Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2010 в 23:58, реферат
В условиях новой парадигмы направленности учебного процесса на формирование прежде всего личности специалиста, а затем профессионала, ведущими технологиями становятся личностно ориентированные стратегии обучения, которые нацелены на формирование нового типа мышления преподавателей и соответственно овладение ими комплексными умениями по организации учебного процесса технологического типа. Новые технологии направлены на практическую реализацию психолого-педагогических условий
ВВЕДЕНИЕ	3
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ                                                                                                           5
ГЛАВА 2. ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В РОССИИ	8
ГЛАВА 3. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИННОВАЦИИ	10
ГЛАВА 4. ЦЕЛИ ИННОВАЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ	12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ	14
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Федеральное агентство по образованию
ГОУ «Санкт-Петербургский 
государственный 
Чебоксарский институт экономики и менеджмента (филиал)
Кафедра 
гуманитарных наук 
 
 
 
 
 
 
РЕФЕРАТ
на тему 
«Инновационные технологии в профессиональном 
образовании» 
 
 
 
                              
                              
                              
                              
                              
                              
 
 
Чебоксары
2010
СОДЕРЖАНИЕ 
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИННОВАЦИОННЫХ 
ПРОЦЕССОВ                     
ГЛАВА 2. ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В РОССИИ 8
ГЛАВА 3. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИННОВАЦИИ 10
ГЛАВА 4. ЦЕЛИ ИННОВАЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ 12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 14
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 
 15 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
    ВВЕДЕНИЕ 
    В 
настоящее время существует разрыв 
между резко изменившимися 
- возросший спрос на качество образования;
    - 
новые требования к 
    - 
консерватизм сферы 
- необходимость формирования профессионального мышления, активности, самодеятельности будущих специалистов и т.д.
В ряду этих факторов стоит неразработанность технологий профессионального обучения. Традиционная технология обучения (от знания к умениям), основанная на логике науки, должна быть дополнена новыми технологиями, основанными на закономерностях познавательной деятельности. Главной фигурой в учебном процессе становится сам студент, выступающий не как объект, а как субъект обучения.
В условиях новой парадигмы направленности учебного процесса на формирование прежде всего личности специалиста, а затем профессионала, ведущими технологиями становятся личностно ориентированные стратегии обучения, которые нацелены на формирование нового типа мышления преподавателей и соответственно овладение ими комплексными умениями по организации учебного процесса технологического типа. Новые технологии направлены на практическую реализацию психолого-педагогических условий, оптимально адаптированных к взаимодействию педагога и обучаемых. Дидактические характеристики этих личностных технологий складываются из следующих особенностей учебно-воспитательного процесса:
    - 
задачного построения и 
- вариативности в подходе к учебным возможностям студентов;
    - 
дифференцированного 
    - 
демократических форм (диалоговых 
и фасилитационных) 
    Дидактическая 
конструкция личностно 
    Технологические 
стратегии обучения предполагают формирование 
нового типа мышления у преподавателей 
на основе педагогической компетентности 
и профессионального мастерства. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ГЛАВА 1. 
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИННОВАЦИОННЫХ 
ПРОЦЕССОВ 
Инновация (нововведение) - это процесс внедрения новых преобразований в различные сферы деятельности. Результатом таких преобразований является новшество. Любые нововведения неизбежны, они порождены изменениями в обществе и логикой развития НТР.
    Инновационный 
процесс затрагивает, как правило, 
цели, структуру, задачи, технологию и 
человеческие ресурсы организации. 
Эти внутренние переменные связаны друг 
с другом, например, внедрение компьютеров 
в трудовой процесс повлечет за собой 
изменения и в профессионально-
Современное образовательное пространство состоит из двух типов педагогических процессов - инновационных и традиционных. Педагогическая инновация - это теоретически обоснованное, целенаправленное и практико-ориентированное новшество, которое осуществляется на трех уровнях: макроуровне, мезоуровне и микроуровне.
    На 
макроуровне инновации 
На любом из уровней образовательная инновация развивается в пять этапов:
    Первый 
этап - инициация нововведения и 
принятие решения о необходимости 
внедрения новаций 
Второй этап - теоретический, т.е. обоснование и проработка инноваций на основе психолого-педагогического анализа, прогнозирование того, как будет развиваться инновационный процесс и каковы его негативные и позитивные последствия (экономические, юридические и под.). Этот этап является самым сложным, так как педагогические раздумья и способность предполагают:
- владение психолого-педагогической теорией;
- умение выстроить в единую концепцию свои идеи;
- обоснование необходимости или неизбежности инновации;
- выделение факторов, способствующих внедрению новшества.
    Этот 
этап предполагает также информационное 
обеспечение планируемого нововведения. 
Тщательная работа на втором этапе 
влечет за собой успех на этапе 
внедрения инноваций в 
Третий этап - организационно-практический - это создание новых структур, способствующих освоению новшества: лабораторий, экспериментальных групп и т.д. Эти структуры должны быть мобильны, самостоятельны и независимы. На этом этапе важно найти сторонников инновационной идеи, особенно из числа влиятельных и авторитетных в организации лиц. Кроме того, надо предвосхитить отношение к новации многих других сотрудников из числа тех, кого прямо затронут эти новшества. Этот этап инновационного процесса заканчивается убеждением большинства членов организации в необходимости нововведений и создании благоприятного эмоционально-мотивационного фона.
Четвертый этап - аналитический - это обобщение и анализ полученной модели. На этом этапе надо осознать, на каком уровне осуществляется инновационный процесс; соотнести состояние образовательного учреждения в целом (или состояние преподавания конкретного предмета) с тем прогностическим состоянием, которого предполагалось достичь в результате нововведения.
Пятый этап - внедрение, оно может быть пробным, а затем и полным. Успех на этом этапе зависит от трех факторов:
- от материально-технической базы того учебного заведения (или образовательной среды), где осуществляется новшество;
- от квалификации преподавателей и руководителей, от их отношения к инновациям вообще, от их творческой активности;
- от морально-психологического климата в организации (степени конфликтности, степени сплоченности сотрудников, текучести кадров, общественной оценки их труда и др.).
    Наиболее 
успешно нововведения внедряются в 
относительно небольших коллективах (от 
500 до 1000 человек), где легче проводить 
психологическую подготовку персонала 
к нововведениям и где быстрее можно пробудить 
в людях энтузиазм и веру в успех. 
 
