Интеллектуальные услуги и интеллектуальная собственность в торговле

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 01:58, доклад

Описание работы

Переход России на путь инновационного развития предполагает радикальное изменение ее международной специализации, одним из основных направлений которой становится предоставление интеллектуальных (нематериальных) услуг.
Анализ сдвигов, происходящих в современном мировом хозяйстве, показывает возрастающее значение человеческого потенциала и нематериальных факторов. При этом научные исследования, инновационные технологии, нанотехнологии, образовательные, медицинские, финансовые и другие нематериальные услуги становятся движущей силой мирового экономического роста и занимают все больший удельный вес в мирохозяйственных отношениях. Несомненно, что в перспективе им принадлежит ведущее место в формирующемся глобальном экономическом пространстве, важнейшими звеньями которого являются сферы научных технологий и образования.

Работа содержит 1 файл

Интеллектуальные услуги и интеллектуальная собственность в торговле.doc

— 69.50 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Интеллектуальные  услуги и интеллектуальная собственность в  торговле. 
 
 

     Работу  выполнила:

     студентка группы  
 
 
 
 
 

Введение 

Переход России на путь инновационного развития предполагает радикальное изменение ее международной  специализации, одним из основных направлений которой становится предоставление интеллектуальных (нематериальных) услуг.

Анализ сдвигов, происходящих в современном мировом  хозяйстве, показывает возрастающее значение человеческого потенциала и нематериальных факторов. При этом научные исследования, инновационные технологии, нанотехнологии, образовательные, медицинские, финансовые и другие нематериальные услуги становятся движущей силой мирового экономического роста и занимают все больший удельный вес в мирохозяйственных отношениях. Несомненно, что в перспективе им принадлежит ведущее место в формирующемся глобальном экономическом пространстве, важнейшими звеньями которого являются сферы научных технологий и образования.

       В то же время, в условиях современной рыночной экономики в России все более важным элементом становятся такие важные объекты собственности, как фирменные наименования, товарные знаки, знаки обслуживания и наименования мест происхождения товаров. Создание равных условий хозяйствования для различных типов товаровладельцев, внедрение конкурентных начал в их деятельность и повышение ответственности за ее результаты, необходимость насыщения рынка товарами и услугами обуславливает объективную потребность в оценке и защите объектов интеллектуальной собственности средств индивидуализации.  
 
 
 
 

Теоретический аспект интеллектуальной собственности и  интеллектуальных услуг.

1.Интеллектуальная  собственность.

Между тем интеллектуальная собственность (ИС) долгое время

практически оставалась за рамками исследований в экономической

теории и теории МЭО, будучи почти исключительно  объектом научного

анализа юристов. С усложнением МЭО, развитием  информационных

технологий, развитием  «новой фирмы» (основные активы которой

нематериальны – те же патенты, лицензии, ноу-хау) резко возрастает

значение изучения экономических аспектов ИС, ее коммерциализации,

в том числе  специфики и тенденций развития международного рынка

объектов (и прав) ИС.

По аналогии с традиционными товарными рынками  мировой ры-

нок объектов интеллектуальной собственности представляет собой

сложную систему  экономических отношений между  продавцами и

покупателями. Однако на этом рынке мы имеем дело не с  вещными

товарами, а с  уступкой прав на использование научно-технических

достижений.

Передача объектов собственности от автора (собственника) интел-

лектуального  продукта субъекту инновационной деятельности проис-

ходит на основе взаимного обмена «правами». Первичный  собственник

интеллектуального продукта, уступая право собственности (или часть

функций собственности), получает соответствующее вознаграждение.

Новый же собственник  интеллектуального продукта получает выгоду

при его конечной реализации в ходе инновационной  деятельности

либо при перепродаже  этого продукта.

Формы обмена объектами  интеллектуальной деятельности с юри-

дической точки зрения обычно разделяют на две группы.

К первой группе могут быть отнесены объекты, правовая охрана

которых обеспечивается на основе соответствующих норм внутренне-

го законодательства и международных соглашений. Это  охраняемые

объекты промышленной собственности, то есть изобретения, полез-

ные модели, промышленные образцы, товарные знаки, фирменные

наименования, а  также научно-технические сведения, защищаемые

нормами патентного и авторского права (инструкции и  другие виды

технической документации). Существенными особенностями прав

промышленной  собственности, входящих в первую группу, являются

следующие: права  приобретаются в результате получения от соответс

твующего государственного органа специального документа (патента);

порядок приобретения, использования, защиты прав промышленной

собственности регламентируется специальными законами по охране

отдельных объектов; данные права действуют только в  пределах

границ государства, где они приобретены; большая  часть этих прав

носит временный  характер, то есть действует в течение срока, не

превышающего  установленного соответствующим законом; их об-

ладателям предоставляется  монополия на использование объекта

(изобретения,  полезной модели, промышленного  образца, товарного

знака, фирменного наименования и др.).

Ко второй группе относят научно-технические достижения, не поль-

зующиеся такой  правовой охраной в форме патента, но обладающие

различиями в  техническом уровне, что является основным критерием

водораздела между  ноу-хау и охраняемыми объектами  промышленной

собственности, в частности изобретениями. Единственный документ,

определяющий  содержание ноу-хау, – это договор  между его продав-

цом и покупателем.

