Инструменты поддержки малых инновационных предприятий

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 09:17, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования состоит в рассмотрении целесообразности применения того или иного инструмента применительно к конкретным условиям, в анализе новых возможностей и определении приоритетов в выборе наиболее эффективного инструмента поддержки малых инновационных предприятий.
Для достижения этой целы, поставлены следующие задачи:
 Изучить теоретические аспекты формирования малых инновационных предприятий в России;
 Исследовать инструментарий государственного инвестирования малого бизнеса;
 Проанализировать программы поддержки инновационного малого бизнеса в Пермском крае.

Содержание

Введение
Глава 1. Малые инновационные предприятия в России
1.1 Теоретические аспекты изучения инновационных предприятий…...
1.2 Роль малого бизнеса в инновационном развитии экономики……….
1.3 Основные факторы, препятствующие развитию малых инновационных предприятий…………
Глава 2. Инструменты поддержки инноваций
2.1 Инструментарий государственного финансирования инновационной деятельности……
2.2 Механизм финансирования инновационной деятельности за счет средств Бюджета развития………
Глава 3. Поддержка малых инновационных предприятий в Пермском крае.......................
3.1 Сатистика и динамика поддержки малых инновационных предприятий в Пермском каре…
3.2 Эффективность инструментов финансовой поддержки инновационных предприятий……
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Инструменты поддержки малых инновационных предприятий.doc

— 364.00 Кб (Скачать)


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОУ ВПО «Пермский государственный национальный исследовательский университет»

 

 

 

 

Кафедра экономической теории

и отраслевых рынков

 

 

Инструменты поддержки малых инновационных предприятий

 

 

 

 

 

Выполнилаи работу:

Группа 5 ЭКТ 2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пермь 2012


Содержание

Введение

Глава 1.              Малые инновационные предприятия в России

1.1              Теоретические аспекты изучения инновационных предприятий…...

1.2              Роль малого бизнеса в инновационном развитии экономики……….

1.3              Основные факторы, препятствующие развитию малых инновационных предприятий…………………………………………………

Глава 2.              Инструменты поддержки инноваций

2.1              Инструментарий государственного финансирования инновационной деятельности………………………………………………………………………..

2.2              Механизм финансирования инновационной деятельности за счет средств Бюджета развития…………………………………………………………

Глава 3.              Поддержка малых инновационных предприятий в Пермском крае.......................

3.1              Сатистика и динамика поддержки малых инновационных предприятий в Пермском каре…………………………………………………….

3.2              Эффективность инструментов финансовой поддержки инновационных предприятий……………………………………………………..

Заключение

Список литературы

 


Введение

Интенсивность инновационной деятельности во многом определяет уровень экономического развития. Освоение высоких технологий в промышленности и выпуск новой наукоемкой продукции сегодня являются ключевыми факторами устойчивого экономического роста для большинства индустриально развитых стран мира. Анализ развития экономики показывает, что наиболее прибыльными в настоящее время стали предприятия и отрасли в целом, которые ориентированы на производство высокотехнологичных товаров, таких как компьютеры и полупроводники, лекарственные средства и медицинское оборудование, средства связи и системы коммуникаций. Надо сказать, что этот коммерческий успех в этой области основан больше на знании, новых технических решениях, чем на производственных возможностях.

На сегодняшний день все большая часть фирм перестраивает свои системы управления с традиционной производственной и рыночной на технологическую ориентацию, поскольку пионерная технология стала ключом к успеху на любом рынке, который ждет продукцию с новыми характеристиками и готов платить за это высокую цену. Технология рассматривается как важнейшее средство создания и поддержания конкурентного преимущества, поэтому применение различных методов финансирования процесса создания нововведений всегда актуально. Не секрет, что в рыночной экономике основную массу исследований и разработок осуществляют коммерческие фирмы, а т.к. инновационная деятельность - это достаточно капиталоемкий процесс, фирмы неминуемо сталкиваются с необходимостью поиска оптимальной структуры источников финансирования. В качестве последних могут выступать собственные и привлеченные средства, средства бюджетов различных уровней и внебюджетных фондов.

