Бизнес-инкубаторы в мировой практике

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2011 в 17:25, доклад

Описание работы

«Инкубация - это уникальное и в высокой степени гибкое сочетание процессов развития бизнеса, инфраструктуры и персонала, предназначенное для создания благоприятных условий для развития и для выращивания новых и малых предприятий, через предоставление им поддержки на ранних этапах развития и становления» (Ассоциация бизнес инкубаторов Великобритании)

Работа содержит 1 файл

бизнес-инкубатор.docx

— 30.25 Кб (Скачать)

Доклад  на тему : «Бизнес-инкубаторы в мировой практике»

    «Инкубация - это уникальное и в высокой  степени гибкое сочетание  процессов развития бизнеса, инфраструктуры и персонала, предназначенное  для создания благоприятных  условий для развития и для выращивания  новых и малых  предприятий, через  предоставление им поддержки на ранних этапах развития и становления» (Ассоциация бизнес инкубаторов Великобритании) 

    Что такое бизнес-инкубатор:

    По  мнению заместителя председателя координационного совета Национального содружества бизнес-инкубаторов О.Лаптевой, «бизнес-инкубатор – это не стены, это предпринимательский дух».

     Бизнес-инкубатор – это объект инфраструктуры поддержки субъектов малого предпринимательства, осуществляющий поддержку предпринимателей на ранней стадии их деятельности путем предоставления в аренду нежилых помещений и оказания консультационных, бухгалтерских, юридических и прочих услуг. (Из Постановления Правительства Российской Федерации от 22 апреля 2005 года № 249 “Об условиях и порядке предоставления в 2005 году средств федерального бюджета, предусмотренных на государственную поддержку малого предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства”. 

     Отличия инкубаторов от технопарков 
Во-первых, инкубаторы бизнеса поддерживают исключительно вновь создаваемые и находящиеся на ранней стадии развития фирмы. 
Во-вторых, они поддерживают не только фирмы высоких технологий, но и малый бизнес самого широко спектра деятельности - так называемый нетехнологический бизнес. Тем не менее, в бизнес-инкубаторе, как правило, не допускается размещение субъектов малого предпринимательства, осуществляющих следующие виды деятельности: финансовые, страховые услуги; розничная/оптовая торговля; строительство; услуги адвокатов, нотариат; бытовые услуги; медицинские услуги; общественное питание; операции с недвижимостью; производство подакцизных товаров; добыча и реализация полезных ископаемых; игорный бизнес. 
Бизнес-инкубатор берет на себя решение всех организационных и методических задач, необходимых для успешного создания и развития малого бизнеса. Начинающим предпринимателям в инкубаторе предоставляется целый комплекс услуг – секретарских, бухгалтерских, юридических, образовательных, консалтинговых – причем, целый комплекс услуг – одно из самых главных условий работы инкубатора, потому что именно комплексность имеет значение для стартового развития малых предприятий. Таким образом, предприниматель сосредоточен на одной задаче – начать выпуск продукции (услуги) и выйти на рынок, все остальные проблемы ему помогает решать команда бизнес-инкубатора.

     Функции бизнес-инкубатора- предоставление в аренду помещения и обеспечение офисного обслуживания (помещение под офис, вспомогательные и производственные помещения, выставочные площади; обеспечение функционирования различных видов связи, наличие оборудования и оргтехники коллективного пользования; предоставление почтовых и секретарских услуг); 
- оказание консультативной помощи начинающим малым фирмам по экономико-правовым и технологическим вопросам; 
- предоставление малым предприятиям методической и образовательной поддержки; - разработка бизнес-планов предприятий, обоснование инвестиций и поиск инвесторов; - анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятий; 
- создание условий для расширения межрегионального сотрудничества малых предприятий; 
- проведение семинаров, конкурсов, конференций, курсов и других мероприятий по современным методикам обучения предпринимательству.

