Инновации в банковской сфере

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 11:32, дипломная работа

Описание работы

Вопросы исследования финансовых и организационно-экономических инноваций приобретают особую актуальность на современном этапе экономического развития. Создание системы эффективного управления инновационной деятельностью в области организационно-экономического развития с целью повышения потенциала отечественных банков является новым научным направлением, особенно в аспекте финансовой глобализации и усиления конкуренции.
Актуальность повышения эффективности инновационной деятельности на основе использования потенциала научно-технического прогресса раскрыта во многих трудах зарубежных и отечественных ученых и практиков.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические основы банковских инноваций
1.1 Сущность банковской инновации
1.2 Классификация банковских инноваций
Заключение
Список литературы
Приложения

Работа содержит 1 файл

банки.doc

— 193.50 Кб (Скачать)

инновации первого порядка, включающие количественные изменения, вносимые в систему (расширение того или иного подразделения кредитной организации для улучшения качества обслуживания за счет увеличения "производственной мощности");

инновации второго порядка, в процессе которых происходит перегруппировка составных частей системы (структурные изменения в рамках одной кредитной организации, слияние отдельных структурных подразделений, выделение новых с целью повышения функциональной отдачи);

инновации третьего порядка - изменения структурных элементов адаптивного характера, предназначенные для улучшения взаимодействия отдельных подразделений кредитной организации друг с другом, перераспределения функций между ними;

инновации четвертого порядка, включающие сохранение первоначальных свойств структуры при проведении простейших изменений качественного характера, выходящих за рамки адаптивных изменений;

инновации пятого порядка, подразумевающие сохранение базовой структуры кредитной организации нетронутой, но с внесением изменений в большинство свойств системы;

инновации шестого порядка - качественное изменение первоначальных свойств кредитной организации, смена системообразующих секторов клиентов, обслуживаемых банком;

инновации седьмого порядка, обозначающие высшее изменение в функциональных свойствах кредитной организации (смена "специализации" банка, изменение всего спектра оказываемых услуг, переход на новые рынки и использование новых принципов выбора и обслуживания клиентской базы).

Таким образом, приведенная выше классификация банковских инноваций дает возможность выявить некоторые закономерности в возникновении и прохождении инновационных процессов в кредитных организациях. Дело в том, что преобладание того или иного типа инноваций определяет тип и направленность инновационной стратегии банка. В свою очередь, типология банковских инноваций позволяет конструировать соответствующие экономические и управленческие механизмы, поскольку они определяются именно типом внедряемых инноваций и выбранной инновационной стратегией.

При этом любой банк в процессе реализации системного подхода к определению своей инновационной стратегии, рассматривая свою инновационную деятельность с учетом вышеописанных принципов и аспектов классификации, получает возможность точнее позиционироваться на рынке, определить формы продвижения и реализации своих разработок и продуктов на рынок, которые для разных типов инноваций различны.


Заключение

 

Банковские инновации - это доведённые до клиентов и принятые ими новые или кардинально изменённые банковские продукты, новые банковские услуги и услуги более качественного уровня, предоставленные на основе использования современных инфокоммуникационных технологий, внедрённые в банковский процесс организационные и информационные технологии, позволяющие банку напрямую или опосредованно получать экономический или социальный эффект.

Особенности функционирования и структура построения механизмов повышения эффективности банковской деятельности на основе внедрения инноваций зависят от специфики инновационных процессов, определяемой типологией инноваций, преобладающих в инновационной деятельности банка.

Банковской инновации свойственны следующие особенности:

                  короткий жизненный цикл инновации, эта характеристика относится в первую очередь к инновационным банковским продуктам;

                  высокая скорость распространения наиболее успешных инноваций банковского бизнеса;

                  минимальные затраты на научные, особенно теоретические, исследования, связанные с разработкой банковских инноваций;

                  цепной характер инноваций, т.е. одна инновация порождает необходимость и возможность создания другой для более полного удовлетворения потребностей клиентов.

