Инновационная политика в Японии

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 23:55, реферат

Описание работы

В 1960–1990-х гг. национальная инноваци-
онная система Японии была сфокусирова-
на главным образом на имитации и улучше-
нии продуктов и процессов, разработанных
в других странах.

Работа содержит 1 файл

ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА И НАЦИОНАЛЬНЫЕ.pptx

— 702.17 Кб (Скачать)

ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА И НАЦИОНАЛЬНЫЕ  
ИННОВАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ ЯПОНИИ
 

Работа  Александры Бычковой

Группа  3383

    • В 1960–1990-х  гг. национальная инноваци-
    • онная система Японии была сфокусирова-
    • на главным образом на имитации и улучше-
    • нии продуктов и процессов, разработанных
    • в других странах.
 
 

Общие положения

    • Япония  не уча-
    • ствовала в процессе глобальной интегра-
    • ции инновационной деятельности и зани-
    • мала одно из последних мест в ОЭСР в этой
    • Сфере.
 
 

 

    • Так, например, иностранные компа-
    • нии выпускают в Японии лишь около 4% ин-
    • новационной продукции, тогда как в США и
    • странах ЕС эта доля достигла в среднем 12%.
 

 

    • В ключевых секторах экономики Япония
    • достигла глобальной конкурентоспособно-
    • сти своей инновационной продукции уже к
    • 2001  г., занимая второе место после США по
    • экспорту высокотехнологичной продукции. Однако к настоящему моменту Япония поте-
    • ряла мировое лидерство в производстве но-
    • утбуков, полупроводников, телекоммуника-
    • ционного оборудования и биотехнологиче-
    • ской продукции.
 
 

 

    • Правительство Японии при разра-
    • ботке своей национальной стратегии в об-
    • ласти инновационной деятельности актив-
    • но использует опыт других стран ОЭСР
 

Национальная  инновационная система

    • Японское  правительство с учетом зару-
    • бежного и собственного опыта силами трех
    • советов, входящих в состав Кабинета мини-
    • стров Японии, разработало блок документов,
    • регулирующих инновационную деятельность
    • страны до 2025 г. (рис. 1).
 

 

 

    • 1. Интеллектуальные ресурсы
    • За последние
    • 25 лет общее количество исследователей в
    • Японии удвоилось. Наиболее значительный
    • рост их числа наблюдался в предпринима-
    • тельском секторе, где их доля увеличилась с
    • 46,9% в 1981 г. до 58,7% в 2006 г.
 

Основные  направления инновационной политики

    • В государственном  секторе за тот же пе-
    • риод количество исследователей практиче-
    • ски не выросло. В университетах и коллед-
    • жах оно увеличилось в 1,7 раза, в беспри-
    • быльных организациях – в 1,9 раза. Доля ис-
    • следователей в перечисленных секторах от-
    • носительно их общего количества даже
    • уменьшилась.
 

 

    • В составе  рабочей силы Японии доля ква-
    • лифицированных работников, прибывших
    • на заработки из других стран, самая низ-
    • кая по ОЭСР. Хотя Япония и заинтересова-
    • на в найме иностранных исследователей и
    • высококвалифицированных рабочих, но ряд
    • специфических ограничений на рынке рабо-
    • чей силы затрудняет этот процесс.
 

 

    • 2. Создание и защита интеллектуальной
    • собственности.
    • Япония стремится к повы-
    • шению экономической эффективности про-
    • цесса диффузии технологий, распростра-
    • нения научно-технической информации в
    • рамках предпринимательского сектора и
    • повышения уровня использования уже соз-
    • данной интеллектуальной собственности.
    • Это является одним из направлений сти-
    • мулирования инновационной деятельности
    • частного сектора.
 