     Приоритетные задачи бизнес-инкубатора

     1. Поддержка и обеспечение выживаемости вновь создаваемых и находящихся на ранней стадии развития малых предприятий путем предоставления на льготных условиях нежилых помещений, а также путем оказания комплекса сопутствующих бизнес-услуг коллективного пользования, услуг по приему посетителей и консультационных услуг по ведению бизнеса. 
2. Создание новых рабочих мест. 
3. Поощрение и обеспечение формирования и роста новых малых предприятий, продвигающих новые технологии и коммерциализирующих научные знания. 
Бизнес-инкубаторы, оказывающие начинающим предпринимателям широкий спектр услуг, необходимых на стадии становления собственного предприятия, создают хорошие исходные предпосылки для молодых предпринимателей во время трудных первых лет работы. Они являются одним из ключевых элементов инфраструктуры поддержки малого бизнеса.

     

    История возникновения:

    На  сегодня самый действенный механизм содействия созданию новых устойчивых предприятий – бизнес-инкубирование, этот тезис был подтвержден на I Форуме бизнес-инкубаторов в Китае большинством стран – участников Азиатско-Тихоокеанского Форума Экономического Сотрудничества (АТЭС), которые вкладывают в строительство материальной базы бизнес-инкубаторов десятки и сотeи миллионов долларов, и считают это выгодным вложением.

    Первые бизнес-инкубаторы появились еще в 50 годы в Великобритании. В 1985 году в мире действовало около 70 бизнес-инкубаторов, в 1992 их насчитывалось 470, в 1995 – 1100, объединенных в Национальную ассоциацию инкубаторов бизнеса. Из них 525 в США и 75 в Китае. За 20 последних лет получили активное развитие больше тысячи бизнес-инкубаторов: в 90-е годы малый бизнес обеспечил около 80% новых рабочих мест в Европе и США.

    Можно назвать три причины, которые  способствовали их быстрому распространению  в США:

      1.            Проблема возрождения приходящих в упадок городских центров и отдельных регионов. Бизнес-инкубаторы, создаваемые в рамках этой схемы, открывались на свободных площадях заводов и фабрик, на месте бывших складов, школ, в восстановленных зданиях, в общем, в любых помещениях, которые можно было приспособить для формирования и выхаживания малого бизнеса. Эти бизнес-инкубаторы выполняли в основном, функцию создания новых рабочих мест и связаны, в основном, с нетехнологичным бизнесом.

      2.            Поощрение инновационной деятельности и предпринимательской активности в университетах. Бизнес-инкубаторы, появление которых было вызвано этой причиной, выполняли функцию поддержки наукоемкого предпринимательства.

      3.            Инициативы по открытию инкубаторов, предпринятые для создания привлекательных условий частным инвесторам - «бизнес-ангелам».

      Удобство инкубаторной схемы для венчурных капиталистов в том, что они таким образом могут контролировать по ряду параметров своих клиентов, одновременно создавая им условия для работы. Эти инкубаторы оказывают поддержку как фирмам высоких технологий, так и нетехнологическому предпринимательству.

    Примером  успешного развития инкубатора по третьей схеме может служить бизнес-инкубатор в г. Остин штата Техас (Austin Technology Incubator). Он был создан в 1989 году и занимал тогда небольшую площадь всего в 400 кв. метров. Однако уже в 1997 году его площадь увеличилась до 20000 кв. метров, а число компаний, входящих в него, возросла до 28. Сейчас общий капитал этих компаний достиг 100 миллионов долларов. 90% всех компаний, которые родились здесь, успешно развиваются.

    Чаще  всего бизнес-инкубаторы формируются по смешанной схеме, но по мере их «взросления» тяготеют к специализации. Например, создаются бизнес-инкубаторы только для фирм, производящих программное обеспечение или работающих в области биотехнологии. Бизнес-инкубаторы, которые входят в состав технопарков, располагаются, как правило, на базе крупных вузов или научных центров и относятся ко второму типу приведенной выше классификации. Бизнес-инкубаторы, созданные как самостоятельные структуры, чаще всего решают задачи, стоящие перед местными властями по развитию малого бизнеса в регионе и относятся к первому типу.

