Инновационная деятельность в Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 14:06, реферат

Описание работы

Российская Федерация, встав на путь рыночной экономики, должна интегрироваться в мировое экономическое сообщество, в его рынки, в том числе и в рынок инноваций. Общеизвестно, что инновации позволяют быть первыми в жесткой экономической конкуренции на мировых товарных рынках и получать солидные финансовые дивиденды на базе новых технологий. Хорошо понимая это, развитые страны всемерно поддерживают инновационные процессы, и это является их технологической политикой. На долю новых или усовершенствованных технологий, содержащих передовые знания или решения, в развитых странах приходится до 80% прироста ВВП.

Содержание

Введение 3
Современное состояние и проблемы инновационного развития Российской Федерации 5
Стратегия развития сферы инновационной деятельности Российской Федерации 6
Цель и задачи стратегии развития инновационной деятельности. Этапы реализации 13
Формирование компетенций инновационной деятельности 16
Заключение 22
Список используемой литературы 24

Работа содержит 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ.doc

— 163.00 Кб (Скачать)

Инновационная модель поведения бизнеса должна стать доминирующей в развитии компаний в целях повышения эффективности и занятия лидерских позиций на рынках, а также в технологической модернизации ключевых секторов экономики, определяющих роль и место России в мировой экономике, и в повышении производительности труда  
во всех секторах.

Максимально широкое внедрение в деятельность органов государственного управления современных инновационных технологий обеспечит в том числе формирование электронного правительства, перевод в электронную форму большинства услуг населению и расширение использования системы государственного заказа для стимулирования инноваций. Государство должно обеспечить формирование благоприятного инновационного климата, включая создание условий и стимулов для инновационной деятельности, а также благоприятных условий для использования инноваций во всех видах деятельности.

Формирование сбалансированного и устойчиво развивающегося сектора исследований и разработок, имеющего оптимальную институциональную структуру, обеспечит расширенное воспроизводство знаний, а также повышение эффективности и результативности инфраструктуры, обеспечивающей коммерциализацию результатов научных исследований.

Обеспечение открытости национальной инновационной системы и экономики, а также интеграции России в мировые процессы создания и использования нововведений позволит активизировать международное двустороннее и многостороннее научно-техническое сотрудничество.

Активизация деятельности по реализации инновационной политики, осуществляемой органами государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальными образованиями, будет в том числе обеспечивать формирование территорий инновационного развития и развитие инновационных кластеров.

Реализация Стратегии основывается на следующих принципах:

  • выявление проблем и путей их решения с использованием набора инновационных инструментов в сферах, характеризующихся недостаточной предпринимательской активностью;
  • тесное взаимодействие государства, бизнеса и науки как при определении приоритетных направлений технологического развития, так и в процессе их реализации;
  • создание стимулов и условий для технологической модернизации на основе повышения эффективности компаний с использованием комплекса мер тарифного, таможенного, налогового и антимонопольного регулирования;
  • обеспечение инвестиционной и кадровой привлекательности инновационной активности;
  • прозрачность расходования средств на поддержку инновационной деятельности;
  • ориентация при оценке эффективности организаций науки и образования, инновационного бизнеса и инфраструктуры инноваций на международные стандарты;
  • стимулирование конкуренции как ключевой мотивации для инновационного поведения (в том числе в секторе исследований и разработок);
  • координация и взаимоувязка бюджетного, налогового, внешнеэкономического и других направлений социально-экономической политики как необходимое условие решения ключевых задач инновационного развития.

Формирование компетенций инновационной деятельности

 

1. Образование

Одной из основных задач инновационного развития является создание условий для формирования у граждан следующих компетенций инновационной деятельности:

  • способность и готовность к непрерывному образованию, постоянному совершенствованию, переобучению и самообучению, профессиональной мобильности, стремление к новому;
  • способность к критическому мышлению;
  • способность и готовность к разумному риску, креативность и предприимчивость, умение работать самостоятельно, готовность к работе в команде и в высококонкурентной среде;
  • владение иностранными языками, предполагающее способность к свободному бытовому, деловому и профессиональному общению.

Система образования на всех этапах, начиная с дошкольного, в части содержания и в части методов и технологий обучения (преподавания) должна быть ориентирована на формирование и развитие навыков и компетенций, необходимых для инновационной деятельности.

