Инновационный потенциал

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 19:30, реферат

Описание работы

Ориентация на инновационный путь развития, провозглашенная Концепцией экономической стабилизации и роста в Украине, Законом Украины "Об инновационной деятельности", проектом Концепции инновационного развития, требует от отечественных субъектов хозяйственной деятельности коренной перестройки всей системы управления, создания на основах современных концепций менеджмента системы оперативного поиска новых сфер и способов формирования и реализации собственного инновационного потенциала.

Содержание

Введение
1. Основные теоретические аспекты исследования и оценки инновационного потенциала
1.1. Инновационный потенциал промышленного предприятия. Динамическая составляющая потенциала предприятия
1.2. Приоритетность интеллектуального потенциала в формировании инновационного потенциала предприятия
1.3. Методические положения оценки инновационного потенциала предприятия
1.4. Расчет уровня инновационного потенциала
Выводы

Работа содержит 1 файл

реф Еркен.doc

— 125.00 Кб (Скачать)

 

Согласно с действующим законодательством  объектами невещественных активов  инновационного потенциала промышленного  предприятия считаются [10]:

· права на объекты промышленной собственности (право на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, ноу-хау, защита от недобросовестной конкуренции и тому подобное);

· права на знаки для товаров и услуг (товарные знаки, торговые марки, фирменные названия);

· авторские и смежные с ними права (право на программы для ЭВМ, базы данных и тому подобное);

· гудвил;

· другие невещественные активы (право на осуществление деятельности, использование природными ресурсами, имуществом, использованный экономических и других привилегий и тому подобное).

Касаемо инновационной деятельности, объекты невещественных активов  представляют интеллектуальную собственность  предприятия, которая является узаконенным  инструментом защиты невещественных активов. Так, новые решения, которые касаются производства товаров и их компонентов, могут быть запатентованными. Ценность патента заключается в том, что он закрепляет за своим владельцем монополию на запатентованное изобретение на определенный законодательством срок. Патент имеет особенную ценность, если он защищает сам продукт, поскольку в таком случае никто другой не имеет права на копирование этого продукта. Согласно с действующим законодательством [1] защиты подлежат и авторские права на печатные символы, которые используются в издательском деле, создании музыкальных произведений и программного обеспечения. Такой рыночный актив, как оригинальное имя, защищается товарной маркой для товара или услуги [2]. Торговые секреты защищаются договорами о неразглашениях, которые предусматривают обязательство посвященной в тайну стороны не раскрывать эту тайну никому, кроме указанных в договоре субъектов.

На практике нередко возникают  сложности отображения в балансе  предприятия нематериальных активов, полученных в результате разработки, поскольку не всегда четко очерченная возможность получения будущих экономических выгод от реализации или использования нематериального актива, а также не всегда можно достоверно определить расходы, связанные с разработкой нематериального актива. Условно можно выделить составные, которые формируют интеллектуальный потенциал, на нематериальные активы, которые отображены в балансе предприятия, то есть ощутимые активы, и нематериальные неощутимые активы. Цена последних не подвергается точному определению, однако роль их в хозяйственной деятельности фирмы является значительной. Это серьезное задание бухгалтерского учета.

Например, согласно с действующим  законодательством не признаются активами, а лишь отображаются в составе  расходов отчетного периода [5, с. 263] затраты на исследования; подготовку и переподготовку кадров; рекламу и продвижение продукции на рынке; повышение деловой репутации предприятия (гудвил), стоимость изданий.

Согласно со стандартом 19 «Объединение предприятий» Положений (стандарта) бухучета в Украине, отдельной группой в классификации невещественных активов выделяют гудвил – превышение стоимости приобретения над частью покупателя в справедливой стоимости идентифицированных активов и обязательств на дату приобретения. Закон Украины "О налогообложении прибыли предприятий" определяет гудвил, как невещественный актив, стоимость которого определяется, как разница между балансовой стоимостью активов предприятия и его обычной стоимостью, как целостного имущественного комплекса, который возникает в результате использования наилучших управленческих свойств, доминирующей позиции на рынке товаров (работ, услуг), новых технологий. Следует отметить, что гудвил возникает лишь в результате приобретения целостного имущественного комплекса (предприятия) другим предприятием (или несколькими предприятиями) и в результате осуществленных расходов (то есть подаренное предприятие не несет за собой гудвил) [10]. Таким образом, основанием для отображения гудвила в бухгалтерском учете является соглашение о передаче такого комплекса.

Обобщая, можно утверждать, что  элементы интеллектуального потенциала предприятия (подготовка, научная и  техническая информация, лицензии, бизнес-услуги, рыночные исследования, программное обеспечение и тому подобное) тесно взаимоувязаны и играют ключевую роль в формировании инновационного потенциала. Например, активы в сфере маркетинга, а также научной и технической информации являются существенным элементом интеракций между спросом и предложением товаров и услуг, что содействует отбору рыночных сигналов и превращения их в соответствующие решения, формирование спроса на блага и услуги, которые возникают в процессе инновационной деятельности.

    1. Методические положения оценки инновационного потенциала предприятия

 

Учитывая стратегический характер решений, уровень инновационного потенциала важно оценивать с учетом особенностей внешней среды и выявлением в нем стратегических возможностей исследующегося предприятия. С целью комплексной оценки уровня инновационного потенциала исследующегося предприятия текущее состояние предприятия должен быть проанализированный за двумя направлениями. Во-первых, посредством внутреннего анализа инновационного потенциала с учетом прошедшей, теперешней и будущей стратегической позиции предприятия. Во-вторых, анализа инновационного потенциала относительно текущих конкурентов в определенном отрезке времени. Такой подход позволяет определить основные отклонения инновационного потенциала относительно желаемых позиций.

