Информационные технологии в сфере социальной защиты

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 22:08, реферат

Описание работы

В социальной работе информационные технологии еще только начинают внедряться, скорее всего, вследствие низкого финансирования социальных служб. Однако систематизация информации, быстрый поиск, легкое изменение и управление при большом потоке информации в системе управления социальной работой невозможно без обеспечения информационными технологиями. Необходимость использования информационных технологий в управлении социальной работой очевидна.

Содержание

Введение 3
1. Понятие социальной защиты населения 4
2. Понятие информационных технологий 18
3. Информационные технологии в сфере социальной защиты населения 24
Заключение 29
Список используемой литературы 30

Работа содержит 1 файл

информационные технологии в социальной сфере.docx

— 104.01 Кб (Скачать)

Формы и методы социальной защиты человека должны быть дифференцированными, но обязательно доступными, полноценными, не унижающими человеческое достоинство, максимально ориентированными на профилактику и способы положительного разрешения отдельной личностью сложных критических ситуаций.

Сама  система многопрофильной целевой  социальной защиты должна включать все  амортизаторы негативных влияний на человека и способствовать как профилактике их возникновения, так и ликвидации. И только в тех случаях, когда по каким-либо причинам не срабатывают механизмы социальной защиты или возникают нестандартные, непредусмотренные ситуации, либо человек не согласен с формами и методами его защиты, он будет вынужден заявлять о претенденстве на социальную помощь и услуги в соответствующие компетентные органы.

Разработка  механизма функционирования системы многопрофильной целевой социальной защиты населения должна вестись по следующим направлениям:

  • определение роли и места социальной защиты населения в социальном развитии страны и регионов;
  • нормативно-правовое обеспечение социальной защиты, четко определяющее социальные риски, последствия которых подлежат коррекции, гарантированной государством;
  • разработка государственных стандартов услуг в здравоохранении, образовании, культуре и социальном обслуживании населения (с учетом региональных и местных условий воспроизводства рабочей силы и населения) для их адресного использования в планировании расходов на социальную сферу и их поэтапного повышения;
  • нормативно-правовое регулирование профилактики свершения социальных рисков;
  • разработка стратегических сценариев развития социального комплекса;
  • разграничение полномочий между федеральными органами и органами власти субъектов Российской Федерации по социальным вопросам;
  • разработка структурного реформирования государственного управления социальным комплексом, включая нормативно-правовое обеспечение его развития;
  • институциональные и организационные преобразования социального комплекса:
  • демонополизация;
  • развитие инфраструктуры;
  • приватизация социальных объектов;
  • регулирование платных социальных услуг.
  • инвестиционная политика в социальной сфере;
  • определение приоритетов развития социальной сферы;
  • инновационная политика социальных технологий;
  • формирование федеральных социальных программ, ориентированных на управление социальными процессами;
  • формирование федерально-региональных, межрегиональных и региональных программ социального развития, включая социальную защиту населения;
  • создание системы информационного обеспечения населения о правовом, трудовом и ином регулировании жизни общества, с направленностью на активное самостоятельное решение людьми своих проблем, а также достоверное, простое и доступное определение роли государства в этом процессе.

Особое  значение следует уделить разработке государственных социальных стандартов. Краеугольным становится вопрос о минимальных стандартах. В правовом отношении минимизация помощи человеку, нуждающемуся в таковой, абстрактна, а в морально-этическом плане – во многих случаях абсурдна. Следует ввести в нормативно-правовое поле иное понятие – минимальные государственные социальные гарантии, четко сформулировать их толкование и механизм реализации.

Определяющее  значение в успехе решения проблем  социальной защиты будет иметь адекватность финансовых ресурсов, предназначенных  на эти цели, потребностям людей. Сложившееся  государственное централизованное финансовое обеспечение привело к непомерной нагрузке на государственный бюджет и неисполнению государственных обязательств по социальной защите населения, что вызывает недовольство граждан и социальную напряженность в обществе. Для изменения такого положения необходимо создать механизм финансового обеспечения этой сферы на принципах дифференцированного социального налогообложения и социального обязательного и добровольного страхования при условии сохранения социального вспомоществования только тем, кому невозможно помочь иначе, как путем социального патернализма. Законодательно следует четко определить критерии социального налога и социального страхового взноса (обязательного и добровольного), а также порядок их начисления, сбора, аккумуляции и использования. Необходимо постепенно отойти от государственных дотаций по тем или иным социальным направлениям и ввести государственные заказы на решения конкретных социальных задач. Привлекать к выполнению социального заказа следует всех желающих юридических и физических лиц на конкурсной основе. Такой подход позволит упорядочить, целенаправить финансовые потоки, сделать их управляемыми и контролируемыми соответствующими государственными органами и общественностью.

