Инновационные технологии в профессиональном образовании

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2010 в 23:58, реферат

Описание работы

В условиях новой парадигмы направленности учебного процесса на формирование прежде всего личности специалиста, а затем профессионала, ведущими технологиями становятся личностно ориентированные стратегии обучения, которые нацелены на формирование нового типа мышления преподавателей и соответственно овладение ими комплексными умениями по организации учебного процесса технологического типа. Новые технологии направлены на практическую реализацию психолого-педагогических условий

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ 5
ГЛАВА 2. ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В РОССИИ 8
ГЛАВА 3. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИННОВАЦИИ 10
ГЛАВА 4. ЦЕЛИ ИННОВАЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ 12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 14
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

ИННОВ. ТЕХНОЛ..doc

— 71.00 Кб (Скачать)

    Федеральное агентство по образованию

ГОУ «Санкт-Петербургский  государственный политехнический  университет»

    Чебоксарский  институт экономики и менеджмента (филиал)

Кафедра гуманитарных наук 
 
 
 
 
 
 

РЕФЕРАТ

на тему «Инновационные технологии в профессиональном образовании» 
 
 
 

                                          Выполнил студент  III курса

                                          очного отделения

                                          спец. «Финансы и  кредит»

                                                                        Иванова Надежда Николаевна 

                                          Научный руководитель

                                          Максимова О.Г. 
 
 

Чебоксары

2010

СОДЕРЖАНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ                                                                                                           5

ГЛАВА 2. ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В РОССИИ 8

ГЛАВА 3. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИННОВАЦИИ 10

ГЛАВА 4. ЦЕЛИ ИННОВАЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ 12

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 14

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ  15 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    ВВЕДЕНИЕ 

    В настоящее время существует разрыв между резко изменившимися условиями  жизни и образовательной системой, ее целями, видами, содержанием и  технологиями обучения. К важнейшим причинам разрыва относятся:

    - возросший спрос на качество  образования; 

    - новые требования к преподавательской  деятельности;

    - консерватизм сферы образования  и ее недостаточная адаптированность  к меняющимся потребностям общества;

    -  необходимость формирования профессионального мышления, активности, самодеятельности будущих специалистов и т.д.

    В ряду этих факторов стоит неразработанность  технологий профессионального обучения. Традиционная технология обучения (от знания к умениям), основанная на логике науки, должна быть дополнена новыми технологиями, основанными на закономерностях познавательной деятельности. Главной фигурой в учебном процессе становится сам студент, выступающий не как объект, а как субъект обучения.

    В условиях новой парадигмы направленности учебного процесса на формирование прежде всего личности специалиста, а затем профессионала, ведущими технологиями становятся личностно ориентированные стратегии обучения, которые нацелены на формирование нового типа мышления преподавателей и соответственно овладение ими комплексными умениями по организации учебного процесса технологического типа. Новые технологии направлены на практическую реализацию психолого-педагогических условий, оптимально адаптированных к взаимодействию педагога и обучаемых. Дидактические характеристики этих личностных технологий складываются из следующих особенностей учебно-воспитательного процесса:

    - задачного построения и проблемной  структуры учебной информации;

    - вариативности в подходе к  учебным возможностям студентов;

    - дифференцированного управления  учебной деятельностью;

    - демократических форм (диалоговых  и фасилитационных) организации  учебного процесса.

    Дидактическая конструкция личностно ориентированных  технологий осуществляется через адаптацию  образовательного процесса к личностным возможностям студентов в соответствии с планируемыми задачами развития когнитивной, чувственной и интеллектуальной сфер личности.

    Технологические стратегии обучения предполагают формирование нового типа мышления у преподавателей на основе педагогической компетентности и профессионального мастерства. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИННОВАЦИОННЫХ  ПРОЦЕССОВ 

    Инновация (нововведение) - это процесс внедрения  новых преобразований в различные  сферы деятельности. Результатом таких преобразований является новшество. Любые нововведения неизбежны, они порождены изменениями в обществе и логикой развития НТР.

    Инновационный процесс затрагивает, как правило, цели, структуру, задачи, технологию и  человеческие ресурсы организации. Эти внутренние переменные связаны друг с другом, например, внедрение компьютеров в трудовой процесс повлечет за собой изменения и в профессионально-квалификационной структуре коллектива, и в уровне решаемых задач, и в системе контроля, и даже в самом характере работы.

    Современное образовательное пространство состоит  из двух типов педагогических процессов - инновационных и традиционных. Педагогическая инновация - это теоретически обоснованное, целенаправленное и практико-ориентированное  новшество, которое осуществляется на трех уровнях: макроуровне, мезоуровне и микроуровне.

    На  макроуровне инновации затрагивают  изменения во всей системе образования  и приводят к изменению ее парадигмы. На мезоуровне инновации направлены на изменения в образовательной  среде региона, в конкретных учебных заведениях. На мезоуровне речь в основном идет о создании новых учебных заведений на базе новых концептуальных подходов. Сегодня в России можно выделить четыре типа учебных заведений: элитарные, конъюнктурные, экспериментальные и традиционные. На микроуровне инновации направлены на создание нового содержания, как отдельного курса, так и блока курсов (например, экологических или гуманитарных); либо на отработку новых способов структурирования образовательного процесса; либо на разработку новых технологий, новых форм и методов обучения.

