Кривые освоения

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 23:51, доклад

Описание работы

Кривая освоения (обучения) - графическое изображение снижения средних издержек (себестоимости) производства единицы продукта по мере накопления производственного опыта. Снижение издержек по мере нарастания итогового значения объема выпуска продукта обусловлено совершенствованием организации производства, повышением эффективности использования оборудования, ростом квалификации рабочих, рационализаторской и изобретательской деятельностью. Если кривая освоения растет, то она будет более пологой (горизонтальной), если уменьшается – будет крутой (вертикальной).

Работа содержит 1 файл

Кривая освоения.doc

— 48.00 Кб (Скачать)

Кривая  освоения (обучения) - графическое изображение снижения средних издержек (себестоимости) производства единицы продукта по мере накопления производственного опыта. Снижение издержек по мере нарастания итогового значения объема выпуска продукта обусловлено совершенствованием организации производства, повышением эффективности использования оборудования, ростом квалификации рабочих, рационализаторской и изобретательской деятельностью. Если кривая освоения растет, то она будет более пологой (горизонтальной), если уменьшается – будет крутой (вертикальной). 

 
 
 

График, который  описывает эту зависимость, представляет собой степенную кривую

            Y = A . X - b

где    Y  -    искомая величина удельных затрат при изготовлении х-го изделия;  A  -    величина  удельных  затрат  при  изготовлении  первого изделия; X -   порядковый номер изготовленного изделия; b – крутизна кривой освоения. 

Анализируя затраты, мы либо игнорировали, время, либо учитывали  его в фоновом режиме (краткосрочный  — долгосрочный период). Время накопления опыта измеряется количеством изготовленных изделий, выполненных работ и т. п. Кривая обучения отражает снижение средних издержек с ростом объема выпуска, а кривая накопления опыта показывает соответствующее снижение предельных затрат. В некоторых отраслях эти кривые достаточно предсказуемы, в других они нестабильны.

 

Эффект  раннего старта

Стартуя раньше, вы получаете преимущество в обучении. Даже имея не самый лучший товар, за счет эффекта обучения вы можете снижать  цену до уровня, не приемлемого для ваших конкурентов, располагающих объективно лучшим товаром, но задержавшихся на старте. 

Стратегия раннего старта проста:

■ по мере увеличения объема производства персонал и менеджеры  учатся

■ средние и  предельные издержки снижаются

■ можно снижать цену

■ это расширяет  спрос:

■ устанавливает  трудно преодолимые барьеры для  предприятий-новичков и аутсайдеров:

■ получается сверхприбыль, которая вкладывается в маркетинг  и разработки:

■ это: позволяет  снизить издержки и/или запустить  новое изделие:

■ вновь выигрывается старт.

Так ранний старт  переходит на спираль роста. 

Эффект обучения во многом объясняет конкуренцию  борьбу в отраслях высоких технологий, таких, как производство самолетов, мотоциклов, автомобилей, видеомагнитофонов и ракет. В производстве видеомагнитофонов технологически более совершенный стандарт «Бетамакс» фирмы «Сони» проиграл менее совершенному VHS за счет проигрыша на старте. 

В некоторых  отраслях кривые обучения с приемлемой точностью позволяют прогнозировать снижение затрат и тем самым предопределять исход конкурентной борьбы. 

Опасности кривой обучения

Игнорирование условий существования кривой может  привести к серьезным потерям. Издержки будут снижаться, если менеджеры станут учитывать в меняющихся нормативах эффект обучения.

Снижение нормативов может основываться на 90% кривой обучения для простых изделий и на 80% кривой обучения для сложных изделий. 

Оборонительное  поведение

Главная опасность  практического применения кривой обучения — это оборонительное поведение. Такая стратегия позволяет сотрудникам  избегать ошибки за счет следования старым стандартам, т. е. не обучаясь. Менеджеры  и исполнители, зная недостатки в  организации производства, не стремятся к их устранению как инстинктивно, от лени, так и по причине недостаточной мотивации.

Вторая опасность  заключается в том, что кривая обучения не вечна. Двигаясь по ней, можно пропустить удар научно-технической революции. Это случилось с Генри Фордом. После удвоения выпуска (1921) средние издержки знаменитой модели упали до уровня 10% от первоначального уровня (1908). Но конкурент А.П. Слоан из «Дженерал моторс» предложил принципиально новую модель автомобиля и к 1923 г. выиграл соревнование. Модель перестали покупать, несмотря на низкую цену. Огромный завод в 1927 г. закрылся на реконструкцию. 
 
 
 

В разных отраслях применение теории кривой обучения дает разные результаты. Похоже, что больше всего она подходит для отраслей материального производства, в которых экономия за счет масштабов может привести  к существенному снижению себестоимости продукции. . Примером служит  производство ПК или мобильных телефонов. Стратегия постоянного снижения производственных затрат может показаться лучшей для нынешнего лидера отрасли по рыночной доле. Если у него благодаря крупной рыночной доле уже есть преимущество над конкурентами по снижению затрат,  то он в состоянии его нарастить, увеличив эту долю путем агрессивного  снижения цен. Если эту стратегию одновременно проводят несколько компаний с примерно равными рыночными долями, а потребители не видят  большой разницы между предлагаемыми ими товарами или услугами, то она может стать крайне деструктивной. В этом случае многократное снижение цен отдельными компаниями приводит к снижению прибыльности  всех компаний отрасли.

Информация о работе Кривые освоения