Инновационная активность предприятий строительного комплекса

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 12:27, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: проанализировать факторы оказывающие влияние на инновационную активность предприятий.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть теоретические основы категории "инновационная активность";
выявить факторы, влияющие на инновационную активность предприятий;
определить значение инновационной активности в хозяйственной деятельности хозяйствующих субъектов и пути активизации инновационной деятельности.

Содержание

Введение
Теоретические основы инновационной активности
Понятие и сущность категории «инновационная активность»………………………………………………………….
Оценка инновационной активности предприятий………………………………………………………….
Факторы, влияющие на инновационную активность предприятий
Характеристика инновационного процесса в строительной деятельности…………………………………………………………
Классификация факторов, влияющих на инновационную активность предприятий………………………………………
Инновационная активность как конкурентное преимущество предприятия………………………………………………………….
Способы повышения инновационной активности
Способы повышения инновационной активности строительных организаций……………………………………………………….
Взаимосвязь показателя «инновационная активность» с другими инновационными показателями…………………………………
Заключение
Список литературы.

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 79.15 Кб (Скачать)

Конкурентное  преимущество называется "внутренним", если оно базируется на превосходстве  фирмы в отношении:

  • высокого качества управления различными процессами;
  • сокращения издержек производства или потребления;
  • высокого качества товара;
  • высокого качества сервиса для потребителей товара.

Обоснованный  уровень инновационной активности, как составляющая качества управления, является важным конкурентным преимуществом  фирмы, в основном внутренним, а в  некоторых ситуациях и внешним, когда за счет активности компании резко сокращается показатель инновативности "ТАТ" и продукт фирмы поступает к потребителю значительно раньше продукта конкурента, что придает первой "рыночную силу" (возможность повышения цены).

На  всех стадиях жизненного цикла инноваций (стратегический маркетинг, НИОКР, производство, сервис, потребление) инновационная  активность проявляется в применении эффективных методов. Особое значение имеет функция маркетинга, реализуемая  на протяжении всего цикла, поскольку  в ее задачи входит формулирование концепции создания конкурентного  преимущества. Здесь инновационная  активность может заключаться в  использовании современной теории конкуренции относительных преимуществ, основанной на концепции "фокусирования  на клиентах".

Ранее существовавшая концепция производства и сбыта с ориентацией на производство ("произвести как можно больше") и сбыт ("сбыть все, что произведено") была заменена концепцией маркетингового менеджмента (КММ) с ориентацией  на клиента/рынок, где "клиент решает все".

Однако  в обстановке интенсивной конкуренции  ориентации только на рынок стало  недостаточно для выработки успешной фирменной стратегии. В ситуации, когда рынок во все большей  степени приобретает черты рынка  покупателя, рыночная ориентация стала  элементом фирменной культуры практически  всех конкурентов. Культура более консервативна, более фундаментальна, чем стратегия. Стратегию можно разработать, а  культура сформирована. Ориентированная  на рынок культура, являясь нормой для всех, не дает конкурентных преимуществ  данной фирме. Она уже больше не является фактором конкурентных преимуществ. Поэтому появились рекомендации о необходимости ориентации на ресурсы, что требует изучения индивидуальных ключевых компетенций, которые могут превратиться в конкурентные преимущества.

Фокусирование клиентуры (ФК) - новое направление, углубляющее концепцию маркетингового менеджмента. ФК позволяет определить совокупность ключевых компетенций, которые  гарантируют удовлетворение запросов определенной однородной группы фактических  и потенциальных клиентов. Подобный подход указывает путь, каким ресурсный  менеджмент должен следовать, чтобы  достичь конкурентного преимущества.

ФК  не является синонимом ориентации на клиента/рынок. Ориентация на клиента  означает направленность поведения  на некоего условного практически  недифференцированного потребителя (аналогия со "стрельбой по квадратам"), тогда как фокусирование - это  активный выбор своего хорошо представляемого  конкретного реального или потенциального потребителя, на котором концентрируются  внимание и усилия фирмы (аналогия со "стрельбой по целям").

Такое понимание данной стратегии охватывает следующие три аспекта:

  • ФК в отличие от ориентации на клиента/рынок, которая учитывает уже известные запросы и потребности, нацелено на выявление не только реального, но и потенциального спроса. Тем самым исключается риск попасть в зависимость от клиента;
  • сравнительный анализ компетенций собственного предприятия и конкурентов помогает заранее оценить технологические разработки последних, что снижает риск "сюрпризов" на рынке новой технологии;
  • выявление запросов избранных групп клиентов и их воплощение в конкурентоспособную продукцию инициирует инновационную активность клиентов (т.е. вторичную ИА вслед за ИА фирмы-новатора).

