Экономическая эффективность инновационного проекта

Автор: Надежда Солоная, 16 Октября 2010 в 08:33, курсовая работа

Описание работы

В данной работе рассмотрены следующие вопросы: сущность экономической эффективности, ее роль в инновационной деятельности, методы определения экономической эффективности и их краткая характеристика, основные показатели эффективности инновационного проекта, учет факторов, влияющих на повышение эффективности инновационного процесса, оценка эффективности инновационного проекта в конкретном производстве

Содержание

Введение
1. Сущность экономической эффективности и ее роль в инновационной деятельности
2. Классификация методов определения экономической эффективности и краткая их характеристика
3. Определение экономической эффективности в инновационном процессе
3.1. Коммерческая эффективность и методы их определения
3.2. Бюджетная эффективность и методы их определения
3.3. Народнохозяйственная эффективность и методы их определения
4. Учет факторов, влияющих на повышение эффективности инновационного процесса
5. Опыт повышения эффективности инновационного процесса в конкретном производстве
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

курс ИМ (2).doc

— 323.00 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ  РФ

Негосударственное образовательное  учреждение

высшего профессионального  образования

ИРКУТСКИЙ ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНОГО ТУРИЗМА 
 
 
 

Кафедра Экономики и менеджмента

Дисциплина  Инновационный менеджмент 
 
 
 
 
 
 
 
 

КУРСОВОЙ  ПРОЕКТ НА ТЕМУ:

«Экономическая эффективность инновационного проекта» 
 
 
 
 
 

Выполнил  студент:

Руководитель:  
 
 
 
 
 

ИРКУТСК 2010 г. 

Содержание

Введение……………………………………………………………………………….3

  1. Сущность экономической эффективности и ее роль в инновационной деятельности…………………………………………………………………………...5
  2. Классификация методов определения экономической эффективности и краткая их характеристика……………………………………………………………7
  3. Определение экономической эффективности в инновационном процессе
    1. Коммерческая эффективность и методы их определения……………………13
    2. Бюджетная эффективность и методы их определения……………………….14
    3. Народнохозяйственная эффективность и методы их определения………….14
  4. Учет факторов, влияющих на повышение эффективности инновационного процесса………………………………………………………………………………15
  5. Опыт повышения эффективности инновационного процесса в конкретном производстве…………………………………………………………………………17

Заключение…………………………………………………………………………...25

Список использованной литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение

     Затяжной  экономический кризис в России, в  значительной степени снизивший заинтересованность реального производственного сектора в инновациях, одновременно обострил проблему эффективного использования выделяемых государством и отдельными предприятиями финансовых ресурсов при формировании и отборе инновационных проектов. Известно, что качество формирования отечественных инновационных проектов и подготовки на их основе инвестиционных проектов по освоению нововведений крайне невысока. Оно определяется используемой информационной технологией и квалификацией аналитиков при подготовке проектов.

     Инновационный менеджмент сравнительно новое понятие  для научной общественности и  предпринимательских кругов России. Принято считать, что понятие  “нововведение” является русским вариантом английского слова innovatoin. Буквальный перевод с английского означает “введение новаций” или в нашем понимании этого слова “введение новшеств”. Под новшеством понимается новый порядок, новый обычай, новый метод, изобретение, новое явление. Русское словосочетание “нововведение” в буквальном смысле “введение нового” означает процесс использования новшества. В повседневной практике, как правило, отождествляют понятие новшество, новация, нововведение, инновация, что вполне объяснимо. Любые изобретения, новые явления, виды услуг или методы только тогда получают общественное признание, когда будут приняты к распространению (коммерциализации), и уже в новом качестве они выступают как нововведения (инновации).

     Содержание  инновационной деятельности в экономической  сфере является создание и распространение новшеств в материальном производстве. Она представляет собой звено между научной и производственной сферой, в результате взаимосвязи которых реализуются технико-экономические потребности общества.

     Инновационную сферу от научной и производственной отличает наличие специфической маркетинговой функции, специфических методов финансирования, кредитования и методов правового регулирования, а также, что наиболее важно, особой системы мотивации инновационной деятельности. В конечном счете, эти методы предопределяются спецификой инновационного труда и кругооборота средств, получения экономического дохода и инновационного продукта.

     В данной работе рассмотрены следующие вопросы: сущность экономической эффективности, ее роль в инновационной деятельности, методы определения экономической эффективности и их краткая характеристика, основные показатели эффективности инновационного проекта, учет факторов, влияющих на повышение эффективности инновационного процесса, оценка эффективности инновационного проекта в конкретном производстве. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Сущность  экономической эффективности и  его роль в инновационной деятельности

     Инновационная деятельность – деятельность по доведению научно-технических идей, изобретений, разработок до результата, пригодного в практическом использовании. В полном объеме инновационная деятельность включает все виды деятельности по разработке, освоению и производству, а также реализации инноваций.

     Осуществление инновационной, как и любой другой, деятельности всегда связано с различными внутренними и внешними затратами. Поэтому чтобы определить экономическую эффективность инновационной деятельности, необходимо оценить эффективность затрат на нее.

     Следует различать эффективность затрат на инновационную деятельность у производителей (продавцов) и у покупателей.