Решение проблем социальной защиты населения  России, обеспечивающих вышеизложенные приоритеты, потребует серьезного анализа состояния социальной сферы, сложившихся форм и методов социальной помощи населению, оценки действующих служб здравоохранения, образования, социальной защиты, занятости, миграции и иных ответственных структур.

Очевидна  необходимость поиска принципиально  иных подходов к управлению социальными процессами. В основе такого управления должна быть достоверная динамически отслеживаемая информация о потребностях людей в социальной помощи и услугах и о располагаемых для этого ресурсах (финансовых, материально-технических, инструментальных, институционных, организационных).

Во  многих регионах России необходимо провести модернизацию учреждений социальной защиты. Это особенно актуально для социальных стационарных учреждений. Достойные условия жизни должны быть созданы тем, кто по разным обстоятельствам находится в домах интернатах, специализированных пансионатах, психоневрологических больницах. Число мест в этих учреждениях должно соответствовать региональной или межрегиональной потребности.

В России актуальной является проблема социальной помощи людям, оказавшимся  в сложных жизненных условиях (бездомные, беженцы, вынужденные мигранты и переселенцы). Необходимо территориальным  органам социальной защиты совместными  усилиями с другими заинтересованными  службами решить проблемы организации  домов ночного пребывания, социальных приютов и гостиниц. Не должно быть случаев отказа в помощи людям, попавшим в экстремальные ситуации.

В различных территориях России отмечаются разительные отличия в материальном положении работников непроизводственной сферы. Эта ситуация требует самого пристального изучения и поиска адекватного решения.

В условиях глубокого трансформационного спада производства в России первые шаги по восстановлению ранее достигнутых  объемов производства при благоприятной  внешнеэкономической конъюнктуре  послужили основанием для выводов  о вступлении экономики страны в  фазу подъема и роста. Критически оценивая качество официальных прогнозов  развития экономики, нельзя не подчеркнуть, что практика разработки ряда сценариев  создает иллюзию большой свободы  выбора альтернативных вариантов. Неблагополучная  стартовая ситуация диктует тщательное обоснование стратегии развития, реалистической оценки вариантности. По заданию властных структур России были разработаны три сценария развития, с учетом которых принимались  экономические решения при формировании экономической и бюджетной политики на ближайший период: инерционный, экспорториентированный, инвестиционно-активный.

Обязательства государства по своим социальным гарантиям должны выполняться на всех уровнях. В тех же ситуациях, когда это невозможно сделать, необходимо четко объяснить людям причины и возможные решения проблемы.

Большое значение для становления эффективной  системы социальной защиты населения  имеет такой подход законодателя, как адресность социальных выплат, льгот и услуг. При этом законодателем  используются различные социально  оправданные критерии дифференциации. К числу основных из них относятся:

  • учет специфики видов общественно полезной деятельности;
  • категории обеспечиваемых по уровню материального достатка либо по иным критериям.

Важной  положительной чертой российской действительности в этой области является принцип  многообразия и всесторонности социальной защиты населения. Суть его состоит  в том, что гражданин, имеющий  право на социальную защиту, может  получать одновременно различные виды социального обеспечения [6, с. 93].

Ведущими  организационно-правовыми формами  социального обеспечения в настоящее  время выступают социальное страхование  и национальная система социального  обеспечения, финансируемая в основном за счет налогов.

 

2. Понятие информационных технологий

 

Любому  предприятию, фирме, организации в  процессе экономической деятельности приходится постоянно сталкиваться с большими информационными потоками: международными, экономическими, политическими, конкурентными, технологическими, рыночными, социальными и т.д. При этом из множества потоков информации необходимо отобрать то, что соответствует поставленным целям. Качественная информация делает действия специалистов различных областей экономики целенаправленными и эффективными.

В сложившихся условиях все более  важной становится роль информационных технологий (ИТ).