    В мировой практике бизнес-инкубаторам государственная финансовая поддержка предоставляется исключительно в виде субсидий на выплату арендных ставок и покупку оборудования. Средняя площадь бизнес-инкубаторов варьирует от 6-10 тыс. кв.м в Китае до 1,5 тыс. кв.м в Австралии, в ЕС средняя площадь бизнес-инкубаторов составляет 3-4 тыс.кв.м. Как правило, в бизнес-инкубаторе работает 20-30 компаний, получающих консалтинговую и финансовую поддержку, помощь в обучении специалистов и в проведении исследований.

     Мировая практика

     Всего в мире насчитывается порядка 4000 бизнес-инкубаторов . Самое большое их число находится в США (по разным оценкам от 850 до 1100). Деятельность большинство (около 90%) фирм, размещенных в бизнес-инкубаторах , связано с использованием высоких технологий.  
Датой рождения идеи бизнес-инкубатора считают конец 50-х годов XX века, а стремительный рост их числа зафиксирован в период между 1985 и 1995 годами. За это время в мире появилось больше тысячи бизнес-инкубаторов, благодаря чему в 90-е годы малый бизнес обеспечил около 80% новых рабочих мест в Европе и США.  
Бизнес-инкубаторы создавались, по большей части, как некоммерческие структуры, поддерживаемые местными администрациями или структурами, занимающимися экономическим развитием, исследовательскими институтами и высшими учебными заведениями. Во многих случаях их целью декларировалось увеличение "социального капитала", стимулирование предпринимательства, заполнение пустующих площадей, предотвращение оттока квалифицированных трудовых ресурсов. Мировая практика свидетельствует о том, что наряду с решением вышеуказанных проблем БИ содействуют созданию недостающих компонентов инфраструктуры, стимулируют создание дополнительных рабочих мест. Начиная примерно с 2000 г. некоммерческие БИ все более активно вытесняются коммерческими. 
Бизнес-инкубаторы , создаваемые в разных странах, имеют свою специфику. Их различия обусловлены разницей в поставленных перед ними задачах, в наборе источников финансирования и т.д. В Европе, например, некоторые бизнес-инкубаторы называются центрами бизнес-инноваций. Большинство этих центров были созданы по инициативе Экономической комиссии при поддержке региональных и городских властей. Такие БИ крупнее тех, что находятся в Северной Америке, и обслуживают малые и средние начинающие компании, в то время как инкубаторы США работают, в основном, с начинающими, молодыми или развивающимися фирмами.

     США

     Первый  бизнес-инкубатор в США (и в  мире) был создан в штате Нью-Йорк в 1959 году. Однако опыт работы с начинающими  компаниями до тех пор, пока они не окрепнут и не начнут приносить прибыль, распространялся очень медленно. К 1980 году в США работало только 12-15 инкубаторов, к настоящему моменту  их число значительно выросло  и составляет примерно 1000. В США  большинство бизнес-инкубаторов  были созданы при поддержке университетов, органов местного самоуправления или  организациями, занимающимися экономическим  развитием. 
Значительная часть доходов бизнес-инкубаторов в США связана не с агентами бизнес-инкубирования, а с программами поддержки малого бизнеса - региональными и федеральными. Руководство БИ осуществляют люди, имеющие большой опыт работы с бизнесом, финансовыми структурами, венчурной индустрией, государственными и региональными учреждениями. Коллективное руководство всегда характеризуется совокупностью компетенций. Для этого приглашаются специалисты из разных областей деятельности. 
Обеспечение творческой среды является главной целью любого американского БИ, поэтому они, как правило, не имеют формальных показателей, нет стандартных требований. Важнейшим критерием успешности БИ считается успешность координации его деятельности с региональными и федеральными структурами.  
Средний срок пребывания малого предприятия в бизнес-инкубаторе в США составляет всего несколько месяцев.