Предстоит обновить подходы к формированию и конкурсному распределению государственного и муниципального задания с учетом актуальных потребностей граждан. Будет увеличена численность педагогов дошкольных образовательных учреждений, имеющих современную квалификацию, в том числе через аттестацию кадров, обновление квалификационных требований и формирование современных профессиональных стандартов, обновление образовательных программ, программ повышения квалификации и профессионального сопровождения, совершенствование системы оплаты труда с опорой на создание современной системы оценки качества и результатов педагогической работы.

Для этого в течение ближайших 5 лет при государственной поддержке будет обеспечена возможность стажировки педагогов и руководителей на базе не менее 2 наиболее успешно работающих дошкольных образовательных учреждений в каждом федеральном округе. До 2020 года количество мест проведения стажировок на базе дошкольных образовательных учреждений будет увеличено с целью обеспечения стажировок абсолютного большинства работников дошкольного образования.

Для подготовки и повышения квалификации педагогических и управленческих кадров планируется:

  • обновить образовательные программы бакалавриата, магистратуры и дополнительного образования по педагогическим специальностям;
  • усовершенствовать профессиональную ориентацию будущих учителей, в том числе за счет привлечения к педагогической работе граждан, не имеющих педагогического образования, но любящих и умеющих работать с детьми;
  • реформировать сеть педагогических вузов, превратив их в современные организации, ориентированные на широкую гуманитарно-педагогическую, информационно-коммуникационную и аналитико-управленческую подготовку;
  • создать сеть консультационно-методического сопровождения профессиональной деятельности педагогов.

С учетом региональной принадлежности общеобразовательных учреждений на федеральном уровне предстоит:

  • обеспечить возможность стажировки для большинства работников системы общего образования;
  • сформировать кадровый резерв системы общего образования, развивать механизмы регулярной ротации руководящего состава;
  • регулярно обновлять требования к образовательной деятельности, в том числе к условиям образовательного процесса и структуре образовательных программ, с целью продвижения инновационных образовательных технологий и формирования новой школьной инфраструктуры.

Повышение квалификации учителей должно сопровождаться доведением к 2013 году их средней заработной платы до средней по экономике в соответствующем регионе с последующим ее поддержанием на уровне не ниже достигнутого.

Также предстоит обеспечить дальнейшее совершенствование стандартов образования, в особенности в части обновления условий осуществления образовательной деятельности. Данные условия должны позволять использовать в образовательных учреждениях современные инновационные образовательные технологии и возможности для обновления школьной архитектуры и дизайна.

В этих целях в вузах и других образовательных организациях, предоставляющих услуги профессионального образования, профессиональной подготовки и переподготовки будет обеспеченно внедрение кредитно-модульных технологий организации учебного процесса с индивидуальными образовательными траекториями для каждого обучающегося.

Будут совершенствоваться федеральные государственные образовательные стандарты, расширяться требования к инновационным компетенциям выпускников, повышаться роль государственно-общественного управления в сфере образования, системы общественно-профессиональной аккредитации образовательных программ и выпускников вузов, а также общественной аккредитации вузов.

В этих целях будут реализованы программы и мероприятия, направленные на обеспечение ключевых российских вузов профессорско-преподавательскими кадрами, ведущими исследовательскую деятельность на мировом уровне. Актуальной задачей является выведение уровня оплаты и условий труда таких профессоров и преподавателей на уровень международных стандартов.

Планируется разработка и внедрение более эффективных и прозрачных процедур назначения руководителей учреждений образования, найма и повышения в должности научно-педагогических работников вузов. При этом будет предусмотрено введение дополнительных надбавок к оплате труда преподавателей вузов, ведущих эффективную исследовательскую деятельность.

В университетах нормой станет использование механизмов оценки преподавателей с привлечением международного научного сообщества и с ориентацией на показатели публикационной активности, а также взаимодействие с организациями соответствующих секторов экономики. Будут созданы условия для привлечения российскими вузами на постоянную и временную работу иностранных специалистов, а также обеспечен допуск иностранных операторов в те сектора дополнительного профессионального образования, где программы российских образовательных учреждений слабо представлены или вовсе отсутствуют.

