Инновационная деятельность предприятий в Республике Казахстан

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 14:52, реферат

Описание работы

Возможные пути создания благоприятного инновационного климата в Казахстанской экономике начали активно проявляться в начале 80-х годов, еще до распада Советского Союза. Уже тогда стало очевидным, что действующие механизмы “внедрения” результатов исследований и разработок неэффективны, инновационная активность предприятий низкая, а средний возраст производственного оборудования постоянно увеличивался.

Работа содержит 1 файл

Инновационная деятельность предприятий в Республике Казахстан.docx

— 30.65 Кб (Скачать)

- продуктивные - производство нового изделия,  продукции и услуги, что связано  с созданием новых видов производства; созданный новый продукт может  привести к уменьшению спроса  на прежний, что повлечёт за  собой ликвидацию старых видов  производства;

- рыночные - открывающиеся новые сферы внедрения  продукции и тем расширяющие  пространства рынка;

- процессорные - применение новых технологии, структур  управления и организация ресурсосберегающего  метода производства, продукта или  услуги;

- потребительские - направленные на удовлетворение текущих запросов потребителя и формирование новых в перспективе.

     По  инновационному потенциалу, в зависимости  от предметного содержания и темпа  реализации новшества, различают следующие  виды нововведений: радикальные (базовые), когда применяют принципиально  новые изобретения; технологические, характеризующиеся разработкой  и внедрением новых высокоэффективных  технологических процессов, нового технологического оборудования, которые  позволяют резко повысить производительность труда, качество выпускаемой продукции; модифицирующие (рядовые), имеющие направленность на совершенствование, обновление конструкций  и форм новшеств (небольшие изобретения, рационализаторские предложения).

     В официальной статистике под технологическими инновациями понимаются конечные результаты инновационной деятельности, получившие воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта (услуги), внедренные на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса или способа производства (передачи) услуг, используемых в практической деятельности. От того, какое определение  инноваций используется, зависят  все формализуемые характеристики этого процесса.

Инновационным является такое предприятие, которое  внедряет продуктовые или процессные инновации, независимо от того, кто  был автором инновации - работники  данной организации или внешние  агенты (внешние собственники, банки, представители республиканских  и местных органов власти, научно-исследовательские  организации и провайдеры технологий, другие предприятия).

     Инновационная деятельность - это практическое использование  инновационно-научного и интеллектуального потенциала в массовом производстве с целью получения нового продукта, удовлетворяющего потребительский спрос в конкурентоспособных товарах и услугах. Важной характеристикой этой деятельности является инновационная активность - целенаправленная поддержка высокой восприимчивости персонала предприятия к нововведениям посредством целенаправленных структур и методов управления. Сама инновационная деятельность характеризуется ускорением темпов создания новшеств, их диффузии, что способствует углублению и расширению структурных сдвигов в экономике, увеличению размеров рынка и удовлетворению существующих и возникающих потребностей.

     Насколько важно для обычной компании стимулировать  инновационную деятельность? Рассмотрим рынок сравнительно однородных товаров. Это означает, что производственная себестоимость такого товара в каждой фирме на данном рынке примерно одинакова. Стоимость материалов и комплектующих, транспортные издержки для всех примерно одинаковы. Зарплата в регионе также  установилась на определённом уровне. Внедрить какие-либо существенные технологические  инновации не представляется возможным - скорее всего, фирмы уже придерживаются сходной технологии. Единственный путь повышения конкурентоспособности  и получения дополнительной прибыли - повышение эффективности организации бизнеса .

     Этого можно добиться за счёт:

- доработки  маркетинговой стратегии (позиционирование  продукта, ценовая, сбытовая и  рекламная политика, сервис, гарантии, удобство для покупателя);

- снижения  издержек (оптимизация финансовых  потоков, прозрачная отчётность, снижение брака, повышение производительности  труда);

- оптимизации  информационных потоков;

- создания  и поддержания корпоративной  культуры;

- корректировки  бизнес-процессов;

- корректировки  организационной структуры.

