Инновационные бизнес-инкубаторы

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 14:48, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – изучить инновационную деятельность Иркутского инновационного бизнес-инкубатора».
Для достижения цели необходимо выполнить следующие задачи:
1. Изучить теоретические основы инновационной деятельности.
2. Охарактеризовать формы инновационных центров.
3. Оценить инновационную инфраструктуру в России.
3. Определить степень востребованности бизнес-инкубаторов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ 5
1.1 Инновационная деятельность в развитых странах мира 5
1.2 Особенности научно-технической политики 8
1.3 Российская национальная инновационная система 16
ГЛАВА 2. ПОНЯТИЕ «БИЗНЕС-ИНКУБАТОР» 21
2.1. Предпосылки и сущность бизнес-инкубатора 21
2.2. Функции бизнес-инкубатора 23
2.3. Задачи, решаемые бизнес-инкубатором 25
2.4 Бизнес-инкубаторы в РФ 26
ГЛАВА 3. ИРКУТСКИЙ БИЗНЕС-ИНКУБАТОР 31
3.1 Историческая справка 31
3.2 Деятельность Иркутского инновационного бизнес-инкубатора 32
3.3 Бизнес-помощь 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 36

Работа содержит 1 файл

Инновационные бизнес-инкубаторы.docx

— 104.02 Кб (Скачать)
Виды  регулирования Способы регулирования
1 2
 
Организационное регулирование инновационной деятельности
  • развитие инновационной инфраструктуры;
  • обеспечение приоритета инновационной деятельности;
  • моральное поощрение авторов инноваций;
  • содействие модернизации;
  • развитие интеграционных процессов;
  • развитие международных связей
 
Экономическое и финансовое регулирование инновационной  деятельности
  • развитие предложения инноваций;
  • расширение спроса на инновации;
  • содействие конкуренции в инновационной сфере;
  • развитие предпринимательства;
  • обеспечение занятости в инновационной сфере;
 
  • развитие  лизинга наукоемкой продукции;
  • инвестиции в инновации;
  • создание благоприятного инвестиционного климата
 
 
Нормативно-правовое регулирование инновационной деятельности
  • охрана прав и интересов субъектов инновационной деятельности;
  • охрана прав владения, пользования и распоряжения инновациями;
  • защита промышленной, интеллектуальной собственности;
  • развитие договорных отношений
 

     Меры  воздействия государства в области  инноваций можно подразделить на прямые и косвенные. Соотношение  их определяется экономической ситуацией  в стране. Как правило, в период экономического спада характерно преобладание "кейнсианского" подхода к государственной  экономической политике, предполагающего  чрезвычайно активное вмешательство  государства в экономическую  жизнь общества; в период подъема  экономики берет верх философия  консерватизма.

     В настоящее время экономисты по степени  активности вмешательства государства  в экономику выделяют три группы стран:

  • в первой возобладала концепция необходимости активного вмешательства государства в управление экономикой (Япония и Франция);
  • вторая характеризуется преобладающим упором на рыночные отношения (США, Великобритания);
  • третья придерживается "промежуточного" варианта в экономической, в том числе и инновационной, политике. Государственное регулирование сочетается с низкой степенью централизации государственного аппарата, используются косвенные методы воздействия при развитой системе согласования интересов правительства и бизнеса.

     Прямые  методы государственного регулирования  инновационных процессов осуществляются преимущественно в двух формах: административно-ведомственной  и программно-целевой.

     Административно-ведомственная  форма проявляется в виде прямого  дотационного финансирования, осуществляемого  в соответствии со специальными законами, принимаемыми с целью непосредственного  содействия инновациям. Так, в США  в 1980 г. был принят закон Стивенсона-Вайдлера "О технологических нововведениях", предусматривающий ряд мер стимулирования промышленных инноваций:

  • создания для их изучения и стимулирования специальных организаций в рамках аппарата исполнительной власти;
  • оказание содействия в обмене научным и техническим персоналом между университетами, промышленностью и федеральными лабораториями;
  • поощрение частных лиц и корпораций, вносящих большой вклад в развитие науки и техники.