 
 
 
 
 
    ГЛАВА 
2. ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В РОССИИ 
Для смены традиционного образования на инновационное в России есть все предпосылки:
- общественный спрос, вернее, спрос определенных прогрессивных слоев общества;
- концептуальная, социально-философская проработка новой образовательной парадигмы;
- описание методологии деятельности как инструмента перевода философских постулатов в практику образования;
- наличия огромного передового опыта педагогов-новаторов;
- разработанность целого ряда развивающих технологий обучения;
- наличие зарубежного опыта перестройки образования.
И между тем реформа среднего и высшего образования буксует вот уже 15 лет, а попытки внедрить прогрессивные технологии обучения в вузах встречают громадное сопротивление. Дело здесь не в экономических причинах. Реформировать образование можно лишь с учетом акмеологических потенций, инновационных и креативных способностей нации, ее отношения ко всему новому и прогрессивному во всех сферах - быта, труда, отношений.
Для внедрения ииновационных технологий в образование должна быть составлена общегосударственная программа. Элементами этой программы, должны стать:
- научно-педагогическая реформа, которая призвана обосновать научное обеспечение процесса обновления педагогической практики; педагогика нуждается в новой философии, в новых концепциях тех наук, которые так или иначе причастны к педагогическим процессам;
- системно-социальная педагогическая реформа, которая означает создание новой социально-педагогической инфраструктуры; проведение этой части реформы затрагивает стратегию общественного и государственного развития и зависит от Правительства РФ;
- практическая реформа образовательно-воспитательных систем, то есть обновление образования, обучения и воспитания во всех типах учебных заведений на основе соответствующих программ.
Информация о работе Инновационные технологии в профессиональном образовании