Максимальная эффективность создания, освоения и распространения инноваций таким образом зависит от наиболее оптимального "портфеля" инвестиций, поэтому фирмам нередко приходиться комбинировать различные варианты финансирования. Государство тоже, в свою очередь, заинтересовано в осуществлении фирмами и организациями инновационных проектов, поскольку сумма революционных инноваций повышает уровень научно-технического прогресса (НТП) в стране. Таким образом, субсидируя создание инноваций в частном секторе, государство косвенным образом решает одну из основных макроэкономических проблем - ускорение НТП.

В работе рассматриваются пути финансирования инновационной деятельности как с позиций коммерческих фирм, так и с позиций государства. Объектом исследования в работе является процесс финансирования инноваций на макро- и микро-уровне, а субъектом - современная методология финансирования. Цель исследования состоит в рассмотрении целесообразности применения того или иного инструмента применительно к конкретным условиям, в анализе новых возможностей и определении приоритетов в выборе наиболее эффективного инструмента поддержки малых инновационных предприятий.

Для достижения этой целы, поставлены следующие задачи:

 Изучить теоретические аспекты формирования малых инновационных предприятий в России;

 Исследовать инструментарий государственного инвестирования малого бизнеса;

 Проанализировать программы поддержки инновационного малого бизнеса в Пермском крае.

По данной проблематике написано множество книг, монографий. Особо стоит отметить таких авторов как: Завлин П.Н., Казанцев А.К., Фатхутдинов Р.А., Мотовилов О.В., Валдайцев С.В., Ильенкова С.Д., Шаршукова Л.Г. и др. 

 

 


Глава 1.  Малые инновационные предприятия в России

1.1             Теоретические аспекты изучения инновационных предприятий

В условиях общего ускорения научно-технического прогресса, глобализации и интернационализации рынка, усиления конкуренции, которое сопровождается сокращением сроков действия конкурентных преимуществ и необходимостью разделения рынка на сектора, ниши и макросегменты, инновационность становится ключевым фактором успеха, если не единственным средством выживания. А стратегическое управление нововведениями — важнейшей задачей антикризисной политики предприятия, выполнение которой во многом зависит от качества принимаемых инновационных решений, от возможности находить такие решения, которые организационно и экономически смогут обеспечить достижение поставленной цели по созданию конкурентоспособной продукции. При принятии такого рода управленческих решений следует исходить из особенностей инновационного процесса, учитывать степень новизны нововведений, их потенциал, ресурсные возможности предприятия. [8, с. 156]

Процесс формирования эффективной системы инновационного управления зависит от уровня инновационного потенциала предприятия — его возможности в достижении поставленных инновационных целей. Реализация этих целей в глобальных масштабах выступает как средство получения достаточно высокой прибыли в долгосрочной перспективе, упрочения, а затем и повышения конкурентных возможностей на рынке, решение кризисной проблемы и проблемы выживания в целом.

Чем выше уровень инновационного потенциала предприятия, тем успешнее оно избегает возможных кризисных ситуаций. Инновационный потенциал предприятия определяется как техническими факторами, так и управленческими. К ним относятся:

• сложившийся ранее уровень развития производства;

• состояние механизма и системы управления;

• тип и ориентация организационной структуры;

• тенденции экономической и инновационной политики;

• понимание потребности в различного рода изменениях и готовность к ним персонала и т.д.,

Все факторы, определяющие уровень инновационного потенциала, можно подразделить на следующие группы:

• факторы собственно инновационного процесса как самостоятельного объекта управления;

• факторы внутренней среды;

• факторы внешней среды ( рис 1.). [10, с. 158]

Первая группа факторов представляет собой совокупность собственных внутренних возможностей инновационного процесса как сложной обособленной системы, определяющих ее развитие. Здесь в первую очередь выделяют такие элементы инновационного процесса, как постановка целей, выработка инновационных решений, разработка проектов и программ.

Состав второй группы складывается из возможностей самого предприятия, проявляющихся в различных аспектах его финансово-хозяйственного положения, состояния организационной структуры управления, организационно-технического уровня коммуникационной системы и т д. Инновационный потенциал предприятия определяется также величиной его ресурсов как материальных, так и информационных, и напрямую зависит от качества, профессионализма и решительности управленческих кадров.