Итак, ФК по определению представляет собой  стратегию, в соответствии с которой  предприятие использует свои сильные  стороны, обусловленные имеющимися ресурсами, в тех рыночных сегментах, где оно обладает конкурентными  преимуществами. Ресурсы предприятий  в рыночной системе различаются  потому, что они применяются в  индивидуальных комбинациях. Богатство  комбинаций преимуществ создается  тем, что учитываются сочетания  запросов индивидуальных потребителей и индивидуальных предложений с  учетом конкретных ресурсов, компетенций, преимуществ предприятия. ФК позволяет предприятию:

  • проявлять свою инновационную активность (реализовывать новшества на рынке инноваций) наиболее эффективным образом;
  • создавать себе потребительскую инновационную среду, т.е. готовить потребителей, ориентированных на новинки данного предприятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Способы повышения инновационной активности

3.1. Способы повышения  инновационной активности строительных  предприятий

 С целью активизации  инновационной деятельности необходимы  разработка и осуществление комплекса  мероприятий для нейтрализации  воздействия сдерживающих факторов. При этом перед государством  стоит основная задача - гармонизация  отношений между государством, бизнесом  и наукой в интересах развития  высоких технологий; создание механизмов, которые, в свою очередь, обеспечат  повышение конкурентоспособности  национальной экономики.

Государство должно обеспечивать благоприятный инвестиционный климат с целью использования внутренних и иностранных инвестиций для качественных изменений в инновационной деятельности, способствовать реализации программ реструктуризации предприятий, технологической модернизации производства, иметь программу стимулирования инновационно-ориентированного предпринимательства, поощрять развитие венчурных компаний, разрабатывать правовую базу. Только так можно добиться ускоренного продвижения инноваций в производство и заметного повышения его конкурентоспособности.

Инновации в России надо сделать выгодным делом как, например, в Австралии: предприятие, которое внедряет научные разработки, на несколько лет либо совсем освобождается от налогов, либо платит минимальный процент. Или же как в Эстонии (аналогично Австралии).

Для осуществления инновационной  деятельности необходимо наличие инновационного потенциала предприятия, который характеризуется как совокупность различных ресурсов (интеллектуальных, материальных, финансовых, кадровых, инфраструктурных и др.). От состояния инновационного потенциала зависит выбор той или иной стратегии, который можно определить как "меру готовности" и выполнить поставленные цели в области инновационного развития предприятия.

На предприятии должен быть лидер - новатор, готовый выделить ресурсы на разработку новой продукции, и постоянно заинтересованный в инновациях персонал. Из мирового опыта известно, что стремление к инновациям таких известных менеджеров, как Билл Гейтс из компании Microsoft, Акио Морито из Sony, Джека Уэлча из General Electric, привело их компании к мировому лидерству.

Предприятиям необходимо проводить постоянный мониторинг развития науки и техники для внедрения последних достижений в этих областях в производственный процесс и своевременного отказа от используемой устаревшей продукции и технологии производства.

Источниками информации о  среде могут служить отраслевые конференции, сеть научной информации (например, STN International), профессиональные совещания и другие каналы.

Для адаптации инновационных  решений необходимо: проведение маркетинговых  исследований по выявлению потребительских  предпочтений и изменений на рынке продукции, социологических опросов работников, разработки индивидуальной политики предприятия на рынке, сегментирование, позиционирование, определение потенциала развития предприятия и выявление "узких мест". Снижение уровня риска инноваций возможно путем сбора информации и разработки предварительных мероприятий, связанных с последовательным выполнением первоочередных действий, направленных на снижение уровня риска до минимума.

При рассмотрении общепризнанных недочетов представления инноваций  на рынок можно сделать вывод  о том, что успех внедрения  нововведений во многом зависит от системы управления, применяющейся на предприятии. Сегодня руководителю для успешного управления бизнесом необходимо совершенствование менеджмента управления инновациями и приведение его к уровню, сравнимому с международным. Повышение инновационной грамотности возможно через консалтинговые услуги, образовательные системы подготовки менеджеров, семинары и выставки.

Руководство предприятия  должно уделять особое внимание созданию системы сбора и анализа информации, позволяющей определить или прогнозировать результат от внедрения новшеств. Правильно организованная система внутренней и внешней коммуникации будет являться своеобразным компасом, определяющим и показывающим необходимое направление. Создание такой системы является компонентом, влияющим на конкурентоспособность предприятия, ибо определить, разработать, внедрить и получить ожидаемый результат возможно только имея четко отлаженные механизмы принятия решений.

