Государственная инновационная политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 03:22, контрольная работа

Описание работы

Цель данной работы – раскрыть роль государственной поддержки инновационной деятельности.
Задачи работы – рассмотреть:
- сущность и принципы государственной инновационной политики;
- инновационную деятельность фирмы, проблемы развития;
- экономические и организационные условия освоения новых технологий.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………...3
1 ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И ПРИНЦИПЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ 4
2 ФОРМИРОВАНИЕ ГОСУДАОСТВЕННОЙ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ…………………………………………………………………………7
3 Методы государственного воздействия на инновационную деятельность
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………..17
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 18

Работа содержит 1 файл

инновационный менеджмент.doc

— 134.00 Кб (Скачать)


Министерство науки и образования РФ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

АМУРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

(ГОУВПО «АмГУ»)

 

 

 

Экономический факультет

Кафедра Экономики и менеджмента организации

Специальность 08_05_07– Менеджмент организации

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

 

 

по дисциплине «Инновационный менеджмент»

 

 

 

 

Тема: Государственная инновационная политика

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил

студент группы С-94

№ з.к 093585                            _____________________ Е.В. Литовченко

 

 

Проверил                  _____________________ Рыбакова Л.В.

 

 

 

 

 

Благовещенск 2011

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………...3

1 ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ  И ПРИНЦИПЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ              4

2 ФОРМИРОВАНИЕ ГОСУДАОСТВЕННОЙ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ…………………………………………………………………………7

3 Методы государственного воздействия на инновационную деятельность

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………..17

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК              18


ВВЕДЕНИЕ

Государственное регулирование экономики и инновационных процессов, как отмечают многие ученые, является одним из главных условий перевода функционирования экономики на рыночные отношения. Это выражается в формирование мировых рынков капиталов, финансов, производства, торговли, рабочей силы. Однако наибольшее воздействие оказывает построение глобальных информационных сетей, позволяющих интенсифицировать информационный обмен и сотрудничество в научно-технической сфере, культуре, бизнесе. Иными словами, происходит создание глобального информационного поля, генерирующего знания и оказывающего существенное влияние на появление экономики нового типа – инновационной, где сектор знания играет решающую роль, а производство знаний представляет источник экономического роста.

Инновация (нововведение) – конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности.

Исключительной прерогативой государства является правовое регулирование инновационных процессов. Необходимо законодательное закрепление статуса научной и инновационной деятельности, прав научных работников и инноваторов, механизма выработки и реализации научно-технической и инновационной политики.

В качестве инструментов государственного регулирования инновационной деятельности могут выступать: социально-экономические и научно-технические прогнозы государственной политики в области финансов, цен, денежного обращения, воспроизводственной, структурной политики и др.; государственно-административные, общеэкономические и рыночные регуляторы; федеральные и региональные программы, балансы и модели оптимизации экономических процессов; государственные заказы и современные контрактные системы; индикативные механизмы и регуляторы деятельности государственных предприятий и организаций и других форм собственности; механизм интеграции регуляторов и структур.

 

Цель данной работы – раскрыть роль государственной поддержки инновационной деятельности.

Задачи работы – рассмотреть:

- сущность и принципы государственной инновационной политики;

- инновационную деятельность фирмы, проблемы развития;

- экономические и организационные условия освоения новых технологий.

Для более наглядного представления о том, как собственно правительство РФ воплощает в жизнь инновационную политику, необходимо рассмотреть механизмы, инструменты государственной инновационной политики.

 

 

1 ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И ПРИНЦИПЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ

 

Главная цель, а, следовательно, и функция государства в условиях рыночных отношений – защита свободы личности, собственности и предпринимательства.

Для сохранения и развития научно-технического и инновационного потенциала страны необходимо решить на государственном уровне следующие задачи:

1) реструктуризация научно-технического потенциала в различных отраслях экономики с учетом концентрации материальных, финансовых и интеллектуальных ресурсов на прорывных направлениях науки и техники;

2) создание фонда имущества науки и инноваций за счет объектов науки, являющихся федеральной собственностью и не используемых по назначению;

3) разработка системы использования лизинга как эффективного рыночного механизма для субъектов инновационной деятельности, разрабатывающих и производящих наукоемкую продукцию с использованием дорогостоящих приборов и оборудования;

4) совершенствование механизмов системы привлечения банковского кредита для расширения инновационной деятельности и создания условий для развития рынка капитала;

5) разработка и использование системы обязательных отчислений части прибыли от экспорта нефти, нефтепродуктов, газа и минерального сырья для создания фонда инноваций в топливно-энергетический комплекс;

6) создание в финансово-промышленных группах наряду с системой консолидации финансовых и производственных потенциалов специальных инновационных центров, координирующих и реализующих инновационные проекты;

7) формирование института разработчиков и управляющих инновационными проектами из числа научно-технических работников, ученых и специалистов;

8) образование на базе фондов, поддерживающих инновационную деятельность (Федеральный фонд производственных инноваций, Российский фонд технологического развития, Фонд содействия развитию малых форм предпринимательства в научно-технической сфере и др.), ассоциации фондов с развитым финансовым капиталом для помощи прорывным проектам;

9) формирование системы целевого использования средств амортизационного фонда на финансирование мероприятий, связанных с проведением НИОКР, экспериментальных и других видов работ, освоением инноваций, патентованием новых решений, приобретением и освоением отечественных и зарубежных патентных и беспатентных лицензий;

10) разработка предложений об изменении налогового законодательства, обеспечивающих значительное повышение инновационной активности.