Общая методологическая схема многоуровневой оценки уровня инновационного потенциала имеет такую последовательность:

1. Устанавливается перечень кластер-факторов, связанных с соответствующими свойствами инновационного потенциала и строится «дерево кластер-факторов», ствол котрого – уровень развития и качество инновационного потенциала в целом, а ветви, расположенные на соответствующих уровнях, более детальные его свойства.

2. В соответствии с установленным перечнем кластер-факторов и структуризацией их за разработанным «деревом кластер-факторов» устанавливаются показатели оценки потенциала.

3. Согласно проведенной структуризации и иерархизации показателей оценки рассчитывается коэффициент весомости каждого показателя.

4. Избирается база сравнения уровня инновационного потенциала, за которую может быть взятый инновационный потенциал исследующегося предприятия за предыдущий период или инновационный потенциал ближайшего в стратегической группе конкурента.

5. Проводя сравнительный анализ посредством метода средневзвешенной рассчитываем показатель роста инновационного потенциала (или показатель уровня инновационного потенциала) исследующегося предприятия. Оцениваем интенсивность инновационного развития.

6. На основании полученных данных делается вывод относительно уровня инновационного потенциала. Результаты оформляются соответствующим образом в удобный для реализации поставленной цели форме

    1. Расчет уровня инновационного потенциала

 

Определяем величину показателя роста  инновационного потенциала исследующегося объекта за такой формулой:



 

где ІПt – показатель роста инновационного потенциала исследующегося предприятия за период времени и;

Оді – оценка і-го показателя инновационного потенциала исследующегося объекта (в балах);

Обі – оценка і-го показателя инновационного потенциала базы сравнения (в балах);

Ві - коэффициент весомости /-го показателя (в % или относительных величинах) ( Ві = 100% или Ві = 1).


Отметим, что посредством формулы (1) можно рассчитать:

1) показатель роста инновационного  потенциала конкретного предприятия,  касаемо изменения этого потенциала во времени, при этом за базу сравнения принимают инновационный потенциал предприятия за предыдущий период времени (год, 5 лет);

2) показатель уровня инновационного  потенциала предприятия касаемо  потенциала конкурента, при этом  за базу сравнения принимают инновационный потенциал ближайшего в стратегической группе конкурентного предприятия.

Используя показатель прироста инновационного потенциала предприятия, можно оценить  интенсивность инновационного развития предприятия, розраховуючи показатель интенсивности инновационного развития:


 

 

где Иир – показатель интенсивности инновационного развития предприятия, 1/рік;

∆ Т – период расчета интенсивности инновационного развития, годы.

Показатель интенсивности инновационного развития предприятия показывает величину прироста его инновационного потенциала за один год (или другую единицу времени).

Аналогичный подход можно использовать и для прогнозной оценки инновационного развития, приравнивая во времени  имеющийся потенциал и рассчитывая через одинаковый период времени будущий потенциал.

В то же время выложенная сущность показателя интенсивности позволяет  трактовать (идентифицировать) его  как физическую оценку инновационного развития. Другим, не менее важным критерием  оценки инновационного развития нужно  считать стоимостную оценку, которая может быть проведенная посредством показателя удельных расходов на инновационное развитие. Этот показатель может быть рассчитанный как отношение расходов на инновационное развитие к величине прироста инновационного потенциала с учетом фактору времени.


 

где ПВир – удельные расходы на инновационное развитие, тыс. грн.;

∆ ИП – рост инновационного потенциала за период времени и;

Верь – расходы на инновационное развитие предприятия за период времени и, тыс. грн.

Экономическое содержание показателя заключается в следующем: он показывает сколько тыс. грн. (или других денежных единиц) расходует предприятие для достижения единичного роста своего инновационного потенциала. К расходам на инновационное развитие предприятия следует выносить расходы на НИОКР, приобретение патента или лицензии, расходы на освоение и внедрение в производство продуктовых и технологических организационно-управленческих инноваций.

 

ВЫВОДЫ

 

Формирование и реализация инновационного потенциала отдельных предприятий является важной предпосылкой последующего выхода Украины из кризиса, перестройки экономики, ее ускоренного развития. Инновационный потенциал промышленного предприятия следует рассматривать как способность предприятия создавать новую стоимость путем привлечения всех его имеющихся материальных и невещественных активов с целью его инновационного развития. Инновационный потенциал формируется из двух основных элементов: потенциал материальных ресурсов инновационной деятельности; интеллектуальный потенциал. Каждый из элементов инновационного потенциала имеет специфические цели использования и развития, подлежит влиянию различных факторов и в зависимости от уровня развития может быть отнесен к сильным или слабым сторонам предприятия.

Для анализа инновационного потенциала промышленного предприятия существует система оценки посредством кластер-факторов (критериев) и основных показателей, которые их характеризуют. Эта система показателей может быть использованная как для внутренней оценки уровня инновационного потенциала, так и для сравнительного анализа касаемо инновационных возможностей конкурентов.

В реферате оценка уровня инновационного потенциала рассматривается в контексте стратегических возможностей, которые открываются перед предприятием. Это позволяет выявлять реальные возможности, на основе которых можно обеспечить предприятию конкурентные преимущества, и достигается посредством проведения мониторинга.


Информация о работе Инновационный потенциал