Анализ деятельности банка показал, что последовательное развитие и расширение банковских услуг обеспечивают положительный финансовый результат.

Неизменная стабильность, финансовая устойчивость, исполнение всех обязательств перед клиентами, позволяют поддерживать доверие населения, обеспечивать устойчивый приток денежных средств во вклады, увеличивать остатки на счетах юридических лиц и чистую прибыль.

В структуре привлеченных средств традиционно наибольший удельный вес занимают средства физических лиц.

Наибольшей популярностью продолжали пользоваться социально-значимые вклады. Постоянная заинтересованность населения в долгосрочном хранении своих сбережений во вкладах, усиление сберегательной и инвестиционной активности вкладчиков позволили отделению нарастить остаток стабильных инвестиционных ресурсов.

С целью увеличения объема безналичных перечислений во вклады и увеличения доходов была активизирована работа по заключению договоров на выплату заработной платы, материальной помощи, пособий, страховых возмещений и других выплат с предприятиями.

Приоритетным направлением размещения ресурсов осталось кредитование.

Важным этапом инновационной деятельности банка является процесс распространения нововведений (диффузия инноваций). Благодаря диффузии инноваций происходит переход от единичного внедрения новшества к масштабному использованию. Во многом влияние инновационного процесса на повышение эффективности банковской деятельности зависит от позиции клиентов (принимают они инновацию или отрицают её) и от позиции руководства банка. Интернет-банкинг - технология, которая, с одной стороны, является наиболее перспективной инновацией в банковском бизнесе и внедрена или находится на стадии внедрения практически во всех крупных и средних банках. С другой стороны, эта инновация требует значительных инвестиций, поэтому для окупаемости инновации, период которой зависит от эффекта масштаба, важна максимально положительная реакция потребителей.

Банк будущего поколения (Next Generation Bank) - это интеллектуальный банк, филиалы которого спроектированы по принципу клиентского зонирования:

зона самообслуживания, оснащенная терминалами для совершения простейших самостоятельных операция

информационная зона, оснащенная интерактивной стеной с проектируемым на неё видеоизображением с информацией о различных продуктах и услугах, также здесь может располагаться печатная рекламная продукция, оснащенная NFC чипами, а также компьютеризированный стол регистрации новых клиентов)

зона переговоров и консультаций

зона private banking

зона экспресс-обслуживания

Инновационные технологии в сфере банковских услуг нельзя рассматривать только со стороны компьютерной модернизации и оптимизации процессов. Необходимо учитывать повсеместное появление новых каналов передачи информации и развитие интернет-инфраструктуры, проникновение телекоммуникации во все сферы жизни общества. Пока банки, да и сами физические лица, не в полной мере используют те возможности, которые существуют. Если направить усилия рекламных компаний банков на повышение финансовой грамотности населения, то постепенно инновационные банковские услуги должны занять достойное место на рынке банковских услуг. Важно также осознавать, что инновационные технологии - лишь один из способов привлечения, удержания и повышения лояльности определенных клиентских сегментов в банке, а не технологии, которыми можно заменить "человеческий фактор" при обслуживании клиентов. То есть при внедрении всего спектра инноваций важно идти не по пути "ломаем старое и строим новое", а по пути сохранения альтернативных видов обслуживания, надстраивая и оптимизируя новые "уровни", предоставляя возможность "продвинутым" клиентам использовать все инновационные возможности банка.

Таким образом, использование инновационных технологий в банковском бизнесе - это основной конкурентный фактор в быстроменяющихся условиях глобального информационного общества.


Список литературы

 

1.                  Андреев М.Ю. Моделирование деятельности современной банковской системы // Экон. журнал ВШЭ. - 2009. - № 2. - С.143-171.

2.                  Ачалова Л. Особенности банковской системы ФРГ // Экономист. - 2007. - № 5. - С.70-76.