     Ярким примером дотационного государственного финансирования может служить открытие в США в 1985 г. института промышленной технологии при Мичиганском университете. На организацию этого института местными и федеральными властями было выделено 17 млн. долл. Основная его задача - разработка и опытная эксплуатация гибких интегрированных производственных систем и других средств автоматизации производства. Всего из 133 млрд. долл., расходуемых в США на НИОКР в 1988 г. на долю федерального правительства приходилась почти половина - 49,3% [1] .

     Программно-целевая  форма государственного регулирования  инноваций предполагает конкретное финансирование последних посредством  государственных целевых программ поддержки нововведений, в том  числе и в малых наукоемких фирмах; создается система государственных  контрактов на приобретение тех или  иных товаров и услуг, фирмам предоставляются  кредитные льготы для осуществления  нововведений и т.д. Контрактное  финансирование представляет собой  один из элементов распространенной в настоящее время системы  контрактных отношений – договоров  между заказчиками и подрядчиками (в данном случае государство выступает  в роли заказчика-потребителя НИОКР - например, в аэрокосмической области, - а фирма-исполнитель НИОКР является подрядчиком). В договоре четко предусматриваются  сроки завершения работ, конкретное разделение труда между исполнителями, характер материального вознаграждения. Строго оговариваются взаимные обязательства  и экономические санкции. В США  таким образом финансируются 77% федеральных  затрат на НИОКР. Прогнозы по финансированию инновационной деятельности развитыми  странами, с учетом показателей с  1985 г. представлены в табл. 1.2. 

     Таблица 1.2

     Прогноз финансового обеспечения науки  развитых стран, (по доле расходов на НИОКР  в ВВП, %) 

Год США Япония Германия Франция Великобритания Италия Канада
1985 2,8 2,6 2,7 2,3 2,3 1,1 1,4
1990 2,7 2,9 2,8 2,4 2,2 1,3 1,5
1995 2,6 2,7 2,5 2,4 2,2 1,3 1,5
2005 2,8 2,9 2,7 2,4 2,3 1,7 1,6
2025 3,0 3,0 2,5 2,3 2,6 1,8 1,9
 

     Особое  место в системе "прямых" мер  воздействия государства на инновационный  бизнес занимают мероприятия, стимулирующие  кооперацию промышленных корпораций в  области НИОКР и кооперацию университетов  с промышленностью. В этом направлении  государственной инновационной  политики отчетливо проявляется  ее перспективная направленность, заинтересованность в научной новизне промышленных инноваций, что нередко является вторичным при реализации интересов  у промышленных компаний, решающих в первую очередь производственные и коммерческие задачи. Создание консорциумов, инженерных центров, научных и технологических парков и других перспективных формирований, успешно реализующих сложные инновационные идеи, - наглядный пример эффективности государственной поддержки таких идей.

     Косвенные методы, используемые в государственной  инновационной политике, нацелены, с одной стороны, на стимулирование самих инновационных процессов, а с другой - на создание благоприятного общехозяйственного и социально-политического  климата для новаторской деятельности. Ниже попытаемся кратко охарактеризовать основные методы, относящиеся к косвенным.

     Либерализация налогового и амортизационного законодательства. Предприниматели реализуют инновационные  процессы с целью получения большей  прибыли. Склонность к предпринимательству  вообще, инновационному в частности, регулируется уровнем налогообложения  прибыли. Иллюстрируя эту мысль, венгерский экономист Б.Санто приводит следующую зависимость, учитываемую Министерством промышленности Швеции: "если размер налога на прибыль варьирует между 0 и 25%, то склонность к предпринимательству быстро уменьшается, если же налог достигает 50% от прибыли, то склонность к инновациям и связанным с ними капвложениями практически исчезает". Важность этого инструмента государственного регулирования осознается практически во всех промышленно развитых странах, и каждая из них стремится найти свою оптимальную модель налогообложения прибыли. В США система налоговых льгот на НИОКР существует с 1981 г. Налоговая скидка предполагает возможность вычета затрат на НИОКР, связанных с основной производственной и торговой деятельностью налогоплательщика, из суммы облагаемого налогом дохода. До 1985 г. она составляла 25%, в настоящее время - 20%.

     Подсчитано, что в целом амортизационные  и налоговые льготы покрывают  в среднем в США от 10 до 20% общей  суммы затрат на НИОКР.

