Инновационный климат

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2013 в 18:29, контрольная работа

Описание работы

Особое значение сейчас в странах приобретает создание атмосферы, так называемого инновационного климата, стимулирующего поиск и освоение нововведений.
Инновационный климат является частью общей организационной культуры организации. Чаще всего инновационным климатом понимается комплекс условий, способствующий усилиям работников в выдвижении и реализации новых идей, в результате человек чувствует себя свободным, полностью мотивированным и готовым к творческой работе.
Инновационный климат – это сложившиеся за определенный период времени условия в окружении организации, влияющие на эффективность ее инновационной деятельности.

Содержание

Сущность инновационного климата
Анализ инновационного климата
Современное состояние инновационного климата в России

Работа содержит 1 файл

Инновационный климат.doc

— 53.50 Кб (Скачать)

План:

  1. Сущность инновационного климата
  2. Анализ инновационного климата
  3. Современное состояние инновационного климата в России

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Сущность инновационного климата

Особое значение сейчас в странах приобретает создание атмосферы, так называемого инновационного климата, стимулирующего поиск и освоение нововведений. 

   Инновационный климат является частью общей организационной культуры организации. Чаще всего инновационным климатом понимается комплекс условий, способствующий усилиям работников в выдвижении и реализации новых идей, в результате человек чувствует себя свободным, полностью мотивированным и готовым к творческой работе. 

   Инновационный климат – это сложившиеся за определенный период времени условия в окружении организации, влияющие на эффективность ее инновационной деятельности.  

   Инновационный климат – это состояние внешней среды организации, содействующее или противодействующее достижению инновационной цели. Проявляется он через влияние на инновационный потенциал. Инновационный климат подразделяется на микроклимат и макроклимат, т.е. на составляющие микросреды и макросреды предприятия. 

   Составляющие инновационного макроклимата предприятия подразделяются на четыре основные сферы. 

   1. Социальная, природно-географическая и коммуникационная сфера (социальная напряженность, доступ к сырьевым, топливным, энергетическим и материально-техническим ресурсам, транспорт, доступ к информационным ресурсам). 

   2. Технологическая и научно-техническая сфера (рынок технологий и научно-технической информации, наличие НИИ, консалтинговых, инжиниринговых, венчурных и других фирм).  

   3. Экономическая и финансовая сфера (налоги, льготы на проведение НИОКР, инвестиционный климат на федеральном уровне, наличие заинтересованных в инновационных разработках инвесторов). 

   4. Политическая и правовая сфера (федеральные и региональные планы и программы, законодательная база, регулирующая проведение НИОКР). 

   Составляющие инновационного микроклимата предприятия подразделяются также на четыре основные зоны. 

   1. Зона хозяйствования, сегмент рынка: скорость появления инновации на данном сегменте рынка, уровень конкуренции, отношения с потребителями, поставщиками и партнерами. 

   2. Зона капиталовложений – инвестиции в развитие новых технологий. 

   3. Зона новых технологий и научно-технических информационных ресурсов. 

   4. Зона трудовых ресурсов – рынок труда специалистов, менеджеров, высококвалифицированных рабочих. 

   Создание благоприятного инновационного климата предполагает атмосферу доверия, выявление и преодоление факторов, «блокирующих» творческие усилия и совместную поисковую работу персонала, расширение полномочий инноваторов на рабочем месте, использование организационных и психологических инструментов, помогающих «генерировать» новые идеи. 

   Любые мотивирующие системы будут эффективны в тех случаях, когда они увязаны между собой и целенаправленно используются для поддержки инноваторов и инновационного климата организации в целом. Нет систем поддержки – нет инноваторов, нет инноваторов – нет нововведений.

 

 

 

 

2. Анализ инновационного климата 

   Для определения уровня инновационного развития предприятия недостаточно только оценки инновационного потенциала, необходимо также осуществлять анализ инновационного климата организации. 

   Уровень инновационного климата оценивается аналогично инновационному потенциалу, характеризующему способность предприятия достигать поставленных инновационных целей при имеющихся в наличии финансовых, кадровых, научно-технических, организационно-управленческих, информационно-методических и маркетинговых ресурсах. Значения инновационного климата предприятия будут находиться в диапазоне от 1 до 3: 

   3 – состояние данного параметра внешней среды положительно влияет на инновационную деятельность, что позволяет полностью использовать имеющийся инновационный потенциал. Это состояние рассматривается как возможность для предприятия; 

   2 – состояние данного параметра ненадежно – угрозы пока нет, но требуется наблюдение за его динамикой; 

   1 – состояние данного компонента внешней среды отрицательно влияет на инновационный потенциал. Это состояние определяется как угроза для организации. 

   Фатхутдинов Р.А. предлагает свой вариант оценки состояния инновационного климата организации. Присвоение оценок осуществляется экспертным путем по пятибалльной шкале. 

