Лекция по "Инновационному менеджменту"

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 18:51, лекция

Описание работы

1. Основные понятия инновационного менеджмента: «новация», «инновация», «инновационная деятельность».
2. Формы инновационного процесса.
3. Классификация инноваций.
4. Состав и содержание сферы инновационной деятельности: рынок новшеств, рынок нововведений, рынок инвестиций.
5. Основные этапы и характеристики инновационного процесса.
6. Формы гос. поддержки научной и инновационной деятельности.

Работа содержит 1 файл

Инновационный_менеджмент.doc

— 96.00 Кб (Скачать)

   Формы гос. поддержки научной  деятельности:

   1. Прямое бюджетное финансирование. 2. Льготное налогообложение (льготы по налогу на прибыль, налогу на имущество, недвижимость). 3. Освобождение от импортных таможенных пошлин, тарифов на ввозное имущество научным организациям, необходимое для проведения научной разработки.

   Формы гос. поддержки инновационной  деятельности:

   1. Прямое финансирование (целевое финансирование на научную программу, проект). 2. Предоставление индивидуальным изобретателям и малым внедренческим фирмам беспроцентных банковских ссуд. 3. Создание венчурных  инновационных фондов, пользующихся значительными налоговыми льготами. 4. Снижение гос. патентных пошлин для индивидуальных изобретателей. 5. Отсрочка уплаты патентных пошлин по ресурсосберегающим изобретениям. 6. Право на ускоренную амортизацию оборудования. 7. Создание сети наукоградов, технополисов, технопарков.

 

   7. Гос. стратегии  поддержки научной и инновационной деятельности.

   Государственная инновационная политика – это определение органами гос. власти РФ и органами гос. власти субъектов РФ целей инновационной стратегии и механизмов поддержки приоритетных инновационных программ и проектов. Гос. политика в области научной и инновационной деятельности преследует следующие цели: укрепление безопасности и обороноспособности страны, улучшение экологии, сохранение и развитие сложившихся научных школ, увеличение вклада науки и техники в развитие экономики страны, обеспечение прогрессивных образований в сфере материального производства, повышение конкурентоспособности национального продукта на мировом рынке.

   Выделяют  следующие  стратегии гос. поддержки:

   1. Стратегия активного вмешательства. Стратегия заключается в том, что государство определяет приоритеты и основные направления научного и научно-технического развития. После принятия решений в гос. и внешнюю политику вносятся коррективы. Между гос. структурами и предпринимательскими и научными организациями установлены обязательные связи.

   Такой стратегии придерживается Япония, Франция, Нидерланды.

   Между гос. управлением и товаропроизводством  существуют тесные связи, и они сообща выступают единым фронтом на международной  арене и государство при такой  стратегии выполняет не только ориентир функции, но и берет на себя обязательства, активную роль в организации и финансировании многих важных проектов, программ которые наиболее важны для национальной экономики.

   2. Стратегия децентрализованного регулирования. Стратегия представляет собой наиболее сложный механизм участия государства в научной и инновационной сфере. Государство в этой стратегии также играет важную роль, но отсутствуют жестокие директивные связи, которые характерны для стратегии активного вмешательства. Воздействие гос-ва на научную и инновационную деятельность осуществляется по следующим направлениям: 1. Гос-во выступает в качестве факторов предложения научно – технических связей и созданием инфраструктуры инновационной сферы. 2. Создание условий, которые способствуют повышению инновационной активности всех участников инновационной сферы. 3. Выделяют гос. ресурсы для формирования начала спроса на нововведения, которые находят широкое распространение в хоз. практике. Направление научного и научно-технического развития определяет сам бизнес, предпринимательские структуры. Такой стратегии придерживаются США, Великобритания.

   3. Смешанная стратегия предполагает использование  1-ой и 2-ой стратегии одновременно. Оно используется в странах, в экономике которых значительную часть составляет гос. сектор и гос-во, заинтересованное в поддержке высоко экспортного потенциала отраслей этого сектора. По отношению к гос. сектору экономики, гос-во использует стратегию активного вмешательства, а к остальным и в первую очередь частного сектора используется децентрализованное регулирование. Использование этой стратегии характерно для Швеции.

 

   8. Венчурные фирмы и венчурное финансирование.