 

Рисунок 1. Факторы внешней среды инновационной деятельности предприятия

 

Отличительными признаками инновационных предприятий (фирм) являются: [10, с. 161]

1) организация специальной группы, отвечающей за создание новых идей;

2) поиск этой группой разнообразных источников информации, как внутри, так и внефирменных;

3) использование разнообразной современной практики стимулирования творческой активности работников;

4) поощрение и поддержка менеджерами инновационной активности служащих на всех уровнях с помощью специальных бюджетных ассигнований;

5) поощрение принятия решений по отбору и внедрению нововведений на коллективной основе;

6) четкая стратегия управления нововведениями.

Если первые пять признаков характеризуют организационную направленность фирмы на работу с персоналом, то шестой отражает необходимость существования четко сформулированной инновационной стратегии, которая на долгосрочной основе создает необходимые условия для генерирования новых идей.

Инновационная стратегия теснейшим образом связана с принципами предпринимательского управления, она требует от руководителя способности предвидения, личного мужества и реализма, предпринимательского подхода, воображения, инициативности и рациональности. Важное условие управления в сложных системах — способность определения приоритетов. Ответственность за инновационную стратегию, определяющую выживание предприятия, лежит на плечах управляющих. Задача высшего руководства в этой связи состоит в том, чтобы выявлять управленческий потенциал, необходимый для конкретных условий функционирования организации, систематически просматривать свои внутренние "запасы" управленческих талантов определять масштабы и цели необходимой управленческой подготовки и выделять соответствующие ресурсы.

В литературе различают два основных типа инновационной стратегии:

• адаптивную, когда предприятие использует нововведение как ответную реакцию на изменение рыночных условий в целях сохранения своих позиций на рынке, т. е. в целях выживания;

• конкурентную, когда нововведение используется в качестве отправного пункта для достижения успеха, средства получения конкурентных преимуществ. Адаптивную стратегию характеризует концентрация усилий на частичных изменениях, дополнительных улучшениях существующих продуктов, рынков, технологий, зачастую идущих в русле сложившихся, традиционных для данной организации путей достижения успеха. Такая стратегия лишает организацию возможности видеть и использовать новые производственные и рыночные возможности, находить новые конкурентные преимущества и, к тому же, делает ее, стратегию, весьма предсказуемой для конкурентов. Эта проблема обычно остро стоит перед теми предприятиями, которые занимали весьма прочные позиции в своей отрасли, но не смогли отказаться от привычных подходов. В практике было много примеров, когда фирма относительно успешно функционировала, но не развивалась. Между этими двумя процессами возникает противоречие, которое в случае обострения может привести к кризису. [2, с. 136]

Адаптивные организации могут продолжать свой привычный путь, приведший их в прошлом к успеху, лишь в той степени, в какой конкурентные условия остаются относительно статичными. Но когда эти условия резко меняются, адаптивный подход не дает возможности критически переоценивать методы решения проблем, в чем и состоит его опасность. Конкурентная стратегия, основанная на творческом подходе, предполагает как бы двойную обратную связь путем анализа инновационной среды организации, которая складывается из факторов инновационного потенциала. Эта стратегия требует постоянной инновационности, самосовершенствования организации через постоянную оценку и экспериментирование в области способов анализа и решения проблем.

Уровень инновационного потенциала предприятия во многом зависит от всего предшествующего опыта, условий функционирования подразделений НИОКР, уровня производства, маркетинга. Решающим фактором здесь является то, как усваивается управленческий опыт, какие уроки извлекаются из прошлого. [9, с. 56].

 

1.2             Роль малого бизнеса в инновационном развитии экономики

Малый бизнес выступает важнейшим субъектом инновационной деятельности, может внести существенный вклад в развитие производства в технически передовых областях и направлениях. Он служит основным источником нововведений, генератором новых идей, создаёт предпосылки к инновационному развитию экономики страны в целом. Малое предпринимательство инновационно по своей природе, чему способствуют веские черты организаций малого бизнеса: [2, с. 111]

-         гибкость, мобильность и адаптивность в быстро меняющихся условиях в силу размера, а также управление, как правило, руководителем-инноватором;

Информация о работе Инструменты поддержки малых инновационных предприятий