 

    • В процессе создания и защиты интеллек-
    • туальной собственности в Японии выделя-
    • ются следующие циклы:
    • 1) изобретения и творческая деятель-
    • ность:
    • - формирование «посевного капитала
    • инноваций»;
 
 

 

    • - инновационное сотрудничество на
    • основе цепочки «промышленность – пра-
    • вительство – университеты», включая со-
    • вершенствование системы формирования
    • и защиты интеллектуальной собственно-
    • сти;
    • 2) защита прав интеллектуальной соб-
    • ственности:
    • - формирование системы защиты интел-
    • лектуальной собственности в рамках сти-
    • мулирования инновационной деятельности
    • (реформа системы подачи патентных заявок
    • для частного сектора и сокращение сроков
    • их оформления, активизация международ-
    • ных усилий правительства по созданию гло-
    • бальной патентной системы);
    • - усиление борьбы против контрафакт-
    • ной продукции и нарушений патентного за-
    • конодательства на национальном и глобаль-
    • ном уровнях.
 

 

    • В 2006   г. правительством Японии
    • был назначен специальный министр по ин-
    • новациям, по мнению которого инновацион-
    • ное развитие подразумевает не только изме-
    • нения в технологическом и экономическом
    • секторах, но и реформу социальных инсти-
    • тутов. По его инициативе был создан Совет
    • по инновационной стратегии
 

Стратегия инновационного развития  
Японии.

    • Были  выделены три основополагающие цели
    • этой стратегии:
    • - достижение в перспективе нового уров-
    • ня благосостояния японской нации;
    • - формирование «Большой Азии» и акти-
    • визация инновационного сотрудничества с
    • остальной частью мира;
    • - формирование высокодуховной, твор-
    • ческой нации, согласной на риски инноваци-
    • онного развития
 

 

    • Японские  аналитики, занимающиеся ин-
    • новационным развитием, считают, что в по-
    • следующие 20 лет будут характерны три
    • основополагающие тенденции:
    • - быстрое старение общества и уменьше-
    • ние населения Японии, что окажет влияние
    • на инновационное развитие страны;
    • - взрывной характер развития глобаль-
    • ного информационного общества, что по-
    • влияет на культуру всех наций, в том числе
    • Японии;
    • - рост угрозы нарушения социального и
    • экологического равновесия Земли, что может
    • повлиять не только на отдельные страны, но
    • и на цивилизацию в целом.
 

 

    • В настоящее  время основными направ-
    • лениями действий японских дипломатов в
    • научно-технологической сфере являются:
    • - усиление научно-технологического
    • сотрудничества с развивающимися страна-
    • ми;
    • - демонстрация японского научно-
    • технологического и инновационного лидер-
    • ства на глобальном уровне;
    • - содействие продвижению экологиче-
    • ских идей и экологически чистых технологий
    • на рынки других стран;
    • - расширение международного сотрудни-
    • чества по перспективным направлениям науки.
 

Международные научно-технологичес- 
кие связи

    • В 1981–2005   гг. валовые внутренние за-
    • траты на ИР в Японии увеличились поч-
    • ти в 3 раза, причем доля инвестиций в част-
    • ном секторе (в общем объеме инвестиций в
    • ИР) выросла за этот период с 72,9 до 80,7%,
    • а доля бюджетных затрат соответственно
    • уменьшилась с 27 до 19%.
 

Финансирование  инновационной деятельности

    • Структура расходов промышленных
    • предприятий на ИР в период 1981–2005  гг.
    • почти не менялась: доля расходов на базовые
    • (фундаментальные) исследования оставалась
    • на уровне 5–6%, прикладные – 19–20, разра-
    • ботки – 73–74%.
 

 

    • В университетах  и колледжах соотноше-
    • ние расходов на разные виды ИР также было
    • в этот период более или менее стабильным:
    • доля расходов на базовые исследования со-
    • ставляла в среднем 55%, прикладные – 37 и
    • разработки – 8%.
 

 

    • ВВП Японии в 2006  г. был равен 
    • 4367,5  млрд  долл. (6,3% мирового ВВП, рас-
    • считанного по паритету покупательной спо-
    • собности). При населении в 128,2  млн  чело-
    • век Япония имеет довольно высокий показа-
    • тель ВВП на душу населения – 34 188 долл.
 

Оценка конкурентоспособности  экономики Японии

Информация о работе Инновационная политика в Японии