     Основным  критерием обоснования экономической  эффективности инновационной деятельности у производителей (продавцов) является ее результат: чистый дисконтированный доход, который определяется путем сравнения произведенных затрат и получаемых результатов и принимается за базу для всех последующих обоснований экономической эффективности конкретного инновационного проекта. Кроме того экономическая эффективность инновационной деятельности включает в себя определение и других рассмотренных нами показателей: индекса доходности, срока окупаемости капитальных затрат и внутренней нормы доходности проекта. Завершается оценка определением устойчивости и чувствительности основных экономических характеристик проекта к изменению внутренних и внешних параметров.

     Экономическую эффективность инновационной деятельности у покупателей нужно рассматривать с иной стороны. Покупатель, приобретая новшества, совершенствует свою материально-техническую базу, технологию производства и управления. Он несет затраты, связанные с покупкой новшества, его транспортировкой, освоением и др. Эффективность затрат покупателя на использование новшеств можно определять, а также управлять ею, через сравнение следующих показателей:

  • затраты на производство и реализацию продукции до и после введения новшеств;
  • выручку от реализации продукции до и после введения новшеств;
  • стоимость потребляемых ресурсов до и после введения новшеств;
  • среднесписочную численность персонала и т.д.

     Под устойчивостью проекта понимается предельное негативное значение анализируемого показателя, при котором сохраняется экономическая целесообразность реализации проекта. Устойчивость проекта к изменению анализируемого показателя рассчитывается исходя из приравнивания к 0 уравнения для расчета NPV.

     Проект  считается устойчивым, если при отклонении показателей проекта (капитальные  вложения, объем продаж, текущие затраты и макроэкономические факторы) на 10% в худшую сторону, сохраняется условие NPV = 0.

     Чувствительность  к изменению показателя определяется также с помощью анализа, когда анализируемый показатель изменяется на 10% в сторону негативного отклонения. Если после этого NPV остается положительным, то инновационная деятельность считается нечувствительной к изменению данного фактора. Если же NPV принимает отрицательное значение, то деятельность имеет чувствительность менее 10%-ного уровня и признается рискованной по данному фактору.

     В рыночных условиях хозяйствования очень важен такой показатель, как привлекательность инновационных проектов, определяемая стратегией фирмы – инноватора, условиями привлечения финансовых ресурсов и их источниками, дивидендной политикой инноватора. Кроме того, допустимость проектов должна превышать ставки банковских депозитов, на что, как правило, обращают внимание инвесторы. Необходимо также определять еще и точку безубыточности работы организации – инноватора. Она определяется объемом реализации продукции, при котором покрываются все издержки производства. Следовательно, выбор объекта инвестирования представляет собой одну из важных проблем. Наибольшим предпочтением пользуются те виды инновационной деятельности, которые позволяют иметь сверхмонопольную прибыль, что весьма часто зависит от устойчивого спроса на новые виды продукции или оказываемые услуги.  

  1. Классификация методов определения экономической эффективности и краткая их характеристика

     Методические  рекомендации по оценке проектов и их отбору для финансирования, методика ЮНИДО и прочие отечественные и зарубежные работы по оценке эффективности проектов предлагают множество применяемых для этой цели методов. Все методы оценки эффективности проекта подразделяются на две группы, основанные на дисконтированных и учетных оценках.

     Выбор метода определяется сроками осуществления  проекта, размером инвестиций, наличием альтернативных проектов и другими факторами.

     В мировой практике наиболее часто для оценки эффективности проектов применяют методы оценки эффективности проекта, основанные на дисконтированных оценках, поскольку они значительно более точны, так как учитывают различные виды инфляции, изменения процентной ставки, нормы доходности и т.д. К этим показателям относят метод индекса рентабельности, метод чистой современной стоимости, метод внутренней нормы доходности и метод текущей окупаемости.

     «Метод  чистой современной стоимости» (NPV). Чистая текущая стоимость (NPV) представляет собой величину равную разности результатов и затрат за расчетный период, приведенных к одному, обычно начальному, году, т.е. с учетом дисконтирования результатов и затрат. Напомним, что с течением времени под влиянием инфляции и конкуренции изменяется реальная покупательная способность денег: как для инвестора, так и для инноватора «сегодняшние» и «завтрашние» деньги не эквивалентны. Мерой соответствия при этом выступает дисконтный коэффициент, приводящий финансовые показатели, рассчитываемые для разных периодов времени, к сопоставимым значениям.

     При разовой инвестиции расчет ЧСС можно  представить в виде формулы

     NPV = PV – IC,

     PV – современная стоимость денежного потока на протяжении экономической жизни проекта,

     IC – сумма инвестиций на начало проекта.

     Величина  PV определяется по формуле:

     PV =

     r – норма дисконта

     n – число периодов реализации проекта

     CFt – чистый поток платежей в периоде t.

     Подставим в формулу:

     NPV = − IC.

     Если  рассчитанная таким образом ЧСС  потока платежей имеет «+», NPV>0, то в течение своей экономической жизни проект возместит первоначальные затраты (инвестиции IC) и обеспечит получение дохода.

     NPV<0, то заданная сумма дохода не обеспечится, проект убыточен.

     NPV=0, проект окупает затраты, не приносит дохода.

     Если  проект предполагает не разовую инвестицию, а последовательное инвестирование финансовых ресурсов в течение нескольких лет, то формула модифицируется:

Информация о работе Экономическая эффективность инновационного проекта