   5 - состояние данного компонента (параметра) внешней среды настолько отлично и приемлемо, что позволяет полностью использовать имеющийся инновационный потенциал. Это состояние рассматривается как отличная возможность для предприятия;  

   4 - состояние данного компонента хорошее, что создает некоторую возможность для использования инновационного потенциала; 

   3 - состояние данного компонента ненадежно – угрозы пока нет, но требуется наблюдение за его динамикой; 

   2 - состояние данного компонента вызывает тревогу, оно отрицательно влияет на инновационный потенциал. Это состояние классифицируется как некоторая угроза организации; 

   1 - состояние данного компонента угрожающее, оно должно рассматриваться как опасная угроза. 

   Таким образом, определение уровня инновационного развития предприятия, построенного на оценке инновационного климата и потенциала организации, является основой для выработки дальнейшей инновационной стратегии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Современное состояние инновационного климата в РФ 

   Одна из важнейших проблем, характерных для сегодняшней российской экономики, – это проблема ухудшения инновационного климата.

В середине 80-х годов в нашей стране средний срок службы оборудования составлял 28 лет, а с тех пор он мог только увеличиться.

40% основных производственных  фондов (ОПФ) в строительстве физически  изношено. В машиностроении более  половины ОПФ нуждается в немедленной модернизации, а более четверти – в немедленной замене. 

   Разрешение этих проблем невозможно, в том числе, в силу катастрофической нехватки инвестиционных ресурсов. Разумеется, тенденция замещения машин живым трудом приводит к снижению темпов безработицы. Но массовое внедрение на производствах автоматизированных систем, заменяющих живой труд, приведет к росту безработицы. Таким образом, необходимо найти разумный компромисс между стабилизацией экономики и решением вопросов социальной защиты населения, то есть совместить достижение двух целей. 

   Поэтому единственный выход из создавшегося положения – по возможности быстрее остановить спад производства и создать предпосылки улучшения инвестиционного климата и условия для последующего подъема экономики. 

   Наукоемкие производства (приборостроение, биотехнология, тонкая химия и т.д.), которые в период кризиса не имеют практически никаких рыночных стимулов к существованию, нуждаются в государственной поддержке. Поскольку рыночный спрос на продукцию данных отраслей в период кризиса неизбежно падает (и тем быстрее, чем глубже общий спад производства), его должна обеспечить система государственного заказа. 

   Таким образом, для развития инновационной деятельности необходима государственная поддержка. Об этом свидетельствует и опыт экономически развитых стран. Для создания инновационного климата нужно формировать механизм экономического стимулирования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1. Официальный сайт  Евростата [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://epp.eurostat.ec.europa.eu/portal/page/portal/science_technology_innovation/data/ main_tables.

2.   Калинин В. В., Катешова М. Л. Проблемы трансфера технологий, пути их решения / Инновации. – №        7.– 2011.

3.   Глазьев С. Ю. Проблемы реализации интеллектуального потенциала общества в условиях перехода на инновационный путь развития [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.imepi-eurasia.ru/baner/Glaziev.doc.

4.   Теребова С. В. Активизация инновационного процесса в регионе. – Вологда: ВНКЦ ЦЭМИ РАН, 2012. – 179 с.

5.   Конаныхина О. В. Формирование системы управления инновационным климатом региона // Вестник АГТУ. – 2011. – №        2. – С. 184–189.

6.   Амосенок, Э.П. Интегральная оценка инновационного потенциала регионов России // Регион: экономика и социология. – 2010. – №        2. – С. 134–145.

7.   Инновационный путь развития для новой России / Под. ред. В.П. Горегляд. – М.: Наука, 2005.– 343 с.

8.   Голова И. М. Инновационный климат региона: проблемы формирования и оценки. – Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2011. – 178 с.

9.   Инновационный менеджмент: Учеб. для вузов / Под ред. д-ра экон. наук, проф. О.П. Молчановой. – М.: Вита-Пресс, 2011. – 272 с.

10.   Акмаева Р. И. Инновационный менеджмент: учеб. пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2010. – 347 с.

11.   Бовин А. А. Управление инновациями в организации. – М.: Омега-Л, 2012. – 350 с.

12.   Государство, бизнес, общество: проблемы оптимизации взаимодействия / Под ред. Л.Е. Ильичевой. – М.: ИНЭК, 2011. – 296 с.

13.   Ильин, В.А. Интеллектуальные ресурсы как фактор инновационного развития // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. – 2010. – №        3 (11) – С. 14–25.

14.   Осипов Г. В. Теория и практика экономики и социологии знания. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://timursim.livejournal.com/257802.html

15.   Теребова С. В. Проблемы инновационного развития Вологодской области // Проблемы инновационного развития и креативная экономическая мысль на рубеже веков: А.К. Шторх, С.Ю. Витте, А.А. Богданов: сборник статей Международной научно-практической конференции, г. Минск, 25–26 марта 2011 г. – Минск: НАН Беларуси. – 2010. – С. 422 – 429.

 

17.   Теребова С. В., Вячеславов А. М. Инновационный климат в регионе: состав и факторы развития // Проблемы развития территорий. – Вологда: ИСЭРТ РАН. – 2012. – №        3. – С. 40–50.


Информация о работе Инновационный климат