Под информационной технологией следует  понимать систему методов и способов сбора, накопления, хранения, поиска, обработки, анализа, выдачи данных, информации и  знаний на основе применения аппаратных и программных средств в соответствии с требованиями, предъявляемыми пользователями.

Необходимо  отметить, что такие понятия как  “данные”, “информация”, “знания” не являются тождественными, и их принято  различать. Систематизируя многие существующие и рассмотренные выше подходы  к трактовке этих понятий, можно  сформулировать следующие их определения. Фиксируемые воспринимаемые факты  окружающего мира представляют собой  данные. При использовании данных в процессе решения конкретных задач  – появляется информация. Результаты решения задач, истинная, проверенная информация (сведения), обобщенная в виде законов, теорий, совокупностей взглядов и представлений представляет собой знания.

 

Свойства информационных технологий. В числе отличительных свойств информационных технологий, имеющих стратегическое значение для развития общества, представляется целесообразным выделить следующие семь наиболее важных.

ИТ позволяют активизировать и эффективно использовать информационные ресурсы общества, которые сегодня являются наиболее важным стратегическим фактором его развития. Опыт показывает, что активизация, распространение и эффективное использование информационных ресурсов (научных знаний, открытий, изобретений, технологий, передового опыта) позволяют получить существенную экономию других видов ресурсов: сырья, энергии, полезных ископаемых, материалов и оборудования, людских ресурсов, социального времени.

ИТ позволяют оптимизировать и во многих случаях автоматизировать информационные процессы, которые в последние годы занимают все большее место в жизнедеятельности человеческого общества. Общеизвестно, что развитие цивилизации происходит в направлении становления информационного общества, в котором объектами и результатами труда большинства занятого населения становятся уже не материальные ценности, а, главным образом, информация и научные знания. В настоящее время в большинстве развитых стран большая часть занятого населения в той или иной мере связана с процессами подготовки, хранения, обработки и передачи информации и, поэтому, вынуждена осваивать и практически использовать соответствующие этим процессам ИТ.

Информационные  процессы являются важными элементами других более сложных производственных или же социальных процессов. Поэтому  очень часто и информационные технологии выступают в качестве компонентов соответствующих производственных или социальных технологий. При этом они, как правило, реализуют наиболее важные, “интеллектуальные” функции  этих технологий. Характерными примерами  являются системы автоматизированного  проектирования промышленных изделий, гибкие автоматизированные и роботизированные производства, автоматизированные системы  управления технологическими процессами и т.п.

ИТ сегодня играют исключительно важную роль в обеспечении информационного взаимодействия между людьми, а также в системах подготовки и распространения массовой информации. В дополнение к ставшим уже традиционными средствами связи (телефон, телеграф, радио и телевидение) в социальной сфере все более широко используются системы электронных телекоммуникаций, электронная почта, факсимильная передача информации и другие виды связи. Эти средства быстро ассимилируются культурой современного общества, так как они не только создают большие удобства, но и снимают многие производственные, социальные и бытовые проблемы, вызываемые процессами глобализации и интеграции мирового общества, расширением внутренних и международных экономических и культурных связей, миграцией населения и его все более динамичным перемещением по планете.

ИТ занимают сегодня центральное место в процессе интеллектуализации общества, развития его системы образования и культуры. Практически во всех развитых и во многих развивающихся странах компьютерная и телевизионная техника, учебные программы на оптических дисках и мультимедиа - технологии становятся привычными атрибутами не только высших учебных заведений, но и обычных школ системы начального и среднего образования. Использование обучающих информационных технологий оказалось весьма эффективным методом и для систем самообразования, продолженного обучения, а также для систем повышения квалификации и переподготовки кадров.

ИТ играют в настоящее время ключевую роль также и в процессах получения и накопления новых знаний. При этом, на смену традиционным методам информационной поддержки научных исследований путем накопления, классификации и распространения научно-технической информации приходят новые методы, основанные на использовании вновь открывающихся возможностей информационной поддержки фундаментальной и прикладной науки, которые предоставляют современные информационные технологии.

Современные методы получения и накопления знаний базируются на теории искусственного интеллекта, методах информационного  моделирования, когнитивной компьютерной графики, позволяющих найти решения  плохо формализуемых задач, а  также задач с неполной информацией  и нечеткими исходными данными.

Информация о работе Информационные технологии в сфере социальной защиты