Инновация — понятие, функции, роль в современном мире

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 20:41, доклад

Описание работы

Основной характеристикой современного мира является изменение. Изменения охватывают все сферы жизни человека. Темп этих изменений резко возрос за последние два-три столетия. Социологи иллюстрируют тенденцию к ускорению социальных изменений следующими фактами: если последние 50 тыс. лет существования человека измерить числом поколений, каждое с продолжительностью жизни в среднем 62 года, то таких поколений получится 800. Из них 650 провели свою жизнь в пещерах.

Работа содержит 1 файл

Инновация — понятие, функции, роль в современном мире.doc

— 37.50 Кб (Скачать)

1. Инновация — понятие,  функции, роль  в современном мире

      Основной  характеристикой современного мира является изменение. Изменения охватывают все сферы жизни человека. Темп этих изменений резко возрос за последние два-три столетия. Социологи иллюстрируют тенденцию к ускорению социальных изменений следующими фактами: если последние 50 тыс. лет существования человека измерить числом поколений, каждое с продолжительностью жизни в среднем 62 года, то таких поколений получится 800. Из них 650 провели свою жизнь в пещерах. Письменностью пользуются последние семьдесят. Лишь шесть последних поколений получили возможность пользоваться печатным словом. Только при жизни последних четырех поколений люди научились довольно точно измерять  время. В наше время поток информации удваивается каждые  20 месяцев. Время от появления изобретения до начала его практического использования ускоренно сокращается: для бумаги это 1000 лет; паровой машины — 80 лет; телефона — 50; самолета — 20; транзисторной техники — 3 года; лазеров — полгода; факсов — 3 месяца.2

      Другим  отличием современного мира, является то, что экономики прошлого, сельскохозяйственная или индустриальная, строились на прочных структурах, а сегодняшняя  экономика — ускоряющаяся, калейдоскопически  меняющаяся, способная мгновенно перестраивать себя. Появляются новые центры экономической  мощи, прежние рынки уступают место новым, появляются страны, предлагающие новые возможности в бизнесе и становящиеся новыми источниками конкуренции. В таких условиях ни одна существующая доля рынка не безопасна, жизнь любого продукта не бесконечна. Не только в компьютерах и одежде, но во всем — от страховых полисов в здравоохранении до упаковочной тары — конкуренция отрывает ниши и целые куски устоявшегося бизнеса. Компании съеживаются и умирают, если они не способны создавать бесконечный поток новых продуктов. Таким образом, постоянное производство нового: продуктов, услуг, технологий, методов управления и стимулирования работников, постоянные нововведения являются обязательным условием выживания и процветания фирмы.

Понятие «инновация»  можно истолковывать по-разному. Первоначальное его значение — это  «создание нового» или «создание  чего-то нового». Но даже здесь слово  «инновация» многозначно — оно  может означать как процесс творения, так и само творение (продукт).

      в разных контекстах термин инновация  приобретает совершенно разные значения.

      Например, понятие «инновация» может относиться к процессу внедрения новых товаров, обычно относящихся в той или  иной мере к высоким технологиям. В этом контексте ее часто путают с изобретением. Эти два понятия следует различать: изобретение становится инновацией только после того, как оно вышло на рынок. Одно и то же изобретение может привести к различным инновациям. Например, холодильник — это полезное изобретение.  В качестве приспособления, сохраняющего продукты свежими, он стал очень успешной инновацией. Но гипотетический продавец, который продавал бы холодильники эскимосам как устройство, позволяющее избегать глубокой заморозки продуктов, создал бы еще одну инновацию из того же самого изобретения.5

      В современном обществе потребления, инновация  — это создание новых источников удовлетворения покупателей. Инновация поставляет и применяет на практике различные идеи, причем не только внутри какой-нибудь организации, но и в окружающей ее среде. Применение на практике означает, что покупатель сам рас­ опознает что это: товар или услуга. Новизну и ценность инновации определяет покупатель, а не сам новатор.

      Инновация может иметь статус организационной  функции, особой миссии отдела предприятия.

      Инновация охватывает в том  числе и стратегию  и потому может  стать синонимом  понятия «управление  изменениями».

      В политике «инновация» может означать некое неопределенное социальное благо, само собой разумеющееся добро, к которому должны стремиться все слои общества.7

В других областях знания — антропологии, палеонтологии —  «инновация» рассматривается  как характерная  черта человеческой природы. Понятие «инновация» и появилось-то впервые в XIX в. в этнографических исследованиях и означало введение некоторых элементов одной культуры в другую.8Это его значение до сих пор сохранилось в этнографии. Сегодня понятие инновация в широком смысле слова определяется как целенаправленное изменение, вносящее в среду внедрения новые стабильные элементы, вызывающие переход системы из одного состояния в другое.

      В экономике понятие  инновация означает конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности.10

      Инновация совсем не обязательно  должна быть чем-то техническим, да и вообще чем-то вещественным. Она может быть экономической, социальной, культурной. В настоящее время ценность такого рода инноваций для общества гораздо выше, чем материально-технических. В качестве примера можно привести такую инновацию, как продажа товаров в рассрочку, которая, не являясь технической инновацией, преобразила всю сферу торговли. Немногие из технических инноваций могут сравниться с ней по оказанному влиянию.

Информация о работе Инновация — понятие, функции, роль в современном мире