   Венчурный бизнес впервые появился в 50-е годы ХХ века в США. В России точка отсчета  венчурного бизнеса – 90-е годы ХХ века. Венчурная инновационная деятельность – это инновационная деятельность, сопряженная с большим коммерческим риском и, как правило, долгосрочными финансовыми вложениями. Венчурные фирмы представлены самостоятельными небольшими фирмами, которые специализируются на исследованиях, разработках и в крайне редком случае на производстве новой продукции. Эти фирмы создают изобретатели, исследователи, новаторы. Венчурные фирмы работают на этапах роста и насыщения изобретательской активности и еще сохраняющейся, но уже падающей активности научных изысканий. Создание венчурных фирм предполагает наличие следующих компонентов: 1. Идея инновации (новое изделие, технология). 2. Общественная потребность и предприниматель, готовый на основе предложенной идеи организовать новую фирму. 3. Рисковый капитал для финансирования. Венчурное финансирование по своей экономической природе – современная разновидность учредительства, т.е. создания и развития перспективных фирм, компаний с целью быстрого преумножения первоначального вклада и последующей его реализации по рыночной стоимости. Венчурное финансирование осуществляется в двух основных формах: путем приобретения акций новых фирм либо предоставлением кредита различного вида, обычно с правом конверсии в акции. Венчурный капитал представляет собой вложение средств крупных компаний, банков, государства, страховых, пенсионных и других фондов в сферы с повышенной степенью риска, в новый расширяющийся или претерпевающий резкие изменения бизнес. Специфика рискового предпринимательства заключается в том, что средства предоставляются на безвозвратной, беспроцентной основе, не требуется и обычного при кредитовании обеспечения. Переданные в распоряжение венчурной фирмы ресурсы не подлежат изъятию в течение всего срока действия договора. Венчурные фирмы могут быть двух видов: 1. Собственно рисковый бизнес. 2. Внутренние рисковые проекты крупных корпораций. Величина прибыли венчурной фирмы определяется разностью между рыночной стоимостью акций и суммой средств, вложенных в осуществление проекта. Доля акций может доходить до 80%. Главным стимулом для венчурных вложений является их высокая доходность в случае удачи. Средний уровень доходности американских венчурных фирм составляет около 20% в год. Венчурный бизнес эффективен в подготовительные и стартовые периоды этого бизнеса.

 

    9. Цели формирования  и функции инновационных  образований –  технополисов, технопарков.

   Технополисы – инновационные образования, которые создаются по решению региональных органов власти с целью решения крупных научно – технических проектов, программ. Основной формой финансирования этих программ, проектов являются налоговые льготы, которые устанавливаются соответственными органами власти. В отечественной практике технополисы, как правило, создаются на базе закрытых административно – территориальных образований (ЗАТО). Первый технополис в Свердловской области был создан в 1995 году г.Заречный (Белоярская АЭС).

   Технопарки  – это инновационные образования, выполняющие функции бизнес – инкубаторов. Технопарки создаются для решения научных, научно – технических задач с целью совместного участия, координации усилий, различных участников инновационного процесса. Наибольшее распространение получили технопарки холдингового типа. Технопарки не имеют налоговых льгот. Финансирование осуществляется за счет венчурных фирм.

   Наукограды  – инновационные образования, созданные на базе муниципального образования для решения научных, научно-технических и инновационных задач. Муниципальное образование, на базе которого создается наукоград, должно отвечать определенным требованиям и в первую очередь иметь в качестве основного вида деятельности научную и научно-техническую. Статус наукограда устанавливается решением Правительства РФ. Статус особой экономической зоны предоставляет наукограду льготы по налогам, возможность более самостоятельно формировать и расходовать местный бюджет.

 

    10. Организационные  структуры инновационного  менеджмента. 

    Организационные структуры инновационного менеджмента – это организации, занимающиеся инновационной деятельностью, научными исследованиями и разработками. На различных этапах жизненного цикла инновационного процесса выступают различные организационные структуры, отличающиеся по целям и задачам. На  этапах фундаментальных и прикладных исследований основными организационными структурами являются научные организации. Научная организация характеризуется тем, что основным видом деятельности является научные исследования. Однако встречаются и коммерческие структуры. На этих этапах возможно также участие структурных подразделений крупных корпораций. Эти подразделения могут быть как самостоятельными хозяйствующими субъектами, так и внутренними структурными подразделениями. На этапе НИОКР основной организационной формой является как научная,так и коммерческая организации, здесь же принимают участие финансовые учреждения, на этапе коммерциализации осн. орг-ая структура – коммерческая орг-ия. Малые и средние фирмы являются основными в инновационном менеджменте по следующим причинам: 1. Фирмы с небольшой численностью способны активно генерировать и воспринимать новые идеи. 2. Небольшие фирмы быстро адаптируются к изменениям условия рынка. 3. Так как фирмы с небольшой численностью, работающих более эффективно управляются с позиции менеджеров. В перерабатывающей промышленности Японии – 750 тыс. предприятий, из них 70% фирмы с численностью  работающих от 1 до 9 человек, 10 % от 10 – 20 чел.

    Основные  организационные  структуры инновационного менеджмента:

    Венчурные фирмы – в дальнейшем передают разработки фирмам эксплерентам, патиентам, виолентам, коммутантам.