    На  любом из уровней образовательная  инновация развивается в пять этапов:

    Первый  этап - инициация нововведения и  принятие решения о необходимости  внедрения новаций определенного  типа. Инициация может быть вызвана к жизни внутренним побуждением лидера организации, но скорее всего причиной служит внешнее или внутреннее давление: приказ министерства, заказ отрасли на нового специалиста, изменения и процессы внутри самой организации. В норме стратегия инноваций и аналитическая работа по ее внедрению должна проводиться руководителем в ранге ректора, проректора и декана (директора, завуча). На практике же часто инициатива нововведения идет не сверху, а снизу - от педагогов-новаторов.

    Второй  этап - теоретический, т.е. обоснование и проработка инноваций на основе психолого-педагогического анализа, прогнозирование того, как будет развиваться инновационный процесс и каковы его негативные и позитивные последствия (экономические, юридические и под.). Этот этап является самым сложным, так как педагогические раздумья и способность предполагают:

    - владение психолого-педагогической теорией;

    - умение выстроить в единую концепцию свои идеи;

    - обоснование необходимости или неизбежности инновации;

    - выделение факторов, способствующих внедрению новшества.

    Этот  этап предполагает также информационное обеспечение планируемого нововведения. Тщательная работа на втором этапе  влечет за собой успех на этапе  внедрения инноваций в педагогический процесс.

    Третий  этап - организационно-практический - это создание новых структур, способствующих освоению новшества: лабораторий, экспериментальных групп и т.д. Эти структуры должны быть мобильны, самостоятельны и независимы. На этом этапе важно найти сторонников инновационной идеи, особенно из числа влиятельных и авторитетных в организации лиц. Кроме того, надо предвосхитить отношение к новации многих других сотрудников из числа тех, кого прямо затронут эти новшества. Этот этап инновационного процесса заканчивается убеждением большинства членов организации в необходимости нововведений и создании благоприятного эмоционально-мотивационного фона.

    Четвертый этап - аналитический - это обобщение  и анализ полученной модели. На этом этапе надо осознать, на каком уровне осуществляется инновационный процесс; соотнести состояние образовательного учреждения в целом (или состояние преподавания конкретного предмета) с тем прогностическим состоянием, которого предполагалось достичь в результате нововведения.

    Пятый этап - внедрение, оно может быть пробным, а затем и полным. Успех на этом этапе зависит от трех факторов:

    - от материально-технической базы того учебного заведения (или образовательной среды), где осуществляется новшество;

    - от квалификации преподавателей и руководителей, от их отношения к инновациям вообще, от их творческой активности;

    - от морально-психологического климата в организации (степени конфликтности, степени сплоченности сотрудников, текучести кадров, общественной оценки их труда и др.).

    Наиболее  успешно нововведения внедряются в  относительно небольших коллективах (от 500 до 1000 человек), где легче проводить психологическую подготовку персонала к нововведениям и где быстрее можно пробудить в людях энтузиазм и веру в успех. 
 
 
 
 
 
 

    ГЛАВА 2. ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В РОССИИ 

    Для смены традиционного образования на инновационное в России есть все предпосылки:

    - общественный спрос, вернее, спрос определенных прогрессивных слоев общества;

    - концептуальная, социально-философская проработка новой образовательной парадигмы;

    - описание методологии деятельности как инструмента перевода философских постулатов в практику образования;

    - наличия огромного передового опыта педагогов-новаторов;

    - разработанность целого ряда развивающих технологий обучения;

    - наличие зарубежного опыта перестройки образования.

    И между тем реформа среднего и  высшего образования буксует  вот уже 15 лет, а попытки внедрить прогрессивные технологии обучения в вузах встречают громадное сопротивление. Дело здесь не в экономических причинах. Реформировать образование можно лишь с учетом акмеологических потенций, инновационных и креативных способностей нации, ее отношения ко всему новому и прогрессивному во всех сферах - быта, труда, отношений.

    Для внедрения ииновационных технологий в образование должна быть составлена общегосударственная программа. Элементами этой программы, должны стать:

    - научно-педагогическая реформа, которая призвана обосновать научное обеспечение процесса обновления педагогической практики; педагогика нуждается в новой философии, в новых концепциях тех наук, которые так или иначе причастны к педагогическим процессам;

    - системно-социальная педагогическая реформа, которая означает создание новой социально-педагогической инфраструктуры; проведение этой части реформы затрагивает стратегию общественного и государственного развития и зависит от Правительства РФ;

    - практическая реформа образовательно-воспитательных систем, то есть обновление образования, обучения и воспитания во всех типах учебных заведений на основе соответствующих программ.

Информация о работе Инновационные технологии в профессиональном образовании