2. Обучение инновационному предпринимательству  

Важной задачей системы образования станет ориентация образовательных программ на обучение навыкам, необходимым для инновационной деятельности, включая аналитическое и критическое мышление, стремление к новому, способность к постоянному самообучению, готовность к разумному риску, креативность и предприимчивость, а также готовность к работе в высококонкурентной среде.

Предусматривается стимулирование получения навыков инновационного предпринимательства той частью населения, которая к этому наиболее приспособлена и готова, - выпускниками вузов по техническим и естественнонаучным специальностям посредством различных полидисциплинарных образовательных программ и проектной деятельности. Программы государственной поддержки инноваций будут также содержать образовательный компонент, в том числе в области предпринимательской деятельности и коммерциализации разработок.

В реализуемые федеральными и национальными исследовательскими университетами образовательные программы по наиболее перспективным с точки зрения появления инновационных разработок направлениям будут включены модули обучения инновационному предпринимательству. Подготовка предпринимателей в сфере коммерциализации научных разработок будет осуществляться в сотрудничестве с ведущими инновационными компаниями, венчурными фондами и ведущими международными университетами. Практическая ориентация подготовки будет обеспечена за счет стажировок в рамках собственной инновационной инфраструктуры университетов, федеральной (региональной) инновационной инфраструктуры или инфраструктуры инновационных компаний.

Неотъемлемым условием государственной поддержки создания федеральных, региональных и корпоративных элементов инновационной инфраструктуры станет ее открытость для обучения и стажировок студентов вузов и действующих специалистов по дисциплинам, обеспечивающим формирование их инновационных компетенций.

Будут развернуты программы обучения управлением инновациями на базе ведущих профильных образовательных учреждений. Обязательным условием реализации указанных программ станет их практическая ориентация, в том числе стажировки на инновационных предприятиях и самостоятельное выполнение индивидуальных и групповых проектов. Необходимо использовать практику привлечения к реализации таких программ на конкурсной основе ведущих мировых университетов.

Будут реализованы мероприятия, предусматривающие поддержку обучения на уровне магистратуры не менее 1000 перспективных молодых специалистов ежегодно прежде всего по инженерным специальностям, а также по специальностям, связанным с управлением экономикой и государством и управлением инновациями, в ведущих международных университетах. При этом будет обеспечено последующее привлечение прошедших обучение специалистов на работу на предприятия инновационного сектора экономики и в органы государственного управления.

Планируется сформировать комплекс мер по привлечению успешных предпринимателей с опытом реализации инновационных проектов к обучению начинающих инноваторов.

3. Молодежь и инновации 

Важнейшим направлением инновационного развития является стимулирование инновационной активности молодежи, в том числе научно-технического творчества школьников и студентов. Для этого будет расширена предоставляемая на конкурсной основе поддержка организаций дополнительного образования детей и молодежи, реализующих инновационные образовательные программы высокого уровня в области научно-технического творчества молодежи. Предполагается финансирование организаций дополнительного образования детей в целях развития инфраструктуры домов школьников (с упором на реализацию программ дополнительного образования естественно-научной и инженерно-технической направленности), а также в целях привлечения талантливых педагогов для работы в объединениях научно-технической направленности.

Будет поддержано развитие системы научных олимпиад. Предполагается создание системы конкурсной поддержки преподавателей и тьюторов, ведущих подготовку победителей международных и национальных олимпиад, конкурсов молодых изобретателей и конструкторов, а также расширение конкурсной поддержки мероприятий, проводимых на базе научно-исследовательских и федеральных университетов, стимулирующих исследовательскую деятельность школьников и студентов (летних научных лагерей и экспедиций, конкурсов, конференций молодых ученых, стипендий для участия в академических обменах и стажировках, грантов для реализации индивидуальных исследовательских проектов).

Необходимо реализовать программу предоставления ежегодно на конкурсной основе нескольким сотням лучших выпускников школ, в том числе победителям международных и российских олимпиад школьников, средств из федерального бюджета на обучение в ведущих зарубежных университетах по приоритетным направлениям развития науки, техники и технологий Российской Федерации. С получателями грантов будут заключаться договоры о последующем продолжении их научной и педагогической карьеры в ведущих российских университетах и российских исследовательских центрах.

Информация о работе Инновационная деятельность в Российской Федерации