3.                  Бабичева Ю.А. "Банковское дело" - справочное пособие - М.: Экономика, 2008 г. - 429 с.

4.                  Балабанова И.Т. "Банки и банковское дело" - учебное пособие для ВУЗов - СПб.: Питер, 2007 г. - 519 с.

5.                  Батракова Л.Г. "Экономический анализ деятельности коммерческого банка" - М.: Логос, 2009 г. - 417 с.

6.                  Белоусова В.Ю. Эффективность издержек однородных российских коммерческих банков: обзор проблемы и новые результаты // Экон. журнал ВШЭ. - 2009. - Т.13, № 4. - С.489-519.

7.                  Бобылева М.П. Система электронного документооборота в банке: уровни и критерии зрелости // Деньги и кредит. - 2009. - № 5. - С.45-52.

8.                  Гумашвили Л.М. Управление активами коммерческого банка: цели и задачи // Микроэкономика. - 2009. - № 6. - С.253-257.

9.                  Ефимова О.В. "финансовый анализ" - М.: Бухгалтерский учет, 2007 г. - 341 с.

10.             Зварыкина Е.Б., Полищук А.И. Коммерческие банки: новые услуги и инновационные технологии коммуникации // Бизнес и банки, № 21, 2010 г. - с.45-52

11.             Ильясов С.М. Методологические аспекты формирования кредитной политика банка // Деньги и кредит. - 2009. - № 6. - С.23-26.

12.             Макаров В.Л., Варшавский А.Е., Сутягин В.С. и др. Инновационный менеджмент в России: Вопросы стратегического управления и научно-технологической безопасности - М.: Наука, 2004. - 879с.



Размещено на http://www.allbest.ru/

 



[1] Макаров В.Л., Варшавский А.Е., Сутягин В.С. и др. Инновационный менеджмент в России: Вопросы стратегического управления и научно-технологической безопасности - М.: Наука, 2004. -42

[2]              Усольцев Е. Инновационный менеджмент: постановка задачи в рамках обобщенной модели // Проблемы теории и практики управления - 2007. - № 11. - С.85

[3] Рябикин В.И. Банковские риски сегодня // Финансы. - 2010. - № 7. - С.48

[4] Супонин А.В. Карточный проект банка - технологические и функциональные особенности. // Мир каточек. - 2003. - №5-6.

[5]              Дёриг Ханс-Ульрих Универсальный банк - банк будущего. Финансовая стратегия на рубеже века: Пер. с нем. - М.: Международные отношения, 2001. – с. 304-305

[6]              О стратегии развития банковского сектора Российской Федерации // Вестник Банка России. - 2010. - №5(583).

[7] Филин С. Инновационная деятельность: основные понятия // Инвестиции в России. — 2000. -№6. – с. 65

[8]              Викулов В.С., Типология банковских инноваций № 6 // Деньги и кредит. - 2004 – с. 12

[9] А.Б. Гофман Традиции и инновации в современной России. Социологический анализ взаимодействия и динамики — М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2008. – с. 110

[10] Там же . 111

[11] Муравьева В.В. Банковские инновации, М.: Инфра, 2005. – с. 54

[12] Шадрин А. Системный подход к менеджменту: качество и инновации // Проблемы теории и практики управления - 2009. - № 11. - С.94

[13] Усольцев Е. Инновационный менеджмент: постановка задачи в рамках обобщенной модели // Пробл. теории и практики управл. - 2007. - № 11. - С.85

[14] Муравьева В.В. Банковские инновации, М. Инфра, 2005. – с. 56

[15] Романова М.В. Типы банковских гарантий // Налоговый вестник. - 2008. - № 3. - С.127

[16] Гумашвили Л.М. Управление активами коммерческого банка: цели и задачи // Микроэкономика. - 2009. - № 6. - С.253

[17] Андреев М.Ю. Моделирование деятельности современной банковской системы // Экономический журнал ВШЭ. - 2009. - № 2. - С.143


Информация о работе Инновации в банковской сфере