В последние  десятилетия происходят серьезные  изменения в

структуре контрактов на продажу объектов интеллектуальной собс-

твенности. Все  большее число заключаемых контрактов содержит

условие продажи  материальных товаров в дополнение к основной

части – нематериальной. В результате в практике международного

бизнеса проявляется  тенденция, заключающаяся в том, что формула:

Оборудование + Услуги + Технологические  знания

постепенно заменяется обратной формулой:

Знания + Услуги + Оборудование,

то есть оборудование и материалы все чаще сопутствуют  поставкам

знаний и услуг.

Ведущее место  на мировом рынке объектов ИС принадлежит США,

Японии (из нетто-импортера  превратилась в нетто-экспортера ИС и

высоких технологий в целом), Германии, Великобритании, Франции. 

2. Интеллектуальные  услуги.

Интеллектуальные  услуги - достаточно старый феномен, связанный  с делегированием собственником права принятия той или иной части экономических решений. Аналогом рынка интеллектуальных услуг внутри предприятия является наемный менеджмент.

В «новой экономике» структура рынка интеллектуальных услуг включает сектора:

  • консультирование (включая IT - консалтинг);
  • аудит;
  • технологический и финансовый аудит;
  • юридические услуги;
  • маркетинговые услуги;
  • оценочная деятельность;
  • доверительное управление активами;
  • рекрутинг;
  • реклама и «паблик рилейшэнз»;
  • аналитическое обслуживание и проч.

Рынок интеллектуальных услуг в «новой экономике» в значительной степени завязан на сетевые технологии.

Будучи нацелены на повышение эффективности деятельности предприятий, интеллектуальные услуги играют важную роль в формировании управленческой культуры, способствуя распространению «личного опыта», оптимизируя текущие бизнес-процессы и внедряя международные стандарты.

Спрос на интеллектуальные услуги возникает: на регулярной основе при выполнении установленных государством или бизнес - средой правил (аудит, юридическое обслуживание) или обеспечении рыночной информации (реклама), а также, когда предприятие сталкивается с необходимостью качественных изменений стратегии или внешней среды (реструктуризации, изменения относительной рыночной силы, входа, на новые рынки, повышения качества продукции или эффективности управления).

Значительная  часть рынка интеллектуальных услуг  в рамках новой экономики завязана на сетевые технологии.

В экономике  многое изменилось с появлением Сети - транзакции стали дешевыми, появилась  возможность контактировать индивидуально с каждым покупателем, управление от иерархической структуры перешло на сетевую, конкурентоспособность компании определяли уже не экономия на масштабах и стандартизации, а гибкость, возможность предоставить потребителю индивидуализированный пакет услуг. Причем, именно гибкость играет определяющую роль. Компании не строят громоздкие структуры, стараются отдавать на аутсорсинг все, что сами не могут сделать эффективнее.

«Новая экономика» - это нечто большее, чем просто интернет-порталы, сайты, сетевой бизнес. Интернет в данном случае не является бизнесом сам по себе (что подразумевает удовлетворение запросов внешних потребителей), а выступает в качестве инструмента для удовлетворения потребностей потребителей, которые многие компании используют практически на всех стадиях своей деятельности - от этапа закупок до стадии продаж.

Понятие «инвестиции  в Интернете» может подразумевать  под собой инвестиции в:

бизнес в Интернете - электронная коммерция, информационные порталы, поисковые системы и web-сервисы;

Интернет в  бизнесе - корпоративный web-сайт, аукционы, распределенные корпоративные сети; бизнес в Интернете - развитие систем обработки и передачи информации (магистральные сети и передачи данных, сети доступа). 
 
 
 
 

Прикладной  аспект интеллектуальной собственности и интеллектуальных услуг.

1.Интеллектуальная  собственность.

Для ряда компаний торговля правами на интеллектуальную собственность имеет особо важное значение, в том числе и как  индикатор уровня их конкурентоспособности на мировом рынке. Объем мировой торговли лицензиями на объекты интеллектуальной собственности

ежегодно возрастает на 12%, что в несколько раз опережает  темпы роста мирового производства. В 2009 году объем мировой торговли патентами и лицензиями равнялся примерно 133 млрд. долларов, что в 2 раза больше по сравнению с 1999 годом.

Безусловным лидером  в международной торговле интеллектуальной собственностью являются США. Объем  выплат американским компаниям от продажи  патентов, гонорарных и лицензионных платежей на основе права промышленной собственности и авторского права составил в 2008 году 36,8 млрд. долларов. В свою очередь США выплатили 11,3 млрд. долларов, таким образом, США являются нетто-экспортером интеллектуальной собственности.

Американские экспорт и импорт прав на интеллектуальную собственность в 2008 году составили 15% общего объема экспорта услуг США и 7% его импорта соответственно. Как отмечает статистика США, гонорарные и лицензионные платежи охватывают, прежде всего, внутрикорпоративные сделки между родительскими компаниями и их филиалами в других странах. Так, в 2008 году на долю внутрикорпоративных сделок приходилось 73% трансграничной торговли США в сфере прав на интеллектуальную собственность. Внутрикорпоративная торговля является хорошо развитой, так как она позволяет крупным транснациональным компаниям контролировать распространение своей интеллектуальной собственности на зарубежных рынках (а также "нужным образом" управлять денежными потоками). 

Информация о работе Интеллектуальные услуги и интеллектуальная собственность в торговле