При определенных условиях строителям и покупателям жилья  придется настраиваться на новую, инновационную  волну. Толчком к такой перемене может послужить кризис продаж недвижимости, а также неизбежный (в условиях увеличения объемов строительства) рост цен на основную группу строительных материалов, на сырье для их изготовления, энергоресурсы, а также увеличение расходов на заработную плату и прочих издержек. По мнению экспертов, через  пять-семь лет в строительной отрасли  сможет выжить тот, кто предложит  покупателям недвижимости максимальное качество за разумные деньги. В то же время достичь этой мечты без  внедрения глобальных инновационных  решений и перевода отрасли на новые рельсы практически невозможно из-за ее энерго - и капиталоемкости. Будущее за материалами, имеющими минимальное энергопотребление при производстве и низкий расход по сравнению с дорогостоящими и дефицитными цементом, известью, гипсом. Ведь, как показывают расчеты, уже в 2010 году при существующей структуре жилищного строительства и темпах ввода домов возникнет острейший дефицит цемента. Потребность в этом материале составит около 85-90 млн тонн при текущем уровне производства 50-55 млн тонн и плановых 70-75 млн. Что сделает затруднительным не только реализацию национальной жилищной программы, но и поставит под вопрос крупные инфраструктурные проекты в области энергетики и дорожного строительства.

Локомотивами внедрения  инноваций в строительном секторе  могли бы стать крупные строительные корпорации. Им, как, впрочем, и среднему бизнесу, нужна эффективная система навигации в жилищной сфере. Однако пока у участников рынка нет понимания, как будут расставлены акценты в градостроительстве, какие жилищные стандарты заданы на ближайшие десятилетия. Между тем без четкого представления о них невозможно сформировать инновационный контур, охватывающий все сферы деятельности, прямо или косвенно связанные со строительной отраслью. Чтобы избежать конфликта между старой коммуникационной системой и новыми удобными материалами и технологиями, нужна системная инновационная политика, призванная не только экономить копейку, но и снять существующие ограничения для широкого внедрения инноваций.

Необходимы прежде всего экономические стимулы, поощряющие внедрение энергоэффективных технологий (налоговые льготы, гранты, субсидии и проч.). Разумное государственное вмешательство помогло бы сломать не только организационно-управленческие и нормативные барьеры, но и существующие стереотипы, и предубеждения против инновационных решений в жилищном строительстве, а значит - повысить к ним лояльность потребителей.

 

3.2 Взаимосвязь  показателя "инновационная активность" с другими инновационными показателями

Определив отношения категории "инновационная  активность", выраженного установленным  ранее показателем, с категорией "инновационная деятельность", необходимо также определить отношения  с другими базовыми категориями  инноватики, такими как инновационные цели и инновационные риски, инновационная среда и инновационный климат, инновационная стратегия, инновационный потенциал и, наконец, инновационный механизм.

Инновационная среда и инновационный  климат. ИА может влиять на внешнюю инновационную среду на каждой стадии ЖЦИ. Особенно большое значение имеет ее влияние на отраслевую конкурентную среду, в которой фирма имеет свои стратегические зоны хозяйствования (СЗХ). ИА может проявляться в разных сферах внешней среды: научно-технической, производственной, конкурентной, потребительской. Как отмечалось выше, избрав прогрессивный метод маркетинга "фокусирование клиентуры", фирма обеспечивает внешние конкурентные преимущества за счет развития инновационной активности у потребителей (вторичная инновационная активность и т.д., что дает возможность говорить о развитии "контура инновационной активности"). Тем самым принципиально меняется инновационный климат, поскольку создается новая благоприятная инновационная среда.

Инновационная стратегия. Влияние на инновационные стратегии со стороны ИА проявляется в подготовке и принятии стратегических решений с самых ранних стадий ЖЦИ и с самого начала изменений во внешней среде. Выявление слабых сигналов, формирование самой инновационной стратегии, состав и динамика стратегических изменений, ход реализации стратегии - все эти операции во многом определяются уровнем ИА.

Инновационный потенциал. Соответствующий уровень ИА отражается на качестве и интенсивности мобилизации потенциала. С помощью современных методов управления, например запараллеливания проектных работ, фокусирования клиентуры, можно привлечь скрытые до этого резервы и тем самым получить дополнительные внутренние конкурентные преимущества перед приоритетным конкурентом.

По  сути дела, ИА трансформирует потенциальные  возможности в реальную конкурентную силу. И от качества этой трансформации  зависит конечный успех. Здесь ИА выступает некоторым коэффициентом, усиливающим/понижающим исходный (планируемый) инновационный потенциал. Условно  можно считать ИА "коэффициентом  усиления потенциала".

Информация о работе Инновационная активность предприятий строительного комплекса