Инновативность как фактор конкурентоспособности организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 22:09, контрольная работа

Описание работы

Целью работы является рассмотрение инновативности как фактора конкурентоспособности компаний, т.е. фактора, позволяющего предприятию упрочить свои позиции в конкурентной среде.

Содержание

Введение 2
Глава 1 Основные понятия инноватики 3
Глава 2 Роль инноваций в обеспечении конкурентоспособности 6
Глава 3 Факты повышения конкурентоспособности за счет инноваций 10
Заключение 13
Список литературы 14

Работа содержит 1 файл

инновативность как фактор кокурентоспособности.doc

— 107.50 Кб (Скачать)

РОССИЙСКАЯ  ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ «Менеджмент организации»

    К О Н Т Р О  Л Ь Н А Я     Р А Б О Т  А

По предмету:   Инновационный менеджмент.

На тему: Инновативность как фактор конкурентоспособности  организации.

 

Вариант №__

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнил:

Студент  5 курса _____________

9  семестр 
 
 
 
 

Тюмень,  2011

    Содержание

Введение

 

    Роль  инноватики в современной экономике  сложно переоценить. На макроэкономическом уровне, принадлежность государства к экономически развитым странам или странам с переходной экономикой во многом определяется его глобальной конкурентоспособностью. При этом в современном мире, в условиях сокращения жизненного цикла продукции и необходимости постоянного ее обновления, понятие конкурентоспособности фактически сводится к способности и готовности к инновациям, или нововведениям. 

    Именно  научно-технические нововведения позволяют восстанавливать экономику после кризисных явлений и спадов, а также сохранять конкурентоспособность во время нормального функционирования. Особую актуальность приобретает сейчас развитие инновационной сферы, поскольку именно в ней происходит преобразование научно-технического продукта, основанного на фундаментальных и прикладных исследованиях, в рыночный товар со своими потребительскими свойствами. Известный современный экономист Питер Друкер утверждал, что бизнес имеет только две основные функции: маркетинг и инновации. Результат производят маркетинг и инновации, всё остальное – затраты. В конечном итоге, целью бизнеса являются инновации, которые, если правильно нацелены, создают благосостояние в широком смысле этого слова. Тенденции развития мировой экономики убедительно показывают, что и у российских фирм не может быть иного пути развития, кроме использования политики, которая основана на знаниях, то есть организационной политики инновационного типа.

    Целью работы является рассмотрение инновативности как фактора конкурентоспособности компаний, т.е. фактора, позволяющего предприятию упрочить свои позиции в конкурентной среде.

    Глава 1 Основные понятия инноватики

 

    Существует  большое количество различных трактовок  и понятий терминов «инновация», «инновационный процесс» и прочих, связанных с инноватикой. При  единой смысловой нагрузке, различные  авторы используют разную терминологию. Инновации рассматриваются и как результат, и как процесс. Например, Пархоменко Е.Л. считает, что:

    Инновация (нововведение) – комплексный процесс создания распространения и использования нового практического средства (новшества) для удовлетворения человеческих потребностей, меняющихся под воздействием закономерного развития общества, а также сопряжённые с данным новшеством изменения в социальной и вещественной среде; внедрение новых идей, технологий, видов продукции и других в области труда производства, управления на предприятии, в отрасли1.

    А в работе Александровой Т.В. используются другие понятия2:

    Инновация – конечный результат инновационной деятельности, воплощённый в виде нового или усовершенствованного продукта; нового или усовершенствованного технологического процесса; нового подхода к социальным услугам.

    Инновационный процесс представляет собой подготовку, осуществление и распространение инноваций и состоит из взаимосвязанных фаз, образующих единое, комплексное целое. В результате этого процесса появляется реализованное, материализованное новшество.

    Для закрепления приоритета (авторства) новшества оформляются в виде:

    – открытий, патентов на изобретения, полезные модели;

    – ноу-хау;

    – товарных знаков;

    – документации на новый или усовершенствованный продукт, технологию производственный или управленческий процесс;

    – стандартов, методик, инструкций;

    – результатов маркетинговых исследований.

    Нововведение – процесс реализации инновации. Нововведение, в отличии от идеи, не может «случиться вдруг». Идея является неким «озарением», в то время как нововведение – результат целенаправленного труда, деятельности коллектива специалистов, направленных на то, чтобы идея, новшество стало материализованным продуктом, стало реализованным нововведением.

    Инновационная деятельность – деятельность, направленная на реализацию накопленных достижений (научно-технических знаний, технологий, оборудования), с целью получения новых товаров (услуг) или товаров (услуг) с новыми качествами.

    Следует признать, что инновационные усилия дают результаты, если они приложены в правильном направлении. В тоже время, не существует инновационной стратегии, подходящей для всех компаний во всех ситуациях. Поиск эффективного направления должен включать анализ требований заказчика, появляющихся технологий, конкурентоспособности, внутреннего потенциала и основных организационных идей. Эффективная организация имеет формальный и неформальный механизмы для того, чтобы как следует связать эти элементы и перевести анализ в продуктивные инновационные программы.

    Методика  управляемой рынком инновационной деятельности основывается на понимании рынка (каждого из трёх его компонентов: потребители, конкуренты, технологии) и следовании его потребностям (рисунок 1). В тех случаях, когда нововведение носит глубокий, радикальный характер и приводит к созданию товара (услуги), ранее отсутствовавшего на рынке, необходимо предварительное формирование потребностей рынка в этом новом товаре (услуге).

Рисунок 1 – Принципы следования потребностям рынка

    Проводя инновационную деятельность, фирма должна понимать потребности рынка, стараться стать лидером в том секторе рынка, который был выбран для работы, обеспечивать превосходное исполнение и постоянно ориентироваться на потребителя, приводя его в восторг качеством товара (услуги).

