Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 14:52, реферат
Возможные пути создания благоприятного инновационного климата в Казахстанской экономике начали активно проявляться в начале 80-х годов, еще до распада Советского Союза. Уже тогда стало очевидным, что действующие механизмы “внедрения” результатов исследований и разработок неэффективны, инновационная активность предприятий низкая, а средний возраст производственного оборудования постоянно увеличивался.
- продуктивные 
- производство нового изделия, 
продукции и услуги, что связано 
с созданием новых видов 
- рыночные 
- открывающиеся новые сферы 
- процессорные 
- применение новых технологии, структур 
управления и организация 
- потребительские - направленные на удовлетворение текущих запросов потребителя и формирование новых в перспективе.
По инновационному потенциалу, в зависимости от предметного содержания и темпа реализации новшества, различают следующие виды нововведений: радикальные (базовые), когда применяют принципиально новые изобретения; технологические, характеризующиеся разработкой и внедрением новых высокоэффективных технологических процессов, нового технологического оборудования, которые позволяют резко повысить производительность труда, качество выпускаемой продукции; модифицирующие (рядовые), имеющие направленность на совершенствование, обновление конструкций и форм новшеств (небольшие изобретения, рационализаторские предложения).
     В 
официальной статистике под технологическими 
инновациями понимаются конечные результаты 
инновационной деятельности, получившие 
воплощение в виде нового или усовершенствованного 
продукта (услуги), внедренные на рынке, 
нового или усовершенствованного технологического 
процесса или способа производства 
(передачи) услуг, используемых в практической 
деятельности. От того, какое определение 
инноваций используется, зависят 
все формализуемые 
Инновационным является такое предприятие, которое внедряет продуктовые или процессные инновации, независимо от того, кто был автором инновации - работники данной организации или внешние агенты (внешние собственники, банки, представители республиканских и местных органов власти, научно-исследовательские организации и провайдеры технологий, другие предприятия).
Инновационная деятельность - это практическое использование инновационно-научного и интеллектуального потенциала в массовом производстве с целью получения нового продукта, удовлетворяющего потребительский спрос в конкурентоспособных товарах и услугах. Важной характеристикой этой деятельности является инновационная активность - целенаправленная поддержка высокой восприимчивости персонала предприятия к нововведениям посредством целенаправленных структур и методов управления. Сама инновационная деятельность характеризуется ускорением темпов создания новшеств, их диффузии, что способствует углублению и расширению структурных сдвигов в экономике, увеличению размеров рынка и удовлетворению существующих и возникающих потребностей.
     Насколько 
важно для обычной компании стимулировать 
инновационную деятельность? Рассмотрим 
рынок сравнительно однородных товаров. 
Это означает, что производственная 
себестоимость такого товара в каждой 
фирме на данном рынке примерно одинакова. 
Стоимость материалов и комплектующих, 
транспортные издержки для всех примерно 
одинаковы. Зарплата в регионе также 
установилась на определённом уровне. 
Внедрить какие-либо существенные технологические 
инновации не представляется возможным 
- скорее всего, фирмы уже придерживаются 
сходной технологии. Единственный путь 
повышения 
Этого можно добиться за счёт:
- доработки 
маркетинговой стратегии (
- снижения 
издержек (оптимизация финансовых 
потоков, прозрачная 
- оптимизации информационных потоков;
- создания и поддержания корпоративной культуры;
- корректировки бизнес-процессов;
- корректировки организационной структуры.
Итак, можно сделать определение, что инновационная деятельность предприятия есть система мероприятий по использованию научного, научно-технического и интеллектуального потенциала с целью получения нового или улучшенного продукта либо услуги, нового способа их производства для удовлетворения, как индивидуального спроса, так и потребностей общества в новшествах в целом.
Целесообразность выбора способа и варианта технико-технологического обновления зависит от конкретной ситуации, характера нововведения, его соответствия профилю, ресурсному и научно-техническому потенциалу предприятия, требованиям рынка, стадиям жизненного цикла техники и технологии, особенностям отраслевой принадлежности.