     Итак, можно сделать определение, что  инновационная деятельность предприятия  есть система мероприятий по использованию  научного, научно-технического и интеллектуального  потенциала с целью получения  нового или улучшенного продукта либо услуги, нового способа их производства для удовлетворения, как индивидуального  спроса, так и потребностей общества в новшествах в целом.

     Целесообразность  выбора способа и варианта технико-технологического обновления зависит от конкретной ситуации, характера нововведения, его соответствия профилю, ресурсному и научно-техническому потенциалу предприятия, требованиям  рынка, стадиям жизненного цикла  техники и технологии, особенностям отраслевой принадлежности.

     Инновационная деятельность предприятия складывается из инновационной деятельности различных  элементов и уровней и включает инновационную деятельность группы и инновационную деятельность каждого  работника. Под термином «работник» в современных условиях хозяйствования мы понимаем инновационную личность, которая, реализуя свой инновационный  потенциал, осуществляет инновационную  деятельность. Инновационная деятельность зависит не только от инновационного потенциала личности, но и от ее инновационной  восприимчивости и активности. Чем  больше инновационных личностей  работает в компании, тем будет  выше ее инновационный потенциал. Об инновационной активности можно  судить по таким параметрам, как: активность сотрудников на совещаниях, собраниях, тренингах, в процессе работы; количество рационализаторских предложений; инновационных  идей; творческая инициатива и др.

     Деятельность  предприятия по разработке, внедрению, освоению и коммерциализации новшеств включает:

- проведение  научно - исследовательских и конструкторских  работ по разработке идеи новшества,  проведению лабораторных исследований, изготовлению лабораторных образцов  новой продукции, видов новой  техники, новых конструкций и  изделий;

- подбор  необходимых видов сырья и  материалов для изготовления  новых видов продукции;

- разработку  технологического процесса изготовления  новой продукции;

- проектирование, изготовление, испытание и освоение  образцов новой техники, необходимой  для изготовления продукции;

- разработку  и внедрение новых организационно-управленческих  решений, направленных на реализацию  новшеств;

- исследование, разработку или приобретение  необходимых информационных ресурсов  и информационного обеспечения  инноваций;

- подготовку, обучение, переквалификацию и специальные  методы подбора персонала, необходимого  для проведения НИОКР;

- проведение  работ или приобретение необходимой  документации по лицензированию, патентованию, приобретению ноу-хау;

- организацию  и проведение маркетинговых исследований  по продвижению инноваций и  т.д.

     Процесс нововведений неотделим от стратегии  предприятия и конкурентной борьбы. Одним из основополагающих моментов в нововведениях является развитие управленческих подходов и технологий на основе современных достижений. Проблема совершенствования управления научно-техническим развитием становится сегодня одной из наиболее актуальных. В большинстве крупных предприятиях, наряду с общекорпоративными, существуют и специальные инновационные стратегии.

Инновационная деятельность - одна из функций компании, и для нее также определяется миссия цели и стратегия, как и  для сферы НИОКР, которая, как  правило, оформлена в организационную  структуру. Особенностью сферы НИОКР  является то, что не все исследования и разработки, осуществляемые научными подразделениями предприятия, отвечают целям корпоративной, деловой и  инновационной стратегии предприятия. Цели же инновационной стратегии  исключительно направлены на достижение общекорпоративной и деловой  стратегии.

Для формулирования инновационной стратегии существуют три основных информационных входа: прогнозы факторов окружающей обстановки, анализ внутреннего потенциала предприятия  и его корпоративная стратегия [4].

Инновационный менеджер должен отслеживать тенденции  развития науки и техники в  отрасли, учитывать усиление информационных обменов и трансфертов технологии. Например, при рассмотрении возможности  проникновения новых технологий из других отраслей, прежде всего, следует  учитывать тенденции использования  в производственных и управленческих процессах новых технологий, которые  находят все более широкое  применение на промышленных предприятиях.