    Фирмы эксплеренты работают на этапах завершения изобрет. Активности и начала этапа выпуска продукции – главная задача фирмы эксплерентов – завершение опытно – конструкторских разработок. По размерам они невелики как и венчурные фирмы и их главная задача довести проектируемые изделия, процессы, технологии, услуги до этапа выведения  продукта на рынок. Они не занимаются организацией производства, следовательно, не являются прибыльными. Фипры эксплеренты как правило разрабатывают типовые схемы финансирования на опр. срок. И за этот срок фирмы  - эксплеренты должны добиться успеха. Фирмы – эксплеренты являются «пионерскими» организациями, т.к. выступают в роли ранних реципиентов, следовательно, перед ними возникают проблемы связанные с увеличением объемов производства продукции. Не прибыльны, т.к. не занимаются производством.

    Патиенты  – для того, чтобы повысить объемы производства, фирмы эксплеренты заключают союз с др. фирмами, более крупными, т.к. сами не могут тиражировать самостоятельно зарекомендовавшие себя новшества. В зависимости от специфики  потребителя фирмы – эксплеренты передают свои разработки патиентам или ниопентам. Фирмы патиенты работают на узкий сегмент рынка, и удовлетворяет те потребности, которые сформированы под действием моды рекламы и др. подобных средств. Они действуют на этапах роста выпуска продукции и одновременно падения изобретательской активности. Эти фирмы прибыльны, т.к. занимаются с коммерческой деятельностью, производством продукции и оказанием услуг. Они уделяют внимание качеству и повышению объемов производства для завоевания рынка. Могут быть неверные решения у менеджеров фирм – патиентов, т.к. приходится принимать решения  о целесообразности покупки или продажи лицензий прекращения НИОКР.

    Виоленты  – они действуют в сфере  крупного стандартного бизнеса. Это фирмы – силовой стратегии. Они обладают крупным капиталом, высоким уровнем освоения технологий, занимаются крупносерийным и массовым выпуском продукции для широкого круга потребителей со средним уровнем запроса. Они работают на этапе мах выпуска продукции. Они прибыльны, т.к. занимаются коммерческой деятельностью. Научно – техническая политика этих фирм требует принятия решений о постановке продукции на производство, приобретение лицензий, о снятии продукта с производства, о замене парка машин и оборудования. Они работают на этапе спада объемов производства для удовлетворения местно – нац. потребностей.

    Коммутанты – работают на этапе спада объема производства для удовлетворения нац. потребностей.

 

   11. Показатели сравнения  и выбора лучшего  инновационного проекта. 

   На  каждом этапе жизненного цикла инновационного проекта применяется различные  показатели сравнения и выбора лучшего  инновационного проекта:

   1.Фундаментальные  и прикладные исследования. В РФФИ (Российский фонд фундаментальных исследований) проводится сравнительный анализ нескольких проектов. Это оценка имеет 3 уровня экспертизы 1. предварительное рассмотрение проекта. Здесь решается 3 задачи это: отбор проектов для участия в экспертизе второго уровня; составление мотивированного заключения в случае отклонения проекта; определение экспертов  по каждому проекту, которые прошли на индивидуальный уровень экспертизы. 2. На уровне экспертизы устанавливается рейтинг индивидуального проекта, который равен сумме оценок учитывающих: научную ценность проекта; реальность выполнения проектов в срок, поправочный коэффициент (коэффициент коррекции), который учитывает взаимное влияние первых 2 факторов. 3. НА 3 уровне, дается заключение по проекту, принимается решение о его финансировании. Как правило, финансирование получают проекты рейтинговую оценку 20 баллов. Чаще всего она колеблется  от 2 до 13 баллов, при этом оценка 2 балла означает достаточность полезность проекта, оценка 5 это заявка на выдающийся результат.

   2. На этапе НИОКР изобретение  оценивается с точки зрения  востребованности и нужности  для потенциального потребителя,  а также технической, технологической  и организационной применимости, предварительная оценка выгодности  производства использования разработок.

   3. На этапе коммерциализации проводится оценка выгодности производства и продажи. Основными показателями экономической эффективности инновационного проекта являются: 1. ЧДД; 2. индекс доходности инвестиций; 3. срок окупаемости; 4. ВНД. Важнейшим показателем эффективности проекта является чистый дисконтированный доход (ЧДД), который представляет собой накопленный дисконтированный эффект (дисконтированное накопленное сальдо) за расчетный период. Для признания проекта эффективным необходимо, чтобы ЧДД был положительным. При сравнении альтернативных проектов предпочтение должно отдаваться проекту с большим значением ЧДД.

   ИД (индекс доходности) – сумма дохода за весь период осуществления проекта, приходящийся на 1 рубль вложенных  инвестиций. Для экономически эффективных проектов ИД > 1.

Информация о работе Лекция по "Инновационному менеджменту"