Государственная инновационная политика – это составная часть социально-экономической политики, которая выражает отношение государства к инновационной деятельности, определяет цели, направления, формы деятельности органов государственной власти РФ в области науки, техники и реализации достижений науки и техники. Представляется в разрабатываемых правительством Российской Федерации концепции социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу и программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу.

Государственная инновационная политика РФ формируется и осуществляется исходя из следующих основных принципов:

                   признание приоритетного значения инновационной деятельности для повышения эффективности уровня технологического развития общественного производства, конкурентоспособности наукоемкой продукции, качества жизни населения и экономической безопасности;

                   обеспечение государственного регулирования инновационной деятельности в сочетании с эффективным функционированием конкурентного механизма в инновационной сфере;

                   концентрация государственных ресурсов на создании и распространении базисных инноваций, обеспечивающих прогрессивные структурные сдвиги в экономике;

                   создание условий для развития рыночных отношений в инновационной сфере и пресечение недобросовестной конкуренции в процессе инновационной деятельности;

                   создание благоприятного инвестиционного климата при осуществлении инновационной деятельности;

                   активизация международного сотрудничества РФ в инновационной сфере;

                   укрепление обороноспособности и обеспечение национальной безопасности государства в результате осуществления инновационной деятельности.

Формирование и осуществление государственной инновационной политики Российской Федерации обеспечивают органы государственной исполнительной власти Российской Федерации, назначаемые Правительством Российской Федерации. Инновационная политика субъектов Российской Федерации формируется и реализуется органами государственной власти субъектов Российской Федерации с учетом государственной инновационной политики Российской Федерации и интересов регионов. К разработке и реализации государственной инновационной политики могут привлекаться общественные объединения, действующие в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Политика в области инновационной деятельности как элемент системы государственного регулирования имеет:

                   четко определенные цели и приоритетные направления инновационной деятельности;

                   органы управления, реализующие функции, которые обеспечивают достижение сформулированных целей;

                   информационную систему, формирующую информационный образ объекта регулирования, достаточную для реализации функций управления;

                   инструменты регулирования и поддержки, с помощью которых органы государственного управления воздействуют на предприятия и среду в рамках выполнения своих функций.


2 ФОРМИРОВАНИЕ ГОСУДАОСТВЕННОЙ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ

Формирование правовой среды инновационного предпринимательства является обязательным и непременным условием, обеспечивающим субъектам инновационного предпринимательства экономическую свободу. Формирование нормативной базы решает многие проблемы, стоящие на пути развития инновационного предпринимательства, начиная с момента регистрации субъектов инновационной деятельности, лицензирования, предмета их деятельности и заканчивая процедурами банкротства.

Политика, формируемая Министерством образования и науки Российской Федерации, нацелена на реализацию этих целей и задач. Основные задачи, которые призвана решать федеральная целевая научно – техническая программа: определение приоритетов в сфере науки и технологий и их реализация; развитие системы научных и технических приоритетов, механизмов создания и построения государственно-частного партнёрства; развитие инфраструктурной деятельности, т.е. построение инновационной инфраструктуры в России; а также содействие укреплению материально-технической базы научной деятельности ВУЗов, совершенствование нормативно-правовой базы науки и инновационной сферы, и др. Управление программой осуществляется Научно-координационным советом под руководством Министра. По шести основным научно – техническим направлениям сформированы приоритеты:

                  наноиндустрия и перспективные материалы;

                  энергосберегающие технологии и альтернативные источники энергии;

                  технологии живых систем;

                  информационно-телекоммуникационные системы;

                  экология и рациональное природопользование;

                  безопасность и противодействие терроризму.

В новой редакции программы следует отметить 3 основных блока, в рамках которых строится работа: генерации знаний, разработка технологий и коммерциализация технологий.

Первый блок – генерация знаний

В рамках этого блока реализуется около 250 проблемно-ориентированных поисковых исследований фундаментального характера и прикладные разработки. Осуществляется также поддержка научно–организационного и методического обеспечения интеграции научной и образовательной деятельности, поддерживаются пилотные проекты в этой сфере, создаются научно-образовательные комплексы.

Второй блок – разработка технологий

Этот блок ориентирован на поддержку и развитие прикладных научных исследований и разработок. В рамках этого блока около 120 опытно–конструкторских, технологических и экспериментальных разработок впервые получили финансовую поддержку. Каждый проект получал в среднем около 10 млн. рублей. Это примерно на порядок больше того, что было до реализации последней редакции программы.

Третий блок программы – коммерциализация технологий

В первую очередь, здесь следует говорить о создании и развитии эффективных механизмов государственного и частного партнёрства. Хорошими примерами в этой связи могут стать реализуемые, начиная с 2003 года, важнейшие инновационные проекты государственного значения, которые были поддержаны ещё Министерством промышленности, науки и технологий Российской Федерации и очень успешно продолжают развиваться при поддержке Федерального Агентства науки и инноваций, фактически при поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации.

Информация о работе Государственная инновационная политика