     Согласно  официальной статистике США в  целом около 87% начинающих компаний, развивающихся в бизнес-инкубаторах, добились успеха и остались на рынке. 84% компаний остались работать в той  сфере, по которой они получали поддержку. За четыре года, в течение которых  проводилось исследование, прибыль  компаний, находящихся в инкубаторах, увеличилась почти на 800%, а занятость  повысилась на 400%.  
47% бизнес-инкубаторов Северной Америки предоставляет свои услуги для компаний с разнообразными видами деятельности,  
37% БИ сосредоточили свои внимание на фирмах, связанных с технологиями,  
7% инкубаторов обслуживает производственные предприятия,  
6% работает с предприятиями, оказывающими различные услуги. 
Примеры бизнес-инкубаторов в Северной Америке

     ·  Gulf Coast Business Technology Center[1] (Билокси, штат Миссисипи), основанный в 1990, предоставляет услуги для производственных и обслуживающих предприятий, т.е. является смешанным БИ. Ему оказывается поддержка, как от администрации города, так и со стороны правительства округа. За 2005год 25компаний, находящихся в инкубаторе получили прибыль от товаров и услуг на 30,1миллиона долларов, они наняли на работу 344 человека и выплатили своим работникам заработную плату на 2,7миллиона долларов. 

     ·  Austin Technology Incubator[2] на территории Техасского университета занимается осуществлением поддержки начинающим компаниям, специализирующимся на высоких технологиях. БИ помогает найти источники финансирования и продвигать продукты на рынок, тем самым, повышая благосостояние и оказывая воздействие на экономику. С 1989 года инкубатор сотрудничал со 140 компаниями, было создано более 2800 высокооплачиваемых рабочих мест на территории Остина. Выпускники и клиенты БИ получили доход более 1,4 миллиардов долларов, инкубатор увеличил внешний капитал до 600 миллионов долларов. 

     ·  Один из старейших технологических инкубаторов располагается на территории Технологического института Джорджии в Атланте, штат Джорджия. Этот инкубатор, Центр развития передовых технологий, начал работу в 1980 при поддержке штата Джорджия как основной инструмент для превращения технологий, разработанных государственным институтом, в источник прибыли для местной экономики. Сейчас Центр имеет в своем подчинении три территории вокруг штата и три инкубатора в Атланте. Только в 2002 году 44компании Центра получили финансирование на 94 миллиона долларов, в тот же год компании получили доход в 684 миллиона долларов и создали 4900 высокооплачиваемых рабочих мест. 

     ·  Квебекский инновационный центр биотехнологии в Лавале (Канада) получил высшую награду Национального содружества бизнес-инкубаторов как лучший инкубатор года, расположенный в Северной Америке. Всего через 6 лет после открытия, инкубатор стал признанной во всем мире образцовой программой, направленной на поддержку компаний, занимающихся биотехнологиями. В нем размещены 11 компаний-клиентов, две из которых находились за пределами Канады, занятость инкубатора составляет 100%. Компаниями, расположенными в инкубаторе, содержится более 350 высокооплачиваемых рабочих мест. Этот центр является образцом сообщества, созданного на базе крупных компаний, занимающихся биотехнологиями, и университетских исследовательских лабораторий, цель которого - создать новые фирмы.

     Китай

     Правительство Китая совместно с местными властями организовало более 400 бизнес-инкубаторов. Из-за того, что правительственное  агентство по управлению БИ находится  в структуре Министерства науки  и технологий, все эти бизнес-инкубаторы оказывают свои услуги компаниям, занимающимся технологиями. Вследствие определенных обстоятельств, все БИ Китая достаточно крупные. Только в Шанхае находится  более 30 инкубаторов, самый большой  из которых обслуживает 300 компаний. Многие из этих компаний были созданы  так называемыми "вернувшимися учеными". Это ученые, которые получили образование  в Западной Европе и Северной Америке  и вернулись в Китай, чтобы  создать новые компании, которые  могут воспользоваться ситуацией  на активно развивающемся рынке.

Информация о работе Бизнес-инкубаторы в мировой практике