     В условиях независимости и реформирования казахстанской экономики одной  из ключевых задач является улучшение  инновационной деятельности и практического  использования научно-технических  достижений, обеспечивающих конкурентоспособность  продукции на мировом рынке. На сегодняшний  день нормативная база в сфере  инновационной деятельности в РК состоит из следующих нормативных  актов:

- Стратегия  индустриально - инновационного  развития Республики Казахстан  на 2003-2015 годы;

- Программа  по формированию и развитию  национальной инновационной системы;

- О государственной  поддержке инновационной деятельности;

- Правила  формирования и аккредитации  специализированных субъектов инновационной  деятельности;

- О создании  специальной экономической зоны  «Парк информационных технологий»;

- Отдельные  вопросы специальной экономической  зоны «Парк информационных технологий».

     В Казахстане разворачивается стратегия  инновационного прорыва. Конкретные шаги по реализации и активизации инновационной  программы сделаны с принятием  Стратегии индустриально - инновационного развития Республики Казахстан до 2015 г., законов «Об инновационной  деятельности», «О науке». Начальный  ее этап связан с решением проблемы преодоления технологической отсталости, модернизации базовых отраслей. Это предполагает разработку и внедрение высоких технологий, повышающих отдачу важных секторов экономики. При этом требуется увеличить глубину переработки минерального, углеводородного и сельскохозяйственного сырья, освоить производство конечной продукции в металлургии, утилизацию вторичного сырья. Впоследствии путем конверсии, развития малого бизнеса, совместного предпринимательства можно будет заложить ядро наукоемких и высокотехнологичных производств на базе имеющихся мощностей по выпуску приборов, средств автоматизации, радиотехники, начать формировать индустрию информатики, новых материалов на основе композитов, керамики и пластмасс.

     Инновации реализуются в рамках сложной  динамической системы, эффективность  которой зависит как от использования  внутренних механизмов, так и от взаимодействия с внешней средой. В настоящее время в республике изучены три направления внедрения  инноваций: первое и наименее эффективное - госсектор экономики, где посредником  между обществом с его потребностями  и наукой выступает государство; второе направление - отношение между  наукой и крупным бизнесом; третье - создание малых инновационных фирм, нацеленных на поиск свежих идей, их оценку и реализацию.

Для реализации инновационных решений республике требуется привлечь немалые инвестиции. Но задача эта решается крайне слабо. Если в докризисный период расходы  на НИР составляли 0,6-0,7% ВВП, то в  последние годы не превышают 0,2-0,3%. В  Казахстане преобладает пока финансирование НИОКР из государственного бюджета. Его средства и гранты целевых  фондов расходуются, в основном, на проведение фундаментальных исследований, а на выполнение научно-технических  разработок, прикладных программ и  услуг ассигнования из бюджета практически  прекращены. Основным источником небольшого по объему финансирования инноваций  на промышленных предприятиях являются собственные средства и средства заказчика. Отсутствие средств у  потенциальных заказчиков вызвало  снижение спроса на разработки и научно-технические  услуги.

     Инновационная деятельность в Казахстане пока не получила того теоретического и практического  уровня, который способствовал бы преодолению технологического отставания, изменению характера и объемов  производства во всех сферах экономики.

Между тем, в промышленно развитых странах  на реализацию продуктов инновационной  деятельности приходится свыше 20% прироста национального дохода.

     Чтобы Казахстану войти на условиях равноправного  партнера в мировое сообщество, необходимо определить круг макротехнологий, по которым он может стать конкурентоспособным на международном рынке наукоемкой продукции.

Приоритетными для республики в этом плане следует  считать следующие направления: космос, энергетика, биотехнологии, специальная  химия, телекоммуникации и связь - те сферы, где она обладает собственными научными школами. В связи с этим, необходимо разработать целевые  программы развития, которые помогут  отечественной экономике получить высокую отдачу на основе использования  прямых инвестиций и применение внешнеторгового, налогового и других инструментов государственного регулирования, способных обеспечить производство новых конкурентных видов продукции .

Информация о работе Инновационная деятельность предприятий в Республике Казахстан