Инновационная деятельность в Германии

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 16:01, реферат

Описание работы

Доля Германии на мировом рынке высокотехнологичных товаров в 1997г. составляла 14,4%, она занимала по этому показателю 3-е место, уступая лишь США (18,8%) и Японии (15,8%). По объему продаж товаров, являющихся техникой "высокого качества", Германия лидирует на мировом рынке (ее доля составляет 16,8%), прежде всего за счет таких отраслей как машиностроение, электротехника, автомобильная и химическая промышленность. В области "технологии высшего качества" Германия занимает 3-е место после Японии и США.

Работа содержит 1 файл

Германия.инновации.docx

— 80.54 Кб (Скачать)

8. Налоговая  поддержка малого и среднего  бизнеса является традиционной  для ФРГ и существует ещё  с первых послевоенных десятилетий.  Однако если в те годы главной  её целью было решение проблем  занятости и декартелизации, то  начиная со второй половины 90-х  гг. ХХв., в эпоху быстрых технологических  изменений и перехода к инновационной  модели экономики, основной задачей  налоговой поддержки стало поощрение  творческого поиска, готовности  рисковать и способности адаптироваться  к стремительно меняющимся условиям  хозяйственной среды, что в  наибольшей мере присуще именно  малому и среднему бизнесу.

Власти Германии вводят всё новые и новые изменения  в налоговое законодательство, поощряя  деятельность новаторского предпринимательства  и содействуя тем самым инновационному развитию. 

В Германии локальная  политика инноваций и технологий все чаще дополняет другие стратегии  и инструменты - политику стимулирования исследовательской и инновационной  деятельности, традиционные рычаги поддержки  коммунальной экономики. Целью ее является стимулирование инноваций и развитие субъектов хозяйствования на местах посредством разработки новых перспективных  продуктов, способов производства, услуг, организационных форм и моделей  занятости. Это достигается путем  активизации имеющегося в регионе  или в городе научно-технического потенциала и создания благоприятных  условий. Упомянутая политика проводится центрами услуг и технологий, трансферными учреждениями. Они поддерживают новые субъекты хозяйствования, новые формы финансирования и кооперации.

Более 10 лет в  Германии существуют инновационные, инкубационные  и технологические центры, которые  оправдали себя как инструменты  инновационной экономики и технологической  политики. Концепция таких центров  направлена в первую очередь на стимулирование создания инновационных предприятий. Она показала свою эффективность  прежде всего в рамках регионального  развития экономики, обогатив известные  инструменты осуществляемой в стране структурной, промышленной и исследовательской  политики.

В отличие от других европейских стран, в Германии существует единая сеть, которая включает в себя как технологические центры и парки, так и инкубационные  центры. При этом был использован  опыт развития инкубаторов США, научных  парков Великобритании,технополисов Франции  и Японии. Но в результате возник собственный вариант, соответствующий  условиям страны. Технологические и  инкубационные центры представляют собой узловые пункты в единой сети. Они образовались преимущественно  благодаря региональным инициативам  и считаются ярким примером общественно-частного партнерства. Успешно работающие центры опираются на партнерское сотрудничество с объединениями, торговыми и  промышленными палатами, институтами  и банками региона и реализуют  признанную деятельность в общественных интересах. Тем самым осуществляются новые формы передачи технологий от науки к промышленности. В сеть входят около 3700 инновационных предприятий, технологически ориентированных форм, исследовательских институтов, информационных организаций, агентств по передаче технологий и предприятий услуг. 

В ФРГ организация  НИОКР имеет свою особенность: в  ней нет центрального механизма, координирующего проведение научных  исследований и определяющего приоритетные направления. Университеты и научно-исследовательские  учреждения финансируются как за счет государственного бюджета, так  и за счет регионального. Законы ФРГ  ограничивают влияние федерального правительства на выбор приоритетов  и целей в научных исследованиях, что дает возможность для развития различных подходов по решению тех  или иных вопросов. При этом усиливаются  ответственность и заинтересованность регионов, расширяются возможности  и стимулы для сотрудничества высших учебных заведениях с экономикой, в особенности со средними по размеру  предприятиями.

Распределение государственных ассигнований производится Министерством образования, науки  и технологии, а также региональными  парламентами по основным структурам НИОКР в ФРГ - университетам и  научным обществам. В Германии насчитывается  четыре научных общества: Объединение  немецких исследовательских центров  им. Гельмгольца; Научное общество им. Фраунгофера; Общество им. Макса Планка и научно-исследовательские учреждения "Голубого списка".

Научные общества в Германии выполняют функции  технологических посредников между  лабораториями и промышленными  компаниями. Ведущая организационная  роль принадлежит Фраунгоферовскому  обществу, в которое входят 45 исследовательских  институтов. Их деятельность финансируется  за счет субсидий федерального правительства  и доходов от выполнения контрактных  исследований. Главной задачей общества является содействие внедрению в  промышленность новых технологий и  выполнение исследований общенационального  значения (например, в области охраны окружающей среды и энергосбережения). Для облегчения малым фирмам доступа  к его услугам правительство  предоставляет им субсидии в размере  до 40% полной стоимости заказываемых НИОКР.

Большое участие  в организации передачи технологий принимают местные органы власти, в первую очередь правительства  земель. В частности, они вносят большой  вклад в создание научных парков и инновационных центров, рассматривая эту деятельность как одно из важнейших  направлений в решении проблем  регионального развития.

Общество им. Макса Планка занимается свободными фундаментальными исследованиями в  более чем 70 НИИ и 27 рабочих группах  при университетах Германии. Учреждения "Голубого списка" занимаются прикладными  и фундаментальными исследованиями в области естествознания, экономики, общественных и гуманитарных науках, а также проводят исследования по вопросам образования. Тесное взаимодействие научных обществ не допускает  дублирования научных исследований. Координационными центрами, согласующими их деятельность, являются: Комиссия федерации  и земель по планированию образования  и содействия научно-исследовательской  деятельности, а также Научный  Совет.

Академический сектор в ФРГ представлен в  основном университетами, где ведутся  как прикладные, так и фундаментальные  исследования. По сравнению с США  и Японией университеты в ФРГ  играют большую роль в проведении НИОКР: на них приходится около 20% всех выполняемых научно-исследовательских  работ и около 30% занятого в НИОКР  персонала. Кроме того, университеты Германии имеют большую автономию  и свободу в принятии решений  по финансированию и осуществлению  тех или иных научно-исследовательских  программ, выборе самостоятельно приоритетных направлений научного поиска, что  практически невозможно в университетах  США и Японии, где финансирование университетов происходит по строго отбираемым исследовательским программам.

Расходы на НИОКР  являются важным показателем инновационной  деятельности компании. Экономический  кризис сократил корпоративные расходы  на исследования и разработки. В 2009 году среднее сокращение составило 1,9%, причем по ряду промышленно-развитых стран сокращение было даже большим. Однако в общий тренд совершенно не вписывается Китай, который в 2009 году увеличил свои R&D-расходы сразу на 40%. Об этом говорится в исследовании опубликованном накануне Европейским союзом.

Информация о работе Инновационная деятельность в Германии