    Идеальными  следует признать такие условия, когда потребителям нужны инновации, имеющиеся технологии могут их обеспечить, а конкуренция минимальна или вообще отсутствует. Любая компания предпочла бы работать именно в таких условиях, когда понимание рынка сводится к расширению представления об условиях, благоприятных для проведения инноваций. 
 
 
 
 
 

    Глава 2 Роль инноваций в обеспечении конкурентоспособности

 

    Инновации позволяют и предложить новые товары и услуги потребителям, и совершенствовать, модифицировать существующие товары, и сократить издержки за счёт новых технологий.

    В частности, Ю.Б. Рубин3 выделяет следующие направления, характеризующие роль инноваций для компаний:

    А) Новые технологии.

    Новым возможностям для создания товара может способствовать изменение общего уровня технологий, производства, способов маркетинга и улучшение соответствующих им услуг.

    Чаще всего именно это предваряет стратегически важные нововведения. Когда изменение технологии даёт возможность для появления нового товара, возникают новые отрасли. Например, фирмы Германии стали первыми на рынке рентгеновской аппаратуры, поскольку именно в Германии были открыты рентгеновские лучи. Вероятнее всего смена лидерства наблюдается в тех отраслях, в которых резкое изменение технологии делает устаревшими технологии прежних лидеров. В частности, в некоторых видах медицинского оборудования (в том же рентгеновском) благодаря появлению новых технологий на базе электроники, которые заменили традиционное рентгеновское излучение, японские фирмы обогнали и немецких, и американских конкурентов.

    При этом тем компаниям, которые прочно ориентированы на старые технологии, сложно осознать значение только что появившейся новой технологии, а адекватно отреагировать на неё – ещё труднее. Например, ведущие американские фирмы, выпускавшие радиолампы, – РКА, «Дженерал электрик», «ДТИ-Сильвания» – поначалу безуспешно пытались применять полупроводниковые приборы. Фирмы же, которые начали выпуск полупроводниковых приборов «с нуля» («Тексас инструменте» и др.), оказались более готовыми к новой технологии, более приспособленными к ней в плане кадров и менеджмента и имели правильное представление того, как развивать эту технологию.

    Б) Новые или изменившиеся запросы покупателей.

    Как правило, когда у большого числа потребителей формируются новые запросы или резко меняются взгляды на уже существующий продукт, конкурентное преимущество получает тот производитель, который более оперативно отвечает на подобную потребность.

    Компании, уже закрепившиеся на рынке, могут не заметить этого изменения или оказаться не готовыми должным образом среагировать на это, поскольку чтобы ответить на новые запросы покупателей, необходимо разработать новую цепочку ценности. В качестве примера можно привести американские компании быстрого питания. Во многих странах именно они добились конкурентного преимущества, поскольку покупателям нужно было всегда доступное и дешёвое питание, а рестораны были не в состоянии быстро реагировать на это требование. Тем более, что сеть закусочных быстрого питания работает по совершенно иной технологии, отличной от схемы работы традиционного ресторана.

    В) Появление нового сегмента отрасли.

      Третья возможность приобретения конкурентного преимущества появляется тогда, когда образуется абсолютно новый сегмент отрасли или перегруппируются уже существующие сегменты. Появляется шанс выйти не только на новую группу потребителей, но и отыскать более эффективный способ производства некоторых видов продукции или новых подходов к определённой потребительской группе. Наиболее ярким примером этому является выпуск автопогрузчиков. Японские фирмы нашли обойдённый вниманием сегмент – малогабаритные многоцелевые автопогрузчики – и взялись за его разработку. При этом они достигли унификации моделей и добились применения высокоавтоматизированного производства. Из примера очевидно, что можно сильно изменить цепочку ценности, взявшись за новый сегмент отрасли, правда, это может оказаться очень сложной задачей для уже утвердившихся на рынке конкурентов.

    Г) Изменение стоимости или наличия компонентов производства.

    Из-за повышения издержек – например, изменения абсолютной или относительной стоимости компонентов, таких как энергия, сырьё, рабочая сила, связь, транспорт, средства информации или оборудование - конкурентное преимущество часто переходит из рук в руки. Это свидетельствует об изменении условий у поставщиков или о появлении возможности применять компоненты, новые по своим свойствам. Компания, приспосабливаясь к новым условиям, достигает конкурентного преимущества, а конкуренты по рукам и ногам связываются капиталовложениями и тактикой, которые были адаптированы к старым условиям.

    Классическим  примером служит изменение соотношения стоимости рабочей силы между странами. Например, Корея и некоторые другие азиатские страны стали сильными конкурентами в относительно несложных проектах международного строительства, тогда как в более развитых странах существенно увеличилась заработная плата. Резкое снижение цен на транспорт и связь в последнее время открывает возможности по-новому организовать управление организациями и заработать конкурентное преимущество.

    Д) Изменение правительственного регулирования.

    Изменение государственной политики в таких сферах, как стандарты, охрана окружающей среды, требования к новым отраслям и торговые ограничения, – это ещё один распространённый стимул для применения инноваций, которые влекут за собой и конкурентное преимущество. Имеющиеся лидеры рынка адаптировались к установленным со стороны правительства «правилам игры», и, когда эти правила начнут меняться, они могут оказаться не готовыми отреагировать на эти изменения. В своё время американские биржи выиграли от сокращения регулирования на рынках ценных бумаг в других странах, поскольку США первыми ввели у себя такую практику, и к тому времени, когда она распространилась по миру, американские фирмы уже успели к ней адаптироваться.

Информация о работе Инновативность как фактор конкурентоспособности организации