространстве,

во времени,

изменяя структуру  системы, в частности, изменяя агрегатное состояние. 

Итак, противоречивые свойства: рабочий баллон должен быть ПОЛНЫЙ и ПУСТОЙ (заполненный и  не заполненный). 

В пространстве это противоречие не разрешается.

 

Рис. 25. Схема  заполнения баллонов. 

Разделение указанных  противоречивых свойств во времени  требует, чтобы вещество, заполняющее  рабочий баллон, постепенно освобождало  место для газа, поступающего из транспортного баллона и заполняло освободившееся место в транспортном баллоне. 

Остается только выяснить, каким должно быть вещество, заполняющее рабочие баллоны. Для  этого воспользуемся структурными изменениями вещества, изменяя его  агрегатное состояние. 

Вещество внутри рабочего баллона находится в газообразном состоянии, которое нас не устраивает. Значит, его можно сделать твердым или жидким. 

Заполнить баллоны  твердым веществом? Твердое монолитное вещество не обладает такими свойствами. Этим мы можем испортить баллоны. Можно конечно баллоны заполнить песком или льдом. Такое состояние в принципе может решить задачу, но оно достаточно не эффективно. Остается использовать жидкость. 

Если рабочие  баллоны заполнить жидкостью, не смешивающейся с газом, поместить  их выше транспортного баллона, и соединить баллоны трубками, то газ (полностью и без компрессора) перейдет из транспортного баллона в рабочие (рис. 25). 

Идея изобретения  найдена. 

Задача 1.15. Запас  кислорода 

Для создания нормальных условий жизнедеятельности экипажа  кабина самолета выполняется герметичной. На случай ее разгерметизации самолет снабжается определенным запасам кислорода, который под давлением накачивается в тяжелые стальные баллоны. Таких баллонов требуется несколько десятков, самолет при этом утяжеляется. Как быть? 

Сформулируем  для данной задачи цепочку противоречий и разберем логику АРИЗ. 

1. Поверхностное  противоречие (ПП). 

Сформулируем  для данной задачи два ПП. 

ПП1: Нужно обеспечить жизнедеятельность экипажа в  разгерметизированной кабине самолета. 

Нежелательный эффект - "анти-А" (при разгерметизации кабины самолета не обеспечивается жизнедеятельность). 

Требование А - обеспечение жизнедеятельности  экипажа. 

ПП2: Стальные баллоны  с запасом кислорода утяжеляют  самолет (анти-Б). 

Требование Б - обеспечение постоянной массы самолета или ее уменьшение. 

2. Углубленное  противоречие (УП). 

Баллоны с кислородом обеспечивают жизнедеятельность экипажа, но переутяжеляют самолет. 

УП здесь между  ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ (требование А) и  МАССОЙ (требование Б) самолета. Утяжеление - анти-Б. 

При такой формулировке кроме нежелательного эффекта (утяжеление самолета), указываются положительное  качество (обеспечение жизнедеятельности). 

3. Идеальный  конечный результат (ИКР). 

Баллоны с кислородом не утяжеляют (Б) самолет, обеспечивая нормальную жизнеспособность (А) экипажа. 

4. Обостренное  противоречие (ОП). 

Масса баллонов должна быть большой (свойство С), чтобы  обеспечить жизнедеятельность экипажа (А), и малой (анти-С), чтобы не утяжелять (Б) самолет. 

5. Обостренное  противоречие 1 (ОП1). 

Это противоречие можно еще больше обострить, выявляя  первопричины. Почему баллоны тяжелые? У них толстые стенки, чтобы  выдержать высокое давление, под  которым закачивается газ. 

Итак, 

ОП1: стенки баллона  должны быть толстые (С1) чтобы удержать газ под высоким давлением, и должны быть тонкие (анти-С1) [в пределе нулевые], чтобы быть невесомыми. 

Т.е. стенки у  баллона должны быть и не должны быть. 

Можно это противоречие сформулировать и для кислорода. 

Кислород должен быть под большим давлением, чтобы его больше поместиться в баллоне, и не должен быть под давлением, чтобы не делать болон толстостенным и, соответственно, тяжелым. 

6. Решение задачи (РЗ). 

Информация о работе Алгоритм решения изобретательских задач