Инновационная деятельность предприятия складывается из инновационной деятельности различных элементов и уровней и включает инновационную деятельность группы и инновационную деятельность каждого работника. Под термином «работник» в современных условиях хозяйствования мы понимаем инновационную личность, которая, реализуя свой инновационный потенциал, осуществляет инновационную деятельность. Инновационная деятельность зависит не только от инновационного потенциала личности, но и от ее инновационной восприимчивости и активности. Чем больше инновационных личностей работает в компании, тем будет выше ее инновационный потенциал. Об инновационной активности можно судить по таким параметрам, как: активность сотрудников на совещаниях, собраниях, тренингах, в процессе работы; количество рационализаторских предложений; инновационных идей; творческая инициатива и др.
Деятельность предприятия по разработке, внедрению, освоению и коммерциализации новшеств включает:
- проведение 
научно - исследовательских и 
- подбор необходимых видов сырья и материалов для изготовления новых видов продукции;
- разработку 
технологического процесса 
- проектирование, 
изготовление, испытание и освоение 
образцов новой техники, 
- разработку 
и внедрение новых 
- исследование, 
разработку или приобретение 
необходимых информационных 
- подготовку, 
обучение, переквалификацию и 
- проведение 
работ или приобретение 
- организацию 
и проведение маркетинговых 
     Процесс 
нововведений неотделим от стратегии 
предприятия и конкурентной борьбы. 
Одним из основополагающих моментов 
в нововведениях является развитие 
управленческих подходов и технологий 
на основе современных достижений. 
Проблема совершенствования управления 
научно-техническим развитием 
Инновационная 
деятельность - одна из функций компании, 
и для нее также определяется 
миссия цели и стратегия, как и 
для сферы НИОКР, которая, как 
правило, оформлена в организационную 
структуру. Особенностью сферы НИОКР 
является то, что не все исследования 
и разработки, осуществляемые научными 
подразделениями предприятия, отвечают 
целям корпоративной, деловой и 
инновационной стратегии 
Для формулирования 
инновационной стратегии 
Инновационный 
менеджер должен отслеживать тенденции 
развития науки и техники в 
отрасли, учитывать усиление информационных 
обменов и трансфертов 
     В 
условиях независимости и реформирования 
казахстанской экономики одной 
из ключевых задач является улучшение 
инновационной деятельности и практического 
использования научно-
- Стратегия индустриально - инновационного развития Республики Казахстан на 2003-2015 годы;
- Программа 
по формированию и развитию 
национальной инновационной 
- О государственной 
поддержке инновационной 
- Правила 
формирования и аккредитации 
специализированных субъектов 
- О создании 
специальной экономической 
- Отдельные 
вопросы специальной 
     В 
Казахстане разворачивается стратегия 
инновационного прорыва. Конкретные шаги 
по реализации и активизации инновационной 
программы сделаны с принятием 
Стратегии индустриально - инновационного 
развития Республики Казахстан до 2015 
г., законов «Об инновационной 
деятельности», «О науке». Начальный 
ее этап связан с решением проблемы 
преодоления технологической 
     Инновации 
реализуются в рамках сложной 
динамической системы, эффективность 
которой зависит как от использования 
внутренних механизмов, так и от 
взаимодействия с внешней средой. 
В настоящее время в республике 
изучены три направления 
Для реализации 
инновационных решений 
Инновационная деятельность в Казахстане пока не получила того теоретического и практического уровня, который способствовал бы преодолению технологического отставания, изменению характера и объемов производства во всех сферах экономики.
Между тем, в промышленно развитых странах на реализацию продуктов инновационной деятельности приходится свыше 20% прироста национального дохода.
Чтобы Казахстану войти на условиях равноправного партнера в мировое сообщество, необходимо определить круг макротехнологий, по которым он может стать конкурентоспособным на международном рынке наукоемкой продукции.
Приоритетными 
для республики в этом плане следует 
считать следующие направления: 
космос, энергетика, биотехнологии, специальная 
химия, телекоммуникации и связь - те 
сферы, где она обладает собственными 
научными школами. В связи с этим, 
необходимо разработать целевые 
программы развития, которые помогут 
отечественной экономике 
Информация о работе Инновационная деятельность предприятий в Республике Казахстан