     Законодательные нормы весьма разнообразны и касаются многих областей влияния на инновационную  политику. Например, в развитых странах  патентное право законодательно закрепляет права изобретателей  на их открытия - интеллектуальную собственность, которая предполагает монополию  автора на научно-техническое решение.

     Создание  социальной инфраструктуры, включающее формирование единой информационной системы  внутри страны. Это тем более важно, если учитывать ключевую, связующую  роль информации в процессе реализации инновационного цикла, состоящего из отдельно обособившихся этапов: исследования, разработки, подготовка к производству, производство, сбыт.

     При всем многообразии форм и приемов  стимулирования инновационной деятельности со стороны государственных органов  во всех промышленно развитых странах  прослеживается, однако, нечто общее, позволяющее выделить инновационную  политику в качестве специфического элемента системы государственного регулирования. Характерным свойством  инновационной политики является широта воздействия, которое нацеливается на предложение инновационных идей, инициирует начальный спрос, способствует привлечению в инновационный  бизнес финансово-кредитных средств  и информационных ресурсов, создает  благоприятный для инноваций  экономический и политический климат.

     Национальные  ориентиры инновационной политики проявляются в конкретных моделях, используемых разными странами. В  частности, выделяют американскую и  японскую модели инновационной политики.

     Американская  модель отличается наиболее полной автономией предпринимательства. Ориентировка экономического развития осуществляется путем выделения  особой области, в последнее время  это военная технология, куда государство  вкладывает средства и тем самым  обеспечивает ее технологический приоритет. Так, в 1981-85 гг. в США планировалось  выделение 1500 млрд. долл. на развитие военно-промышленного  комплекса. Результаты и побочные продукты военных инноваций становятся важным источником инноваций гражданских. Схожую модель использует и Англия. За последние 5-7 лет доля расходов на военные исследования в общих  затратах на НИОКР возросла здесь  с 20-25 до 50% [5].

     Японская  модель также предполагает создание технологического приоритета, но при  этом упор делается на конкретные технологии. За последние 10 лет технология строительства  больших танкеров была заменена в  роли ведущей технологий изготовления роботов. Иными словами, на государственном  уровне определяются технологические  преимущества, которые должны быть достигнуты, и стимулируется их развитие с тем, чтобы затем переводить на новые технологии все народное хозяйство.

     С усилением международных интеграционных процессов и выработкой согласованной  экономической политики, свойственной общему экономическому пространству стран, в частности членов ЕС, появляется новая возможность: разработка единой инновационной политики на уровне государств-членов сообщества. Выработка единого антимонопольного законодательства; использование системы  ускоренных амортизационных отчислений, которые по существу являются беспроцентными займами на приобретение новейшей техники; льготное налогообложение расходов на НИОКР; поощрение мелкого наукоемкого бизнеса; прямое финансирование предприятий для поощрения нововведений в областях новейших технологий; стимулирование сотрудничества университетской науки и компаний, производящих наукоемкую продукцию, - вот далеко не полный перечень атрибутов инновационной политики, проводимой в странах европейского сообщества, и открывающих по существу равные возможности для национальных предприятий стран-членов ЕС в сфере инновационного бизнеса.

     В большинстве развитых стран регулирование  и стимулирование инновационной  деятельности происходит в основном через национальные исследовательские  программы и различные уровни государственного участия. Основополагающим критерием разработки программ является добровольное участие государства, корпораций и фирм, при этом каждый участник руководствуется собственными интересами. Эффективность использования  этих программ для концентрации национальных ресурсов на ключевых направлениях научно-технического прогресса особенно показательна на опыте экономики Японии. Поскольку Япония располагает минимумом собственных природных ресурсов, правительство страны рассматривает научно-инновационную политику в качестве важнейшего средства стимуляции общего роста экономики и повышения международной конкурентоспособности страны. Политика Японии концентрируется на экспорте продукции с целью завоевания торгового лидерства в спектре наукоемкой продукции, позволяющей иметь большую долю добавочной стоимости. Следует отметить, что японское правительство не управляет промышленными разработками в директивном порядке, здесь скорее существует взаимное партнерство между звеньями государственного аппарата и секторами промышленности, основанное на прагматических решениях, взаимном уважении, согласованной деятельности, направленной на достижение общих целей.

Информация о работе Инновационные бизнес-инкубаторы